Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 22:24, реферат
Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки.
1.ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………3
2. 1.1Соотношение понятий свободное время и досуг…………..4
3. 1.2 Факторы, влияющие на свободное время…………………...8
4. 1.3Структура свободного времени молодежи…………………..9
5.1. 4Проблемы организации содержательного досуга………….15
6.Заключение…………………………………………………………18
7. Список литературы………………………………………………19
Она пишет, что важнейшей характеристикой культуры современной молодежи являются ее предпочтения в сфере досуга. Молодежь - это особенная социальная группа, которая в определенной мере закладывает тенденции развития общества будущего с одной стороны, а с другой – воспроизводит то, что априори необходимо любому человеку и требует своего сохранения.
Сравнивая результаты социологических исследований 1996, 2001 и 2004 гг., автор замечает, что абсолютным лидером предпочтений в сфере досуга, было, есть и будет общение с друзьями. При этом количество молодых людей, выбирающих такую форму отдыха, понемногу увеличивается. Так, по сравнению с 1996 г., где этот показатель равен 73%, в 2004 г. он увеличился более чем на 10% и составляет 85% всех опрошенных студентов независимо от пола, возраста и места проживания.
На втором месте у молодежи в исследовании 2004 г. получен новый, но вполне ожидаемый результат, отвечающий закономерностям наступающего информационного общества, с его видеокультурой и прочее. Среди респондентов 57% выбрали телевизор, видео, слушание музыки как один из наиболее предпочитаемых вариантов отдыха. В исследованиях 1996 и 2001 гг. этот показатель вдвое меньше, соответственно 21% и 18%, а в вертикали предпочтений он занимал лишь четвертое место.
Мнение социолога состоит в том, что пропаганда здорового образа жизни в современной России, наличие солидной базы для занятий спортом отразились и на результатах исследования, так как третьим по значимости направлением в проведении свободного времени молодежь выбрала занятия спортом (47% от числа опрошенных). В исследованиях 2001 г. спорт стоял на втором месте в вертикали позиций, но был представлен 30% , в 1996 г. он занимал четвертое место и составил всего лишь 23% предпочтений. Показатели 2004 г. свидетельствуют, что интерес к занятиям спорта остается достаточно устойчивым, и все большее количество молодых людей заинтересованы в поддержке своей физической формы, ведут здоровый образ жизни, что непосредственно отражает систему ценностей современной молодежи, ориентированной на успех и конкуренцию.
На четвертом месте, исходя из исследования автора 2004 г., в вертикали предпочтений в формах проведения досуга молодежи - посещение кинотеатров. Среди опрошенных 44,% считают просмотры фильмов в кинотеатрах приятной и увлекательной формой досуга. Этот показатель в два раза выше исследований 2001 г., где в целом он составлял лишь 23%, и отличается от результата, полученного в 1996 г. – 0,3% из числа опрошенных предпочитали посещать кинотеатр.
Приток молодежи в кинотеатры объясняется как в целом изменившейся ситуацией в кинематографическом бизнесе, с его новыми возможностями, так и субъективными установками и предпочтениями современной молодежи. Посещение комфортных кинотеатров, в которых можно познакомиться с новинками кинопродукции ведущих режиссеров и кинокомпаний мирового уровня, становится не только престижным, но и необходимым для личностного роста. Посещение кинотеатров с друзьями, обсуждение фильмов закрепляют социальные связи, придают им активность и культурную направленность, служат базой для формирования новых ценностей молодежи.
Следующим в ряду предпочтений досуга молодежи стало чтение книг, отрадно, что результаты очень близки с такой формой как посещение кинотеатров и они намного выше показателей предыдущих исследований. Так, в 2004 г. 41% опрошенных свое свободное время проводят за чтением книг. В исследованиях 1996 г эта цифра составила 28%, а в 2001г – 24%. Правда в вертикали предпочтений этот показатель выходит лишь на пятое место, тогда как в 2001 г. он был на четвертом, а в 1996 г. и вовсе на втором.
Но в данном случае количественный показатель исследований 2004 г., который составляет немного меньше половины опрошенных, позволяет сделать вывод о том, что интерес к чтению книг все же растет. Тот факт, что чтению книг половина молодых людей уделяют достаточное внимание, очень важен как для учебной, так и воспитательной работы в обучении. В анкете не ставился вопрос о читательских предпочтениях, но беседы и консультации, проведенные автором в художественном отделе библиотеки университета, дают основания сделать вывод о разностороннем читательском интересе у молодежи.
Общение в кругу семьи предпочитают проводить свыше трети опрошенных. Этот показатель также вырос по сравнению с предыдущими исследованиями. В 2004 г. он составляет 33%, в 2001, 1996 гг. – всего лишь 18%.
Устойчивый интерес юноши и девушки проявляют и к такой форме досуга, как посещение дискотек, баров, казино. По итогам всех исследований произошел небольшой рост, так в 1996 г. предпочтение такой форме отдыха отдали 17% респондентов, в 2001 г. Эта цифра составила уже 26%, а в 2001 г. – 29%, т.е. почти треть опрошенных.
Такая динамика объясняется ростом уровня материального благосостояния молодых, с одной стороны, а с другой, интенсивным развитием в Москве этой сферы услуг и развлечений, привлекающей молодежь своими разнообразными формами. Оценивать рост интереса к такой форме времяпрепровождения в категориях «хорошо» или «плохо» не представляется автору конструктивным, скорее этот показатель важен нам для изучения специфики современной молодежной субкультуры.
Б. Фаулер, фиксирует становление нового опыта проведения досуга и указывает следующие взаимосвязанные факторы этого процесса.
Изменение в содержании досуга под воздействием бурного развития социальной инфраструктуры, средств массовой коммуникации, новых технологий, синтеза компьютера с видеотехникой, обусловливают одновременно устойчивость и подвижность, изменчивость содержания и форм деятельности в современном досуге молодежи. Если раньше досуг городской и сельской молодежи заметно отличался, то в современных условиях, глобализационные процессы, во многом «стирают» границы отличия.
1.4Проблемы организации содержательного досуга
Насилие в компьютерных играх - насущная для общественности (а особенно для игровой) проблема. Однозначного мнения по этому вопросу нет до сих пор. Можно ли считать его положительным фактором или требуется считать отрицательным? Как виртуальное насилие влияет на играющего, и влияет ли вообще?
Как известно, наиболее кровожадными, особенно в последнее время, являются игры, относящиеся к жанру Action. Люди, обсуждающие данную проблему, делятся на два лагеря. Одни полагают, что виртуальное насилие (надо подчеркнуть - речь идет именно о виртуальном насилии) действует на людей отрицательно и его следует запретить. То есть это плохо. Другие считают, что наоборот, кровавые компьютерные игры являются безопасной альтернативой насилию реальному. То есть это хорошо. Есть и третья категория людей, но они ни о чем не рассуждают - они просто играют.
Ни для кого не секрет, что даже не большие дозы алкоголя губительно действуют на формирующийся мозг подростка. А в последнее время многие подростки (как показал опрос - 36%) употребляют различные спиртные напитки и не видят в этом ничего особенного. Причин, по которым подростки начинают употреблять спиртные напитки самые разные: начиная от семейных( неблагополучные семьи, злоупотребление алкоголя кем-то из родителей) и заканчивая личными психическими изменениями, но учитывая тему моего проекта я бы хотела рассмотреть причину, непосредственно касающуюся времяпровождения подростков. А именно то, что многие подростки начинают употреблять спиртные напитки в компаниях. В подростковом возрасте на какое-то время главным смыслообразующим отношением становится отношение "я и группа".
Существенным, а со временем и главным системообразующим моментом в этих отношения очень часто становится групповая выпивка, регулярное злоупотребление алкоголем, которое становится не только особой, асоциальной по своей направленности деятельностью, не только ведет к оторванному от реальности иллюзорно-компенсаторному удовлетворению потребностей, не только подавляет и перестраивает иерархию мотивов, но и является опаснейшим ядом для детского организма, его нервной системы, головного мозга. А это в свою очередь ведет к явлениям абстинентного синдрома, компульсивного влечения, токсической энцефалопатии. Не случайно поэтому, что по мере перерастания злоупотребления в болезнь и, особенно во время быстрого, "лавинообразного" врастания симптомов болезни группоцентрический уровень развития смысловой сферы, даже с его извращенным содержанием, становится слишком высоким для больных и происходит "сползание" на эгоцентрический уровень. Группа, своя компания как таковая остается, но она перестает быть смысловым центром, целью, становясь все более лишь средством для удовлетворения взрастающей потребности. Поэтому, в частности, больные перестают держаться только "своих ребят" и их интересов и начинают легко сходиться с любым злоупотребляющим, с любой, даже на короткое время возникшей, компанией пьющих людей.
Приведенные соображения позволяют по-новому подойти к одному из самых распространенных и в то же время одному из самых туманных в психиатрии определений процесса деградации, а именно определению его как "снижения", "уплощения" личности. Интуитивно термины "снижение", "уплощение", как и многие другие термины клинического описания, кажутся понятными, правда, лишь при условии соотнесения их с конкретными образами больных. Однако их содержание, равно как и содержание большинства других подобных терминов, остается в психиатрии очень неопределенным. Предложенный подход позволяет рассматривать "снижение" как термин, относимый к смысловой, нравственно-ценностной плоскости развития личности.
Итак, в ходе болезни происходят глубокие изменения личности, всех ее основных параметров и составляющих. Это в свою очередь неизбежно приводит к появлению и закреплению в структуре личности определенных установок, способов восприятия действительности, смысловых смещений, клише, которые начинают определять все, в том числе и "неалкогольные" аспекты поведения подростков, порождать их специфические для алкоголиков характерологические черты, отношения к себе и окружающим.
Существование огромного количества свободного времени (ранее оно заполнялось отправками в колхозы, стройотряды, различного рода партийными собраниями и сборами, кружками по интересам и мн.др., т.е. досуг молодежи был организован) заставляет молодых людей самим себе его организовывать. Социальная незадействованность провоцирует развитие антисоциального поведения. «От нечего делать» сегодня совершаются большинство хулиганских выходок и посягательств; употребление алкогольных, наркотических и токсических средств. Таким образом, молодые люди, «принадлежащие сами себе», склонны к поведению, не согласующемуся с нормами и ценностями общества, в большей степени, чем включенные в общественные процессы, жизнь. Не нужда, потребность в предметах первой необходимости заставляют молодых людей вступить сегодня на путь криминала. Вседозволенность, распущенность, наплевательский «пофигизм», желание позабавиться, «оторваться», продемонстрировать свою силу и мощь, «крутизну», зачастую проявляемые сами по себе - просто так, «от нечего делать», подкрепленные иждивенческой установкой к жизни, являются основными причинами небывалого роста правонарушений среди людей молодого возраста.
Заключение
В настоящее время все большее внимание ученых привлекают проблемы молодежного досуга. Во многом это диктуется масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта область жизнедеятельности. Становится возможным говорить о возрастающей роли досуга для молодежи и, как следствие, об увеличении его влияния на процесс социализации молодого поколения.
Повышенный интерес к социологическому исследованию досуга определяется также изменениями содержания и структуры досуга под воздействием социокультурных трансформаций, произошедших в стране (смены ценностных установок российской молодежи, развития социальной инфраструктуры, появления новых информационных технологий). Это диктует необходимость типологизации досугового поведения молодежи в соответствии со сложившейся социокультурной ситуацией.
Список литературы
1.Акимова Л. А. Социология досуга / Л.А. Акимова. – М. : МГУКИ, 2003. – 123 с.
2. Батнасунов А.С. Трансформации молодежного досуга в современном российском социуме / А.С. Батнасунов // Социология. 2008. № 4. – С. 31-33.
3. Бутенко И.А. Качество свободного времени у богатых и бедных // Социс. 1998. №7. – С. 82 -90.
4. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Человек после работы. Социальные проблемы быта и внерабочего времени. – М.: Наука, 1972. –256 с.
5. Гофман А.Б. 7 лекций по истории социологии: учебное пособие для вузов. / А .Б. Гофман – 5-е изд. – М.: Книжный дом «Университет», 2001. – 123 с.
6. Котельникова, Н.В. Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга в современной России. – Социология культуры, духовной жизни [Текст]: автореф. дис. ... канд. социол. наук / Н.В. Котельникова. – Ставрополь: Ставропольский гос. ун-т, 2003. – 24 с.
7. Кэндо. Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие // Личность. Культура. Общество. - 2000. - Т. - II. Вып. 1(2) – С. 196-205.
8. Мосалев, Б.Г. Досуг: методология и методика социологических исследований / Б.Г. Мосалев. М.: МГУК, 1995.- 183 с.
9.Понукалина О.В. Социокультурное значение досуга. Сб. науч. тр. Саратов: Юл, 2001. – С. 182-184.
10. Свободное время // Википедия. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
11. Социология: Курс лекций / Под ред. А. В. Миронова, В. В. Панферовой, В. М. Утенкова. — М.: Соц.- полит, журн., 2002. – 255 с.
12. Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Г.В.Осипова. - М.: ИСПИ РАН, 1995. –196 с.