Содержание понятий «сознание» и «бессознательное»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:08, контрольная работа

Описание работы

Сознание –способ организации психики, содержание которого составляют чувственные и интеллектуальные образы предметов и мотивационно-эмоциональное отношение к ним. Они открываются субъекту как его внутренний опыт в процессе самонаблюдения (интроспекции). Как и в случае с пониманием времени, нам кажется, что мы знаем, что такое сознание, но затрудняемся определить его.
Бессознательное - совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом внимания.

Содержание работы

Содержание понятий «сознание» и «бессознательное»…………………...2
Вклад отечественных ученых в развитие психологии……………………...6
Воображение и его виды…………………………………………………….13

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 46.24 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Содержание понятий  «сознание» и «бессознательное»…………………...2
  2. Вклад отечественных ученых в развитие психологии……………………...6
  3. Воображение и его виды…………………………………………………….13

 

 

1.Содержание понятий  «сознание» и «бессознательное».

Сознание –способ организации психики, содержание которого составляют чувственные и интеллектуальные образы предметов и мотивационно-эмоциональное отношение к ним. Они открываются субъекту как его внутренний опыт в процессе самонаблюдения (интроспекции). Как и в случае с пониманием времени, нам кажется, что мы знаем, что такое сознание, но затрудняемся определить его.

Бессознательное - совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом внимания.

В психоанализе бессознательное и сознательное рассматривается как понятия разного уровня: многое из того, что относится к двум другим структурам психики (Я и Сверх-Я) так же отсутствует в сознании.            

Сознание и бессознательное  постоянно переплетаются во  многих  действиях человека, они способны влиять друг на друга и  психику  человека  в  целом. Иногда мы сознательно доверяемся  «внутреннему  голосу», интуиции, предчувствию, когда не можем найти  более  подходящего  решения.

Проявления   бессознательного    в сознании:

Бессознательная  память  -  это  та  память,  которая   связана   с

долговременной  и  генетической  памятью.  Это  та  память,  которая

управляет мышлением, воображением, вниманием,  определяя  содержание

мыслей  человека в данный момент времени,  его  образы и объекты. 

Бессознательное мышление   особенно отчетливо выступает в процессе решения  человеком творческих задач, а бессознательная речь - это внутренняя речь.

Бессознательная   мотивация - влияет на  направленность  и характер  поступков,  многое  другое,  не  осознаваемое  человеком  в психических процессах, свойствах и состояниях.

Бессознательное в личности  человека -  это  те  качества,  интересы,

потребности, которые человек не осознает у себя, но  которые проявляются в ошибочных действиях,оговорках. В  основе  другой  группы   бессознательных   явлений   лежит непроиз-вольное  забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий – всего, имеющего для человека малую  значимость. Третья  группа бессознательных  явлений  личностного  характера относится, к разряду представлений и  связана  с восприятием,  памятью  и воображени-ем:  сновидения,  грезы,  мечты.  Грезы  и  мечты  происходят  при  работаю-щем,  но  несколько ослабленном сознании, а сновидения – и вовсе без его контроля.

Аристотель  говорил: «То, что хорошо от природы предпочтительней того, что хорошо не  от  природы.  …Цель  предпочтительней того, что направлено к цели… И вообще то, что служит цели жизни, предпочтительней того, что служит для чего -  то  другого,  как например,  то,  что  направлено  к  счастью  предпочтительней   того,   что направлено к рассудительности».  Таким  образом,  сознательно  ставя  перед собой цель, которой желаешь бессознательно, можно добиться  того  единства, которое и приведет к выполнению цели  жизни.  Об этом же говорит и психоаналитик ХХ века З. Фрейд.

Наличие  сознательного  и  бессознательного  в  психике  усложняет   задачу индивида. Поэтому необходимо найти  гармонию.  Это достигается путем  самопознания.  Углубляясь  в  себя,  важно  не потерять   ориентацию   в    поиске    соотнесенности    сознательного    и бессознательного.  Потеря  ориентации  заключена  в  том,  что  принижается значение одной из противоположностей.

Один  из  вариантов  такой потери,  когда   прини-жают   значение   сознательного,   уходят   в   сферу бессознательного. Такое проникновение в бессознательное не превращает его в сознательное. Напротив, бессознательное приобретает силу и проникает  в  ту часть психики, которая  относится  к  сфере  сознания,  бессознательное  не следует  понимать  как  нечто  аморфное,  оно  обладает   динамичностью   и способностью к агрессивности. Поэтому встает вопрос, может ли  человек оказаться  во  власти  бессознательного?  Думается,  что   да.   Ослабление сознания, вялость и инертность его ведут к агрессии бессознательного.  Этой агрессии человек помогает сам, если он возвышает  бессознательное  и  через него хочет обо всем узнать.

Следующий тип бессознательных явлений  -  (по  Фрейду) касается личностного бессознательного - желания,  мысли,  намерения, потребности, вытесненные  из  сферы  человеческого  сознания  под  влиянием цензуры. Каждый  из  типов  бессознательных  явлений  по-разному  связан  с поведением человека и его сознательной регуляцией.

Взаимосвязь   сознания  и   бессознательного   является   основной

предпосылкой психоанализа, и только  она  дает  ему  возможность  понять  и

приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологичес-кие  процессы в душевной жизни. Иначе говоря, психоана-лиз  не  может  перенести  сущность психического в сознание, но  должен  рассматривать сознание  как качество психического, которое может присоединяться или  не присоединяться  к  другим его качествам.

Было  бы неверно приравнивать   бессознательное   и сознатель-ное   к   животной   и   человеческой   психике    соответственно. Бессознательное  -  это  столь  же  специфически  человеческое  психическое

проявление,как и сознание,  оно  выступает  как  частичное,  недостаточ-но  адекватное отражение мира в мозгу человека. Опыт  показывает нам  далее,  что  любой  психический   элемент,   например   представление, обыкновенно  не  бывает  длительно  сознательным.   Наоборот,   состояние сознательности быстро проходит под  воздействием каких-либо, иногда незначительных факторов; представление в  данный  момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть  таковым,  однако  может вновь стать сознательным при известных, легко  достижимых  условиях.  Каким оно было в промежуточный период, мы не знаем; можно сказать, что  оно  было скрытым (латент), подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было  бессознательным,  мы также  дадим  правильное  опи-сание.  Это  бессознательное  в  таком  случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным.

К  понятию бессознательного  пришли путем разработки  опыта,  в котором большую роль играет душевная  динамика.  Сущест-вуют  весьма  напряженные   душевные   процессы   и представления - здесь  прежде  всего приходится  иметь дело  с некоторым количественным моментом, который может  иметь  такие же последствия для душевной жизни, как и все  другие  представления.

Состояние,  в  котором  они  находились   до   осознания,   мы   называем вытеснением, а сила, приведшая к вытеснению и поддерживавшая его, ощущается во время  психоаналитической работы как сопротивление.

Вытесненное  рассматривают    как    типичный    пример бессознательного. Мы  видим,  однако,  что  есть  двоякое  бессознательное: скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное,  которое само  по себе  и без дальнейшего не может  стать сознательным.

Вывод:  уровень  бессознательного,  выражающий  переход  его   в сознательное  и наоборот, выражает осознание человеком  ранее неосознаваемой мысли. Осознаваемая  в  настоящем  мысль  мо-жет  перейти  в  сферу бессознательного. Таким   образом,   мера бессознательного в жизни человека определяется переходом от  инстинктивного ощущения  действительности  к  сознательному   восприятию,   выраженную   в поведении человека в его поступках.

 

2. Вклад отечественных ученых в развитие психологии.

Одним из создателей новой психологической школы был Сергей Леонидович Рубинштейн (1889 - 1960), выдающийся психолог и философ, руководивший в свое время научными исследованиями на кафедре психологии МГУ и в институте общей и педагогической психологии. Впоследствии он был подвергнут критике, которая велась с применением далеко не научных методов воздействия, и отстранен от должностей.

С.Л. Рубинштейну принадлежит  заслуга написания первого и  единственного в нашей стране по фундаментальности содержания и  широте охвата психологической проблематики труда под названием "Основы общей  психологии". В эту работу вошли  передовые достижения отечественной  и мировой психологической науки.

Рубинштейн разрабатывал философские проблемы психологии, сформулировал  важнейшие методологические принципы психологии. Один из них - принцип единства сознания и деятельности - составил основу деятельного подхода в  психологии. В своей работе " Принцип  творческой самодеятельности" С.Л. Рубинштейн указывает на роль деятельности, в  которой субъект проявляется, созидается и определяется. Именно с этих позиций  С.Л. Рубинштейн приступил к обобщению  достижений психологии.

Этапной как в творчестве самого Рубинштейна, так и для  отечественной психологии в целом  стала статья " Проблемы психологии в трудах Карла Маркса" (1934г) Это  выступление вместе с его книгой "Основы психологии" (1935г) и " Основами общей психологии" (1946г) явились  практической реализацией замысла  построения марксистской психологии в  СССР. Именно эта его работа была удостоена Государственной премии и получила высокие оценки в рецензиях  ведущих отечественных психологов.

В своей статье Рубинштейн подверг глубокому анализу кризис, переживаемый зарубежной психологией. В его материале раскрывается марксистская концепция человеческой деятельности, сознания и личности, утверждается принцип единства сознания и деятельности.

Таким образом, в сферу  психологического изучения была включена деятельность. Этим был сделан реальный шаг на пути преодоления постулата  непосредственности, намечены основы объективного познания психики.

Включив деятельность в сферу  психологического изучения, Рубинштейн в то же время указывал, что это " не значит, что поведение, деятельность человека является предметом психологии. Деятельность человека - сложное явление. Различные стороны её изучаются  разными науками, а психология изучает  психическую сторону деятельности".

Рубинштейн наметил общую  структуру деятельности, которую  детально разработал А.Н. Леонтьев. По Рубинштейну, в зависимости от характера  мотивации различаются и деятельность и поведение: преобладание в деятельности отношения человека к другим людям превращает её в поведение. Единицей поведения является поступок, а единицей деятельности - действие. Рубинштейн выделял в качестве основных следующие виды деятельности: труд, игра, учение, и он дал их психологический анализ для каждого из этих видов, раскрыл их природу и связь с развитием личности.

В 50е годы Рубинштейн сформулировал  принцип детерминизма и раскрыл  его на материале экспериментальных  исследований мышления. В связи с  исследованиями мышления было сформулировано положение о психическом как  процессе: " мышление выступает как  процесс, а этот процесс членится на отдельные звенья или акты."

В годы всеобщего отвлечения внимания от проблем воли он продолжал ею заниматься и достиг вполне ощутимых результатов. Вот такую характеристику он дал в своей работе "Основы общей психологии": "Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя как субъекта, который возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними".

В психологической науке  категория личности относится к  числу базовых категорий. В связи  с этим в психологии возник вопрос о специфике исследования личности, благодаря чему был сформулирован личностный принцип С.Л. Рубинштейна как " динамическая тенденция", в которой он исследовал психические процессы и состояния личности.

Завершающая работа Рубинштейна, соединившая изучение психологии личности с проблемой её бытия в мире и нравственной природой человеческой жизни, осталась незаконченной и  была опубликована под названием "Человек  и мир" в 1973 году.

Рубинштейн наиболее известен как автор оригинальной концепции, обобщенной им в конце жизни в качестве новаторской философской антропологии. Психологический тезис психологической теории деятельности формируется: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.

На основе этого положения  в 30-х годах Рубинштейн формирует  основной принцип: «единство сознания и деятельности». Деятельность и сознание это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство, но не тождество. Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения: сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается.         Леонтьев уточняет положение Рубинштейна: так, по нему сознание не просто проявляется как отдельная реальность, сознание встроено и неразрывно связано с ним. Деятельность по Рубинштейну - это совокупность действий, например, на достижение целей. По Леонтьеву - это совокупность действий, объединенных определенным мотивом.

Информация о работе Содержание понятий «сознание» и «бессознательное»