Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 14:53, доклад
Современный человек с самого рождения представляет собой биосоциальное единство. Он появляется на свет с неполностью сформированными анатомофизиологическими качествами, которые доразвиваются при его жизни в социуме. В то же время наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем собственно человеческих качеств: развитой способности к подражанию взрослым, любопытства, способности огорчаться и радоваться.
1.Введение…………………………………………………………………………2
2.Соотношение биологического и социального в структуре личности……….3
3.Этапы развития личности………………………………………………………4
4.Спсиок источников литературы………………………………………………12
Во-вторых, совершенно иной становится роль практической (прежде всего, трудовой) деятельности. Мотивы игры естественно отходят на второй план, усиливается прагматический компонент деятельности.
В-третьих, молодой человек становится все более реальным субъектом взрослой ролевой композиции.
В-четвертых, резко возрастает роль самоотдачи и отдачи результатов своей деятельности другим, обществу. По М.Лермонтову, «Личность начинается не с самоутверждения, а с самоотдачи". И если в детском периоде ребенок только берет, и его развитие во многом зависит от того, насколько родителями, обществом целесообразно было организовано потребление, то в фазе юности дальнейший успех определяется уже соотношением потребления и отдачи. Причем отдача в различных ее формах (трудовая деятельность, творчество, самодеятельность и т.д.) должна идти по нарастающей и обретать адекватный социально-нравственный и гражданский смысл.
На основе анализа процесса формирования и развития личности в детском и юношеском возрасте возможно сформулировать основные законы развития.
Первый закон — "закон обратной перспективы". Наблюдателю кажется, что значение перечисленных этапов идет по нарастающей — от предыдущего к последующему. Однако в действительности дело обстоит наоборот: важность каждого последующего этапа снижается в отношении предыдущих, ибо каждый последующий этап — их следствие.
Второй закон — "взаимозависимости
и взаимообусловленности
Третий закон— "социальных пределов". Хотя лучше было бы назвать его законом «социальной обреченности». Как уже говорилось, при квалифицированном воздействии даже очень заброшенный, но без психической патологии ребенок или подросток имеет возможность исправиться. Хотя, как показывает опыт, не во всех случаях. Но все дело в том, что в большинстве случаев никаких позитивных изменений в его окружении, в условиях его жизни не происходит. А в периоды кризисов, в посткризисные времена, при слабости целенаправленной социальной и молодежной политики, при ограниченности средств и т.д., такая ситуация в массе своей имеет тенденцию только к ухудшению. Самостоятельно же выбраться из чащи проблем молодой человек, как правило, оказывается неспособным. В итоге оказывается, что родившийся и выросший в "трудной" среде подросток, почти стопроцентно обречен быть "трудным" и аутсайдером со всеми вытекающими последствиями.
Четвертый закон — "соответствия алгоритмов личности и системы". Суть его в том, что имеющие свои специфические природу и свои интересы социальные системы (в том числе, и государство) в значительной степени обеспечивают собственную устойчивость и долговечность если соотносят свои интересы и выстаивают свою логику в соответствии с интересами и логикой развития личности, учитывая при этом специфику этапов и законов развития и прилагая максимально возможные усилия по их реализации. Кстати, здесь заложена самая сильная характеристика современных демократий. Подчеркнем, именно демократий, а не так называемых социальных государств. Но такая деятельность возможна лишь в том случае, если личность является целью, а не средством.
Пятый закон— "закон следствия" Ни одно общество, государство, находящееся в кризисе и не определившее идеологии и перспектив развития, лишенное духовных основ и, главное, не нашедшее приложения своим молодым гражданам, не может рассчитывать в перспективе и на улучшение качественных характеристик развития молодежи и на улучшение собственного положения.
Переход, с одной стороны,
к совершенным технологиям и
рост общественного богатства, а
с другой — трансформация обществ,
составляющих человечество в демократии,
привели к существенному
В любом случае следует
помнить, что сформулированные закон
суть необходимые, существенные, устойчивые,
повторяющиеся отношения между
социальными явлениями и
Так же выделяются ещё три стадии, которые напрямую зависят от предыдущих:
Ранняя взрослость. От 18 лет до начала среднего возраста.
Эта стадия продолжает обращаться к вопросам об образе "Я", самозавершенности и близости дома и на работе. Это означает, что мечты детства сравниваются с реальной ситуацией человека в попытке совершить жизненные выборы, что приводит к росту самоактуализированных человеческих отношений.
Способность быть вовлеченным в любовные отношения включает в себя все предыдущие задачи развития. Например, человеку, который испытывает трудности в том, чтобы доверять другим, будет трудно любить; человеку, которому необходимо контролировать себя, будет трудно позволить другим пересечь свою границу; человеку, который чувствует себя неадекватно, будет трудно быть близким с другими; человеку, который не уверен в своей идентичности, будет трудно поделиться с другим тем, кто он есть.
Взрослость
"Зрелая взрослость"
приносит более
Поздняя взрослость, зрелость
В кульминации здоровое саморазвитие достигает целостности. Это подразумевает принятие себя и своей роли в жизни на самом глубинном уровне и понимание собственного личностного достоинства, мудрости. Основная работа в жизни закончилась, настало время размышлений и забав с внуками.
Вывод.
Данные стадии проходит каждый человек, в зависимости от того как он их прошёл зависит его поведение, исходя из этого, можно изучить человека и сделать выводы, полезные для составления психологического портрета человека, что несомненно может помочь следователю в своей профессиональной деятельности.
4.Список источников литературы.
1. Малышев А.В. Психология личности и малой группы. - Ужгород, Инпроф.
2. Корнев, А.Б.Коваленко. Социальная психология - М.: Логос, 2001.
3. Козлов А.А. Учебно-
Информация о работе Соотношение биологического и социального в структуре личности