Механическое
запоминание – это запоминание без осознания
логической связи между различными частями
воспринимаемого материала. Основой механического
запоминания являются ассоциации по смежности.
В отличие
от этого осмысленное запоминание основано на понимании внутренних
логических связей между отдельными частями
материала.
2. Сохранение
– процесс активной
переработки, систематизации, обобщения
материала, овладения им. Сохранение заученного
зависит от глубины понимания. Сохранение
зависит также от установки личности.
Значимый для личности материал не забывается.
Иногда при сохранении наблюдается явление
реминисценции. Суть ее в том, что воспроизведение,
отсроченное на 2-3 дня, оказывается лучше,
чем непосредственно после заучивания.
Реминисценция проявляется особенно ярко,
если первоначальное воспроизведение
не было достаточно осмысленным. С физиологической
точки зрения реминисценция объясняется
тем, что сразу после заучивания, по закону
отрицательной индукции, наступает торможение,
а затем оно снимается.
11
3.
Воспроизведение и узнавание –
процессы восстановления прежде воспринятого.
Различие между ними заключается в том,
что узнавание происходит при повторной
встрече с объектом, при повторном его
восприятии, воспроизведение же – не простое
механическое повторение запечатленного
в отсутствие объекта.
Воспроизведение
может быть непроизвольным и произвольным.
Непроизвольное – это ненамеренное воспроизведение,
без цели вспомнить, когда образы всплывают
сами собой, чаще всего по ассоциации.
Произвольное воспроизведение – целенаправленный
процесс восстановления в сознании прошлых
мыслей, чувств, стремлений, действий.
Иногда произвольное воспроизведение
происходит легко, иногда требует усилий.
Сознательное воспроизведение, связанное
с преодолением известных затруднений,
требующее волевых усилий, называется припоминанием.
Качества
памяти наиболее отчетливо обнаруживаются при
воспроизведении. Оно является результатом
и запоминания, и сохранения. Судить о
запоминании и сохранении мы можем только
по воспроизведению. Успешность воспроизведения
зависит от умения восстановить связи,
которые были образованы при запоминании,
и от умения пользоваться планом при воспроизведении.
4. Забывание – естественный процесс.
Многое из того, что закреплено в памяти,
со временем в той или иной степени забывается.
И бороться с забыванием нужно только
потому, что часто забывается необходимое,
важное, полезное. Забывается в первую
очередь то, что не применяется, не повторяется,
к чему нет интереса, что перестает быть
для человека существенным. Детали забываются
скорее, обычно дольше сохраняются в памяти
общие положения, выводы.
12
2.4.Индивидуальные особенности
памяти и ее развитие
Сразу хочется отметить,
что когда речь идет о психических
явлениях, довольно трудно разложить
все "по полочкам" и вывести
единый шаблон. Тоже относится и
к памяти, ведь несмотря на многочисленные
и многолетние исследования, которые проводятся
психологами, и нейрофизиологами, физиологические
механизмы памяти все еще мало изучены.
Память также нельзя рассматривать в отрыве
от особенностей и свойств личности. Важно
понимать, что у разных людей разные функции
памяти развиты неодинаково. Разница может
быть количественной,
например:
- различная скорость запоминания;
- в прочности сохранения;
- в легкости воспроизведения, точность и объем запоминания.12
Например: некоторые люди чудесно запоминают материал, но потом не могут его воспроизвести. Другие же, наоборот, с трудом запоминают, но долго хранят в памяти накопленную информацию.
Разница может быть также качественной, или отличаться по своей модальности,
т.е. в зависимости
от того какой вид памяти доминирует. В
зависимости от этого в человеке может
больше проявляться зрительная, слуховая, двигательная
или эмоциональная память. Одному,
чтобы запомнить, нужно прочесть материал,
у другого больше развито слуховое восприятие,
третьему нужны зрительные образы. Известно
что «чистые» виды памяти встречаются
редко, в жизни чаще всего различные типы
памяти смешиваются: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая
и двигательно-слуховая память являются
наиболее типичными. У большинства людей
ведущей является зрительная память.
13
3.Заключение.
Память
есть у всех живых существ. Появились
данные о способности к запоминанию
даже у растений. В самом широком
смысле память можно определить как механизм
фиксации информации, приобретенной и
используемой живым организмом.
Человеческая
память – это, прежде всего
накопление, закрепление, сохранение и
последующее воспроизведение человеком
своего опыта, т. е. всего, что с ним произошло.
Память – это способ существования
психики во времени, удержание прошлого,
т. е. того, чего уже нет в настоящем. Поэтому
память – необходимое условие единства
человеческой психики, нашей психологической
идентичности.
Основными
процессами памяти являются запоминание,
сохранение, узнавание и воспроизведение.
Запоминание
– процесс, направленный
на сохранение в памяти полученных впечатлений,
предпосылка сохранения.
Сохранение
– процесс активной
переработки, систематизации, обобщения
материала, овладения им.
Воспроизведение
и узнавание – процессы восстановления
прежде воспринятого. Различие между ними
заключается в том, что узнавание имеет
место при повторной встрече с объектом,
при повторном его восприятии. Воспроизведение
же происходит в отсутствие объекта.
Многие
жизненные психологические проблемы,
казалось бы, связанные с памятью,
на самом деле зависят не от памяти
как таковой, а от возможности
обеспечить длительное и устойчивое
внимание человека к
14
запоминаемому
или припоминаемому материалу. Если
удается обратить внимание человека
на что-либо, сосредоточить его внимание
на этом, то соответствующий материал
лучше запоминается и, следовательно,
дольше сохраняется в памяти.
Способность
постоянно накапливать информацию,
являющаяся важнейшей особенностью
психики, носит универсальный характер,
охватывает все сферы и периоды
психической деятельности и во многих
случаях реализуется автоматически,
почти бессознательно.
15
Список использованной
литературы
1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс
обучения / пер. с англ. Под общей ред. Ю.М.Забродина,
Б.Ф.Ломова.- М: Прогресс,1980
2. Блонский П.П. Избранные
педагогические и психологические сочинения:
в 2-х томах. Т. 2 / Под ред. А.В.Петровского.-
М.: Педагогика,1979
3. Вейн А.М., Каменецкая
Б.И. Память человека.- М.: Наука, 1973
4 Лурия А.Р. Внимание
и память.- М., Изд-во МГУ,1975
5. Маклаков А.Г. Общая
психология.- СПб.: Питер,
6. Маркс К “Капитал”
т.3, стр.3.
7. Мейли Р. Факторный анализ
личности // Психология индивидуальных
различий: Тексты. - М., 1982.
8. Немов Р.С. Психология / Р.С.Немов.
- М., 2000
9. . Петровский А.В. Общая психология:
Учебник для ВУЗов / А.В.Петровский.
- М., 1998
10. Рубинштейн С.Л. Основы
общей психологии / С.Л.Рубинштейн. -
СПб., 1998.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей
психологии.- СПб.: Питер,1999
12. Сухаребский Л. М. О памяти.
– М., Изд-во МГУ, 1962
13. Хрестоматия по общей психологии:
Психология памяти/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер,
В.Я.. Романова.- М., Изд-во МГУ, 1979