Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 13:41, реферат
Актуальность и значимость проблемы сознания не требует доказательства и аргументации. Данную проблему, по словам В. П. Зинченко, уже начали включать в число глобальных проблем современности. Эволюцию и изменение сознания, способы извлечения наибольшего количества полезной информации из сферы бессознательного и использования ее на практике связывают с выживаемостью человека, с предотвращением нарастающей антропологической катастрофы. Понятие сознания является одним из центральных в психологии, философии и во всех антропологических науках. Вследствие этого проблема сознания и его взаимодействия с бессознанием порождает многообразие подходов к ней, большую пестроту взглядов на личные ее аспекты.
Введение…………………………………………………………………………...2
I. Сознание как высшая ступень развития психики…………………………….5
II. Бессознательное проявление в психике и поведении человека…………...10
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………19
РЕФЕРАТ
«СОЗНАНИЕ И
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В ПСИХИКЕ И ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА»
2010
Оглавление.
Введение…………………………………………………………
I. Сознание как высшая
ступень развития психики………………
II. Бессознательное проявление в психике и поведении человека…………...10
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Существенное отличие человека от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя планы и программы. Все это связано со сферой человеческого сознания.
Проблема сознания и бессознательного давно и интенсивно разрабатывается как в нашей стране, так и за рубежом. И в настоящее время возникают различные точки зрения на сущность и структуру сознания, на происхождение бессознательного и его взаимодействие с сознанием.
Часто, совершив определенный поступок, человек не может сам себе ответить на вопрос, почему он поступил именно так, а не иначе. Сознание далеко не всегда контролирует поступки и чувства, определяет направление наших мыслей. Существует еще и бессознательное. Нередко именно оно является движущей силой и определяет стиль поведения человека. Мотивы и потребности, недостаточно осознанные человеком по разным причинам, могут существенно воздействовать на сознательные мотивационные установки. Важно иметь в виду, что значимые, влияющие на наше будущее решения могут возникнуть и формироваться на неосознаваемом уровне. Размышляя о психике и поведении человека, мы должны особое внимание уделить проблеме взаимосвязи сознания и бессознательного.
Актуальность и значимость проблемы сознания не требует доказательства и аргументации. Данную проблему, по словам В. П. Зинченко, уже начали включать в число глобальных проблем современности. Эволюцию и изменение сознания, способы извлечения наибольшего количества полезной информации из сферы бессознательного и использования ее на практике связывают с выживаемостью человека, с предотвращением нарастающей антропологической катастрофы.
Понятие сознания является одним из центральных в психологии, философии и во всех антропологических науках. Вследствие этого проблема сознания и его взаимодействия с бессознанием порождает многообразие подходов к ней, большую пестроту взглядов на личные ее аспекты. Это нашло свое отражение в многочисленной психологической, психиатрической, кибернетической, физиологической и другой литературе, изданной как в нашей стране, так и во многих зарубежных странах. Сквозь всю историю развития психологической науки проходят исследования в области данной проблемы таких зарубежных психологов, как Декарт, Спиноза, Кант, Фехнер, Вундт, Джеймс и других. Особое внимание уделяли проблемам глубинной психологии З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер. Отечественными психологами Выготским, Леонтьевым, Зинченко, Узнадзе и многими другими также были выдвинуты научные теории согласно проблемам сознания и бессознательного.
Несмотря на множество
публикаций, в истории психологической
науки сознание и бессознательное явились
труднейшими проблемами, которые до сих
пор не удалось решить ни с материалистических,
ни с идеалистических позиций. На пути
их практического применения также возникло
немало сложных вопросов. По этой причине
проблема сознания и выходящих за уровень
сознания структур, несмотря на важное
значение этих явлений в понимании психологии
и поведении человека, до сих пор считается
одной из наименее разработанных. Поэтому
данное исследование проблемы в какой-то
степени восполнит пробел в изучении сферы
сознания и бессознательного.
I. Сознание как высшая ступень развития психики.
На вопрос «Что такое сознание?» - вряд ли можно дать ответ, обладающий точностью математической формулы. Слишком сложен и своеобразен объект. Однако ошибочно считать, что в области явлений сознания нет закономерностей и что оно непознаваемо. Как и понятие психики, понятие сознания прошло сложный путь развития, получило различные трактовки у разных авторов, в разных философских системах и школах. В психологии вплоть до настоящего времени оно употребляется в очень разных значениях, между которыми подчас почти нет ничего общего. Я приведу одно из определений сознания, которое дал советский психолог А. Г. Спиркин [5]: «Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека».
В настоящее время перечень эмпирических признаков сознания является более или менее установившимся и совпадающим у разных авторов. Если попытаться выделить то общее, что наиболее часто указывается в качестве особенностей сознания, то они могут быть представлены следующим образом:
1. Человек, обладающий сознанием,
выделяет себя из окружающего мира, отделяет
себя, свое «я» от внешних вещей, а свойства
вещей - от них самих.
2. Способен увидеть себя
находящимся в определенном месте пространства
и в определенной точке временной оси,
связывающей настоящее, прошлое и будущее.
3. Способен увидеть себя
в определенной системе отношений с другими
людьми.
4. Способен устанавливать
адекватные причинно-следственные отношения
между явлениями внешнего мира и между
ними и своими собственными действиями.
5. Отдает отчет в своих ощущениях,
мыслях, переживаниях, намерениях и желаниях.
6. Знает особенности своей
индивидуальности и личности.
7. Способен планировать свои действия, предвидеть их результаты и оценивать их последствия, т.е. способен к осуществлению преднамеренных произвольных действий.
Все эти признаки противопоставляются противоположным чертам неосознаваемых и бессознательных психических процессов и импульсивных, автоматических или рефлекторных действий.
Обязательным условием
формирования и проявления всех указанных
выше специфических качеств сознания
является язык. В процессе речевой деятельности
происходит накопление знаний. «Язык –
особая объективная система, в которой
запечатлен общественно-исторический
опыт или общественное сознание» - как
отметил А. В. Петровский – «Будучи усвоен
конкретным человеком, язык в известном
смысле становится реальным сознанием».
Теперь обратимся к истории.
Сознание и в наши дни является предметом
психологического исследования. История
проблемы сознания в отечественной психологии
еще ждет своего исследователя. Предреволюционный
период можно назвать плодотворным в разработке
проблемы сознания. Как известно, И. П.
Павлову, основоположнику науки о высшей
нервной деятельности, принадлежит мысль
о коренных различиях корковых процессов
человека и животных, что связывалось
им с наличием у человека особого класса
условных сигналов - словесных раздражителей.
Вопрос о специфике аналитико-синтетической
деятельности мозга человека по сравнению
с мозгом животных имеет самое непосредственное
отношение к механизмам сознания. Словесные
сигналы, по Павлову, вносят «новый принцип»
в работу коры больших полушарий человека.
В одном из докладов на симпозиуме «Проблемы
сознания» (1966 г.) можно прочитать: «... С
возникновением второй сигнальной системы
предметы и явления, действующие на органы
чувств, связываются со словом и осознаются
в словесно-речевой форме, благодаря чему
и появляются различия между субъектом
и объектом отражения, материальным миром
и его идеальным отражением в мозгу...»
Уже в ранние 20-е года проблема сознания начала вытесняться. В это время происходит зарождение нового подхода в психологии, С. А. Рубенштейн связывал это марксизмом, что было более ограничено по сравнению с психоанализом и реактологией. На передний план выступила реактология со своим пренебрежением к проблематике сознания, и психоанализ со своим акцентом на изучение подсознание и бессознательного.
Проблемами сознания лишь частично продолжали заниматься П. А. Флоренский и Г. Г. Шпет, результаты разработок которых в то время, к сожалению, не оказали заметного влияния на развитие психологии. В середине 20-х гг. появились еще две фигуры: М. М. Бахтин и Л. С. Выготский, целью которых было понимание природы сознания, связи с языком, словом и т.д. Для них марксизм был одним из методов понимания и объяснения проблемы. В 30-е гг. вновь наступил перелом, остановка исследования сознания, а также и бессознания: Л. С. Выготский скончался. М. М. Бахтин вынужденно был сослан и не имел возможности работать, П. А. Флорентский и Г. Г. Шпет погибли в лагерях, а З. Фрейд в стране был запрещен. Изучение сознания ограничилось такими нейтральными темами, как исторические корни возникновения сознания и его онтогенез в детском возрасте. Последователи Л. С. Выготского (А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. И. Винченко и др.) переориентировались на проблематику психологического анализа деятельности. Возврат к проблеме сознания в ее достаточно полном объеме произошел по второй половине 50-х гг. прежде всего благодаря трудам С. А. Рубенштейна, а затем и А. Н. Леонтьева.
В советской психологии сложилось общепринятое понимание сознания как высшей формы психики, возникшей в человеческом обществе в связи с коллективным трудом, общением людей, языком и речью. Этот принцип изложен в работах С. А. Рубенштейна (1957 г., 1959 г.), Е. В. Шорохова (1961 г.), А. Н. Леонтьева (1975 г.). Сущность сознания принято видеть в способности человека к абстрактному вербальному мышлению, орудием и средством которого является возникший в человеческом обществе язык, к познанию на этой основе законов природы и общества. Отвлеченное речевое мышление во многих работах рассматривается как главная характеристика сознания, с которой связываются многие другие его особенности и проявления. Но все же в советской психологии общее понимание природы сознания получает весьма разную конкретизацию у разных авторов.
В современной западной философии и психологии отсутствует какая-либо общая концепция сознания и понимание его природы является весьма противоречивым. Одни видят в сознании чисто логическую конструкцию, своего рода абстракцию от множества состояний субъекта, другие - свойства индивидуальности, третьи – дополнительный внутренний аспект человеческой активности, для которой активность мозга и тела есть дополнительный внешний аспект. В подходе к проблеме сознания все еще сильны интроспекционистские тенденции, в силу которых многие продолжают считать, что главный признак сознания – это субъективные переживания, внутренняя данность субъекту его психических состояний. В связи с этим в западной психологии далеко не всегда проводится различие между понятиями психики и сознания. Начиная с Декарта, сознание употреблялось как синоним психического. В частности, до сих пор при обсуждении вопроса о наличии сознания у животных, понятие сознания часто выступает как тождественное понятию психики и означает наличие субъективных образов и переживаний. Наряду с длительным господством этой трактовки, по-видимому, начиная с Лейбница, начинается и получает развитие другая точка зрения, согласно которой сознание составляет только часть, причем внешнюю, психических процессов. Необходимым условием сознания является активное селективное внимание, избирательно направленное в сторону определенных явлений внутреннего (память) и внешнего мира (образы восприятия).
Из структуры должны быть
выводимы важнейшие функции и свойства.
Переведем этот принцип на рассматриваемый
вопрос. Обратимся к структуре сознания.
Одно из первых представлений о структуре
сознания ввел З. Фрейд. Его иерархическая
структура выглядит следующим образом:
подсознание-сознание-
Значение – содержание общественного
сознания, усваиваемое человеком – это
могут быть операционные значения, предметные,
вербальные значения, житейские и научные
значения-понятия.
Смысл – субъективное понимание
и отношение к ситуации, информации. Непонимание
связано с трудностями осмысления значений.
Процессы осмысления значений и означения
смыслов выступают средствами диалога
и взаимопонимания.
На бытийном слое сознания
решаются очень сложные задачи, так как
для эффективного в определенной ситуации
поведения необходима актуализация нужного
образа и двигательной программы, то есть
образ действия должен вписываться в образ
мира. На рефлективном слое происходит
соотношение мира идей, понятий, житейских
и научных знаний со значением, и мира
человеческих ценностей, переживаний,
знаний со смыслом.
Биодинамическая ткань и значение доступны постороннему наблюдателю и некоторым формам регистрации и анализа. Чувственная ткань и смысл лишь частично доступны самонаблюдению. Посторонний наблюдатель может делать о них заключения на основе косвенных данных, таких, как поведение, продукты деятельности, поступки, отчеты о самонаблюдении.
II. Бессознательное проявление
в психике и поведении человека.
Наряду с сознательными формами отражения
и деятельности для человека характерны
и такие, которые находятся как бы за «порогом»
сознания. Термины «бессознательное»,
«подсознательное», «неосознанное» часто
встречаются в научной и художественной
литературе, а также в обыденной жизни.
Говорят: «Он сделал это неосознанно»,
«Он не хотел этого, но так получилось»
и прочее. Повседневный опыт знакомит
нас с мыслями, которые всплывают у нас
в голове, и неизвестно откуда и как они
возникают.
Психическая деятельность может находиться
в фокусе сознания, а иногда не достигает
уровня сознания (досознательное или предсознательное
состояние) или опускается ниже порога
сознания (подсознательное). Совокупность
психических явлений, состояний и действий,
не представленных в сознании человека,
лежащих вне сферы его разума, безотчетных
и не поддающихся, по крайней мере, в данный
момент, контролю, охватывается понятием
бессознательного. Неосознанное выступает
то как установка, инстинкт, влечение,
то как ощущение, восприятие, представление
и мышление, то как интуиция, то как гипнотическое
состояние или сновидение, состояние аффекта
или невменяемости. К бессознательным
явлениям относят и подражание, и творческое
вдохновение, сопровождающееся внезапным
«озарением» новой идеей, рождающихся
как бы от какого-то толчка изнутри, случаи
мгновенного решения задач, долго не поддававшихся
сознательным усилиям, непроизвольные
воспоминания о том, что казалось прочно
забытым, и другое.
Бессознательное – не мистика, а реальность духовной жизни. С физиологической точки зрения бессознательные процессы выполняют своего рода охранительную функцию: они разгружают мозг от постоянного напряжения сознания там, где в этом нет необходимости. Человеческий разум нес бы на себе непомерно тяжелый груз, если бы он вынужден был контролировать каждый психический акт, каждое движение и действие. Человек не мог бы ни результативно думать, ни разумно действовать, если бы все элементы его жизнедеятельности одновременно потребовали сознания.
Информация о работе Сознание и бессознательное в психике и поведении человека