Соотношение понятия "Темперамент" с другими психологическими понятиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 22:19, контрольная работа

Описание работы

Темперамент - биологический фундамент, природная основа, на котором формируется личность как социаль-ное существо. Он отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека, и одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными и в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента, и представлен в определенной мере практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека.

Файлы: 1 файл

Соотношение понятия Темперамент с другими понятия.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

Воображения приближают человека к естественному состоянию и будят первобытные инстинкты. Типы темперамента можно определить посредством двух факторов: эмоциональной неустойчивости личности, от степени которой зависит присутствие тревожности в воображениях, и интро - или экстравертности (для воображений экстравертов, в большинстве случаев, характерны черты воображений сангвиников и холериков, т. е. яркость образов, красочность, повышенная эмоциональность, быстрая сменяемость и несвязанность, нелогичность действий и. т. д., для воображений интровертов более характерны черты воображений флегматиков и меланхоликов – они довольно логичны, действия в них, все происходящие события связаны между собой, вытекают одно из другого).  

19. Речь.

На речь, как один из способов общения, непосредственное влияние оказывают некоторые  свойства темперамента, такие как активность и возбудимость. У индивида с повышенной активностью речь более ярко выражена, чем у человека с пониженной активностью, они обладают, как правило, и более сильным голосом, темп их речи довольно высок. Сильно возбудимые  люди более словоохотливы, много  говорят и порой создают впечатление надоедливости.  

20. Воля.

Если, силу воли определять как силу активности, степень настойчивости человека в достижении поставленных целей, силу внутреннего контроля своего поведения, способность преодолевать препятствия и сопротивляться разного рода воздействиям, отвлекающим внимание и деятельность человека, направленную на достижение определенной цели, то такие качества как активность, эмоциональная устойчивость и уравновешенность нервной системы, резистентность помогают развить способности к развитию воли.  

21. Характер.

Основные  отличия характера от темперамента состоят в том, что темперамент  человека является врожденным и определяется биологическими особенностями организма, а характер – приобретенным и  определяется социальной средой, в которой живет и развивается человек.  В различных социальных условиях у людей формируются разные типы характеров в отличие от типов темпераментов. Темперамент определяет только динамические особенности психики и поведения человека, а характер – реальное содержание его поступков. Однако характеристика этих динамических особенностей имеет существенное значение для понимания характера человека. Т.о., темперамент не является чем-то внешним в характере человека, а органически входит в его структуру, преобразуется под влиянием качеств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным процессом. 

22. Направленность.

От темперамента  зависит  характер протекания психической  деятельности, в т.ч. ее направленность на  какие-то определенные объекты (например, постоянное  стремление  человека к контактам с новыми людьми, к новым впечатлениям от реальной действительности  или  обращенность человека к самому себе, к своим идеям и образам).  

23. Способности.

Темперамент в некоторой  степени  влияет  на  развитие  способностей человека, особенно тех, в состав  которых  входят  движения  с  такими  их существенными характеристиками, как темп, скорость реакции, возбудимость и тормозимость. В первую очередь, это способности,  включающие  в свой  состав сложные и точные движения c непростой траекторией и неравномерным темпом. К ним также относятся способности, связанные с повышенной работоспособностью сопротивляемостью помехам, выносливостью, необхо-димостью длительной концентрации внимания. На художественные и интеллектуальные способности влияет свойственная человеку высокая  чувствительность  нервной системы. 

24. Интеллект.

Если  рассматривать данное понятие как  совокупность общих умственных способностей человека, определяющих его возможности в выполнении различных видов деятельности, то темперамент имеет непосредственное отношение к интеллекту, также как к способностям, восприятию, мышлению, памяти.  

25. Творчество (и креативность).

На развитие способности и склонности к творческому мышлению, проявляемое в различных областях деятельности, одаренности человека непосредственное влияние оказывает темперамент. В зависимости от проявления степени ряда основных свойств темперамента, таких как сензитивность и эмоциональность, будут более или менее проявляться вышеуказанные способности.   

26. Потребности.

Часть своих потребностей человек получает генетическим путем, это главным образом биологические (органические или физиологические) потребности, которые зависят от основных стержневых и врожденных свойств человека, определяемых темпераментом. Все остальные потребности человека формируются и развиваются в процессе его жизни, т.е. появляются и приобретаются в процессе научения, и тем самым, в свою очередь, влияют на процесс корректировки свойств темперамента человека. 

27. Мотив.

Это состояние  внутреннего возбуждения, которое  служит реальным источником поведения  человека и побуждает его к  действиям. Любой человек, независимо от особенностей его темперамента, при наличии мотивации работает энергичнее и быстрее, чем при его отсутствии, у  любого  человека  радостное событие вызывает подъем душевных и физических сил, а несчастье – падение их. Вместе с тем, мотивы поведения основаны на потребностях человека и в соответствии с ними могут быть разными: биологическими (т.е.генетически обусловленными), социальными, осознаваемыми и осознаваемыми.  В связи с чем, и взаимообусловленность между темпераментом и мотивами подобна взаимообусловленности между темпераментом и потребностями. 

28. Эмоции.

Одним из основных свойств темперамента является эмоциональность, под которой понимается сила и разнообразие эмоциональных переживаний, характерных для человека. Слабый тип нервной системы (меланхолик) имеет особое отношение к эмоции страха, переживания более глубокие и длительные, сильный, безудержный (холерик) – к эмоции ярости, переживает сильно, но кратковременно, сангвинический – к положительным эмоциям, переживания его носят поверхностный и кратковременный характер, а флегматик вообще не склонен к бурному эмоциональному реагированию, хотя потенциально он подобно сангвинику тяготеет к положительным эмоциям. 

29. Чувства.

Чувства являются эмоциями и мотивами поведения  человека. Т.о., те чувства, которые связаны  с сенсорными переживаниями, как правило, являются врожденными (н/р чувство юмора, интуиция и др.) и непосредственно зависят от темперамента и его свойств, вместе с тем все чувства воспитываются у человека и могут изменяться в течении его жизни, и тем самым, в свою очередь, оказывать влияние на темперамент.  

 30. Стресс.

Реакция на стресс зависит от особенностей психологической защиты, которая  в первую очередь, определяется типом темперамента человека, в зависимости от которого в поведении человека преобладают либо эмоции, либо активность в действиях. Одно из основных свойств темперамента  - резистентность (сопротивляемость неблагоприятным условиям, тормозящим деятельность) наиболее ярко проявляется в сопротивлении стрессу, в отсутствии снижения функционального уровня деятельности при сильном нервном напряжении. Так, сангвиники и меланхолики на тот или иной стрессовый раздражитель в первую очередь отвечают эмоциональной реакцией, то есть бурно переживают несчастья или радости, в то время как холерики и флегматики сразу же начинают действовать.  

Темперамент - биологический фундамент, природная  основа,  на котором формируется  личность как социаль-ное существо. Он отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими  особенностями человека, и одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными и в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента, и представлен в определенной мере практически  во  всех психических   процессах,  свойствах и состояниях человека.

Информация о работе Соотношение понятия "Темперамент" с другими психологическими понятиями