Современное состояние психодиагностики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 18:05, реферат

Описание работы

Выделяют психодиагностические признаки, психодиагностические категории и диагностический вывод. Психодиагностические признаки можно непосредственно наблюдать и регистрировать, а психодиагностические категории - это скрытые внутренние психологические факторы (психологические причины), которые обусловливают определённое поведение и особенности человека. Трудность психологического диагноза заключается в том, что между признаками и категориями часто не существует жёстких взаимнооднозначных связей. Технологические приёмы получения этих первичных психодиагностических признаков и логические правила их синтеза в диагностические категории - это главный предмет и продукт развития психодиагностики. Основные принципы и математизированная технология создания стандартизированных психодиагностических методик разрабатываются в психометрике. Для диагностики интеллектуального развития, специальных способностей и профессионально важных психологических качеств людей, их личностных качеств и мотивационной сферы требуется широкий арсенал психодиагностических методик.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Из истории психодиагностики

Становление психодиагностики

1.2 Появление методов психодиагностикм

Глава 2. Психодиагностика в дореволюционной России и в СССР

2.1 Развитие методов психодиагностики

2.2 Кризис психологии и новые требования, предъявляемые к качеству психодиагностических методов

3 Современное состояние психодиагностики

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат психодиагностик.docx

— 38.35 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

 

Глава 1. Из истории психодиагностики

 

    1. Становление психодиагностики

 

1.2 Появление методов психодиагностикм

 

Глава 2. Психодиагностика в дореволюционной России и в СССР

 

2.1 Развитие методов психодиагностики

 

2.2 Кризис психологии и  новые требования, предъявляемые  к качеству психодиагностических  методов

 

3 Современное состояние  психодиагностики

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 «Психодиагностика - область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности». «Психодиагностика выступает как интегративная научно-технологическая дисциплина, которая опирается на научные теории дифференциальной психологии и математизированную технологию конструирования тестов (психометрика), а в результате разрабатывает и использует репертуар конкретных психодиагностических методик для решения конкретных практических задач» (А. Г. Шмелёв).

Психодиагностика направлена на измерение какого-то качества, постановку диагноза на этой основе, нахождение того места, которое занимает испытуемый среди других по выраженности изучаемых особенностей.

Можно говорить о двух типах  диагноза. Во-первых, диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака. Во-вторых, диагноз, позволяющий находить место испытуемого  или группы испытуемых на «оси континуума»  по выраженности тех или иных качеств. Психодиагностические методики призваны достаточно быстро и надёжно обеспечивать сбор данных об испытуемом для формулирования психологического диагноза.

Психологический диагноз - это  структурированное описание комплекса  взаимосвязанных психических свойств - способностей, мотивов, устойчивых особенностей личности. Поставленный диагноз может  сопровождаться рекомендациями по развитию или коррекции изучаемых качеств  и предназначаться не только специалистам (педагогам, практическим психологам и др.), но и самим обследуемым.

Основными функциями психодиагностики в системе современного высшего  образования является осуществление  контроля за формированием необходимых знаний и профессионально важных качеств, оценка особенностей умственного и личностного развития студентов в ходе обучения, оценка качеств самого образования.

Главной целью психодиагностики является обеспечение полноценного психического и личностного развития. Разумеется, психодиагностика делает это доступными ей способами, то есть стремится разрабатывать такие методы, которые позволяли бы оказывать помощь в развитие личности, в преодолении возникающих трудностей и т.д. Главной целью психодиагностики становится создание условий для проведения прицельной коррекционно-развивающей работы, выработки рекомендаций, проведения психотерапевтических мероприятий и т.д.

Н.Ф. Талызина так сформулировала основные функции психодиагностики в образовании на современном  этапе: «Она теряет своё дискриминационное  назначение, хотя и сохраняет в  определённых пределах прогностическую  роль. Главной её функцией должно быть определение условий, наиболее благоприятствующих дальнейшему развитию данного человека, помощь при разработке программ обучения и развития, учитывающих своеобразие  наличного состояния его познавательной деятельности» (Талызина.Н.Ф.,1981).

Таким образом, психодиагностика осуществляется ради прогноза, то есть по ряду признаков определяет психическое  свойство, которое является причиной определённого поведения, и прогнозирует это поведение (критериальное поведение), например, диагностируются способности учащихся для того, чтобы спрогнозировать их дальнейшее обучение, успеваемость (обучение - это критериальное поведение, а успеваемость - критериальный показатель).

Выделяют психодиагностические признаки, психодиагностические категории  и диагностический вывод. Психодиагностические признаки можно непосредственно  наблюдать и регистрировать, а  психодиагностические категории - это  скрытые внутренние психологические  факторы (психологические причины), которые обусловливают определённое поведение и особенности человека. Трудность психологического диагноза заключается в том, что между  признаками и категориями часто  не существует жёстких взаимнооднозначных связей. Технологические приёмы получения этих первичных психодиагностических признаков и логические правила их синтеза в диагностические категории - это главный предмет и продукт развития психодиагностики. Основные принципы и математизированная технология создания стандартизированных психодиагностических методик разрабатываются в психометрике. Для диагностики интеллектуального развития, специальных способностей и профессионально важных психологических качеств людей, их личностных качеств и мотивационной сферы требуется широкий арсенал психодиагностических методик.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Из истории психодиагностики

 

1.1 Становление  психодиагностики

 

История современной психодиагностики начинается с первой четвери XIX в., то есть с начала так называемого клинического периода в развитие психологических знаний. Этот период характеризуется тем, что ключевую роль в добывании и анализе эмпирических психологических знаний о человеке начинают играть врачи (до них этим занимались философы и писатели). Врачей интересуют причины происхождения трудноизлечимых и распространившихся в те годы в развитых странах мира душевных заболеваний и неврозов. Врачи-психиатры начинают вести в клиниках Европы систематические наблюдения за больными, записывая и анализируя результаты своих наблюдений. В это время методы психодиагностики как наблюдение, опрос, анализ документов. Однако в целом психодиагностика в эти годы носит ещё не строгий, произвольный характер, что проявляется в различных выводах и умозаключениях, к которым приходят врачи, наблюдая за одними и теми же больными и изучая их с помощью одних и тех же методов. Это в частности происходит потому, что методы психодиагностики в то время носят ещё качественный характер.

Началом создания количественных методов психодиагностики следует  считать вторую половину XIX и. - в  то время, когда под руководством немецкого психолога В.Вундта была создана первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория, где в целях психодиагностики стали применять различные технические устройства и приборы. К этому же времени относится открытие психофизического закона, который, показав количественную связь между физическими и психологическими явлениями, ускорил создание средств количественной психодиагностики. Основной психофизический закон открыл возможность измерения психологических явлений, и это открытие привело к созданию так называемых субъективных шкал для измерения ощущений. В соответствие с этим законом основным объектом измерения стали ощущения человека, и долгое время, вплоть до конца XIX века, практическая психодиагностика ограничивалась измерением ощущений.

 

 

 

 

1.2 Появление методов  психодиагностики

 

Начальным периодом становления  современных методов психодиагностики, касающихся основных психологических  процессов, свойств и состояний  человека, следует считать конец XIX - начало XX века. В это время  весьма активно и не без участия  профессиональных психологов развиваются  те области теории вероятностей и  математической статистики, на которые  впоследствии стали опираться научные  методы количественной психодиагностики. Однако вначале математическую статистику стали применять не в психологии, а в других науках: в биологии, экономики, медицине и т.д.

Несколько позднее началось создание специальных средств для количественной психодиагностики психологических явлений, например факторного анализа. Впервые он был использован для психодиагностики черт личности и уровня интеллектуального развития.

Первое психометрическое учреждение было создано в Англии выдающимся английским психологом Гальтоном. В 1884 году он основал Антропометрическую лабораторию, одной из задач которой стало получение статистических данных о человеческих способностях. Посетители этой лаборатории имели возможность измерить свои способности, и через этот психометрический эксперимент прошло около 10 000 человек. Гальтон явился инициатором применения статистики в психологии, и ему принадлежит заслуга в разработке самих статистических методов.

Один из первых статистически  обоснованных тестов интеллекта разработал и опубликовал в 1905-1907 гг. французский  учёный А.Бине. Позже с другим французским учёным Т.Симоном он усовершенствовал этот тест, который вошёл в историю психодиагностики как тест Бине - Симона.

Во второй половине 20-х  годов текущего столетия стали появляться новые психологические, в том  числе интеллектуальные и личностные тесты, позволяющие производить  психодиагностику различных процессов  и свойств человека. Исторически  последними среди психодиагностических средств количественного характера  возникли и вошли в практику те, которые связаны с социально-психологическими исследованиями. Это социометрический тест, созданный американским психологом Я.Морено, и множество измерительных методик, разработанных группой американских социальных психологов.

На 50 - 60-е годы XX века приходится основное количество разнообразных  психодиагностических методик. Это  были годы наибольшей психометрической активности учёных-психологов. В результате довольно быстро психология обогатилась новыми, боле надёжными теориями, и стала не только достойной академической, но и практической полезной наукой. Открылись широкие возможности для развития базирующихся на психодиагностике прикладных областей знаний, в том числе психологии труда, психофизиологии, инженерной и медицинской психологии, педагогической психологии.

Современная психодиагностика выделилась в отдельную область  научных и практических психологических  знаний. Создано много психодиагностических методик, число которых продолжает быстрыми темпами увеличиваться. Всё  более широкое применение в психодиагностике находят современные методы математики и физики, а также средства электронной  психодиагностики, например ЭВМ.

В некоторых странах мира, например, в США, в Германии, предпринимались  попытки комплексной систематизации и изложения психодиагностических методов в ряде многотомных научных  и практических изданий. Аналогичные  попытки в последние годы появились  и в России, однако, без единой концепции и должной научной  основы. Под концепцией в данном случае понимается наличие достаточно обоснованной, детально продуманной  системы, которую можно было бы положить в основу классификации психодиагностических методик. Под научным обоснованием понимается наличие большого, теоретически обобщённого опыта квалификации психодиагностических методик, оценки их состоятельности, сильных и слабых сторон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Психодиагностика в дореволюционной России и в СССР

 

2.1 Развитие методов  психодиагностики

 

Становление и развитие психологического тестирования не оставалось без внимания российских психологов. В дореволюционной  России начала XX в. тесты были хорошо известны и популярны. Особый интерес  к тестам проявляли педагоги, надеявшиеся  с их помощью получить сведения о  степени одарённости учащихся, особенностях их личности, осуществить диагноз  и прогноз психического развития. Делались попытки организации при  школах кабинетов для экспериментально-психологического обследования учащихся. Сторонники естественнонаучного  направления в психологии (А.П.Нечаев, Н.Е.Румянцев, Г.И.Россолимо и др.) активно способствовали распространению идеи тестирования, зачастую, подобно своим западным коллегам, возлагая на тесты слишком большие надежды.

Работы по психологическому тестированию в России до 1917 г. в  первую очередь связаны с именами  выдающихся психиатров и психологов Г.И.Россолимо и Ф.Е.Рыбакова. В 1908 году Григорий Иванович Россолимо публикует шкалу для измерения уровня развития общих способностей, вошедшую в историю психологии и психодиагностики под названием «Психологические профили». Конструируя тест, он шёл не эмпирическим путём, а разработал систему теоретических представлений о структуре личности и интеллекта. Основной целью своего теста автор считал выработку критериев отличия нормальных детей от имеющих разные степени умственной отсталости (ср. с исследованиями А.Бине). Эта задача была успешно решена в новой для психологического тестирования того времени форме-теста, состоящего из 11 субтестов (субтесты основывались на выделении 11 психических процессов, которые разбивались на пять групп: внимание, восприимчивость, воля, запоминание, ассоциативные процессы) и позволяющего представить полученные данные в виде профиля. Задания варьировались по категориям обследуемых (дети, взрослые интеллигентные, взрослые неинтеллигентные). Впервые была предложена и формула перевода профиля с графического языка на арифметический. «Профили» получи высокую оценку научной общественности, были переведены на несколько языков.

Информация о работе Современное состояние психодиагностики