Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 18:05, реферат
Выделяют психодиагностические признаки, психодиагностические категории и диагностический вывод. Психодиагностические признаки можно непосредственно наблюдать и регистрировать, а психодиагностические категории - это скрытые внутренние психологические факторы (психологические причины), которые обусловливают определённое поведение и особенности человека. Трудность психологического диагноза заключается в том, что между признаками и категориями часто не существует жёстких взаимнооднозначных связей. Технологические приёмы получения этих первичных психодиагностических признаков и логические правила их синтеза в диагностические категории - это главный предмет и продукт развития психодиагностики. Основные принципы и математизированная технология создания стандартизированных психодиагностических методик разрабатываются в психометрике. Для диагностики интеллектуального развития, специальных способностей и профессионально важных психологических качеств людей, их личностных качеств и мотивационной сферы требуется широкий арсенал психодиагностических методик.
Введение
Глава 1. Из истории психодиагностики
Становление психодиагностики
1.2 Появление методов психодиагностикм
Глава 2. Психодиагностика в дореволюционной России и в СССР
2.1 Развитие методов психодиагностики
2.2 Кризис психологии и новые требования, предъявляемые к качеству психодиагностических методов
3 Современное состояние психодиагностики
Заключение
Список использованной литературы
Не менее интересны и исследования Ф.Е.Рыбакова, разработавшего тест для определения уровня развития пространственного воображения. «Фигуры Рыбакова» быстро стали известны в мире, по их подобию создавались многочисленные тесты, использующиеся и в настоящее время, например тест интеллекта, предложенный Р.Мейли в 1955 году. Судьба всех дореволюционных текстологических разработок в России - забвение на родине, но использование и развитие (часто под другими именами) за рубежом.
Так же как и в зарубежье, в России того времени звучали призывы к трезвой оценке тестов, призывы, сопровождающие развитие психологического тестирования во всех странах и свидетельствующие, прежде всего об огромном социальном значении этих исследований. В 1912 году Г.И.Челпанов всячески подчёркивал, что «психологические тесты имеют исключительно научное значение, то есть могут применяться только исключительно для научных исследований, но не для практических целей». Это мнение Челпанова, одного из создателей и первого руководителя Психологического института, основывалось на том, что тесты дают знания лишь об отдельных проявлениях личности, которые к тому же требуют не одномоментного, а длительного изучения, не обеспечиваемого тестированием.
В советский период в педологии и психотехнике 1920-1930-х годах практика тестирования набирает обороты. Тесты получают широчайшее применение, прежде всего в учебно-воспитательных учреждениях. Плодотворно работают в области психологического тестирования М.Я.Басов, М.С.Бернштейн, П.П.Блонский, А.П.Болтунов, С.М.Василевский, С.Г.Геллерштейн, В.М.Коган, Н.Д.Левитов, А.А.Люблинская, Г.И.Россолимо, И.Н.Шпильрейн, А.М.Шуберт и другие.
На Украине публикуют свои новаторские исследования А.М.Мандрыка и М.Ю.Сыркин. Основное внимание в их работах уделяется теоретическим аспектам прикладной статистики в психологическом тестировании, а также критериям точности тестовых испытаний и сопряженности получаемых данных к с социальными факторами. Особо следует отметить вклад Л.С. Выготского. Разработанное этим выдающимся психологом учение о психологическом диагнозе, его особенностях и этапах сохраняет своё значение и поныне.
2.2 Кризис психологии
и новые требования, предъявляемые
к качеству психологических
Многие идеи и разработки тех лет не только соответствовали мировому уровню, но и опережали его. В то же время продолжаются жаркие дискуссии об инструментах измерения индивидуальных различий. Многие критики отмечают отсутствие теоретического обоснования тестов, без которого они превращаются в «наукообразную игру в бирюльки… портят жизнь, как взрослого, так и ребёнка». Среди противников тестов были такие известные психологи и педагоги, как К.Н.Корнилов, А.В.Залкинд, С.С.Моложавый, наконец, Н.К.Крупская. Почти в одно и то же время, с интервалом в несколько месяцев (1927), научная и педагогическая общественность страны то выступает за самую широкую тестологическую практику (I Педалогический съезд), то признаёт тесты недопустимыми для всеобщего пользования.
В 1930-е годы были ликвидированы те направления исследований, которые являлись связующими звеньями психологии с практикой. О психологических тестах советские психологи старались забыть как о страшном сне. Судьбы многих психологов, работающих в педологии и психотехнике и бесследно исчезнувших в годы репрессий середины 30-х гг., становятся известными только сегодня. Многие учёные были уничтожены. Трагическим примером может служить судьба И.Н.Шпильрейна, психотехнические исследования которого были посвящены изучению профессий, научной организации труда, разработке методик отбора для Красной армии. В 1935 г. он был арестован по обвинению в антисоветской деятельности, а в декабре 1937г. - расстрелян.
В предвоенный период (1935
- 1941) и более чем два послевоенных
десятилетия советская
В 1960-1970-е гг. в советской
психологии, в противовес зарубежной,
развивается так называемый «качественный
подход», реализуемый, прежде всего
в диагностики умственного
Можно достаточно точно указать
на время возрождения
Следует отметить особо вклад
Ленинградской психологической
школы в становлении советской
психодиагностики. Благодаря работам
психологов и психиатров этого научного
заведения, психологическая общественность
страны получила возможность познакомиться
не только со многими зарубежными
методиками, но и с первыми клинико-
Возвращение тестов происходит
на фоне дискуссий о предмете марксисткой
психодиагностики, её месте в системе
психологического знания, принципах
и методах, об отношении к зарубежному
опыту. Критика тестов, их диагностических
возможностей сводилась к бессознательным
обвинениям в методологической несостоятельности.
Иногда тесты, объявляемые «количественным
подходом» к диагностики
Дискуссии о тестах периодически
вспыхивают вплоть до середины 1970-гг. и
окончательно угасают к началу 1980-х.
психологов-практиков
В этих работах не только
накапливался собственный опыт организации
и проведения диагностических исследований,
но и были получены оригинальные данные,
обогащающие известные
Вторая половина 1970-х гг. знаменуется возрастающим интересом исследователей к проблемам психодиагностики, прежде всего к зарубежным методикам. Психодиагностика признаётся в качестве одной из основных сфер приложения профессиональных возможностей психологов, становится неотъемлемым элементом их обучения.
В 1980-е годы и вплоть до
распада СССР в 1991 году в советской
психодиагностике становится «привычным»
делом использование зарубежных
тестов, оперирование их теоретическими
конструктами. У пользователей тестов
сформировался «дилетантски потребительский»
подход к психодиагностическому
инструментарию, тот подход, когда
научный анализ методик заменяется
простым описанием и
Дифференциально-
3. Современное состояние психодиагностики
Анализируя просчёты, ошибки
советской психодиагностики, нельзя
обойти и её достижения в этот период.
Книги Е.Т. Соколовой (1980), В.С.Аванесова
(1982), М.М.Кабанова (1983), Б.В.Кулагина (1984),
Л.Ф.Бурлачука (1989), Б.Г.Херсонского (1989).Каждая
из них вызывала значительный интерес
психологов всех специальностей, внимательно
изучалась практиками. Появляются первые
учебные пособия для студентов, первый
словарь- справочник, адресованный широкому
кругу специалистов. В этих работах реализуется
слияние тестологического, измерительного
подхода с дифференциально-
Делаются первые шаги на пути разработки оригинальных методик, многие из которых сегодня достаточно активно используются в психологических исследованиях (А.Е.Личко, 1983; В.М.Мельников и Л.Т.Ямпольский, 1985; К.Акимова, 1988; А.А Кроник, 1991 и другие). Необходимо подчеркнуть важность начатой в 1980-е годы работы по преодолению почти тотальной психометрической безграмотности психологов, воспринимавших как нечто экзотическое требования к надёжности и валидность тестов и не имевших элементарных навыков их конструирования. Обращается внимание и на разработку (не завершённую до сих пор) этических норм, которыми должны руководствоваться создатели и пользователи психологических тестов.
В конце 1980 - годов всё более отчётливо определяются основные области исследований в психодиагностике, постепенно приобретающей статус науки многоотраслевой - общей психодиагностики. К специальным психодиагностикам, складывающимся в этот период, можно отнести: клиническую, спортивную, профессиональную и педагогическую. Во всех этих областях внедряются компьютерные варианты диагностических тестов, тем самым расширяются границы общей психодиагностики.
В последнее десятилетие XX в. развитие психологической диагностики, впрочем, как и других наук, несколько затормозилось. Тем не менее, в основных психологических центрах, которыми продолжали и продолжают оставаться в первую очередь Москва и Петербург в России, а Киев - в Украине, велась определённая работа в области психодиагностики, позволившая достигнуть заметных результатов.
Важным событием, повлиявшим на развитие психодиагностической практики, стало создание в Петербурге ИМАТОНа (Госстандарт России) - предприятия, которое занялось подготовкой и продажей тестов для психологов. Первоначально это были известные зарубежные тесты, а позднее появляются и отечественные. психологи-практики могут получить или совершенствовать свои знания в области психодиагностики, работая с тестами путём участия в краткосрочны обучающих программа, также конференциях, которые регулярно проводятся ИМАТОНом.
Отечественные исследования
в области психодиагностики пока
так и не смогли интегрироваться
в мировую психологическую
Заключение
Становление психодиагностики
как науки обусловлено
В России с начала XX в. психологические тесты использовались и разрабатывались, прежде всего, для нужд образования. В советской психологии расцвет тестирования в педологии и психотехнике под влиянием идеологических установок сменяется в 1936 г. запретом на применение тестов, в послевоенные годы объявленных в качестве орудия «психологов- расистов». Возрождение исследований происходит в конце 1960-х гг. Однако «разрешение на тесты» не находит сколько-нибудь заметной поддержки со стороны официальной психологии. Тем не менее, за двадцатилетний период развития психодиагностики в советской психологии были достигнуты определенные успехи.
Как уже отмечалось в России
направление исследований, получившее
название «психологическая диагностика»,
появляется в конце 1960-х гг. во многом
благодаря усилиям Б.Г.
В заключение нужно подчеркнуть,
что история психодиагностики - это
не история тестов, как может показаться
на первый взгляд. История психодиагностики
- это история теорий и тестов,
разработанных на основе этих теорий.
Поэтому не целесообразно сегодня
говорить о преимущественно