Вся совокупность
указанных принципов, дополняющих
и конкретизирующих друг друга, позволяет
определять способы выделения объекта
и предмета исследования, интерпретировать
полученные новые научные результаты,
осуществлять теоретические обобщения
и строить концептуальные схемы и модели,
выбирать адекватные исследовательским
задачам методические приемы.
Во-вторых, разрешение
вопроса о предмете психологии как
самостоятельной научной дисциплине. В 70-е гг. на страницах
ведущего психологического журнала того
времени "Вопросы психологии" развернулась
дискуссия о предмете психологии "в
связи с общими успехами психологии, расширением
круга ее исследований, возникновением
новых отраслей психологической науки,
установлением все более широких и прочных
связей с другими областями научного знания".
Необходимо было соотнести предмет психологической
науки не только с предметами таких наук,
как физиология, логика, кибернетика, но
и с его трактовками в других психологических
школах (гештальтпсихология, необихевиоризм,
гуманистическая психология и т.д.). Несмотря
на отчасти различные точки зрения относительно
понимания предмета психологии, тем не
менее в итоге обсуждений было подчеркнуто,
что предметом психологии является психика,
понимаемая как свойство высокоорганизованной
материи, в многообразии механизмов формирования
и развития психических явлений, а также
в совокупности ее закономерных связей,
взаимодействий и опосредований, выявляющихся
в отражающей и регулирующей функциях.
В-третьих, выявление
и формулировка основных законов
и закономерностей психической
деятельности. Понимание отражательной
природы психического и использование
методов материалистической диалектики
позволило советским психологам
к концу 70-х гг. подойти к конструктивному
разрешению важнейшей проблемы психологии
как науки - проблеме выявления законов
психического, ибо, как отмечал Ломов,
"научное познание и состоит в раскрытии
существенных, необходимых, устойчивых,
повторяющихся связей (отношений) между
явлениями", т.е. - законов. Появление
работ Божович о закономерностях формирования
личности в онтогенезе, Ломова – об исследовании
законов психики, А.П. Назаретяна – о месте
социально-психологических законов в
системе обществоведения и ряда других,
способствовало росту внимания к теоретико-методологическим
разработкам этой проблемы. Была не только
обоснована правомерность постановки
данной проблемы, но и выявлена специфика
законов, открываемых в психологии. Она
характеризуется тем, что психологические
законы не являются жесткими и однозначными
абсолютами, а выступают как законы-тенденции
(когда общее для ряда психических явлений
проявляется в виде тенденций; возможное
и действительное не совпадают; когда
любое психическое проявление человека
выступает не только как актуально существующее
в настоящий момент времени, но и как предпосылка
возникновения нового в ближайшем будущем,
что и задает вектор тенденции).
Тем самым была
показана несостоятельность феноменологических,
позитивистских и ряда собственно идеалистических
трактовок психического. Кроме того, заложена
фундаментальная основа для систематизации
и обобщения многочисленных эмпирических
исследований, повышения теоретической
стройности и строгости психологии как
науки. Конструктивность такого подхода
в понимании психических законов подчеркнута
в дискуссии по проблемам психических
законов в "Психологическом журнале"
в начале 80-х гг. (Бассин Ф.В., Генов Ф., Лебедев
А.Н., Москаленко И.В.)
В-четвертых, систематизация
и уточнение категориально-понятийного аппарата психологической
науки. Начиная с конца 60-х гг. советские
психологи последовательно проводят работу
по уточнению основных общепсихологических
терминов и понятий психологии. При этом
даже история психологии начинает рассматриваться
сквозь призму формирования и трансформации
категориальной сетки психологии (категориальный
анализ). Так, М.Г. Ярошевский, изучая историю
психологической науки через трансформацию
системы инвариант (под которыми он понимает
категории) выделяет "образ", "действие",
"мотив", "общение", "личность"
в качестве основных понятий психологии.
В 60-80-е гг. психологи раскрывают значение
для психологических исследований и соотношение
между собой таких категорий и понятий,
как "отражение" Леонтьев А.Н., "сознание"
(Шорохова Е.), "установка" (Надирашвили
Ш.А., Прангишвили А.С., Узнадзе Д.Н.), "бессознательное"
(Бассин Ф.В.), "общение" (Ломов Б.Ф.),
"деятельность и установка" (Асмолов
А.Г.), "деятельность и общение" (Ломов
Б.Ф.) Кроме этого, было предложено несколько
вариантов выделения системы базовых
психологических категорий. Так, А.Н. Леонтьев,
в качестве наиболее важных категорий
для построения системы психологии как
конкретной науки, выделяет "деятельность",
"сознание", "личность"; К.К. Платонов
в качестве общепсихологических категорий,
объем которых совпадает с основной психологической
категорией – "психикой" отмечает
"формы психического отражения",
"психические явления", "сознание",
"личность", "деятельность",
"развитие психики": Ломов в качестве
базовых для психологической науки называет
"отражение", "деятельность",
"общение", "личность", "социальное",
"биологическое". Показателем важной
роли проблемы категорий в психологии
явилось издание специального сборника
на эту тему, а свидетельством успехов
советских психологов в ее решении – разработка
тезаурусных словарей по психологии.
Основным теоретико-методологическим
итогом обсуждения проблемы категорий
в психологии стал вывод о том,
что невозможно построить систему
психологического знания только на основе
какой-либо одной категории. В целом можно
с достаточными основаниями утверждать,
что в период с конца 60-х по конец 80-х гг.
окончательно завершается формирование
теоретико-методологических основ психологической
науки в СССР, а сама психология укрепляет
свои позиции в системе наук.
2.2 Формирование новых
направлений и отраслей психологии
Наряду с
традиционными направлениями, начиная
с 60-х гг. в психологической науке
в СССР получают развитие новые отрасли
психологической науки, оказавшие
существенное влияние как на разработку общепсихологических
проблем, так и на решение практических
задач.
Особенно бурно
развивается в эти годы инженерная
психология. Освоение космоса, развитие
новой техники, автоматизация производства
ставили новые задачи перед человеком
и выдвигали новые проблемы перед психологией.
Разработка вопросов взаимодействия человека
с техникой нового поколения составила
главное содержание инженерной психологии.
Проблема "человек и техника" становится
одной из наиболее интенсивно и всестороннее
разрабатываемой как на методологическом,
так и на практическом уровнях.
Начало инженерно-психологическим
исследованиям было положено в Ленинградском
университете, где была организована
первая лаборатория инженерной психологии,
возглавляемая Б.Ф. Ломовым. В инженерной
психологии человек мыслился как подсистема
единой системы "человек – машина",
отсюда вытекали следующие проблемы:
– распределение
функций между человеком и
машиной;
– психологические
и физиологические аспекты управления
человеком техническими средствами;
– структура деятельности оператора
(индивидуальная и групповая) и факторы
ее эффективности;
– процессы приема
и переработки человеком информации
в условиях сложных автоматизированных
систем и т. д.
Эти задачи, тесно
связанные с исследованием широкого
круга общепсихологических проблем, были
нацелены на повышение надежности и эффективности
системы "человек – машина", включая
как технические звенья, так и самого человека.
Другое направление
практически ориентированных исследований,
возникших в этот период, представлено новой отраслью – космической
психологией, возникшей как естественное
продолжение исследований в авиационной
психологии (Ф. Горбов, Г. Береговой, А.И.
Лебедев и др.). Экстремальность ситуации
космического полета, сложность и ответственность
задач, решаемых космонавтом, необходимость
обеспечения его высокой работоспособности
и сохранения здоровья определили особую
значимость исследования психологических
проблем: особенности психических процессов
и состояний в условиях невесомости, специфика
взаимодействия анализаторов, влияние
"пространственной напряженности",
организация межличностного взаимодействия
космонавтов и динамика психического
самочувствия в условиях длительного
полета и изоляции и др.
Быстрыми темпами
в последние десятилетия развивается
социальная психология, которая после
ее запрета в 30-е гг., выделяется теперь
в самостоятельную отрасль психологической
науки. Предметом серьезного исследования
стали основные теоретические вопросы
социальной психологии (предмет, методы,
основные проблемы и направления исследований)
(Е.В. Шорохова, Г.М. Андреева, А.В. Петровский,
Е.С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин, К.К. Платонов,
М.И. Бобнева, Я.Л. Коломинский, А.Г. Ковалев,
Л.И. Уманский, А.С. Чернышев, Л.А. Петровская,
А.И. Донцов, А.Л. Журавлев, Л. Свенцицкий
и др.) Конкретные исследования охватывают
широкий круг проблем, включающих изучение
специфики групповых форм взаимодействия,
механизмов межличностного взаимодействия
на разных его уровнях, взаимоотношений
личности и группы и т. д.
В соответствии
с советской традицией утверждается принципиально
важное для понимания закономерностей
развития социальной психологии в СССР
представление о стратегии исследования
социально-психологических явлений, включающее:
1) определение
"социального контекста" (системы
социальных отношений) как основы исследования эмпирически
наблюдаемых отношений между индивидами;
2) рассмотрение
социально-психологических процессов
в контексте реальной социальной
группы как части существующей
социальной системы;
3) исследование
группы на основе принципа
деятельности как коллективного
субъекта, а всех межгрупповых и внутригрупповых
процессов как опосредованных совместной
деятельностью людей.
Внутри социальной
психологии развиваются и начинают
отпочковываться и превращаться
в самостоятельные области отдельные направления: психология управления,
политическая психология, этнопсихология
и т.д. Активно разрабатываются прикладные
социально-психологические проблемы (изучение
конкретных групп и коллективов, исследование
социально-психологического климата и
т.д.).
В этот же период возникает новое
направление психологии – психология
научного творчества. Разработка его началась
в Институте естествознания и техники
АН СССР и отразилась в сборниках "Научное
творчество" (1969), "Проблемы научного
творчества в современной психологии"
(1971), "Научное открытие и его восприятие"
(1971). В исследовании творчества поднимались
вопросы механизмов творческой деятельности,
психологических факторов творчества,
мотивации научного труда, творческого
потенциала личности, вопросы социальной
психологии науки, значения интуиции и
др. Общепсихологические закономерности
творческой деятельности исследуются
в работах Я.А. Пономарева, Д.Б. Богоявленской,
А.В. Брушлинского, И.Н. Семенова и др.
Успешно развивались
сравнительная и зоопсихология,
нейро- и патопсихология, специальная
психология (тифлосурдопсихология) и психология
аномального развития, военная и юридическая
психологии, педагогическая психология
и история психологии, психология спорта.
Заключение
В настоящее
время развитие российской психологии переживает новый
этап, в котором тесно переплетаются практические
и теоретические проблемы. Изменение социальной
ситуации привело к необходимости пересмотра
некоторых методологических основ, отказу
от догматической ориентации на диалектический
материализм в ущерб другим философским
школам. Точно так же как и в мировой науке,
не оправдались полностью надежды, которые
возлагались на естественно-научную психологию,
что привело к возрождению ее гуманитарной
направленности. В то же время ведущие
российские научные школы сохранили свое
значение и плодотворно развиваются, хотя
и в несколько модифицированном виде.
С необходимостью встал вопрос о развитии
исследований таких проблем, как психология
личности, ее социализация и формирование
социальной и личностной идентичности,
что привело к расцвету социальной и этнической психологии. Именно эти направления в большей
степени, нежели когнитивная психология,
испытали давление со стороны официальной
идеологии, поэтому современная ситуация,
свободное общение с зарубежными коллегами
и знакомство с новыми направлениями (прежде
всего, с гуманистической психологией
и французской школой социальной психологии)
интенсифицировали исследования российских
ученых.
Таким образом,
перед российской психологией стоят
важные задачи, которые она в состоянии решить,
сохраняя и развивая научные традиции
и достижения российских научных школ,
обогащенных опытом мировой психологической
науки. Состояние российской психологии,
доказывает, что ее потенциальные возможности
огромны.
Список
литературы
- Бассин Ф.В. О развитии взглядов на предмет психологии // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 101-113.
- Бассин Ф.В. Проблема бессознательного (О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности). М., 1968.
- Будилова Е.А. Философские проблемы в советской психологии. М., 1972.
- Быков К.М. Развитие идей И.П. Павлова (задачи и перспективы) // Быков К.М. Избр. произв. Т.1. М., 1953. С. 316-364.
- Грэхем Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М., 1991.
- Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969.
- Научная сессия, посвященная проблемам физиологического учения академика И.П. Павлова (28 июня-4 июля 1950 г.): Стеногр. отчет. М., 1950.
- Петрушевский С.А. Борьба И.П. Павлова за материализм в физиологии и психологии // Учение И.П. Павлова и философские вопросы психологии. М., 1952. С. 33-88.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., 1957.
- Ярошевский М.Г. Как предали Ивана Павлова // Репрессированная наука. Вып.2. СПб., 1994. С.76-82.
- Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. М., 1974.