Содержание понятий «сознание» и «бессознательное»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:08, контрольная работа

Описание работы

Сознание –способ организации психики, содержание которого составляют чувственные и интеллектуальные образы предметов и мотивационно-эмоциональное отношение к ним. Они открываются субъекту как его внутренний опыт в процессе самонаблюдения (интроспекции). Как и в случае с пониманием времени, нам кажется, что мы знаем, что такое сознание, но затрудняемся определить его.
Бессознательное - совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом внимания.

Содержание работы

Содержание понятий «сознание» и «бессознательное»…………………...2
Вклад отечественных ученых в развитие психологии……………………...6
Воображение и его виды…………………………………………………….13

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 46.24 Кб (Скачать файл)

Леонтьев Алексей  Николаевич (1903-1979) внес огромный вклад в отечественную и мировую психологию. Разрабатывал в 20-х гг. совместно с Л.С. Выготским и А.Р. Лурия культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание, память) как процесс "вращивания", интериоризации внешних форм орудийно опосредованных действий во внутренние психические процессы. Экспериментальные и теоретические работы посвящены проблемам развития психики (ее генезису, биологической эволюции и общественно-историческому развитию, развитию психики ребенка), проблемам инженерной психологии, а также психологии восприятия, мышления и др.

В книге «Деятельность. Сознание. Личность» Леонтьев А.Н., развивая взгляды и идеи Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна, прежде всего подчеркивает неделимый, молярный характер деятельности, поскольку это «система, имеющая свое строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие», «включенная в систему отношений общества». В обществе человек попадает не просто под внешние условия, к которым он подстраивает свою деятельность, сами общественные условия несут в себе мотивы и цели его деятельности, таким образом общество создает деятельность образующих его индивидов. Первично деятельностью управляет сам предмет (предметный мир), а вторично его образ, как субъективный продукт деятельности, который несет в себе предметное содержание. Сознательный образ понимается при этом как идеальная мера, овеществляемая в деятельности; оно, человеческое сознание, существенно участвует в движении деятельности. Так, Леонтьев считал «исследование процесса порождения и трансформации личности человека в его деятельности, протекающей в конкретных социальных условиях».

Согласно Леонтьеву, деятельность – это форма активности. Активность же в свою очередь побуждается  потребностью, т.е. состоянием нужды  в нормальных условиях функционирования.

Ученый выдвинул общепсихологическую теорию деятельности – новое направление в психологической науке. На основе предложенной Леонтьевым схемы структуры деятельности изучался широкий круг психических функций (восприятие, мышление, память, внимание), производилось исследование сознания и личности. Концепция деятельности ученого получила развитие в различных отраслях психологии (общей, детской, педагогической, медицинской, социальной), в свою очередь обогащавших ее новыми данными. Сформулированное Леонтьевым положение о ведущей деятельности и ее определяющем влиянии на развитие психики ребенка послужило основанием для концепции периодизации психического развития детей, выдвинутое Д.Б. Элькониным, и в то же время затормозило изучение врождённых психологических различий. При активном участии Леонтьева прошёл ряд психологических дискуссий, в которых он отстаивал точку зрения, что психика формируется в основном внешними факторами.

Критики также отмечают тот  факт, что Леонтьев был одним из наиболее последовательных сторонников  идеализации советской психологии. Во всех своих работах, в том числе в программной книге "Деятельность, сознание, личность" (1975) он последовательно проводил тезис: "В современном мире психология выполняет идеологическую функцию и служит классовым интересам; не считаться с этим невозможно".

 

Лев Семенович Выготский (1896-1934) – «Моцарт» психологии, а между тем можно сказать, что этот человек пришел в психологию со стороны.

Лев Семенович не имел специального психологического образования, и вполне возможно, именно этот факт и позволил ему взглянуть по-новому, с другой точки зрения на проблемы, стоящие  перед психологической наукой.

Фундаментальный труд Выготского – «Психология искусства». В нем он выдвинул положение об особой «психологии формы», о том, что в искусстве форма «развоплощает материал».

В «Культурно-исторической теории» Выготский рассматривал высшие психические функции как своего рода орудия, с помощью которых человек воздействует на окружающий мир. Эти орудия «присваиваются» в процессе развития путем интериоризации.

В труде «Системность организации высших форм психической деятельности» ученый положил начало анализу именно системного строения различных психологических процессов. Он сформулировал принципы, отличающие работу мозга человека от работы мозга животных. Им также были намечены нейропсихологические пути компенсации нарушений психических функций, возникающих при локальных поражениях мозга.

В «Концепции меняющегося значения мозговых зон» - основную закономерность психического развития Выготский видел в хронологически последовательном формировании высших психических функций и последовательном прижизненном изменении их мозговой организации. Отсюда он делал вывод о различном влиянии очага поражения на высшие психические функции в детском возрасте и у взрослого человека.

В «Классификации «трудных» детей и особенности их развития» Выготский выделил три категории «трудных» детей, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании: одаренные, дефективные и примитивные, — и описал особенности их развития. К дефективным он относил детей, имеющих органические нарушения, а к примитивным — отсталых в смысле культурного и социального развития.

В работе «Принципы психолого-педагогической диагностики» Выготский утверждал, что психологический диагноз — начальный, а не окончательный этап диагностики. На основании диагноза необходимо дать прогноз развития ребенка и выработать оптимальные средства воздействия, которые могут использовать взрослые в своей работе. В связи с этим он показал малую информативность диагностики актуального развития.

В труде «Основы психолого-педагогического подхода к обучению и воспитанию «трудных» детей» Выготский разделил «дефекты» на первичные и вторичные. Первичные дефекты — это органические нарушения, поражения какой-то структуры головного мозга или центральной нервной системы, не поддающиеся коррекции психолого-педагогическими средствами. Вторичные же дефекты возникают на основе первичных и выражаются в нарушениях развития, которые могут быть исправлены или скомпенсированы. Тем самым Выготский определил область компетенции педагогов, психологов и дефектологов.

«Понятие актуального развития и зоны ближайшего развития»-это наиболее известные из открытых Выготским понятий. Введены им для характеристики связи обучения и психического развития.

«Возрастная периодизация» - в качестве критерия для периодизации Выготский выделил психические новообразования, характерные для каждого этапа. Отсюда чередование стабильных возрастов с критическими, когда «скачкообразно» проявляются психические новообразования.

«Механизм формирования высших психических функций» - на основании своей культурно-исторической теории Выготский сделал вывод о том, что высшие психические функции формируются у ребенка в результате интериоризации. Интериоризация происходит при взаимодействии со взрослым, и само это взаимодействие становится источником развития, а не его фактором, воздействующим на ребенка извне. Таким образом, Выготский предложил совершенно новую трактовку соотношения наследственности и среды.

 

3.Воображение и его виды.

Воображение - особая форма  психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано  с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Максим Горький говорил, что именно вымысел поднимает человека над животным, потому что только у человека, который, являясь существом общественным, преобразует мир, развивается подлинное воображение.

Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое  другое живое существо в мире. Прошлое  зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях. Всякое воображение  порождает что-то новое, изменяет, преобразует  то, что дано восприятием. Эти изменения  и преобразования могут выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Например, сообщение  о полете в космос побуждает наше воображение рисовать картины фантастической по своей необычности жизни в  невесомости, в окружении звезд  и планет.

Воображение может, совершить  такой отлет от действительности, который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность и  отклоняясь от нее, все же учитывает  ее существенные стороны и наиболее значимые черты.

В научной литературе существует очень много подходов к определению  воображения:

С.Л.Рубинштейн пишет: 'Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов'.

Л.С.Выготский считает, что 'воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением'.

Согласно Е.И.Игнатьеву, 'основной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление'.

А Философский словарь определяет воображение как способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений'.

Как видно из определений, существенным признаком воображения  считается способность субъекта создавать новые образы. Но этого  недостаточно, потому что нельзя тогда  провести различия между воображением и мышлением. Ведь мышление человека (создание познавательных образов посредством  выводов, обобщений, анализа, синтеза) не может быть просто отождествлено  с воображением, потому что создание новых знаний и понятий может  происходить и без участия  воображения.

Многие исследователи  отмечают, что воображение есть процесс  создания новых образов, протекающий  в наглядном плане. Такая тенденция  относит воображение к формам чувственного отражения, другая же считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и  продуцирует новые мысли.

Одна из черт, характерных  для воображения, состоит в том, что оно связано не только с  мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем всегда предполагается преобразование чувственного материала.

В жизни человека воображение  выполняет ряд специфических  функций.

Первая из них состоит  в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность  пользоваться ими, решая задачи. Эта  функция воображения связана  с мышлением и органически  в него включена.

 

Вторая функция воображения  состоит в регулировании эмоциональных  состояний. При помощи своего воображения  человек способен хотя бы отчасти  удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается  в психоанализе.

Третья функция воображения  связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов  и состояний человека, в частности  восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством  образов он получает возможность  управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция воображения  состоит в формировании внутреннего  плана действий - способности выполнять  их в уме, манипулируя образами.

Наконец, пятая функция - это планирование и программирование деятельности, составление таких  программ, оценки их правильности, процесса реализации.

С помощью воображения  мы можем управлять многими психофизиологическими  состояниями организма, настраивать  его на предстоящую деятельность. Известны также факты, свидетельствующие  о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек  может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту  пульса, кровяное давление, температуру  тела.

 

Виды воображения 

Отношение человека к процессу воображения непосредственно определяет существование различных уровней  воображения. На низших уровнях смена образов происходит непроизвольно, на высших - в ней все большую роль играет сознательное человека к формированию образов.

 

 

Пассивное воображение.

В самых низших и примитивных  своих формах воображение проявляется  в непроизвольной трансформации  образов, которая совершается под  воздействием малоосознанных потребностей, влечений и тенденций, независимо от какого-то сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения как бы самопроизвольно всплывают перед воображением, помимо воли и желания человека, а не формируются им. В чистом виде такая форма воображения лишь в очень редких случаях на низших уровнях сознания и в сновидениях.

Активное воображение.

В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно  формируются и преобразуются  в соответствии с целями. Пользуясь  ими, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие  образы творческой деятельности человека.

Информация о работе Содержание понятий «сознание» и «бессознательное»