Сознание как высшая форма психики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 18:35, реферат

Описание работы

Основной признак психики человека состоит в том, что кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения человек владеет принципиально новым, важнейшим средством ориентировки в окружающей действительности — знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством речи. “Сознание” буквально и означает “совокупность знаний”.
Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального, общественного опыта. Если животное, выращенное в искусственных, изолированных условиях, сохраняет все свои видовые качества, то человек без социального окружения не приобретает никаких человеческих качеств.

Файлы: 1 файл

сознание.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

Подход к сознанию с этой деятельностной стороны приводит, например, к возможности  управления запоминанием: запоминание  будет происходить более быстро, если действие «запомнить нечто» будет включено в наиболее осмысленную, например, для ребенка деятельность – сюжетно-ролевую игру. Таким образом, сознание можно рассматривать как деятельность и в этом смысле можно говорить о нем как о процессе совершения определенной работы.

А.Н. Леонтьев выделял в структуре сознания чувственную ткань, значение и личностный смысл [7].

·        Чувственная ткань (содержание), т.е. «картинка», исходный образ отраженного мира как результат работы органов чувств и познания вообще. Нужно вначале отразить, создать вторичный мир в виде психического образа, чтобы затем при необходимости делить его на объективное и субъективное, независимое и личное. Чем богаче и разнообразнее чувственная ткань образа, тем больше возможности для «разделительной» функции сознания.

·        Значение – это объективная составляющая сознания, которая представляет собой систему знаний, толкований, способов применения того или иного  предмета или слова, его заменяющего, что передается в своих существенных чертах от поколения к поколению. Выделяют три основные группы значений: словесное, понятийное, предметное.

·        Личностный смысл кратко определяется А.Н. Леонтьевым как отношение мотива к цели, а в общем означает субъективную пристрастность человеческого  сознания, небезразличность для него каких-то явлений, событий.

Высшим уровнем развития сознания является самосознание – совокупность психических процессов, посредством которых человек выделяет себя из окружающего мира, выявляет свою социальную сущность, определяет себя субъектом деятельности.

Самосознание мотивирует человека, т.е. побуждает к той или иной деятельности; участвует в целеобразовании; выполняет контролирующую функцию (запрещает или разрешает поступки); обусловливает отношения с другими людьми; влияет на развитие  тех или иных качеств и приобщает к другим людям, группе, человечеству в целом. Главная функция самосознания заключается в развитии личности, поскольку участвовать в этом процессе  она может только через свое самосознание.

Центральным образованием самосознания являются представления человека о  себе («Образы «Я»). Они многообразны, изменчивы, ситуативны, обусловлены («Я – прошлое», «Я – настоящее», «Я – будущее»,  «Я – детское», «Я – родительское», «Я – беспомощное», «Я – реальное», «Я – идеальное» и другие).

Устойчивое, внутренне согласованное  и непротиворечивое, зафиксированное  в словесных определениях представление  человека о самом себе в психологии определяется как Я-концепция. Несогласованные образы «Я» вынуждают человека искать способы устранения возникающего противоречия. Он может не принимать новый опыт, не вписывающийся в его представления о себе, может усваивать его с помощью защитных психологических механизмов, а может сознательно что-либо изменить, устранить, развить в себе. Это – творческая деятельность личности, направленная на «созидание» себя. 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ стр  
ВВЕДЕНИЕ 3 
Глава 1. Общая характеристика периодизации развития личности 5 
1.1. Проблема периодизации возрастного развития личности 5 
Глава 2. Характеристика возрастных этапов развития 10 
2.1. Этапы развития от младенчества до юношеского возраста 10 
2.2. Особенности юношеского и студенческого возраста 19 
Глава 3. Исследование возрастных этапов развития. 22 
3.1. Организация метода исследования 22 
3.2. Описание результатов и их интерпретация 23 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 
ВЫВОДЫ 29 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30


Информация о работе Сознание как высшая форма психики