Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 13:41, реферат
Актуальность и значимость проблемы сознания не требует доказательства и аргументации. Данную проблему, по словам В. П. Зинченко, уже начали включать в число глобальных проблем современности. Эволюцию и изменение сознания, способы извлечения наибольшего количества полезной информации из сферы бессознательного и использования ее на практике связывают с выживаемостью человека, с предотвращением нарастающей антропологической катастрофы. Понятие сознания является одним из центральных в психологии, философии и во всех антропологических науках. Вследствие этого проблема сознания и его взаимодействия с бессознанием порождает многообразие подходов к ней, большую пестроту взглядов на личные ее аспекты.
Введение…………………………………………………………………………...2
I. Сознание как высшая ступень развития психики…………………………….5
II. Бессознательное проявление в психике и поведении человека…………...10
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………19
Общая идея о бессознательном встречается еще в древнеиндийском учении Потанджали, в котором это понятие трактовали как высший уровень познания, как институт и даже как движущая сила вселенной. Проблема бессознательного нашла отражение в учении Платона о познании как воспоминании, тесно связанным с идеей и наличии в душе скрытых, неосознанных знаний, о которых сам субъект может даже совсем ничего и не подозревать. Иное освещение вопрос приобрел в концепции Декарта, который исходил из тождества психики и сознания. Отсюда идея о том, что за предметами сознания протекают не только физиологические, но и психические процессы. Спиноза утверждал, что люди осознают свои желания, но не причины, которые их определяют.
В истории философской и психологической мысли впервые лишь Лейбницу удалось вполне отчетливо сформулировать концепцию бессознательного как низшей формы духовной деятельности. Бессознательными бывают врожденные, приобретенные и вытесненные из сознания идеи. Кант связывал понятие бессознательного с чувственным познанием, с интуицией. Он указал на наличие сферы восприятия чувств, которые не осознаются, хотя и можно прийти к выводу об их существовании. В противоположность принципам рационализма представители теории романтизма развивали идею бессознательного как глубинного источника прежде всего художественного творчества. Шопенгауэр, например, выдвинул иррациональную концепцию бессознательного, рассматривая его как волю в природе, источник жизни, которому противостоит беспомощное сознание. В иррациональном духе трактовал бессознательное и Ф. Ницше. Он считал, что вера в человеческом разуме играет второстепенную роль и, в конечном счете, быть может исчезнуть и уступить место полнейшему автоматизму, то есть деятельности, осуществляемой бессознательно. Такие психологи, как Гербарт, Фехнер, Вундт и др. положили начало психологическому исследованию проблемы бессознательного.
Согласно Гербарту, несовместимые идеи могут вступить между собой в конфликт. При этом более слабые психические явления вытесняются из сознания, продолжая воздействовать на него. Вундт считал, что восприятие и сознание базируются на осознаваемых логических процессах. Он пытался установить связь законов логического развития мысли с бессознательными явлениями, утверждал существование не только осознаваемого, но и неосознанного «Мы». Существенным толчком в исследовании бессознательного явились опыты в области психиатрии, прежде всего французских психиатров Шарко и Жане, которые в лечебных целях стали применять гипнотические методы воздействия на сферу сознательного.
Сеченов прямо выступил против концепций,
отожествлявших психическое и сознательное.
Павлов связывал явление бессознательного
с исследованием тех участков мозга, которые
обладают минимальной возбудимостью.
Первое международное совещание, посвященное
проблеме бессознательного, состоялось
лишь в 1910 г. в Бостоне (США). Еще тогда осознали,
что бессознательное есть фактор, учет
которого необходим при анализе самых
важных вопросов поведения, клиники, наследственности,
природы эмоции, произведений искусства,
взаимоотношения людей. Бессознательное
обсуждалось ими как объясняющий фактор,
но путей к осмыслению его особенностей
и закономерностей не предлагалось.
Психофизиологические аспекты бессознательного
широко исследовались в современной науке
в связи с анализом сна и гипнотических
состояний корковых и подкорковых образований.
В последнее время обсуждаются возможности
применения кибернетических представлений
и методов моделирования бессознательного.
При всем этом целостной теории, объединяющей
механизм и структуру бессознательного
до настоящего времени построить не удалось.
Как зарождается бессознательное?
– этот вопрос также достоин внимания.
Бессознательное возникает в детстве
человека. Практически каждый вспоминает
из раннего детства только отрывочные
детали ничего не значащих сцен, совершенно
забыв те события, которые тогда были для
него важнее всего. Эти собственно детские
душевные силы, не воспринимаемые сознанием
взрослого, не могут бесследно исчезнуть.
В психическом мире также господствует
закон сохранения энергии. Инфантильное,
вытесненное из сознательной душевной
жизни, не исчезает, оно образует тот центр,
вокруг которого кристаллизуется бессознательная
душевная жизнь. Следствием такого положения
была бы никогда не кончающаяся борьба;
сознание, которое должно разбираться
во впечатлениях внешнего мира, было бы
всецело занято восприятием этой психической
борьбы, и психическая экономия была бы
нарушена.
Бессознательное как психическое явление – это специфическое
отражение действительности, выражение
потребностей организма и переживание
определенной модальности; оно способно
к различению, выбору, творчеству, угадыванию.
Бессознательное не аморфно.
Оно имеет структуру, элементы которой
связаны между собой. Рассмотрим последовательно
некоторые структурные компоненты. Начнем
с ощущений. Мы ощущаем все, что действует
на нас. Но далеко не все становится при
этом фактом сознания. Возможно образование
условных рефлексов на различные раздражения
внутренних органов, которые доходят до
коры головного мозга, но не превращаются
в ощущения. Существуют подсознательные
ощущения. Если бы на различные воздействия
человек мог бы реагировать только осознанно,
он не справился бы с подобной задачей,
будучи не в состоянии мгновенно переключаться
с одного воздействия на другое, или держать
в фокусе своего внимания бесчисленные
раздражители. К счастью, мы обладаем способностью
отключаться от одного воздействия и сосредотачиваться
на другом, не замечая третьего.
Деятельность человека в обычных условиях является осознанной. Вместе с тем отдельные ее элементы осуществляются бессознательно или полубессознательно, автоматизировано. Например, просыпаясь утром, мы машинально производим длинный ряд действий. В жизни у человека формируются сложные привычки, навыки и умения, в которых сознание одновременно и присутствует и отсутствует, оставаясь как бы нейтральным. Любое автоматизированное действие носит неосознанный характер. Автоматизация разнообразных функций составляет необходимую особенность протекания психических процессов. Автоматизмы оттачиваются и облегчают многие виды деятельности, в ряде умственных и практических действий обслуживают высшие формы сознательной деятельности. Привычка распространяется на все виды деятельности. Сознание, осуществляя как бы суммарное самонаблюдение, в любой момент может взять под контроль автоматизированное действие, остановить его, ускорить или замедлить.
Человеческая деятельность сознательна в отношении тех результатов, которые первоначально существовали в замысле, намерении как цель. Из всей суммы имеющихся знаний в определенный момент в фокусе сознания выделяется лишь малая их доля. О некоторых хранящихся в мозгу сведениях люди даже не подозревают. В регулировании поведения человека играют немаловажную роль какие-то впечатления, полученные в раннем детстве, и прочно осевшие в глубинах неосознанной психики.
Также одной из форм проявления бессознательного является установка. Этот психический феномен, направляющий течение мысли и чувств личности, обстоятельно изучен грузинской школой психологов. Установка – целостное состояние человека, выражающее динамическую определенность психической жизни, направленность личности на активность в определенном виде деятельности, общее предрасположение к действию. Если у человека плохая репутация, то любые его поступки вызывают подозрение. Иногда установка принимает негибкий, устойчивый, даже навязчивый характер, который называют фиксацией.
Богатой сферой бессознательной душевной жизни является иллюзорный мир сновидений, в котором картины реальности, как правило, разорваны, не сцеплены звеньями логики. Известно, что поддавшийся гипнозу человек какое-то время удерживает под порогом своего сознания сложные инструкции и реализует их в объективных условиях, то есть по указанию гипнотизера. Некоторые люди обладают способностью обучаться во сне, причем такую способность можно развить путем внушения и самовнушения.
Из вышеизложенных фактов следует, что проблема бессознательного требует детального и глубокого исследования, и это бесспорно. Исследователи в области бессознательного концентрировались вокруг центральной фигуры – Зигмунда Фрейда. Именно этот австрийский психиатр более всего настаивал на необходимости исследования сферы бессознательного, его места и роли в поведении человека, особенно в протекании разного рода душевных заболеваний. Он считал, что привел нас к вершине вулкана и заставил заглянуть в кипящий кратер бессознательного. Согласно Фрейду, душевная деятельность подобно айсбергу, большая часть которого скрыта под водой и который управляется подводными течениями. В ней имеются не только осознанные, но и «темные» элементы, которые загнаны разумом и социальными нормами в подполье и ждут лишь момента слабости и страха, чтобы проявит себя. Фрейд разработал эмпирический метод психоанализа, основанный на наблюдении и самоисследовании, на изучении подсознательных состояний психики путем расшифровки того, как они проявляются в символах, сновидениях, свободных ассоциациях, фантазиях, обмолвках, описках и т. п. – этих своего рода смотровых окнах в мир бессознательного.
Подсознательная сфера может проявлять себя только в области анормальных (сновидения, случайные оговорки, описки и прочее) или прямоненормальных (неврозы, психозы и подобные им) явлениях. Между сознательным началом и бессознательными силами существует постоянный конфликт. Согласно концепции Фрейда, бессознательное властвует над сознательным, а разум «плетется на поводу» у влечений и страстей.
Велика заслуга Фрейда в разработке терапевтической практики «психоанализа». В случае конфликта с многочисленными социальными запретами нарастает внутренняя напряженность и в коре головного мозга возникают изолированные очаги возбуждения, для снятия которых необходимо прежде всего осознать сам конфликт и его причины. Переживания вытесняются из области сознания, но далеко не всегда разрушаются. Длительное время очаги возбуждения могут сохраняться в заторможенном состоянии очень глубоко, и при неблагоприятных условиях один из них может выявиться и оказать травмирующее влияние на состояние человека, вплоть до развития психического заболевания. Для исключения такого болезнетворного влечения необходимо осознать травмирующий фактор и переоценить его, ввести его в структуру других факторов и оценок внутреннего мира и тем самым разрядить очаг возбуждения и нормализовать психическое состояние человека. Фрейд сформулировал указанную зависимость и включил ее в основу своей практики. Таким образом, психоанализ включает поиск очага (его вспоминание), вскрытие его (перевод информации в словесную форму), переоценку (изменение системы установок, отношений) переживания в соответствии с новой значимостью, ликвидацию очага возбуждения и, как следствие, нормализацию психического состояния человека. Психоанализ – процедура длительная и требующая доверительного общения человека с психоаналитиком.
В последнее время разработан новый метод вскрытия и поиска скрытых очагов (подавленных переживаний, психотравм, желаний, неправильных действий) и гармонизации внутреннего мира человека – метод Ребефинга. Ребефинг применяет определенную технику дыхания, для того, чтобы дать человеку детальные представления о его разуме, теле, эмоциях, в результате сознание человека узнает, что содержится в подсознании, вскрывает «очаг подавления» и преобразует подавленное (то, что человек сделал неправильно) в общее чувство активности, уверенности и хорошего самочувствия.
Возвращаясь к теории Фрейда, следует
отметить, что научного внимания заслуживает
его концепция вытеснения – особого защитного
механизма психики. К защитным механизмам
он отнес такие явления, как рационализм
(обеспечение аргументами инстинктивных
влечений), вымещение, выражающееся в переориентации
определенного чувства, навязчивой идеи
на другого человека или объект, обращенные
реакции (противоположная, обратная той
реакции, которую можно было бы ожидать
в данной ситуации).
В теории З. Фрейда можно
выявить несколько недостатков:
1) представление бессознательного как
самого психического начала, которое живет
в душе человека отдельно, обособлено
и постоянно враждует с сознательным;
2) преувеличенная роль бессознательного
вообще. Ошибка Фрейда заключается не
в постановке проблем, а в способе их решения;
3) научная несостоятельность фрейдизма проявляется в принижении роли разума и биологизации социальных явлений. Согласно учению Фрейда, слепые инстинкты и примитивные влечения стоят впереди логики, идеалов и разума. Влечение, а не внешние воздействия являются подлинными двигателями индивидуального и социального прогресса; они – ведущие стимулы деятельности, подчиненной принципу наслаждения.
Тем не менее концепция данного автора оказала огромное, решающее влияние на раскрытие и развитие в истории проблемы бессознательного и ее роли в структуре психики человека.
Заключение.
В завершении работы «Сознание и бессознание в психике и поведении человека» я кратко изложу основные выводы:
1) Сущность сознания, как высшей формы
развития психики, психического отражения
принято видеть в способности человека
к абстрактному вербальному мышлению,
орудием и средством которого является
возникший в человеческом обществе язык,
к познанию на этой основе законов природы
и общества.
2) Необходимо учитывать
значительное, часто решающее влияние
бессознания на принятие решения, при
совершении определенных действий. Сознание
находится в неотрывной связи с бессознательным.
3) Значением выявления сознательного и бессознательного доминирующего инстинкта является его последующая реализация в жизненном плане, образе жизни, в отношении к себе и людям, в профессии, что приносит уверенность, удовлетворенность, комфорт и здоровье. Игнорирование этого факта или выбор пути вопреки доминирующему инстинкту приводит к дисгармоничности, дезадаптации, неудовлетворенности и болезни.
Образующие эту работу разделы освещают разные стороны рассматриваемой проблемы, подчинены единому замыслу и ориентированы на раскрытие различных сторон элементов сознания и бессознания как целостной системы. Тем не менее работа не претендует на исчерпывающий анализ темы. Высказанные в ней положения выражают лишь одну из попыток подойти к решению достаточно сложной и многогранной проблемы сознания и бессознательного.
Список литературы.
1) Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания, вопросы психологии, №2, 1991.
2) Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность, Москва, 1975, стр. 304.
Информация о работе Сознание и бессознательное в психике и поведении человека