Сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:33, реферат

Описание работы

Происхождение и развитие сознания. Соотношение сознания и бессознательного.

Файлы: 1 файл

сознание.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

                   АНО ВПО «ОМСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    Контрольная работа по дисциплине 

                            «Педагогика и психология»

          Тема:    Происхождение и развитие сознания. Соотношение                  сознания и бессознательного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 Факультет: Технологический

                                                                  Группа: 

                                                                            Выполнила:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Омск 2012

 

 

 

Содержание

1. Введение

2. Сознание, как высший уровень психического отражения объективной реальности.

2.1 Происхождение и развитие сознания а работах  А.Н.Леонтьевым

2.2 Происхождение и развитие сознания а работах  Выготского

3. Бессознательное проявление в психике и поведении человека.

3.1Понимание соотношения сознания и бессознательного в работах З. Фрейда

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

Проблема сознания и  его взаимодействия с бессознательным  порождает многообразие подходов к  ней, большую пестроту взглядов на личные ее аспекты. Это нашло свое отражение  в многочисленной психологической, психиатрической, кибернетической, физиологической и другой литературе, изданной в разных странах мира. Сквозь всю историю развития психологической науки проходят исследования в области данной проблемы таких зарубежных психологов, как Декарт, Спиноза, Кант, Фехнер, Вундт, Джеймс и других. Особое внимание уделяли проблемам глубинной психологии З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер. Отечественными психологами Выготским, Леонтьевым, Зинченко, Узнадзе и многими другими также были выдвинуты научные теории согласно проблемам сознания и бессознательного.

Проблема сознания и бессознательного давно и интенсивно разрабатывается во всём мире. И в настоящее время возникают различные точки зрения на сущность и структуру сознания, на происхождение бессознательного и его взаимодействие с сознанием.

Существенное отличие человека от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя планы и программы. Все это связано со сферой человеческого сознания.

Сознание далеко не всегда контролирует поступки и чувства, определяет направление наших мыслей. Существует еще и бессознательное. Нередко именно оно является движущей силой и определяет стиль поведения человека. Мотивы и потребности, недостаточно осознанные человеком по разным причинам могут существенно воздействовать на сознательные мотивационные установки. Важно иметь в виду, что значимые, влияющие на наше будущее решения могут возникнуть и формироваться на неосознаваемом уровне.

Актуальность и значимость проблемы сознания не требует доказательства и аргументации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сознание, как высший уровень психического отражения объективной реальности.

Самое сложное поведение  наблюдается у человека, который  в отличие от животных способен не только реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

Как и понятие психики, понятие сознания прошло сложный путь развития, получило различные трактовки у разных авторов, в разных философских системах и школах. В психологии вплоть до настоящего времени оно употребляется в очень разных значениях, между которыми подчас почти нет ничего общего. Сознание - это в первую очередь совокупность знаний о мире. Не случайно оно тесно связано с познанием. Если познание есть сознание в его активной направленности вовне, на объект, то само сознание в свою очередь результат познания. Здесь обнаруживается диалектика: чем больше мы знаем, тем выше наши познавательные потенции и наоборот - чем больше мы познаем мир, тем богаче наше сознание. Следующий важный элемент сознания - внимание, способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности, держать их в своем фокусе. Далее, видимо, следует назвать память, способность сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости и воспроизводить ее, а также использовать ранее приобретенные знания в деятельности. Но мы не только знаем нечто и нечто запоминаем. Сознание неотделимо от выражения определенного отношения к объектам познания, деятельности и общения в виде эмоций. К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства - радости, удовольствия, горя, а также настроения и аффекты или, как их называли в былое время, страсти - гнев, ярость, ужас, отчаянье и т.д. К названным ранее следует добавить и такой существенный компонент сознания, каким является воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие. Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей все остальные его компоненты как бы за одну скобку, является самосознание. Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности. Самосознание - исторический продукт, оно формируется лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобытного общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивидуального развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет. Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами - предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир. Рефлексия же - это такая сторона самосознания, которая, напротив, сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах .

Сознание управляет  самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и  сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях:

когда перед человеком  возникают неожиданные, интеллектуально  сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

когда человеку требуется  преодолеть физическое или психологическое  сопротивление на пути движения мысли  или телесного органа;

когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной  ситуации, которая сама по себе разрешиться  без волевого решения не может;

когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для  него в случае непринятия немедленных действий.

Подобного рода ситуации возникают перед человеком практически  беспрерывно.

Если попытаться выделить то общее, что наиболее часто указывается  в качестве особенностей сознания, то они могут быть представлены следующим  образом:

1. Человек, обладающий сознанием, выделяет себя из окружающего мира, отделяет себя, свое “я” от внешних вещей, а свойства вещей – от них самих.

2. Способен увидеть  себя в определенной системе  отношений с другими людьми.

3. Способен увидеть  себя находящимся в определенном месте пространства и в определенной точке временной оси, связывающей настоящее, прошлое и будущее.

4. Способен устанавливать  адекватные причинно-следственные  отношения между явлениями внешнего  мира и между ними и своими  собственными действиями.

5. Отдает отчет в  своих ощущениях, мыслях, переживаниях, намерениях и желаниях.

6. Знает особенности  своей индивидуальности и личности.

7. Способен планировать  свои действия, предвидеть их  результаты и оценивать их  последствия, т.е. способен к  осуществлению преднамеренных произвольных действий .

Все эти признаки противопоставляются  противоположным чертам неосознаваемых и бессознательных психических  процессов и импульсивных, автоматических или рефлекторных действий.

 

 

 

2.1 Происхождение и развитие сознания а работах А.Н.Леонтьева

В отечественной психологии этот вопрос, как правило, рассматривают, основываясь на сформулированной А. Н. Леонтьевым гипотезе о происхождении сознания человека. Для того чтобы ответить на вопрос о происхождении сознания, необходимо остановиться на принципиальных отличиях человека от других представителей животного мира.

Одно из главных отличий  человека от животного заключается  в его отношениях с природой. Если животное является элементом живой  природы и строит свои отношения  с ней с позиции приспособления к условиям окружающего мира, то человек не просто приспосабливается к природной среде, а стремится в определенной степени подчинить ее себе, создавая для этого орудия труда. С созданием орудий труда изменяется образ жизни человека. Способность создавать орудия для преобразования окружающей природы свидетельствует о способности сознательно трудиться. Труд  — это специфический, присущий только человеку вид деятельности, заключающейся в осуществлении воздействий на природу с целью обеспечения условий своего существования.

Основная особенность  труда заключается в том, что  трудовая деятельность, как правило, осуществляется только совместно с  другими людьми. Это справедливо  даже для простейших трудовых операций или деятельности, имеющей индивидуальный характер, поскольку в процессе их выполнения человек вступает в определенные отношения с окружающими его людьми. Например, труд писателя может быть охарактеризован как индивидуальный. Однако, для того чтобы стать писателем, человек должен был научиться читать и писать, получить необходимое образование, т. е. его трудовая деятельность стала возможна только вследствие включенности в систему отношений с другими людьми. Таким образом, любой труд, даже кажущийся на первый взгляд сугубо индивидуальным, требует сотрудничества с другими людьми.

 

Следовательно, труд способствовал  образованию определенных человеческих сообществ, которые принципиально  отличались от сообществ животных. Эти отличия заключались в  том, что, во-первых, объединение первобытных людей было вызвано стремлением не просто выжить, что характерно в определенной мере и для стадных животных, а выжить путем преобразования природных условий существования, т. е. с помощью коллективного труда.

Во-вторых, важнейшим условием существования  человеческих сообществ и успешного выполнения трудовых операций является уровень развития коммуникации между членами сообщества. Чем выше уровень развития коммуникации между членами сообщества, тем выше не только организация, но и уровень развития психики человека. Так, высший уровень человеческой коммуникации — речь — обусловила принципиально иной уровень регуляции психических состояний и поведения — регуляции с помощью слова. Человеку, способному общаться с помощью слов, для формирования своего поведения или представления о реальном мире нет необходимости вступать в физический контакт с окружающими его объектами. Для этого ему достаточно иметь информацию, которую он приобретает в процессе общения с другими людьми.

Следует отметить, что именно особенности  человеческих сообществ, заключающиеся в необходимости коллективного труда, обусловили возникновение и развитие речи. В свою очередь, речь предопределила возможность существования сознания, поскольку мысль человека всегда имеет вербальную (словесную) форму. Например, человек, по определенному стечению обстоятельств попавший в детские годы к животным и выросший среди них, не умеет говорить, а уровень его мышления хотя и выше, чем у животных, совершенно не соответствует уровню мышления современного человека.

 

В-третьих, для нормального  существования и развития человеческих сообществ законы животного мира, основанные на принципах естественного  отбора, непригодны. Коллективный характер труда, развитие коммуникации не только повлекли вслед за собой развитие мышления, но также обусловили формирование специфических законов существования и развития человеческого сообщества. Эти законы известны нам как принципы нравственности и морали.

Таким образом, существует определенная последовательность явлений, обусловивших возможность появления сознания у человека: труд привел к изменению принципов построения взаимоотношений между людьми. Это изменение выразилось в переходе от естественного отбора к принципам организации социального общежития, а также способствовало развитию речи как средства коммуникации. Появление человеческих сообществ с их моральными нормами, отражающими законы социального общежития, явилось основанием для проявления критичности мышления человека. Так появились понятия «хорошо» и «плохо», содержание которых определялось уровнем развития человеческих сообществ. Постепенно, с развитием общества, эти понятия усложнялись, что в определенной мере способствовало эволюции мышления. В то же время происходило развитие речи. У нее появлялись все новые и новые функции. Она способствовала осознанию человеком своего «Я», выделению себя из окружающей среды. В результате речь приобрела свойства, позволяющие рассматривать ее как средство регуляции поведения человека. Все эти явления и закономерности определили возможность проявления и развития сознания у человека.

 

 

 

 

 

 

2.2 Происхождение и развитие сознания а работах  Выготского

Выготский создал новое  направление в детской психологии, включающее  в себя положение  о «зоне ближайшего развития»  ребенка. На практике эта проблема была им реализована в дефектологии. Выготский создал лабораторию психологии аномального детства (1925-1926), сформулировав новую теорию развития аномального ребенка. На последнем этапе своей работы он исследовал соотношение мышления и речи, развитие значений в онтогенезе, эгоцентрическую  речь.

Информация о работе Сознание