Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 19:14, реферат
Цель: Анализ соотношения сознания и бессознательного с
Задачи:Проанализировать взгляды зарубежных психологов на проблему соотношения сознания и бессознательного
Проанализировать взгляды отечественных психологов на проблему соотношения сознания и бессознательного
ГЛАВА I. СООТНОШЕНИЕ СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Понимание соотношения сознания и бессознательного в работах З.Фрейда
1.2 Взгляд К.Г. Юнга на проблему соотношения сознания и бессознательного
1.3 Понимание соотношения сознания и бессознательного в работах К.Ясперса
ГЛАВА II. СООТНОШЕНИЕ СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
2.1 Л.С. Выготский о проблеме соотношения сознания и бессознательного
2.2 Рассмотрение проблемы соотношения сознания и бессознательного в работах Д.Н. Узнадзе
2.3 Взгляд современных украинских учёных на проблему соотношения сознания и бессознательного
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Состояние нечёткого
осознания окружающей действительности
Ясперс называл состоянием «без сознания»
— понимая под сознанием любую
форму внутреннего переживания,
в том числе и такую, когда
переживание ограничивается всего
лишь неосознанным чувством, не направленным
на какой-либо определенный объект. Но
психическая жизнь не может быть
полноценно понята только как сознание;
она также не может быть понята
средствами одного только сознания. Реальный
опыт душевных переживаний необходимо
дополнить теоретическим
Ясперс считал, что
для объяснения психической жизни
мы должны работать с механизмами, внешними
по отношению к сознанию — с
происходящими в сфере
Само существование
событий бессознательной
К. Ясперс считал, что перед психологией стоит важная задача: высветить оставшиеся незамеченными события психической жизни и тем самым сделать их доступными сознанию. Стремление к истине и саморазвитию предполагает озарение бессознательных глубин личности.
События, происходящие
за пределами сознания, могут быть
замечены лишь в тех случаях, когда
они являются восприятию как события
соматической сферы. Но эти же события
могут трактоваться как причины
и следствия того, что происходит
в сознании; соответственно, с их
помощью можно объяснять
К.Ясперс пытался разъяснить многообразие значений, приписываемых термину бессознательное.
а) Бессознательное мыслится как производное от сознания. Как таковое оно может быть идентифицировано с:
автоматическим поведением (т. е. деятельностью, которая некогда осознавалась, а теперь осуществляется автоматически и, значит, неосознанно; речь идет о ходьбе, письме и т. п.);
забытым опытом, все еще не утратившим своей действенности (имеются в виду так называемые комплексы, остаточные аффекты, обусловленные прежним опытом);
воспоминаниями, готовыми «всплыть на поверхность» памяти.
б) Бессознательное мыслится в соотношении с недостатком внимания. С этой точки зрения оно есть то, что:
будучи пережито в действительности, проходит незамеченным;
хотя и выявляется, но не преднамеренно;
ускользает из памяти, т. е., будучи некогда содержанием сознания, забывается.
никогда не было объективировано и, таким образом, не может быть сформулировано в словах.
в) Бессознательное мыслится как сила, как первоисточник, т. е. как:
1) творческое, жизненное начало;
2) убежище, защита,
первопричина и конечная цель.
Наши страстные устремления и
озарения, все импульсы и идеи,
все виды и формы нашего
творческого воображения, все
ослепительные и мрачные
г) Бессознательное мыслится как «бытие» — как истинный, глубинный смысл бытия. Но нельзя упускать из виду, что сознание не может трактоваться ни как нечто механически и случайно добавленное к психической реальности, ни как нечто такое, к чему сводится вся психическая реальность — укорененная в бессознательном, подвергающаяся его влиянию и сама, в свою очередь, оказывающая на него влияние.
Существует множество
проявлений сознания у человека, которые
остаются незамеченными, но, взятые как
целое, создают определенную атмосферу
и способствуют формированию общего
состояния сознания, общего настроения,
смысла и потенциала ситуации. Начинаясь
от ярко освещенного центра сознания,
сфера более или менее
В рамках общего состояния нашего сознания, в нашей психической жизни, взятой во всей ее целостности, в каждый данный момент может присутствовать множество различных степеней сознания, начиная от абсолютно ясного сознания, через различные стадии помрачения — до полной утраты сознания [20].
В своих работах основной акцент К.Ясперс делал на изучение сознания, не отрицая при этом роль бессознательных влечений в жизни и деятельности человека, он не признавал за ними статуса первичности.
Исходя из анализа взглядов зарубежных психологов на проблему соотношения сознания и бессознательного, рассмотренных в первой главе, можно выделить ряд основных положений:
Согласно Фрейду, бессознательное содержит в себе те стороны личности, которые вполне могли бы быть сознательными, но были подавленны благодаря воздействию цензуры. Оно составляет основу индивидуальности, а иррациональное начало, которое заложено в бессознательном, является творческим началом.
К. Юнг же, отбросив
механическое разделение Фрейдом на
сознание и бессознательное, считал
психику динамически
К. Ясперс критиковал психоаналитиков за то, что они делали основной акцент на биологических характеристиках человека и инстинктах, которые не могут отразить сущность высших уровней человеческой деятельности. Однако при этом Ясперс не отрицал роль бессознательных влечений в жизни и деятельности человека, но не признавал за ними статуса первичности.
Однако в теориях достаточно много как сходств, так и различий, что можно в основном объяснить определением автором роли, которую играет бессознательное в жизни человека.
ГЛАВА II. СООТНОШЕНИЕ СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
2.1 Л.С. Выготский о проблеме соотношения сознания и бессознательного
Задачи психологии Л.С. Выготский видел в том, чтобы заполнить пробелы в картине сознательной душевной жизни, теми звеньями, которые не являются объектом полного, непосредственного и постоянного сознания, т.е. тем, что называют подсознательным, малосознательным и бессознательным.
Л.С. Выготский рассматривал человеческую психику как составное сложного процесса, который совершенно не покрывается сознательной его частью и потому как считал Выготский совершенно законно говорить о психологически сознательном и психологически бессознательном: бессознательное есть потенциально-сознательное [4].
Центральным понятием
психологии является бессознательное,
которое позволяет заполнить
недостающие пробелы
Бессознательное психично и обладает всеми свойствами психического, кроме того, что оно не является сознательным переживанием. Выготский говорил о том, что уже сам характер бессознательного, заключающийся в том, что оно оказывает влияние на сознательные процессы и поведение, требует признания его психофизиологическим явлением [3].
Л.С. Выготский считал, что человеческое сознание – это не сумма отдельных процессов, а система, структура их, т.е. объединение психических функций, способностей и свойств личности – это и есть сознание. Ни одна функция не развивается изолированно. Развитие каждой функции зависит от того, в какую структуру она входит и какое место в ней занимает. Так, в раннем возрасте в центре сознания находится восприятие, в дошкольном – память, в школьном – мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции. По мнению Л.С. Выготского, процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, то есть уровнем развития обобщений. Вход бессознательных явлений в сознание возможен только через речь и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова, иначе говоря – обобщения.
Л.С. Выготский в своих трудах делает акцент на том, что в научной психологии нельзя игнорировать факты сознания, необходимо просто перевести их на объективный язык. Сознание нельзя рассматривать как нечто отдельное от биологического, физиологического и психологического, ему должно быть найдено место в одном ряду со всеми реакциями организма. Сознание – это проблема структуры поведения. Существует ряд вопросов, на которые должна отвечать психология, и которые наиболее тесно связаны с понятием сознания: самосознание, психологическая природа познания чужих сознаний, сознание трёх основных сфер эмпирической психологии (мышления, чувства и воли), понятие бессознательного, тождество и взаимосвязь сознания и бессознательного.
Он в основном говорил о существовании и развитии бессознательных психических явлений, говоря о том, что не все из них осознаются человеком. Выготский утверждал, что сама сознательность явлений имеет различные степени: мы одно переживаем более сознательно и ярко, другое – менее.
Есть вещи, находящиеся
почти на самой границе сознания
и постоянно входящие и выходящие
за его поле. Есть смутно осознаваемые
вещи, есть переживания, более или
менее тесно связанные с
Сам характер бессознательного, заключающийся в том, что оно оказывает влияние на сознательные процессы и поведение, требует признания его психофизиологическим явлением [4].
В своей концепции Л.С. Выготский в основном рассматривал бессознательное, как психический процесс, говоря, что оно обладает всеми свойствами психического, кроме того, что не является сознательным переживанием. Так же отмечал, что сам характер бессознательного, заключается в том, что оно оказывает влияние на сознательные процессы и поведение. Говоря о сознание Л.С. Выготский подчёркивал, что сознание это объединение психических функций, способностей и свойств личности.
2.2 Рассмотрение проблемы соотношения сознания и бессознательного в работах Д.Н. Узнадзе
Узнадзе считал, что
психика и сознание вовсе не совпадают
и не покрывают друг друга, а наоборот,
существует и вторая, во всяком случае,
не менее значительная сфера психической
жизни, известная под названием
бессознательной или
Бессознательными могут быть как процессы психического отражения, так и процессы регулирования. В понятие бессознательного разные авторы вносят различный смысл. С точки зрения Д.Н. Узнадзе, понятие бессознательного следует свести или даже заменить понятием психической установки.
Установка понимается как всеобщее явление в жизни людей, играющее в ней основную определяющую роль. Установка в теории Д.Н. Узнадзе превращается в центральное объяснительное психологическое понятие [14].
Исходный пункт
психологии, согласно Д.Н. Узнадзе, составляют
не психические явления, а сами личности.
Поэтому психология должна исследовать
в первую очередь субъекта, личность
как целое. Явления же сознания, изучавшиеся
традиционной психологией независимо
от личности, должны рассматриваться
лишь как дальнейшие определения
личности. При наличии потребности
и средства ее удовлетворения у субъекта
возникает особое состояние, которое
можно характеризовать как
Любые психические процессы человека отличаются друг от друга тем, что в одном случае они сопровождаются сознанием, а в другом — лишены такого сопровождения; по существу же содержания эти психические процессы остаются одинаковыми: достаточно появиться сознанию, и бессознательное психическое содержание станет обычным сознательным психическим фактом [13].
По мнению Д.Н. Узнадзе, установка не отражается в сознании субъекта в виде какого-либо самостоятельного переживания, не является отдельным актом сознания и вообще феноменом сознания. Вместе с тем Узнадзе считает ненужным понятие бессознательного, так как внутренняя структура и сущность его остается нераскрытой и толкуется по аналогии с сознательными процессами. Д.Н. Узнадзе признает заслуги З. Фрейда в разработке проблем, связанных с бессознательным психическим. Однако учение З. Фрейда не содержит в себе общей теории бессознательного и теории отношения последнего к поведению. Фрейду были ясны функции бессознательного, но форма существования бессознательного оставалась неясной [12].
Д.Н. Узнадзе считал, что, зная функции, выполняемые бессознательным психическим, мы можем определить и форму его существования.
Согласно учению Узнадзе, сфера действия бессознательного психического настолько широка, что она лежит в основе всей активности человека, как внутренней, так и внешней. Концепция Д.Н. Узнадзе служит выяснению путей формирования структуры и функций этого бессознательного. В субъекте перед каждым актом его поведения возникает своеобразное динамическое состояние – установка, которая, оставаясь бессознательной, целесообразно, в соответствии и со структурой, и с предметным содержанием данной ситуации, направляет развертывание процессов сознания и актов практического поведения. После своей реализации в поведении и удовлетворения потребности данная установка перестает существовать, уступая место иной установке[11].
Информация о работе Соотношение сознания и бессознательного в общей психологии