Современное состояние психодиагностики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 18:05, реферат

Описание работы

Выделяют психодиагностические признаки, психодиагностические категории и диагностический вывод. Психодиагностические признаки можно непосредственно наблюдать и регистрировать, а психодиагностические категории - это скрытые внутренние психологические факторы (психологические причины), которые обусловливают определённое поведение и особенности человека. Трудность психологического диагноза заключается в том, что между признаками и категориями часто не существует жёстких взаимнооднозначных связей. Технологические приёмы получения этих первичных психодиагностических признаков и логические правила их синтеза в диагностические категории - это главный предмет и продукт развития психодиагностики. Основные принципы и математизированная технология создания стандартизированных психодиагностических методик разрабатываются в психометрике. Для диагностики интеллектуального развития, специальных способностей и профессионально важных психологических качеств людей, их личностных качеств и мотивационной сферы требуется широкий арсенал психодиагностических методик.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Из истории психодиагностики

Становление психодиагностики

1.2 Появление методов психодиагностикм

Глава 2. Психодиагностика в дореволюционной России и в СССР

2.1 Развитие методов психодиагностики

2.2 Кризис психологии и новые требования, предъявляемые к качеству психодиагностических методов

3 Современное состояние психодиагностики

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат психодиагностик.docx

— 38.35 Кб (Скачать файл)

Не менее интересны  и исследования Ф.Е.Рыбакова, разработавшего тест для определения уровня развития пространственного воображения. «Фигуры Рыбакова» быстро стали известны в мире, по их подобию создавались многочисленные тесты, использующиеся и в настоящее время, например тест интеллекта, предложенный Р.Мейли в 1955 году. Судьба всех дореволюционных текстологических разработок в России - забвение на родине, но использование и развитие (часто под другими именами) за рубежом.

 

Так же как и в зарубежье, в России того времени звучали  призывы к трезвой оценке тестов, призывы, сопровождающие развитие психологического тестирования во всех странах и свидетельствующие, прежде всего об огромном социальном значении этих исследований. В 1912 году Г.И.Челпанов всячески подчёркивал, что «психологические тесты имеют исключительно научное значение, то есть могут применяться только исключительно для научных исследований, но не для практических целей». Это мнение Челпанова, одного из создателей и первого руководителя Психологического института, основывалось на том, что тесты дают знания лишь об отдельных проявлениях личности, которые к тому же требуют не одномоментного, а длительного изучения, не обеспечиваемого тестированием.

В советский период в педологии  и психотехнике 1920-1930-х годах практика тестирования набирает обороты. Тесты  получают широчайшее применение, прежде всего в учебно-воспитательных учреждениях. Плодотворно работают в области  психологического тестирования М.Я.Басов, М.С.Бернштейн, П.П.Блонский, А.П.Болтунов, С.М.Василевский, С.Г.Геллерштейн, В.М.Коган, Н.Д.Левитов, А.А.Люблинская, Г.И.Россолимо, И.Н.Шпильрейн, А.М.Шуберт и другие.

На Украине публикуют  свои новаторские исследования А.М.Мандрыка и М.Ю.Сыркин. Основное внимание в их работах уделяется теоретическим аспектам прикладной статистики в психологическом тестировании, а также критериям точности тестовых испытаний и сопряженности получаемых данных к с социальными факторами. Особо следует отметить вклад Л.С. Выготского. Разработанное этим выдающимся психологом учение о психологическом диагнозе, его особенностях и этапах сохраняет своё значение и поныне.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Кризис психологии  и новые требования, предъявляемые  к качеству психологических методов

 

Многие идеи и разработки тех лет не только соответствовали  мировому уровню, но и опережали  его. В то же время продолжаются жаркие дискуссии об инструментах измерения  индивидуальных различий. Многие критики  отмечают отсутствие теоретического обоснования  тестов, без которого они превращаются в «наукообразную игру в бирюльки…  портят жизнь, как взрослого, так  и ребёнка». Среди противников  тестов были такие известные психологи  и педагоги, как К.Н.Корнилов, А.В.Залкинд, С.С.Моложавый, наконец, Н.К.Крупская. Почти в одно и то же время, с интервалом в несколько месяцев (1927), научная и педагогическая общественность страны то выступает за самую широкую тестологическую практику (I Педалогический съезд), то признаёт тесты недопустимыми для всеобщего пользования.

В 1930-е годы были ликвидированы  те направления исследований, которые  являлись связующими звеньями психологии с практикой. О психологических  тестах советские психологи старались  забыть как о страшном сне. Судьбы многих психологов, работающих в педологии  и психотехнике и бесследно исчезнувших  в годы репрессий середины 30-х  гг., становятся известными только сегодня. Многие учёные были уничтожены. Трагическим  примером может служить судьба И.Н.Шпильрейна, психотехнические исследования которого были посвящены изучению профессий, научной организации труда, разработке методик отбора для Красной армии. В 1935 г. он был арестован по обвинению в антисоветской деятельности, а в декабре 1937г. - расстрелян.

В предвоенный период (1935 - 1941) и более чем два послевоенных десятилетия советская психология всячески избегает всего того, что  связано с индивидуально-психологическими различиями и их измерением.

В 1960-1970-е гг. в советской  психологии, в противовес зарубежной, развивается так называемый «качественный  подход», реализуемый, прежде всего  в диагностики умственного развития. Такой подход предполагает изучение способностей в условиях выполнения соответствующей деятельности, именно той, способности, к овладению которой  исследуются. Качественная диагностика, оказавшись достаточно эффективной  для решения сравнительно узкого круга задач, в силу своей громоздкости, ориентированности на лабораторные условия, то есть неприспособленности  к запросам практики, не могла заменить тесты.

Можно достаточно точно указать  на время возрождения тестологических (психодиагностических) исследований в советской психологии. В марте 1969г. на Центральном совете Общества психологов СССР психодиагностика была признана одной из наименее развитых областей психологического знания, крайне нуждающейся во внимании со стороны исследователей.

Следует отметить особо вклад  Ленинградской психологической  школы в становлении советской  психодиагностики. Благодаря работам  психологов и психиатров этого научного заведения, психологическая общественность страны получила возможность познакомиться  не только со многими зарубежными  методиками, но и с первыми клинико-психологическими исследованиями, проведёнными с их помощью. С самого начала именно задача развития психодиагностики, а не психологического тестирования и тестологии, ставилась перед советскими учёными. Следом за СССР термин «психодиагностика» входит в употребление в ряде тогдашних социалистических стран.

Возвращение тестов происходит на фоне дискуссий о предмете марксисткой  психодиагностики, её месте в системе  психологического знания, принципах  и методах, об отношении к зарубежному  опыту. Критика тестов, их диагностических  возможностей сводилась к бессознательным  обвинениям в методологической несостоятельности. Иногда тесты, объявляемые «количественным  подходом» к диагностики психических  явлений, противопоставлялись уже  упомянутому «качественному», который признавался единственно верным.

Дискуссии о тестах периодически вспыхивают вплоть до середины 1970-гг. и  окончательно угасают к началу 1980-х. психологов-практиков интересуют не вопросы идеологической чистоты  тестов, а те возможности, которые  открываются с их использованием в школе, клинике, спорте, во всех сферах жизнедеятельности человека. Поэтому  тесты всё активней используются в медико-психологических исследованиях, изучении разных возрастных групп, профориентации и профотборе, судебно-психологической экспертизе.

В этих работах не только накапливался собственный опыт организации  и проведения диагностических исследований, но и были получены оригинальные данные, обогащающие известные представления  об индивидуально-психологических особенностях личности в норме и патологии. Наряду с эмпирическими работами появляются и новые теоретические, анализирующие состояние дел в зарубежных исследованиях. Именно этими исследованиями советских психологов конца 60-х - середины 70-х гг. был дан ответ на вопрос о том, быть или не быть тестам.

Вторая половина 1970-х гг. знаменуется возрастающим интересом  исследователей к проблемам психодиагностики, прежде всего к зарубежным методикам. Психодиагностика признаётся в качестве одной из основных сфер приложения профессиональных возможностей психологов, становится неотъемлемым элементом их обучения.

В 1980-е годы и вплоть до распада СССР в 1991 году в советской  психодиагностике становится «привычным»  делом использование зарубежных тестов, оперирование их теоретическими конструктами. У пользователей тестов сформировался «дилетантски потребительский» подход к психодиагностическому  инструментарию, тот подход, когда  научный анализ методик заменяется простым описанием и применением, когда психолог-практик, а часто просто дилетант, измеряя с помощью иностранного тес, например, интеллект, весьма смутно представляет себе, как теоретически описывается это понятие автором теста, каковы надежность и валидность методики, не располагает нормативными данными, наконец, не осведомлён об этике работы с людьми.

Дифференциально-психологические  исследования в СССР признавались как  не имеющие какой-либо «серьёзной теоретической  основы, которая объясняла бы происхождение  и развитие самих индивидуальных различий» (В.М,Русалов, 1991). С точки зрения Б.М.Теплова и его последователей, индивидуально-психологические различия по чертам личности, интеллекту, фиксируемые с помощью тестов, должны рассматриваться как случайные. Они не могут быть отнесены к собственно индивидуальным до тех пор, ока е будет доказана их связь со свойствами нервной системы и установлено их устойчивое «поведенческое» проявление - на вегетативном, электроэнцефалографическом, моторном и т.д. уровнях» (Русалов В.М.).

 

3. Современное состояние психодиагностики

 

Анализируя просчёты, ошибки советской психодиагностики, нельзя обойти и её достижения в этот период. Книги Е.Т. Соколовой (1980), В.С.Аванесова (1982), М.М.Кабанова (1983), Б.В.Кулагина (1984), Л.Ф.Бурлачука (1989), Б.Г.Херсонского (1989).Каждая из них вызывала значительный интерес психологов всех специальностей, внимательно изучалась практиками. Появляются первые учебные пособия для студентов, первый словарь- справочник, адресованный широкому кругу специалистов. В этих работах реализуется слияние тестологического, измерительного подхода с дифференциально-психологическим, что составляет подлинную сущность психологической диагностики как науки.

Делаются первые шаги на пути разработки оригинальных методик, многие из которых сегодня достаточно активно используются в психологических  исследованиях (А.Е.Личко, 1983; В.М.Мельников и Л.Т.Ямпольский, 1985; К.Акимова, 1988; А.А Кроник, 1991 и другие). Необходимо подчеркнуть важность начатой в 1980-е годы работы по преодолению почти тотальной психометрической безграмотности психологов, воспринимавших как нечто экзотическое требования к надёжности и валидность тестов и не имевших элементарных навыков их конструирования. Обращается внимание и на разработку (не завершённую до сих пор) этических норм, которыми должны руководствоваться создатели и пользователи психологических тестов.

 

В конце 1980 - годов всё  более отчётливо определяются основные области исследований в психодиагностике, постепенно приобретающей статус науки  многоотраслевой - общей психодиагностики. К специальным психодиагностикам, складывающимся в этот период, можно отнести: клиническую, спортивную, профессиональную и педагогическую. Во всех этих областях внедряются компьютерные варианты диагностических тестов, тем самым расширяются границы общей психодиагностики.

В последнее десятилетие XX в. развитие психологической диагностики, впрочем, как и других наук, несколько  затормозилось. Тем не менее, в основных психологических центрах, которыми продолжали и продолжают оставаться в первую очередь Москва и Петербург  в России, а Киев - в Украине, велась определённая работа в области психодиагностики, позволившая достигнуть заметных результатов.

Важным событием, повлиявшим на развитие психодиагностической практики, стало создание в Петербурге ИМАТОНа (Госстандарт России) - предприятия, которое занялось подготовкой и продажей тестов для психологов. Первоначально это были известные зарубежные тесты, а позднее появляются и отечественные. психологи-практики могут получить или совершенствовать свои знания в области психодиагностики, работая с тестами путём участия в краткосрочны обучающих программа, также конференциях, которые регулярно проводятся ИМАТОНом.

Отечественные исследования в области психодиагностики пока так и не смогли интегрироваться  в мировую психологическую науку, остаются на её периферии. Основная преграда на пути в мировое психологическое  сообщество - отсутствие действующих  профессиональных сообществ, заинтересованных в развитии психодиагностики, а в  связи с этим - отсутствие нормативно-правовой регуляции деятельности специалистов в этой области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Становление психодиагностики как науки обусловлено развитием  экспериментальной психологии, измерением психических явлений.

В России с начала XX в. психологические  тесты использовались и разрабатывались, прежде всего, для нужд образования. В советской психологии расцвет  тестирования в педологии и психотехнике под влиянием идеологических установок  сменяется в 1936 г. запретом на применение тестов, в послевоенные годы объявленных  в качестве орудия «психологов- расистов». Возрождение исследований происходит в конце 1960-х гг. Однако «разрешение на тесты» не находит сколько-нибудь заметной поддержки со стороны официальной психологии. Тем не менее, за двадцатилетний период развития психодиагностики в советской психологии были достигнуты определенные успехи.

Как уже отмечалось в России направление исследований, получившее название «психологическая диагностика», появляется в конце 1960-х гг. во многом благодаря усилиям Б.Г.Ананьева, в то время главы Ленинградской психологической школы. Сейчас очень трудно ответить на вопрос о том, почему вместо термина «психологическое тестирование» был избран термин «психодиагностика». Вероятно, свою роль сыграло продолжавшееся долгое время гонение на тесты. Естественно, что новое направление психологии, которое виделось нашим ученым, противостоящим западному тестированию, нуждалось в определении предмета, а также в разработке принципов исследования. Первые шаги в этом направлении были сделаны Ананьевым, который полагал, что психологическую диагностику следует рассматривать как направление исследований, имеющих целью «определение уровней развития психофизиологических функций, процессов, состояний и свойств личности…установление структурных особенностей каждого из них и их констелляций, образующих сложные синдромы поведения… распознание состояний человека при действии различных стимуляторов, стрессоров, фрустраторов и сложных ситуаций, определение потенциалов человеческого развития (работоспособности, одарённости, специальных способностей и так далее)» (Ананьев, 1968).

В заключение нужно подчеркнуть, что история психодиагностики - это  не история тестов, как может показаться на первый взгляд. История психодиагностики - это история теорий и тестов, разработанных на основе этих теорий. Поэтому не целесообразно сегодня  говорить о преимущественно измерительной  направленности психодиагностики и  разработке теории индивидуальных различий в дифференциальной психологии. Одно не может существовать без другого.

Информация о работе Современное состояние психодиагностики