Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:46, контрольная работа
Существует несколько классификаций методов психологического исследования. Например Г. Пирьов, разделил "методы" на: собственно методы (наблюдение, эксперимент, и пр.); методические приемы; методические подходы (генетический, психофизиологический и пр.).
Введение……………………………………………………………………3
1. Не экспериментальные психологические методы………………….….4
2. Диагностические методы………………………………………………..10
3. Экспериментальные методы…………………………………………..…11
4. Формирующие методы………………………………………………..11
Заключение…………………………………………………………….…...16
Список использованной литературы……………………………………..17
1. Тест (от англ. test - проба, испытание) - стандартизированное
задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом - количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответсвующими нормами и стандартами.
Использование определенных и конкретных тестов в психологии отчетливо проявляет общие теоретические установки исследования.
Необходимость
абсолютно точного соблюдения
инструкции и использования
Основным недостатком
Достоинство диагностических методов (наряду с точностью и
портативностью)
состоит в очень широком
которые могут решаться с помощью данных методов, - от исследования степени овладения дошкольниками различными перцептивными и мыслительными действиями и некоторыми предпосылками формирования операционально-технической стороны учебной деятельности и выявления личностных особенностей испытуемых до изучения специфики внутриколлективных отношений.
Итак, отличие диагностических
Общей
особенностью этих двух классов исследовательских
методов является то, что они не
дают возможности исследователю
проникнуть за изучаемое явление, не
вскрывают закономерности его изменения
и развития, не объясняют его. Задача
объяснения исследуемых явлений
может быть решена только благодаря
применению экспериментальных
3. Экспериментальные методы.
В отличие
от не экспериментальных и
психологический эксперимент предполагает возможность активного
вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания
условий, отчетливо выявляющих психологический факт. Специфика экспериментальных методов состоит, таким образом, в том, что они предполагают:
а) организацию
специальных условий
б) изменение этих условий в ходе исследования.
Вместе с тем экспериментальные методы предполагают использование не экспериментальных и диагностических методов, непосредственно включают их в себя в качестве своих естественных моментов.
В психологии существуют три
типа собственно
естественный (полевой) эксперимент;
моделирующий эксперимент;
лабораторный эксперимент.
1. Естественный (полевой) эксперимент, этого метода, наиболее приближен к неэкспериментальным исследовательским методам.
Условия используемые при проведении естественного эксперимента, организует не экспериментатор, а сама жизнь. Экспериментатор в данном случае пользуется лишь сочетанием различных условий деятельности испытуемых и фиксирует при помощи неэкспериментальных или диагностических методик исследуемые психологические особенности испытуемых [5, 219].
Достоинства естественного (полевого) эксперимента (относительная
замаскированность целей исследования, достаточно неформальная обстановка проведения исследования и т.п.) являются следствием его органической включенности в условия жизни и деятельности испытуемых. К недостаткам этого метода относятся сложность подбора контрастных естественных условий и, в частности, все недостатки те не экспериментальных и диагностических методик, которые применяются в составе естественного эксперимента и служат для отбора экспериментальных данных.
2. Моделирующий эксперимент. При проведении моделирующего эксперимента испытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает, что участвует в эксперименте в качестве испытуемого. Характерной особенностью эксперимента данного типа является то, что поведение испытуемых в экспериментальной ситуации моделирует на разных уровнях абстракции вполне типичные для жизненных ситуаций действия или деятельности: запоминание различных сведений, постановку целей, выполнение различных интеллектуальных и практических действий и т.д.
Моделирующий эксперимент позволяет решать самые разнообразные
исследовательские задачи.
3. Лабораторный эксперимент - особый тип экспериментального метода - предполагает проведение исследований в психологической лаборатории, оснащенной специальными приборами и приспособлениями. Этот тип эксперимента, отличающийся также наибольшей искусственностью экспериментальных условий, применяется обычно при изучении элементарных психических функций и гораздо реже - при изучении более сложных психических явлений [4, 328].
Лабораторный
эксперимент более
4. Формирующие методы.
Все описанные выше исследовательские методы отличаются констатирующим характером: описанию измерению и объяснению подвергаются эмпирические, стихийно сложившиеся особенности и уровни психического развития.
Использование
всех этих методов не
К
формирующим исследовательским
методам в психологии
преобразующий эксперимент,
психолого-педагогический эксперимент,
формирующий эксперимент,
экспериментально-
метод поэтапного формирования и т.п.
Основной и главной чертой всех этих методов является, по определению
В.В. Давыдова , "...не простое констатирование особенностей тех или иных эмпирических форм психики, а их активное моделирование, воспроизведение в особых условиях, что позволяет раскрыть их сущность" [6, 186].
Использование формирующих исследовательских методов связано с
перестройкой
определенных характеристик учебно-
Формирующий эксперимент часто используется в целях сопоставления влияния различных обучающих программ на психическое развитие испытуемых.
Формирующий эксперимент это:
массовый эксперимент, т.е. статистически значимый;
длительный, пролонгированный эксперимент;
эксперимент не ради эксперимента, а ради реализации той или иной
общетеоретической концепции в определенной области психологии;
эксперимент комплексный, требующий совместных усилий психологов-теоретиков, психологов-практиков, психологов-исследователей, дидактиков, методистов и др. И поэтому это есть эксперимент, протекающий в особых учреждениях, где все это можно организовать.
Таким
образом, формирующий эксперимент
является существенной перестройкой психолого-педагогической
практики (как совместной деятельности
исследователя и испытуемого) и,
в первую очередь, перестройкой ее содержания
и методов, приводящей к существенным
видоизменениям хода психического развития
и характерологических
В заключении необходимо
Итак, развитие методического
заключается в особой консолидации всех исследовательских методов,
результатом которой
является образование нового комплекса
исследовательских методов - формирующего
эксперимента.
Психология обладает целым арсеналом методов, позволяющих эффективно проводить психологические исследования.
Если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, чтобы получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте, незаменимым методом будет наблюдение. Для быстрого получения массового материала, что позволяет проследить ряд общих изменений, наиболее подходит другая разновидность не экспериментального метода - анкетирование. Учитывая данные, полученные при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование, эффективным методом психологического исследования является беседа. Для получения количественной или качественной квалификации изучаемого явления, его измерения применяются диагностические исследовательские методы, к которым относятся различные тесты. Методы, предполагающие возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, отчетливо выявляющих психологический факт, являются экспериментальными методами психологического исследования [7, 218].
Любой
из рассмотренных в методов
В заключении
необходимо отметить, что в процессе
развития психологии изменяются не только
теории и понятия, но и исследовательские
методы: они утрачивают созерцательный,
констатирующий характер, становятся
формирующими или, точнее, трансформирующими.
Таким образом, развитие методического
арсенала современной психологии заключается
в особой консолидации всех исследовательских
методов, результатом которой является
образование нового комплекса исследовательских
методов - формирующего эксперимента.
Список использованной
литературы
Информация о работе Современные методы психологических исследований