Соотношение понятия "Темперамент" с другими психологическими понятиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 22:19, контрольная работа

Описание работы

Темперамент - биологический фундамент, природная основа, на котором формируется личность как социаль-ное существо. Он отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека, и одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными и в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента, и представлен в определенной мере практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека.

Файлы: 1 файл

Соотношение понятия Темперамент с другими понятия.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

Самостоятельная контрольная работа по курсу «Общая психология»

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ 

    Темперамент - совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны её деятельности и поведения; конституционально обусловленные особенности реактивности и саморегуляции, формирующиеся под влиянием наследственности и среды. 

    Описать соотношение данного психологического понятия с другими понятиями  из курса «Общая психология». Опираясь на определение понятий и свое собственное представление о их взаимосвязи описать как они соотносятся друг с другом (не более 2-3 предложения на каждое понятие).

    Соотношение понятий можно описать следующими способами:

а) Взаимосвязь  – указать в чем выражается и как проявляется;

б) Влияние (с указанием последствий) или взаимовлияние (описать, в чем проявляется);

в) Обусловленность (с указанием причин) или взаимообусловленность (в чем). 

      СПИСОК ПОНЯТИЙ 

  1. Деятельность                                                    
  2. Поведение                                                         
  3. Общение                                                            
  4. Отношение                                                         
  5. Действие                                                             
  6. Сознание                                                             
  7. Самосознание                                                     
  8. Бессознательное                                                  
  9. Личность (и ее развитие)
  10. Субъект                                                                 
  11. Я                                                                             
  12. Установка                                                              
  13. Ощущение                                                             
  14. Восприятие                                                            
  15. Внимание                                                               
  16. Память                                                                    
  17. Мышление                                                              
  18. Воображение                                                          
  19. Речь                                                                          
  20. Воля                                                                          
  21. Характер                                                                   
  22. Направленность                                                       
  23. Способности                                                             
  24. Интеллект                                                                  
  25. Творчество (и креативность)                                   
  26. Потребности
  27. Мотив
  28. Эмоции
  29. Чувства
  30. Стресс

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Деятельность.

Психологические особенности личности, среди которых  прежде всего следует выделить темперамент личности, являются основными предпосылками успешности в том или ином виде профессиональной деятельности. Неправильная профориентация, выбор индивидом профессии, которая не отвечает типу темперамента неизбежно приводит к неуспешности в данном виде профессиональной деятельности, разочарованию в ней, и наоборот, выявление и учёт психологических особенностей могут обеспечить личности любимую работу, способствовать достижению высших ступеней профессионального мастерства. Однако, природный тип темперамента далеко не всегда и неоднозначно проявляется в его практической деятельности. Один и тот же человек в разных видах деятельности может проявлять разные типы темперамента (н/р, человек может быть холериком в общении с людьми и сангвиников на работе точно так же и люди одного типа темперамента могут быть как передовыми деятелями, так и консервативными). В зависимости от того, как человек относится к тем или иным явлениям, к жизненным задачам, к окружающим людям, он мобилизует соответствующую энергию, становится способным к длительным напряжениям, заставляет себя изменить скорость своих реакций и темп работы. 

2. Поведение.

На социальное поведение человека, в т.ч. на его динамические особенности, прежде всего, влияет воспитание и культура, в т.ч. принятые нормы морали (человек ведет себя так, как позволяет ему общество), которое, в свою очередь, может со временем скорректировать выраженные черты какого-либо типа темперамента. Тем не менее, люди в одном и том же обществе при идентичных ситуациях ведут себя по-разному, что можно объяснить темпераментом, который проявляется в любом виде деятельности (игровой, трудовой, учебной, творческой),  в походке,  жестах, в общении. Темперамент сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого воздействия, влияет на  темп  и  ритм  речи, на мимике, жестикуляции, подвижности, манере общения, формируя тем самым, стиль поведения. 

3. Общение.

Темперамент непосредственно связан со стилем общения. Каждому типу соответствует определенная реакция в той или иной ситуации, способ общения, степень активности в налаживании контакта, интенсивность и характер коммуникации (сангвиник отличается высокой активностью, живостью, энергичностью, подвижностью и мимическим разнообразием, своеобразием отличается общение с флегматиком — человеком в общем со спокойным и ровным характером, терпеливым и рассудительным, но медлительным, мало использующим средства внесловесной выразительности и мало подверженным эмоциям, холерику присущи активность, энергичность, быстрота, резкость, порывистость, безудержность, вспыльчивость, склонность к быстрым сменам настроения, подверженность эмоциональным срывам, иногда агрессивность, меланхолическому типу присущи замедленность движений, низкий уровень активности, быстрая утомляемость и сдержанная речь, однако за внешней невозмутимостью нередко скрывается эмоциональная активность).  

4.Отношение.

Темперамент является динамической  характеристикой  человека и от него зависят отношение  человека к определенным предметам, чувствам, отзывчивость на чувства других людей, направленность желание  общаться с товарищами, интерес человека к себе или другим и т.д. (н/р, сангвиник имеет высокую приспосабливаемость к любым изменениям, как правило, в отношения с людьми выступает инициатором общения, но оно подвержено колебаниям, изменчиво и непостоянно; флегматик же, наоборот, устанавливает контакт медленно, присматриваясь к партнёру; он постоянен в своём отношении не только к человеку, но и к привычкам, склонностям и не склонен отказываться от установившихся связей и порядков). 

5. Действие.

От темперамента зависит, каким способом человек  реализует свои действия, но при  этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется  в особенностях протекания психических  процессов, в степени их активности и темпа, т.е.импульсивности. Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении еще до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать. Импульсивный человек сначала  реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил, часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях.  

6.Сознание.

Особо важное значение для развития человеческого  сознания имеет продуктивный, творческий характер  человеческой   деятельности.   Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого  себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих  предметов,  именно  как воплотивших в себе психологию их творцов, становятся осознанными.

Сознание, посредством врожденных стержневых качеств человека, управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и  включается в действие, когда  перед  человеком   возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения, когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа, когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо  конфликтной  ситуации,  которая  сама  собой разрешиться без волевого решения не  может,  или когда человек  неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу  для  него в случае непринятия немедленных действий (здесь вступают в работу динамические качества психики, резистентность, активность, уравновешенность и т.п.). Т.о., происходит прямое влияние свойств темперамента на сознание.  

7. Самосознание.

Самосознание  начинает формироваться в раннем детском возрасте и далее может  изменяться под влиянием различных  факторов: успехов и неудач, отношений  и оценок со стороны окружающих людей, собственного самонаблюдения, уровня тревожности. Самосознание в его высших проявлениях основано на рефлексивной способности человека, и от врожденных, стержневых качеств, которыми наделен человек (эмоциональная уравновешенность, сензитивность, пластичность и др.), будет зависеть через какую призму человек будет анализировать свои переживания, чувства и поступки, как будет в дальнейшем формироваться его образ «Я».

 

8. Бессознательное.

Бессознательное начало,  также как и темперамент, так  или  иначе  представлено  практически  во  всех психических   процессах,  свойствах и состояниях человека.   

Бессознательная память — это та память, которая  связана с  долговременной  и генетической  памятью и   управляет мышлением, воображением, восприятием, вниманием,  определяя  содержание  мыслей  человека  в  данный момент  времени,  его  образы,  объекты,  на  которые  направлено  внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо  выступает  в  процессе  решения человеком творческих задач, а бессознательная речь — это внутренняя речь. Есть и бессознательная мотивация,  влияющая  на  направленность  и  характер поступков,  многое  другое,  не   осознаваемое   человеком   в   психических процессах, свойствах и состояниях. Бессознательное  в  личности  человека  — это те качества (интро/экстравертность, эмоциональность, активность, резистентность), потребности (в основном, биологические) и т. п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных  непроизвольных реакциях,  действиях,  психических  явлениях.   

9. Личность (и ее развитие).

Личность  и темперамент связаны между  собой таким образом, что темперамент  является природной основой проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые не свойственны данному темпераменту. Темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания, а также в результате самовоспитания. Важно отметить, что некоторые люди, познав особенности своего темперамента, преднамеренно сами вырабатывают определенные методы, чтобы овладеть им.  

10. Субъект.

Если рассматривать  субъект как человека, проявляющий  активность по отношению к окружающему  миру или другому человеку, то наибольшее влияние на данные отношения будут иметь ряд свойств темперамента, такие как экстраверсия-интроверсия, пластичность-ригидность и др., от проявления которых и будет зависеть способ обращения с объектами и событиями как с субъективными переживаниями.  

11. Я.

Всегда  считала, что мне более свойствен холерический тип темперамента, однако достаточно строгое воспитание, опыт учебной и трудовой деятельности, семейной жизни, скорректировали яркие проявления данного типа, сделали мой характер более сдержанным, уравновешенным, и в настоящее время я обнаруживаю в себе свойства, присущие различным типам темперамента.   

12. Установка.

Если  определять данное понятие как психологическое  и динамическое, т.е. внутренне состояние  человека, связывающее внешние, физические воздействия и реакции человека на эти воздействия, психологический настрой и готовность определенным образом реагировать на стимул, то установка действует как проявление темперамента человека в определенной ситуации.  

13. Ощущение.

Это элементарные познавательные (психические, когнитивные) процессы, которые в отличие от восприятия, представлены в виде простых переживаний, связанных с отдельными свойствами окружающих предметов или явлений, или же в виде состояний организма, возникающих без конкретной предметной отнесенности. На эти процессы непосредственное воздействие оказывает сензитивность – одно из основных свойств темперамента, т.е. повышенная чувствительность, связанная с работой органов чувств или с эмоциями человека.  

14-18.Восприятие. Внимание. Память. Мышление. Воображение.

Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов, сказывается  на восприятии, типе мышления, влияя  на беглость мыслительных операций, на скорость воспоминания  и  прочность  запоминания,  устойчивость и переключаемость  внимания.

К ним можно применить такие свойства темперамента как сензитивность и эмоциональность, активность,  продуктивность,  возбудимость, тормозимость и переключаемость. Активная сторона восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления характеризуется,  соответственно,  тем,  насколько человек  в состоянии сосредоточить,  сконцентрировать  свое  внимание,  воображение,   память   и мышление на определенном объекте или его аспекте. Темп  проявляется  в  том, насколько быстро работают соответствующие  психические  процессы.  Продуктивность всех перечисленных  познавательных  процессов  может  быть оценена по их продуктам, по результатам, полученным в течение  определенного отрезка времени. Продуктивность выше там, где за одно и то же время  удается больше увидеть, услышать, запомнить,  припомнить,  представить,  решить, в основном наблюдается у людей активных и обладающих высоким темпом..Возбудимость, тормозимость и переключаемость характеризуют быстроту возникновения, прекращения или переключения того или иного познавательного процесса с одного объекта на другой, перехода от одного действия к другому. Индивиды, имеющие высокую сензитивность, более восприимчивы к любой стимуляции.

Информация о работе Соотношение понятия "Темперамент" с другими психологическими понятиями