Сознание как высшая форма психики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 18:35, реферат

Описание работы

Основной признак психики человека состоит в том, что кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения человек владеет принципиально новым, важнейшим средством ориентировки в окружающей действительности — знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством речи. “Сознание” буквально и означает “совокупность знаний”.
Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального, общественного опыта. Если животное, выращенное в искусственных, изолированных условиях, сохраняет все свои видовые качества, то человек без социального окружения не приобретает никаких человеческих качеств.

Файлы: 1 файл

сознание.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

Сознание как высшая форма психики 

 

   Основной  признак психики человека состоит  в том, что кроме наследственных  и лично приобретенных форм  поведения человек владеет принципиально  новым, важнейшим средством ориентировки  в окружающей действительности  — знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством речи. “Сознание” буквально и означает “совокупность знаний”.  
   Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального, общественного опыта. Если животное, выращенное в искусственных, изолированных условиях, сохраняет все свои видовые качества, то человек без социального окружения не приобретает никаких человеческих качеств.  
  

Происхождение сознания в эволюции

 

   В истории  науки описано около 40 случаев,  когда дети с раннего возраста  вскармливались животными. Они  не обнаруживали не только  признаков сознания (у них полностью  отсутствовали речь и мышление), но даже такого физического  свойства человека, как вертикальное положение тела при ходьбе.  
   С переходом от животного существования к человеческому обществу возникло два новых фактора формирования психики человека: это общественный труд, употребление орудий труда и общение с помощью слова.  
   С возникновением прямохождения у человека освободилась рука, расширился кругозор, возникли условия для интенсивного развития его ориентировочной деятельности. Это привело к возникновению орудий труда, трудового процесса. Человек начинает жить в мире постоянных орудий труда, через которые из поколения в поколение передаются трудовые операции.  
   Изготовление самого простого орудия труда неизбежно требует таких сознательных действий, как предварительное представление его функций, формы, свойств материала. Действия по изготовлению орудия должны планироваться в определенном порядке. Они должны осознаваться и запоминаться для повторного его изготовления.  
   Изготовление орудий труда связано с мысленным расчленением целого на части (анализ), с вычленением (абстракцией) отдельных свойств предмета, а также с мысленным объединением (синтез), вычлененных свойств в представляемые целостные орудия. Совершенствование трудовых процессов, изготовление все более и более сложных орудий труда было связано с совершенствованием аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга человека; совершенствовалось и орудие этой деятельности — речь.  
   Общественная организация трудовой деятельности привела к выделению отдельных действий, которые приобретают смысл только через работу других людей. Так, в труде возникают сознательные действия, оторванные от непосредственной биологической цели, формируется абстрактное мышление человека, его воля.  
  

Формирование сознания в онтогенезе

 

   В процессе  формирования психики человека  его внешние физические действия с материальными объектами предшествуют формированию внутренних психических действий. Лишь на основе действия с материальными предметами человек постепенно переходит к оперированию их идеальными образами, к действиям в уме. Этот переход от внешних действий к внутренним действиям называется интериоризацией (“превращение во внутреннее”). Благодаря способности действовать с психическими, идеальными образами предметов человек начинает моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий. Интериоризация осуществляется на словесной, речевой основе. Слово используется и как средство обозначения объектов и как символ их общих, существенных свойств.  
   Сформировавшись на основе внешних действий, умственные действия сами начинают регулировать внешние действия. Все сознательные действия человека являются экстериоризацией (внешним проявлением) его внутренней психической деятельности.  
  

Сознание и общественное сознание

 

   Одной из  особенностей психики человека является ее обусловленность общественным сознанием.  
   К общественному сознанию относятся наука, мораль и право, идеология, искусство, религия. Изменения в производстве, в общественных отношениях, отражаясь в сознании людей, приводят к изменениям в содержании общественного сознания.  
  

Сознание и самосознание

 

   Существенной  особенностью сознания человека  является самосознание.  
   Осознавая предметы своей деятельности и свои отношения к другим людям, человек начинает осознавать самого себя, выделять себя, свое Я из окружающего мира.  
   Содержанием самосознания является осознание человеком своих физических и психических свойств, своих действий и поступков, чувств и стремлений. Выделяя себя из объективной действительности, осознавая свои достоинства и недостатки, человек начинает изменять и свою психику, свое поведение в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет к нему общество, и целями, которые он ставит перед собой в процессе самовоспитания.  
   Самосознание проявляется в самонаблюдении, критическом отношении к себе, самообладании и ответственности перед обществом за свои поступки и действия. Определенный уровень самосознания —необходимая предпосылка правомерного поведения.  
   Самосознание — целостное интегративное, концептуальное отражение человеком своей собственной личности, это психическая модель своего Я.  
   Человек направляет и регулирует свою деятельность, исходя из своей Я-концепции, которая обусловлена социальными условиями существования индивида, его социальной идентификацией (отнесением себя к определенной социальной группе).  
   Самосознание — социально обусловленная установочная система личности, система ее ценностно-смысловых образований. На этой основе и осуществляются все поведенческие акты человека, они приобретают личностное единство —стиль поведения данной личности.  
  

Существенные особенности сознания

 

   Психика человека  и его сознание — это система  его психической саморегуляции,  основанная на социально сформированных  категориях и ценностных ориентациях.  
   Сознание человека как высшая форма развития психики имеет следующие существенные особенности:  
   1. Категориальность — отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на базе концептуальной схемы.  
   2. Отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей.  
   3. Осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений.  
   4. Обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания.  
   5. Самосознание — концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе.  
    
   Все существенные стороны сознания функционируют при непосредственном участии речи.  
  

Сознание и неосознаваемое

 

   Поведение  человека определяется не только  его сознанием. Психическая самоорганизация  индивида, его адаптация к внешней  среде осуществляется тремя относительно  автономными уровнями психической  регуляции:  
   1. Эволюционно сформированным бессознательно-инстинктивным уровнем.  
   2. Подсознательно-субъективным эмоционально-импульсным уровнем.  
   3. Сознательными, произвольными, логико-семантическими программами.  
   В поведении социализированной личности доминируют произвольные, ценностно категоризированные программы. Два других, низших уровня саморегуляции в его поведении выполняют фоновую роль. В экстремальных же условиях и в условиях десоциализации индивида эти низшие уровни саморегуляции могут перейти в автономный режим функционирования.  
   Наличие в психике человека указанных уровней регуляции обусловливает относительную самостоятельность следующих разновидностей человеческих реакций и действий:  
   1. Бессознательно-инстинктивные, врожденные реакции (реакция страха, испуга, избежания физически опасных ситуаций).  
   2) Привычно - автоматизированные подсознательные действия.  
   3) Сознательные, волевые действия.  

1.5. Сознание как высшая  форма психики человека 

 

Сознание – высший уровень  психического отражения и саморегуляции. Традиционной является точка зрения, согласно которой сознание присуще только человеку как общественно-историческому существу и является основным атрибутом человеческого способа жизни. Это значит, что человек способен сделать свою внутреннюю, субъективную жизнь предметом осмысления и преобразования. Сознание конституирует, собирает, интегрирует многообразные явления человеческой реальности в целостный способ бытия. Сознание не остается неизменным, оно эволюционизирует вместе с изменением человека и мира, в котором он живет.

Для каждого человека самое большое  деление его бытия проходит по границе: Я и остальной мир. Сознание предполагает всегда отношения субъекта к объективной реальности. Становление  сознания связано со становлением человеческого бытия, в процессе которого человек  учится отдавать себе отчет о своем отношении к миру, другим людям, подчинять свою жизнь обязанностям нести ответственность за содеянное. Однако осознанная субъектность невозможна без параллельного принятия и выделения объективности. С.Л. Рубинштейн отмечал, что наличие сознания позволяет человеку находить, выделять, систематизировать объективные устойчивые свойства мира [12].

В сознании человека представлено единство двух компонентов – знания и отношения, интеллектуального и аффективного, из которых то один, то другой выступает в качестве преобладающего.

Основными характеристиками сознания являются: активность, интенциональность (направленность на предмет), способность к рефлексии (самоанализу) и самонаблюдению, мысленное представление и воображение действительности, способность к коммуникации, различная степень ясности, внутренний диалогизм, предметность. Отметим роль языка и речи, которые не только формируют сознание, помогают глубже проникнуть в связи реальной действительности, но и позволяют перейти к новым сознательным формам усвоения опыта, подчиняя поведение сформулированным в речи правилам.

Функции сознания заключаются в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания.

Традиционно признаются лишь два состояния сознания, присущего всем людям: сон и состояние активного бодрствования. Однако, исходя из реально существующего многообразия состояний сознания, укажем на такие их виды, как нормальное состояние сознания и измененное (сон, гипнотический транс, алкогольное и наркотическое опьянение, суженное, сумрачное сознание, состояние эйфории, экстаза).

Вопрос о происхождении  сознания всегда являлся одним из дискуссионных  для психологии. Психологи, придерживающиеся религиозных взглядов, считают, что сознание является божественным подарком человеку. Психологи, руководствующиеся естественнонаучными убеждениями, рассматривают сознание как результат длительной эволюции психики.

В процессе эволюции психики  животных совершенствовались формы  психического отражения и ориентировки в среде,  но сохраняется общий тип отношений между организмом и средой – приспособление к ней. В основе перехода от психики животных к психике человека лежит другой принцип – не иметь к среде фиксированного приспособления. Такой переход стал возможен при смене образа жизни далеких предков человека, при возникновении коллективных форм трудовой деятельности и речи. Идеи школы А.Н. Леонтьева о происхождении сознания базируются на трудовой теории антропогенеза, разрабатываемой прежде всего в марксистки ориентированной философии и психологии.

Согласно данной теории коллективный труд и речь явились главным условием для появления качественно новой  формы психического отражения, свойственного  только человеку – сознания. Сознание формировалось постепенно, когда первобытные люди стали выполнять сначала примитивные, а затем более сложные трудовые действия, используя орудия труда. Совместный труд и разделение трудовых действий породили первые общественные отношения и членораздельную речь, что сделало возможной фиксацию и передачу индивидуального опыта другим индивидам.

Переход от психики животных к сознанию человека А.Н. Леонтьев назвал вторым великим  переломом в эволюции психики. Первый перелом был связан с переходом  живой материи, не обладающей психикой, к материи, имеющей это свойство. Второй означал развитие сознания как особой, высшей  формы психического отражения, которая принципиально изменила взаимоотношения человека со средой. Сознание человека в отличие от психики животных – это отражение, выделяющее объективные устойчивые свойства предметной действительности, формирование знаний о мире.

Движущими силами психического развития становится не фактор приспособления к среде, а жизнь человека в  обществе. Суть человеческого бытия  заключается во взаимодействии индивида с другими людьми, поэтому всякая реальная деятельность может быть как распределенной между людьми, так и выполняться совместно. Поскольку индивидуально осуществляемая деятельность является распределенной, в ней психологически не совпадают, разводятся ее мотив и цель, т.е. то, что побуждает человека действовать, и цель, как то, что достигается в результате единичного акта деятельности. Это социально обусловленное, закономерное несовпадение или отношение мотива и цели порождают смысл  как  «единицу» сознания.

Изучая данную тему, Вы должны уяснить  одно важнейшее положение, которое  не очень отчетливо представлено в работах А.Н. Леонтьева, но прослеживается в трудах представителей его школы. Дело в том, что в школе А.Н. Леонтьева сознание рассматривается в двух своих ипостасях, условно их называют сознанием – деятельностью и сознанием – образом. Конкретно-психологически это означает следующее: в соответствии с деятельностным подходом рассматриваемой школы сознание представляет собой форму деятельности и поэтому его структуру можно рассматривать через призму структуры деятельности вообще. Так, за процессом запоминания стоят определенные мотивы, которые побуждают данного человека запомнить нечто. При запоминании человек ставит определенную цель, предположим, хорошо подготовиться к завтрашней контрольной работе (результаты многочисленных исследований показывают, что от характера цели запоминания зависит его прочность и длительность). При запоминании человек пользуется определенными средствами запоминания, использует разнообразные операции запоминания, физиологически запоминание невозможно без нормального функционирования мозга и т.п.

Информация о работе Сознание как высшая форма психики