Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 22:19, контрольная работа
Темперамент - биологический фундамент, природная основа, на котором формируется личность как социаль-ное существо. Он отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека, и одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными и в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента, и представлен в определенной мере практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека.
Воображения
приближают человека к естественному
состоянию и будят первобытные инстинкты.
Типы темперамента можно определить посредством
двух факторов: эмоциональной неустойчивости
личности, от степени которой зависит
присутствие тревожности в воображениях,
и интро - или экстравертности (для воображений
экстравертов, в большинстве случаев,
характерны черты воображений сангвиников
и холериков, т. е. яркость образов, красочность,
повышенная эмоциональность, быстрая
сменяемость и несвязанность, нелогичность
действий и. т. д., для воображений интровертов
более характерны черты воображений флегматиков
и меланхоликов – они довольно логичны,
действия в них, все происходящие события
связаны между собой, вытекают одно из
другого).
19. Речь.
На речь,
как один из способов общения, непосредственное
влияние оказывают некоторые
свойства темперамента, такие как активность
и возбудимость. У индивида с повышенной
активностью речь более ярко выражена,
чем у человека с пониженной активностью,
они обладают, как правило, и более сильным
голосом, темп их речи довольно высок.
Сильно возбудимые люди более словоохотливы,
много говорят и порой создают впечатление
надоедливости.
20. Воля.
Если, силу
воли определять как силу активности,
степень настойчивости человека
в достижении поставленных целей, силу
внутреннего контроля своего поведения,
способность преодолевать препятствия
и сопротивляться разного рода воздействиям,
отвлекающим внимание и деятельность
человека, направленную на достижение
определенной цели, то такие качества
как активность, эмоциональная устойчивость
и уравновешенность нервной системы, резистентность
помогают развить способности к развитию
воли.
21. Характер.
Основные
отличия характера от темперамента
состоят в том, что темперамент
человека является врожденным и определяется
биологическими особенностями организма,
а характер – приобретенным и
определяется социальной средой, в которой
живет и развивается человек. В различных
социальных условиях у людей формируются
разные типы характеров в отличие от типов
темпераментов. Темперамент определяет
только динамические особенности психики
и поведения человека, а характер – реальное
содержание его поступков. Однако характеристика
этих динамических особенностей имеет
существенное значение для понимания
характера человека. Т.о., темперамент
не является чем-то внешним в характере
человека, а органически входит в его структуру,
преобразуется под влиянием качеств характера.
Развитие характера и темперамента в этом
смысле является взаимообусловленным
процессом.
22. Направленность.
От темперамента
зависит характер протекания психической
деятельности, в т.ч. ее направленность
на какие-то определенные объекты (например,
постоянное стремление человека
к контактам с новыми людьми, к новым впечатлениям
от реальной действительности или
обращенность человека к самому себе,
к своим идеям и образам).
23. Способности.
Темперамент
в некоторой степени влияет
на развитие способностей человека,
особенно тех, в состав которых
входят движения с такими
их существенными характеристиками, как
темп, скорость реакции, возбудимость
и тормозимость. В первую очередь, это
способности, включающие в свой
состав сложные и точные движения c непростой
траекторией и неравномерным темпом. К
ним также относятся способности, связанные
с повышенной работоспособностью сопротивляемостью
помехам, выносливостью, необхо-димостью
длительной концентрации внимания. На
художественные и интеллектуальные способности
влияет свойственная человеку высокая
чувствительность нервной системы.
24. Интеллект.
Если
рассматривать данное понятие как
совокупность общих умственных способностей
человека, определяющих его возможности
в выполнении различных видов деятельности,
то темперамент имеет непосредственное
отношение к интеллекту, также как к способностям,
восприятию, мышлению, памяти.
25. Творчество (и креативность).
На развитие
способности и склонности к творческому
мышлению, проявляемое в различных областях
деятельности, одаренности человека непосредственное
влияние оказывает темперамент. В зависимости
от проявления степени ряда основных свойств
темперамента, таких как сензитивность
и эмоциональность, будут более или менее
проявляться вышеуказанные способности.
26. Потребности.
Часть
своих потребностей человек получает
генетическим путем, это главным образом
биологические (органические или физиологические)
потребности, которые зависят от основных
стержневых и врожденных свойств человека,
определяемых темпераментом. Все остальные
потребности человека формируются и развиваются
в процессе его жизни, т.е. появляются и
приобретаются в процессе научения, и
тем самым, в свою очередь, влияют на процесс
корректировки свойств темперамента человека.
27. Мотив.
Это состояние
внутреннего возбуждения, которое
служит реальным источником поведения
человека и побуждает его к
действиям. Любой человек, независимо
от особенностей его темперамента, при
наличии мотивации работает энергичнее
и быстрее, чем при его отсутствии, у
любого человека радостное событие
вызывает подъем душевных и физических
сил, а несчастье – падение их. Вместе
с тем, мотивы поведения основаны на потребностях
человека и в соответствии с ними могут
быть разными: биологическими (т.е.генетически
обусловленными), социальными, осознаваемыми
и осознаваемыми. В связи с чем, и взаимообусловленность
между темпераментом и мотивами подобна
взаимообусловленности между темпераментом
и потребностями.
28. Эмоции.
Одним
из основных свойств темперамента является
эмоциональность, под которой понимается
сила и разнообразие эмоциональных переживаний,
характерных для человека. Слабый тип
нервной системы (меланхолик) имеет особое
отношение к эмоции страха, переживания
более глубокие и длительные, сильный,
безудержный (холерик) – к эмоции ярости,
переживает сильно, но кратковременно,
сангвинический – к положительным эмоциям,
переживания его носят поверхностный
и кратковременный характер, а флегматик
вообще не склонен к бурному эмоциональному
реагированию, хотя потенциально он подобно
сангвинику тяготеет к положительным
эмоциям.
29. Чувства.
Чувства
являются эмоциями и мотивами поведения
человека. Т.о., те чувства, которые связаны
с сенсорными переживаниями, как правило,
являются врожденными (н/р чувство юмора,
интуиция и др.) и непосредственно зависят
от темперамента и его свойств, вместе
с тем все чувства воспитываются у человека
и могут изменяться в течении его жизни,
и тем самым, в свою очередь, оказывать
влияние на темперамент.
30. Стресс.
Реакция
на стресс зависит от особенностей
психологической защиты, которая
в первую очередь, определяется типом
темперамента человека, в зависимости
от которого в поведении человека преобладают
либо эмоции, либо активность в действиях.
Одно из основных свойств темперамента
- резистентность (сопротивляемость неблагоприятным
условиям, тормозящим деятельность) наиболее
ярко проявляется в сопротивлении стрессу,
в отсутствии снижения функционального
уровня деятельности при сильном нервном
напряжении. Так, сангвиники и меланхолики
на тот или иной стрессовый раздражитель
в первую очередь отвечают эмоциональной
реакцией, то есть бурно переживают несчастья
или радости, в то время как холерики и
флегматики сразу же начинают действовать.
Темперамент - биологический фундамент, природная основа, на котором формируется личность как социаль-ное существо. Он отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека, и одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными и в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента, и представлен в определенной мере практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека.
Информация о работе Соотношение понятия "Темперамент" с другими психологическими понятиями