Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:46, контрольная работа
Существует несколько классификаций методов психологического исследования. Например Г. Пирьов, разделил "методы" на: собственно методы (наблюдение, эксперимент, и пр.); методические приемы; методические подходы (генетический, психофизиологический и пр.).
Введение……………………………………………………………………3
1. Не экспериментальные психологические методы………………….….4
2. Диагностические методы………………………………………………..10
3. Экспериментальные методы…………………………………………..…11
4. Формирующие методы………………………………………………..11
Заключение…………………………………………………………….…...16
Список использованной литературы……………………………………..17
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОРДОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Контрольная работа по психологии
тема:
Современные методы
психологических исследований
выполнила: студентка 3 курса
307 группы заочного отделения
Старкина Д.
специальность: Реклама
преподаватель:
Мезонова О. В.
Саранск
2012
Введение…………………………………………………
1. Не экспериментальные психологические методы………………….….4
2. Диагностические методы………………………………………………..10
3. Экспериментальные методы…………………………………………..…11
4. Формирующие методы………………………………………………..11
Заключение……………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………..17
Специфика научной психологии заключается в том, что она для накопления своих данных использует целый арсенал научных методов.
Большую роль играет и то, каким путем получено то или иное знание. Лев Семенович Выготский выразил это в следующей лаконичной формуле: факты, полученные с помощью разных познавательных принципов, суть разные факты. Существует определенная обусловленность получаемых в эмпирическом исследовании фактов имевшейся до исследования его схемой, выдвинутыми гипотезами, предварительными знаниями об изучаемой реальности и т.п. И подобную взаимосвязь полученных в исследовании фактов с предварительными представлениями исследователя об изучаемых феноменах и, с используемыми методами можно проследить во всех психологических направлениях. Поэтому проблема методологии познания является одной из самых существенных проблем психологии [1, 222].
Существует несколько классификаций методов психологического исследования. Например Г. Пирьов, разделил "методы" на: собственно методы (наблюдение, эксперимент, и пр.); методические приемы; методические подходы (генетический, психофизиологический и пр.).
Сергей Леонидович Рубинштейн в "Основах общей психологии" в качестве главных психологических методов выделил наблюдение и эксперимент. Первое подразделялось на "внешнее" и "внутреннее", эксперимент - на лабораторный, естественный и психолого-педагогический плюс вспомогательный метод - физиологический эксперимент в его основной модификации. Кроме того, он выделил приемы изучения продуктов деятельности, беседу (в частности, клиническую беседу в генетической психологии Жан Пиаже) и анкету. Естественно, время обусловило особенности этой классификации. Так, "родственно-идеологические" связи психологии с философией лишили ее теоретических методов, аналогичная близость с педагогикой и физиологией вознаградилась включением методов этих наук в психологический перечень.
1. Не экспериментальные психологические методы
Наблюдение является одним из наиболее часто используемых в психологии исследовательских методов.
Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта. Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим психологическим методом.
Различают несистематическое и систематическое наблюдение:
несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и применяется в этнопсихологии, в социальной и психологии развития. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных зависимостей и описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях; систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения и классифицирует условия внешней среды [8].
Различают "сплошное" и выборочное наблюдение: в первом случае исследователь фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения. Во втором случае он обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов.
Наблюдение
может проводиться
Поведение человека или группы людей изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны. Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует.
Есть два варианта включенного наблюдения: наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем (например альпинисты); наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется.
Важную роль играет личность психолога – его профессиональные качества. При открытом наблюдении через определенное время люди привыкают к психологу и начинают вести себя естественно.
Модификацией
метода включенного наблюдения,
сочетающей наблюдение с
Цель наблюдения определяется общими задачами и гипотезами
исследования. Эта цель, в свою очередь, определяет используемый тип наблюдения, т.е. будет ли оно непрерывным или дискретным, фронтальным или выборочным и т.п. Результаты наблюдений обычно систематизируются в виде индивидуальных (или групповых) характеристик.
Наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Величайшие естествоиспытатели, такие как Ч.Р.Дарвин, И.П. Павлов, и многие другие считали метод наблюдения главным источником научных фактов.
Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее
распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование
обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые
используются при составлении анкет.
Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии:
это анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых.
это анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты
предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа;
это анкеты шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а прошкалировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов.
Между этими тремя типами анкет нет принципиальных различий, они являются различными модификациями анкетирования. Достоинством метода анкетирования является быстрое получение массового материала.
Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, только самый верхний слой факторов. Анкетирование - это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки [10].
Беседа - специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Психологи различных школ и направлений широко используют ее в своих исследованиях.
Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе - в форме постэкспериментального интервью.
Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы, включая сбор предварительных сведений об испытуемых, делает этот метод очень эффективным средством психологического исследования. Поэтому желательно, чтобы беседа проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. В этом случае в ее цели может входить проверка предварительных выводов, полученных при использовании методов первичной ориентировки в исследуемых психологических особенностях испытуемых.
"Архивный метод" или изучение продуктов деятельности. Исследования, проводя которые психолог не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует дневниковые записи и заметки, архивные материалы, продукты трудовой, учебной или творческой деятельности и т.д.
В качестве объекта исследования при использовании метода изучения
продуктов деятельности
могут выступать самые
творчества испытуемых (рисунки, записи, школьные сочинения). Применяя этот метод, можно анализировать не только содержательные, но и формальные характеристики объекта изучения.
Этот метод дает богатый психологический материал относительно индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Анализ продуктов деятельности - метод, широко распространенный в исторической психологии, а также в психологии творчества. Для психологии творчества он является одним из основных, поскольку особенность творческого продукта как раз и состоит в его уникальности.
Анализ продуктов деятельности предоставляет важный материал для
клинических психологов: при определенных заболеваниях резко изменяется характер продуктивности, что проявляется в особенностях текстов, рисунков.
Распространен в психологии личности, психологии творчества и исторической психологии получил биографический метод, в ходе которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей.
Контент-анализ. К разновидностям "архивного метода" относится также техника контент-анализа. Контент-анализ представляет собой один из наиболее разработанных и строгих методов анализа документов.
Разработка метода контент-анализа связана с именами Г.Лассуэла, Ч.Осгуда и Б.Берельсона, автора фундаментальной монографии "Контент-анализ в коммуникационных исследованиях". Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе являются:
слово (термин, символ);
суждение или законченная мысль;
тема;
персонаж;
автор;
целостное сообщение
Монографический метод. Данный исследовательский метод, не может быть воплощен в какой либо одной методике. Он является синтетическим методом и конкретизируется в совокупности самых разнообразных не экспериментальных методик. Метод используется для глубокого, тщательного, продольного изучения возрастных и индивидуальных особенностей отдельных испытуемых с фиксацией их поведения, деятельности и взаимоотношений с окружающими во всех сферах жизни.
При этом
исследователи стремятся, исходя из
изучения конкретных случаев, выявить
общие закономерности строения и
развития тех или иных психических
образований.
2. Диагностические методы.
К диагностическим
исследовательским методам
Информация о работе Современные методы психологических исследований