Соотношение биологического и социального в структуре личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 14:53, доклад

Описание работы

Современный человек с самого рождения представляет собой биосоциальное единство. Он появляется на свет с неполностью сформированными анатомофизиологическими качествами, которые доразвиваются при его жизни в социуме. В то же время наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем собственно человеческих качеств: развитой способности к подражанию взрослым, любопытства, способности огорчаться и радоваться.

Содержание работы

1.Введение…………………………………………………………………………2
2.Соотношение биологического и социального в структуре личности……….3
3.Этапы развития личности………………………………………………………4
4.Спсиок источников литературы………………………………………………12

Файлы: 1 файл

Доклад_соотношение_биологического_и_социального.docx

— 26.65 Кб (Скачать файл)

Содержание.

1.Введение…………………………………………………………………………2 
2.Соотношение биологического и социального в структуре личности……….3 
3.Этапы развития личности………………………………………………………
4.Спсиок источников литературы………………………………………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение.

Современный человек с  самого рождения представляет собой  биосоциальное единство. Он появляется на свет с неполностью сформированными анатомофизиологическими качествами, которые доразвиваются при его жизни в социуме. В то же время наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем собственно человеческих качеств: развитой способности к подражанию взрослым, любопытства, способности огорчаться и радоваться. Его улыбка («привилегия» человека) имеет врожденный характер. Но полностью в этот мир вводит человека именно общество, которое наполняет его поведение социальным содержанием.

В своей работе я хочу более  подробно рассмотреть это соотношение, рассмотреть этапы формирования личности, а так же узнать как эти знания могут помочь следователю в исполнении своей профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Соотношение биологического и социального в структуре личности.

Личность - это человек  как субъект социальных отношений  и сознательной деятельности, определяемое включенностью в социальные связи  системное качество индивида, формирующееся  в совместной деятельности и общении.

Развитие личности - процесс  ее закономерного изменения как  системного качества индивида в результате социализации. Обладая природными предпосылками  к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Таким образом, в процессе развития личности выделяются два важных фактора: генетический и средовой.

Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. К внешним относятся: принадлежность человека к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. А внутренние включают генетические, биологические и физиологические факторы.

Генетические факторы - это  тот род влияния на поведение, которое передается от родителей  к детям благодаря механизмам наследственности. Наряду с окружающей средой они играют ключевую роль в  развитии личности человека. Так, исследования близнецовым методом предоставляют наглядное доказательство того, что эмоциональная устойчивость, экстраверсия, тревожность, сила, подвижность, уравновешенность устойчиво передаются по наследству. К другим личностным особенностям, которые имеют как минимум умеренно выраженную генетическиую компоненту, относят отчужденность, агрессивность, стремление к достижениям, лидерство, воображение и чувство благополучия.

Генетические факторы  играют важную роль в детерминации личности, особенно в отношении того, что делает человека уникальным индивидом. Они, как правило, более важны для таких характеристик, как интеллект, темперамент, и менее важны для формирования ценностей, идеалов, убеждений.

Примером таких индивидуальных различий по темпераменту, который  касается уровней активности и пассивности, может быть следующий: некоторые  дети более активны и более  смелы, чем другие. Эти особенности  могут сохраняться на протяжении многих лет: одни люди всегда имеют  потребность в том, чтобы двигаться, действовать, другие, как правило, предпочитают читать или дремать; одни решительны и бесстрашны, другие, робки и осторожны. Тот факт, что эти особенности проявляются рано, сохраняются на протяжении долгого времени и, по-видимому, относительно не зависят от обучения, позволяет предположить, что они относятся к генотипически обусловленным, или наследуемым, характеристикам.

Генетические факторы выявлены всеми исследователями, которые занимаются эволюционным наследием. Согласно их данным многие шаблоны поведения человека уходят корнями в эволюционное прошлое и связаны с генами, общими для людей и представителей других видов, т.е., объединяет их с представителями других видов (уши, глаза, нос). Но помимо этого, психологи-эволюционисты полагают, что всех людей объединяют и шаблоны социальных отношений друг с другом. Например, характеристики, которые считаются желательными для представителей женского или мужского пола, различная включенность мужчин и женщин в заботу о детях, основные эмоции - все это, как предполагается, проявления эволюционного наследия, заложенного в генах.

Психологи, которые занимаются изучением базовых эмоций (гнев, страх, отвращение, радость и т.д.) предполагают, что эти эмоции являются врожденными и соответствующая  информация о них закодирована в  генах. Таким образом, дети так же, как и взрослые, а шимпанзе так  же, как и люди, переживают подобные эмоции, потому что у них общее  эволюционное наследие и общая генетическая структура. Это вовсе не означает, что опыт не оказывает влияния  на то, какие эмоции чаще встречаются  у данного индивида, или на то, когда и при каких условиях переживаются определенные эмоции и  как они выражаются. Опыт оказывает  корректирующее влияние, но развитие происходит в соответствии с заложенной генетической структурой.

Итак, роль генов состоит  в том, что они обеспечивают принадлежность всех людей к единому человеческому  роду и в то же время создают  между ними индивидуальные различия.

Средовые факторы.

 К ним относятся внешние влияния, которые делают людей уникальными.

Одной из значимых детерминант  личности является опыт человека, связанный  с его принадлежностью к определенной культуре. Каждая культура имеет свои собственные институциализированные и санкционированные шаблоны поведения, ритуалов и верований, которые передаются через обучение. Это означает, что большинство представителей данной культуры будет обладать определенными общими личностными характеристиками. Поэтому человек может не подозревать о культурных влияниях до тех пор, пока не вступит в контакт с носителями другой культуры, которые иначе будут смотреть на мир, на особенности поведения и т.д. Принадлежность к той или иной культуре приводит, в конце концов, посредством социализации к нормативным моделям в мышлении, эмоциях и поведении. Осознает человек это или нет, культурная среда формирует в нем образ себя, форму отношений с другими людьми, потребности и способы их удовлетворения, а так же цели, к достижению которых человек стремится.

Огромную роль в социальном развитии человека играет принадлежность к определённому классу людей, а  так же влияние семьи и сверстников.

Вывод.

Таким образом можно сказать что огромное влияние на развитие личности человека оказывает противоречие в нём биологического и социального аспекта. Знание этого может помочь следователю в процессе его деятельности понять мотивы совершения преступления, чем оно было вызвано. Так, например социальное воспитание человека может указать на его мировоззрение, на его потребности и типичные шаблоны поведения, присущие представителям его социального института. С помощью этих двух факторов можно изучить личность человека и применить эти знания в своей профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Этапы развития личности.

Важной является информация о формировании и развитии личности от рождения до окончания молодости

В результате формулируется  еще один подход к процессу развития на основе его максимального укрупнения, выделения социального смысла основных этапов и обозначения ключевых функций  каждого из них, причем как в отдельности, так и во взаимосвязи друг с  другом, а заодно, и обозначения  генеральных тенденций. Таких этапов можно выделить пять: период внутриутробного  развития (от зачатия до рождения), раннее детство (от рождения до приблизительно 2 лет), детство (от 2 до 7 лет), переходный к отрочеству собственно отрочество (от 8 до 13 лет), юность (от 14-15 до 17-18 лет).

Так, задача первого этапа  заключается в закладке фундамента социального доверия к внешнему миру. В этот период из оплодотворенной  клетки формируется человек с  весьма богатым набором признаков, с быстро проявляющимися чертами. В  общих чертах проявляется генетическая программа. Поступающая к нему в  этот период информация способна оказывать  воздействие на формирование характера.

Развитие во втором периоде (от рождения до, приблизительно, 2-х  лет) личность обретает чувство автономии  и личной ценности, но в то же время  и стыда, сомнения; что очень важно, чувство любви, а по своим итогам определяет то, что ранее было названо "доверием к миру". Важность социальных условий здесь трудно переоценить. Их эффект в данном возрастном периоде  становится основой успеха или неуспеха дальнейшего развития личности, освоения ею многообразных социальных ролей. Возможна альтернатива: либо при благополучном, доброжелательном отношении родителей  у ребенка создается открытое отношение к информации, ее накоплению и осмыслению, что, в свою очередь, задает нарастающий темп развития (развитие с ускорением). Либо в неблагоприятной или агрессивной среде, где любая информация может нести угрозу, боль, страх, в ребенке восстанавливаются закодированные в генетических структурах защитные реакции (память предков). Но в данном случае нарушается один из важнейших императивов: "ребенок в детстве не должен знать зла", ибо оно формирует в русле иного, не соответствующего действительному, статуса личности, совсем другие реакции, совокупность которых условно квалифицируется как ''комплекс зверя". Данный комплекс аналогичен тому, что проявляется с рождения у каждого животного. Однако именно он, не соответствуя человеческой природе, начинает тормозить развитие маленького человека, в конечном счете, резко снижает потолки его возможностей, либо, в редких случаях, фокусируется в патологических знаменитостях.

Это начало периода осознания  ребенком своего отличия от других, своей особости (наиболее ярко он проявляется  от 2 до 7 лет, а оформляется окончательно в юности), за которыми стоит проблема прав личности.

Третий период — от 2-х  до 7 лет, в котором формируется  чувство инициативы, желание сделать  что-то. Этому периоду свойственны  две основные функции.

Во-первых, освоение основных понятий мира и постижение их смысла: добра и зла, чести и бесчестия, красоты и безобразия, своих прав и обязанностей, свободы и необходимости, Родины и т.д. А вместе с ними и  усвоение основных общецивилизационных понятий, норм, правил, по которым живут люди. Здесь формируется тот важнейший механизм личности, который можно назвать "внутренним нравственным сторожем", функция которого удерживать личность в рамках нормы и предупреждать отклонения. Причем, данный процесс идет на базе уже выработанных свойств и отношений, что либо укрепляет личностные структуры и создает мощные предпосылки для ее дальнейшего развития, либо же, напротив, задерживает этот процесс, способствует искаженному или частичному усвоению основных понятий и норм. Недостаток или незначительный вес одного или нескольких из них способны деформировать всю ценностную структуру ребенка, молодого человека.

Во-вторых, данному периоду  присуща функция обучения базовым  основам: чтению, письму, счету. Многовековой опыт и масштабные педагогические эксперименты в различных странах (в частности, в Японии) показывают, что процесс направленного обучения, начатый с 2-3 летнего возраста и построенный по особым индивидуальным и отчасти групповым методикам, естественно вписанным в структуру детских игр, дает результаты намного превосходящие процесс обучения, построенный по "'классическим" схемам. Вспомним А.Эйнштейна, сказавшего, что самая сложная физическая теория — это детская игра по сравнению с детской игрой. Раннее обучение существенно расширяет кругозор ребенка, стимулирует развитие его интеллекта, дает навык естественной грамотности и способствует очень быстрому и качественному усвоению знания. Доказано, что тренированный и ориентированный на развитие интеллект не только гарантия усвоения и переработки больших объемов информации. Это реальная возможность уложиться в постоянно растущую норму информации, воспринять ее во всем многообразии связей и отношений и позитивных смыслов. В ином случае мы встречаемся с массовым явлением недоученности. Не получив закалки ранним обучением, ребенок усваивает знания частично. И в результате, вместо более или менее стройной системы знания, становится носителем бесформенного конгломерата, быстро распадающегося и стареющего в своей информационной основе. Недоученность в раннем возрасте — еще один барьер, мешающий впоследствии молодому человеку максимально полно самореализоваться, провоцирующий неравенство возможностей.

Однако у проблемы раннего  обучения довольно много ограничений  социального порядка. Во-первых, это  расположенность и готовность родителей, понимание ими серьезности работы по обучению ребенка. Особенно сегодня, когда система образования пребывает  в крайне печальном состоянии, а  платное обучение доступно лишь меньшинству  населения.

Четвертый этап — отрочество — связан с накоплением массы  информации, закреплением полученных навыков и норм и, в сущности, количественно  и качественно подводит итоги  формирования и развития личности в  детском возрасте. Здесь возможен достаточно точный прогноз дальнейшего  развития молодого человека. Однако по своим возможностям данный этап не является сколько-нибудь определяющим для основной массы подростков.

Пятый этап — юность (от 14 до 18 лет). Во-первых, в этом периоде кардинально изменяется способ мировосприятия. Из плоскостного, двумерного, в основном, укладывающегося в рамки простых ограничителей типа: да— нет", "можно— нельзя", "хорошо— плохо", оно становится многомерным и диалектическим. Перед молодым человеком встают совершенно иные, нежели в детстве, требования, определяемые непосредственной близостью взрослой жизни, и от нее идущие.

Информация о работе Соотношение биологического и социального в структуре личности