Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 22:19, контрольная работа
Темперамент - биологический фундамент, природная основа, на котором формируется личность как социаль-ное существо. Он отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека, и одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными и в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента, и представлен в определенной мере практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека.
Самостоятельная контрольная работа по курсу «Общая психология»
СООТНОШЕНИЕ
ПОНЯТИЙ
Темперамент
- совокупность индивидуальных особенностей
личности, характеризующих динамическую
и эмоциональную стороны её деятельности
и поведения; конституционально обусловленные
особенности реактивности и саморегуляции,
формирующиеся под влиянием наследственности
и среды.
Описать
соотношение данного
Соотношение
понятий можно описать
а) Взаимосвязь – указать в чем выражается и как проявляется;
б) Влияние (с указанием последствий) или взаимовлияние (описать, в чем проявляется);
в) Обусловленность
(с указанием причин) или взаимообусловленность
(в чем).
СПИСОК ПОНЯТИЙ
Психологические
особенности личности, среди которых
прежде всего следует выделить темперамент
личности, являются основными предпосылками
успешности в том или ином виде профессиональной
деятельности. Неправильная профориентация,
выбор индивидом профессии, которая не
отвечает типу темперамента неизбежно
приводит к неуспешности в данном виде
профессиональной деятельности, разочарованию
в ней, и наоборот, выявление и учёт психологических
особенностей могут обеспечить личности
любимую работу, способствовать достижению
высших ступеней профессионального мастерства.
Однако, природный тип темперамента далеко
не всегда и неоднозначно проявляется
в его практической деятельности. Один
и тот же человек в разных видах деятельности
может проявлять разные типы темперамента
(н/р, человек может быть холериком в общении
с людьми и сангвиников на работе точно
так же и люди одного типа темперамента
могут быть как передовыми деятелями,
так и консервативными). В зависимости
от того, как человек относится к тем или
иным явлениям, к жизненным задачам, к
окружающим людям, он мобилизует соответствующую
энергию, становится способным к длительным
напряжениям, заставляет себя изменить
скорость своих реакций и темп работы.
2. Поведение.
На социальное
поведение человека, в т.ч. на его динамические
особенности, прежде всего, влияет воспитание
и культура, в т.ч. принятые нормы морали
(человек ведет себя так, как позволяет
ему общество), которое, в свою очередь,
может со временем скорректировать выраженные
черты какого-либо типа темперамента.
Тем не менее, люди в одном и том же обществе
при идентичных ситуациях ведут себя по-разному,
что можно объяснить темпераментом, который
проявляется в любом виде деятельности
(игровой, трудовой, учебной, творческой),
в походке, жестах, в общении. Темперамент
сказывается на характере протекания
эмоций и мышления, волевого воздействия,
влияет на темп и ритм речи,
на мимике, жестикуляции, подвижности,
манере общения, формируя тем самым, стиль
поведения.
3. Общение.
Темперамент
непосредственно связан со стилем общения.
Каждому типу соответствует определенная
реакция в той или иной ситуации, способ
общения, степень активности в налаживании
контакта, интенсивность и характер коммуникации
(сангвиник отличается высокой активностью,
живостью, энергичностью, подвижностью
и мимическим разнообразием, своеобразием
отличается общение с флегматиком — человеком
в общем со спокойным и ровным характером,
терпеливым и рассудительным, но медлительным,
мало использующим средства внесловесной
выразительности и мало подверженным
эмоциям, холерику присущи активность,
энергичность, быстрота, резкость, порывистость,
безудержность, вспыльчивость, склонность
к быстрым сменам настроения, подверженность
эмоциональным срывам, иногда агрессивность,
меланхолическому типу присущи замедленность
движений, низкий уровень активности,
быстрая утомляемость и сдержанная речь,
однако за внешней невозмутимостью нередко
скрывается эмоциональная активность).
4.Отношение.
Темперамент
является динамической характеристикой
человека и от него зависят отношение
человека к определенным предметам,
чувствам, отзывчивость на чувства других
людей, направленность желание общаться
с товарищами, интерес человека к себе
или другим и т.д. (н/р, сангвиник имеет
высокую приспосабливаемость к любым
изменениям, как правило, в отношения с
людьми выступает инициатором общения,
но оно подвержено колебаниям, изменчиво
и непостоянно; флегматик же, наоборот,
устанавливает контакт медленно, присматриваясь
к партнёру; он постоянен в своём отношении
не только к человеку, но и к привычкам,
склонностям и не склонен отказываться
от установившихся связей и порядков).
5. Действие.
От темперамента
зависит, каким способом человек
реализует свои действия, но при
этом не зависит их содержательная
сторона. Темперамент проявляется
в особенностях протекания психических
процессов, в степени их активности
и темпа, т.е.импульсивности. Импульсивность
проявляется в несдержанности реакций,
в их спонтанности и появлении еще до того,
как человек успевает обдумать сложившуюся
ситуацию и принять разумное решение по
поводу того, как в ней действовать. Импульсивный
человек сначала реагирует, а потом
думает, правильно ли он поступил, часто
сожалеет о преждевременных и неправильных
реакциях.
6.Сознание.
Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов, именно как воплотивших в себе психологию их творцов, становятся осознанными.
Сознание,
посредством врожденных стержневых
качеств человека, управляет самыми
сложными формами поведения, требующими
постоянного внимания и сознательного
контроля, и включается в действие,
когда перед человеком возникают
неожиданные, интеллектуально сложные
проблемы, не имеющие очевидного решения,
когда человеку требуется преодолеть
физическое или психологическое сопротивление
на пути движения мысли или телесного
органа, когда необходимо осознать и найти
выход из какой-либо конфликтной
ситуации, которая сама собой
разрешиться без волевого решения не
может, или когда человек неожиданно
оказывается в ситуации, содержащей в
себе потенциальную угрозу для
него в случае непринятия немедленных
действий (здесь вступают в работу
динамические качества психики, резистентность,
активность, уравновешенность и т.п.). Т.о.,
происходит прямое влияние свойств темперамента
на сознание.
7. Самосознание.
Самосознание начинает формироваться в раннем детском возрасте и далее может изменяться под влиянием различных факторов: успехов и неудач, отношений и оценок со стороны окружающих людей, собственного самонаблюдения, уровня тревожности. Самосознание в его высших проявлениях основано на рефлексивной способности человека, и от врожденных, стержневых качеств, которыми наделен человек (эмоциональная уравновешенность, сензитивность, пластичность и др.), будет зависеть через какую призму человек будет анализировать свои переживания, чувства и поступки, как будет в дальнейшем формироваться его образ «Я».
8. Бессознательное.
Бессознательное начало, также как и темперамент, так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека.
Бессознательная
память — это та память, которая
связана с долговременной и генетической
памятью и управляет мышлением,
воображением, восприятием, вниманием,
определяя содержание мыслей
человека в данный момент времени,
его образы, объекты, на которые
направлено внимание. Бессознательное
мышление особенно отчетливо выступает
в процессе решения человеком творческих
задач, а бессознательная речь — это внутренняя
речь. Есть и бессознательная мотивация,
влияющая на направленность
и характер поступков, многое
другое, не осознаваемое
человеком в психических
процессах, свойствах и состояниях. Бессознательное
в личности человека — это те
качества (интро/экстравертность, эмоциональность,
активность, резистентность), потребности
(в основном, биологические) и т. п., которые
человек не осознает у себя, но которые
ему присущи и проявляются в разнообразных
непроизвольных реакциях, действиях,
психических явлениях.
9. Личность (и ее развитие).
Личность
и темперамент связаны между
собой таким образом, что темперамент
является природной основой проявления
психологических качеств
10. Субъект.
Если рассматривать
субъект как человека, проявляющий
активность по отношению к окружающему
миру или другому человеку, то наибольшее
влияние на данные отношения будут иметь
ряд свойств темперамента, такие как экстраверсия-интроверсия,
пластичность-ригидность и др., от проявления
которых и будет зависеть способ обращения
с объектами и событиями как с субъективными
переживаниями.
11. Я.
Всегда
считала, что мне более свойствен холерический
тип темперамента, однако достаточно строгое
воспитание, опыт учебной и трудовой деятельности,
семейной жизни, скорректировали яркие
проявления данного типа, сделали мой
характер более сдержанным, уравновешенным,
и в настоящее время я обнаруживаю в себе
свойства, присущие различным типам темперамента.
12. Установка.
Если
определять данное понятие как психологическое
и динамическое, т.е. внутренне состояние
человека, связывающее внешние, физические
воздействия и реакции человека на эти
воздействия, психологический настрой
и готовность определенным образом реагировать
на стимул, то установка действует как
проявление темперамента человека в определенной
ситуации.
13. Ощущение.
Это элементарные
познавательные (психические, когнитивные)
процессы, которые в отличие от восприятия,
представлены в виде простых переживаний,
связанных с отдельными свойствами окружающих
предметов или явлений, или же в виде состояний
организма, возникающих без конкретной
предметной отнесенности. На эти процессы
непосредственное воздействие оказывает
сензитивность – одно из основных свойств
темперамента, т.е. повышенная чувствительность,
связанная с работой органов чувств или
с эмоциями человека.
14-18.Восприятие. Внимание. Память. Мышление. Воображение.
Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов, сказывается на восприятии, типе мышления, влияя на беглость мыслительных операций, на скорость воспоминания и прочность запоминания, устойчивость и переключаемость внимания.
К ним можно применить такие свойства темперамента как сензитивность и эмоциональность, активность, продуктивность, возбудимость, тормозимость и переключаемость. Активная сторона восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления характеризуется, соответственно, тем, насколько человек в состоянии сосредоточить, сконцентрировать свое внимание, воображение, память и мышление на определенном объекте или его аспекте. Темп проявляется в том, насколько быстро работают соответствующие психические процессы. Продуктивность всех перечисленных познавательных процессов может быть оценена по их продуктам, по результатам, полученным в течение определенного отрезка времени. Продуктивность выше там, где за одно и то же время удается больше увидеть, услышать, запомнить, припомнить, представить, решить, в основном наблюдается у людей активных и обладающих высоким темпом..Возбудимость, тормозимость и переключаемость характеризуют быстроту возникновения, прекращения или переключения того или иного познавательного процесса с одного объекта на другой, перехода от одного действия к другому. Индивиды, имеющие высокую сензитивность, более восприимчивы к любой стимуляции.
Информация о работе Соотношение понятия "Темперамент" с другими психологическими понятиями