Соотношение сознания и бессознательного в общей психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 19:14, реферат

Описание работы

Цель: Анализ соотношения сознания и бессознательного с
Задачи:Проанализировать взгляды зарубежных психологов на проблему соотношения сознания и бессознательного
Проанализировать взгляды отечественных психологов на проблему соотношения сознания и бессознательного

Содержание работы

ГЛАВА I. СООТНОШЕНИЕ СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Понимание соотношения сознания и бессознательного в работах З.Фрейда
1.2 Взгляд К.Г. Юнга на проблему соотношения сознания и бессознательного
1.3 Понимание соотношения сознания и бессознательного в работах К.Ясперса
ГЛАВА II. СООТНОШЕНИЕ СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
2.1 Л.С. Выготский о проблеме соотношения сознания и бессознательного
2.2 Рассмотрение проблемы соотношения сознания и бессознательного в работах Д.Н. Узнадзе
2.3 Взгляд современных украинских учёных на проблему соотношения сознания и бессознательного
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

реферат психология.docx

— 57.81 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. СООТНОШЕНИЕ  СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1.1 Понимание соотношения  сознания и бессознательного  в работах З.Фрейда

1.2 Взгляд К.Г.  Юнга на проблему соотношения  сознания и бессознательного

1.3 Понимание соотношения  сознания и бессознательного  в работах К.Ясперса

ГЛАВА II. СООТНОШЕНИЕ  СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ  ПСИХОЛОГИИ

2.1 Л.С. Выготский о проблеме соотношения сознания и бессознательного

2.2 Рассмотрение  проблемы соотношения сознания  и бессознательного в работах  Д.Н. Узнадзе

2.3 Взгляд современных  украинских учёных на проблему  соотношения сознания и бессознательного

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема соотношения  сознания и бессознательного на данный момент одна из основных в общей  психологии. Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические  процессы, свойства и состояния человека, далеко не все, что воспринимается и  управляет поведением человека, осознается им. Кроме сознания, в психике  человека есть и бессознательный  уровень. Это – те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но человеком  не рефлексируются, т.е. не осознаются.Вместе с тем следует признать, что в свете имеющихся научных данных вопрос об отношениях между сознательными и другими уровнями психической регуляции поведения, в частности бессознательным, остается сложным и не решается вполне однозначно. Основной причиной этого является тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений которые по-разному соотносятся с сознанием.Проблема соотношения сознания и бессознательного, является актуальной, т.к. не все стороны нашей деятельности регулируются со стороны сознания. Изучение тех явлений нашей жизни, которые содержаться на бессознательном уровне поможет нам глубже понять и предугадать деятельность человека.

Цель: Анализ соотношения  сознания и бессознательного в общей  психологии

Объект: Сознание и  бессознательное в рамках общей  психологии

Предмет: Соотношение  сознания и бессознательного в психологической  науке

Задачи:Проанализировать взгляды зарубежных психологов на проблему соотношения сознания и бессознательного

Проанализировать  взгляды отечественных психологов на проблему соотношения сознания и  бессознательного

ГЛАВА I. СООТНОШЕНИЕ  СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

1.1. Понимание соотношения  сознания и бессознательного  в работах З. Фрейда

 

С точки зрения Фрейда содержание бессознательного сводится к инфантильным стремлениям, которые  вытесняются из сознания вследствие их неприемлемого характера. Вытеснение — это процесс, начинающийся в  раннем детстве под моральным  давлением среды и продолжающийся в течение всей жизни. При помощи анализа вытеснения устраняются, а  вытесненные желания осознаются [15].

В сфере психического З. Фрейд выделяет три области, как  бы по иерархическому принципу: подсознание (Ид), сознание (Эго) и сверх– или надсознание (Суперэго). Сознание оказывается по существу границей между Ид и Суперэго, а в бессознательном разграничиваются две области. Подсознательное бессознательного выступает, с одной стороны, как природно обусловленный компонент психики, а с другой. – как компонент, содержание которого детерминировано прошлым опытом субъекта. Надсознательное бессознательного – это обусловленные структурой культурного пространства, в котором действует человек, факторы, не осознаваемые и не регулируемые индивидуально психологически. Человек говорит, не отдавая себе отчета в закономерностях функционирования языка, принимает участие в политических акциях, обнаруживая впоследствии, что результатом их явилось то, что никак не входило в его намерения и цели, пользуется приборами, зачастую не подозревая о закономерностях, приведших к их созданию [5].

Согласно этой теории бессознательное содержит в себе лишь те стороны личности, которые вполне могли бы быть сознательными и были подавлены только благодаря процессу воспитания.

З. Фрейд так же настаивал на том, что в добавление к вытесненному материалу бессознательное  содержит в себе так же все те психические компоненты, которые  опустились ниже порога сознания [15].

Процессы, начинающиеся в неосознаваемой сфере, могут иметь  продолжение в сознании. И наоборот, сознательное может вытесняться в подсознательную сферу. Взаимодействие сознательного и бессознательного может осуществляться согласованно, синергично или антагонистично, противоречиво, проявляясь в разнообразных несовместимых поступках человека, внутриличностной конфликтности.

Внесознательная сфера психики не является объектом рефлексии, самоотражения, произвольного самоконтроля. Сферу бессознательного 3. Фрейд считал источником мотивационной энергии, находящейся в конфликте с сознанием. Запреты социальной сферы создают, по Фрейду, "цензуру" сознания, подавляют энергию подсознательных влечений, которые проявляются в невротических срывах. Стремясь избавиться от конфликтных состояний, индивид прибегает к защитным механизмам – вытеснению, сублимации (замещению) рационализации и регрессии. 3. Фрейд утрировал роль подсознательного в поведении личности, а в сфере подсознательного – роль сексуальных влечений, темных сил природы. Он понимал подсознания как мощную сферу, влияющую на сознание [2].

Он говорил, что  бессознательное составляет основу нашей индивидуальности, а иррациональное начало, которое заложено в бессознательном, является конструктивным, творческим началом. Человек часто сталкивается с тем, что случайная ошибка или заблуждение неожиданно открывают ему совершенно новый взгляд на проблему [9].

Фрейд считал, что  сфера бессознательного — это  вытесненные, нереализованные потребности  человека. Он внедрил понятие "Я" и "Оно", для различения которых  предложил принимать во внимание закон их функционирование. В основу системы, что отвечает сознанию "Я", заложен принцип реальности, проявления "Оно" предопределены принципом удовольствия. Действия "Я" отвечают реальности и подчиненные физическим законам, социальным установкам и логике; "Оно" руководствуется субъективными потребностями биологического и аффектного характера.

Между "Я" и "Оно" нет резкой границы. "Я" стремится  способствовать влиянию внешнего мира на "Оно", изменить принцип удовольствия, которым руководствуется "Оно", принципом реальности. Для психической  деятельности характерные постоянные переходы сознательного в несознательное и наоборот [16].

Фрейд указывал, что  примером перехода сознательного в  бессознательное может служить сон. Сновидение — это своеобразное состояние сознания того, кто спит, какой характеризуется появлением более или менее ярких представлений. Они возникают в результате работы отдельных незаторможенных центров коры головного мозга. Потому, то, что мы видим все сне, базируется на уже пережитых раньше впечатлениях, которые соединяются между собой в многообразные, даже фантастические или абсурдные связи [7].

Таким образом в работах Фрейда основной акцент делался на то, что решающую роль в жизни и поведение каждого человека играет бессознательная сфера, а

сознание практически  полностью состоит из ощущений и  переживаний, которые мы осознаем в  данный момент. По мнению Фрейда, сознание вмещает в себя только малый процент  всей информации, хранящейся в мозге, и быстро опускается в область  предсознательного и бессознательного.

 

1.2 Взгляд К.Г.  Юнга на проблему соотношения  сознания и бессознательного

 

В отличие от 3. Фрейда Юнг не только не противопоставлял сознание и подсознание, но считал, что сознание основано на глубинных пластах коллективного бессознательного, на архетипах – представлениях, сформированных у человечества в далеком прошлом. Индивид, по Юнгу, стремится к самореализации (индивидуации) на основе подсознательных устремлений, обусловленных коллективным подсознанием. Не мысль, не сознание, а чувство, подсознание говорят нам, что для нас хорошо, а что плохо. Под влиянием глубинных структур, врожденных программ, универсальных образов (символов) находятся все наши непроизвольные реакции. Перед человеком возникает проблема приспособления не только к внешнему, но и к своему внутреннему миру [6].

К. Юнг в своих  работах о соотношение сознательного  и бессознательного ввёл такое понятие  как «психическая субстанция».

Психическая субстанция состоит из двух взаимодополняющих  и в то же время противопоставленных  друг другу областей: сознания и  бессознательного. Человеческое «Я»  принимает участие в обеих  областях.

На рисунке 1.2. «я»  расположено между двумя областями, которые не только дополняют, но и  компенсируют друг друга.

 

Рисунок 1.2. Соотношение  сознания и бессознательного по Г. Юнгу

 

Иными словами, линия, разделяющая эти две области  в рамках нашего «Я», может быть сдвинута в обоих направлениях — что  показывают стрелки и пунктирные линии на рисунке. Конечно, положение  «Я» в самом центре круга следует  воспринимать как условность. Смещение разделительной линии вверх означает ограничение сознания, а смещение вниз — расширение сознания.

Но если мы попытаемся оценить соотношение этих двух областей, мы увидим, что сознание составляет лишь очень малую часть нашей  психической субстанции. Согласно антропологическим  данным, сознание — плод относительно поздней дифференциации. Оно подобно  островку в безграничном океане бессознательного. На рисунке 2.2. черной точкой в центре отмечено наше «Я»; окруженное и поддерживаемое сознанием, оно представляет собой ту часть психической субстанции, которая ориентируется прежде всего на адаптацию к внешнему миру. Под «Я», Юнг понимал целый комплекс представлений.

 

Рисунок 2.2. Структура  психики по Г.Юнгу

1- Я

2 - сфера сознания

3 - сфера личностного бессознательного

4 - сфера коллективного бессознательного

 

Юнг называет «Я»  так же «субъектом сознания» Он определяет сознание как «функцию или деятельность, которая поддерживает связь психического содержимого с “Я”» Любое переживание  воспринимается и осознается только при условии, что оно проходит через «Я»: «элементы психического содержимого, не ощущаемые нашим  „Я” как таковые, не становятся достоянием нашего сознания».

Следующий круг —  область сознания, окруженная бессознательным. Содержание бессознательной сферы как бы отодвинуто в сторону (ибо сознание способно одновременно удерживать весьма незначительный объем), но может в любой момент возвратиться на уровень сознания. Сюда же относятся и те элементы содержимого нашей психики, которые мы так или иначе вытесняем, поскольку они по разным причинам нам неприятны — «все то, что забыто, подавлено, что воспринимается, мыслится и ощущается лишь подпороговым образом». Юнг называет эту область личностным бессознательным и отличает ее от коллективного бессознательного [19].

«Бессознательное старше сознания. Это первичная данность, из которой сознание каждый раз возникает заново». Соответственно, сознание — «лишь вторичное явление, надстраивающееся над фундаментальной психической деятельностью, каковой является деятельность бессознательного». Считать, что жизненная установка человека определяется его сознанием, — ошибка: ведь «значительную часть нашей жизни мы проводим в сфере бессознательного; мы спим или грезим наяву... Во всех важных жизненных ситуациях наше сознание зависит от бессознательного». В начале жизни человек пребывает в бессознательном состоянии и лишь затем вырастает до сознания. Если так называемое личностное бессознательное составляют «забытые, вытесненные, подавленные, воспринимаемые лишь „подпороговым образом"» содержательные элементы, источник которых — в жизни данной личности, то коллективное бессознательное не зависит от исторической эпохи, от влияний, обусловленных общественной или этнической принадлежностью, и представляет собой хранилище типичных, исконно присущих всем людям реакций на универсальные ситуации — такие, как тревога, угроза, борьба с превосходящей силой, отношения полов, отношения между детьми и родителями, ненависть и любовь, рождение и смерть, власть светлого и темного начал [18].

Г. Юнг указывал, что одно из самых существенных свойств  бессознательного состоит в том, что оно способно компенсировать реакции сознания. При нормальных условиях реакция сознания специфична для данной личности и адаптирована к внешней действительности; бессознательное же обеспечивает типическую реакцию, проистекающую из совокупного опыта человечества и гармонирующую с потребностями и закономерностями внутренней жизни человека. Таким образом, бессознательное дает человеку возможность принять такую установку, которая соответствовала бы конфигурации его психики в целом [17].

Таким образом, в  своих работах Юнг пошёл дальше Фрейда, расширив понимание составляющих психики и введя такое понятие, как коллективное бессознательное.

Юнг считал психику  динамически противоречивым единством, дополняющим и компенсирующим взаимодействием  сознания и бессознательного при  непрерывном энергоинформационном обмене между ними.

 

1.3 Понимание соотношения  сознания и бессознательного  в работах К. Ясперса

 

К. Ясперс, немецкий философ, представитель экзистенциальной психологии, психиатр. Утверждал, что  термин «сознание» имеет троякое  значение. Во-первых, он подразумевает  осознание собственных переживаний  — в противоположность тому, что  пребывает за пределами сознания. Во-вторых, он подразумевает осознание объекта, знание о чем-то предметном и внешнем — в противоположность неосознанным субъективным переживаниям. В-третьих, он подразумевает самосознание, осознание личностью собственного «Я» — в противоположность бессознательному, в рамках которого субъект и объект переживаются как отдельные сущности, но личность не осознает различия между ними сколько-нибудь отчетливо.

Информация о работе Соотношение сознания и бессознательного в общей психологии