Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:33, реферат
Происхождение и развитие сознания. Соотношение сознания и бессознательного.
Отметим, что появление у человека сознания как высшей из известных форм развития психики стало возможным вследствие усложнения строения головного мозга. Кроме того, нужно согласиться с тем, что уровень развития мозговых структур и способность к выполнению сложных трудовых операций находится в тесной взаимосвязи. Поэтому можно утверждать, что появление сознания у человека обусловлено как биологическими, так и социальными факторами. Развитие живой природы привело к возникновению человека, обладающего специфическими особенностями строения тела и более развитой по сравнению с другими животными нервной системой, что в целом определило возможность человека заниматься трудом. Это в свою очередь повлекло за собой появление сообществ, развитие языка и сознания, т. е. той логической цепи закономерностей, о которой говорилось выше. Таким образом, труд явился тем условием, которое позволило реализовать психические потенциалы биологического вида Ното S ар iens .
Необходимо подчеркнуть, что с появлением сознания человек сразу выделился из животного мира, но первые люди по уровню своего психического развития значительно отличались от современных людей. Прошли тысячи лет, прежде чем человек достиг уровня современного развития. Причем основным фактором поступательного развития сознания явился труд. Так, с приобретением практического опыта, с эволюцией общественных отношений шло усложнение трудовой деятельности. Человек постепенно переходил от простейших трудовых операций к более сложным видам деятельности, что влекло за собой и поступательное развитие мозга и сознания. Это поступательное развитие свидетельствует о социальной природе сознания, что отчетливо проявляется в процессе развития психики ребенка.
3. Бессознательное проявление в психике и поведении человека.
Наряду с сознательными
формами отражения и
Бессознательное особенно активно стало изучаться в начале CC в. Этой проблемой занимались различные учёные, но уже результаты первых исследований показали, что проблема бессознательного настолько обширна, что вся осознаваемая человеком информация – это лишь маленькая часть, огромного целого.
Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент, контролю, охватывается понятием бессознательного. Неосознанное выступает то, как установка, инстинкт, влечение, то, как ощущение, восприятие, представление и мышление, то, как интуиция, то, как гипнотическое состояние или сновидение, состояние аффекта или невменяемости. К бессознательным явлениям относят и подражание, и творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным “озарением” новой идеей, рождающихся как бы от какого-то толчка изнутри, случаи мгновенного решения задач, долго не поддававшихся сознательным усилиям, непроизвольные воспоминания о том, что казалось прочно забытым, и другое.
Общая идея о бессознательном встречается еще в древнеиндийском учении Потанджали, в котором это понятие трактовали как высший уровень познания, как институт и даже как движущая сила вселенной. Проблема бессознательного нашла отражение в учении Платона о познании как воспоминании, тесно связанным с идеей и наличии в душе скрытых, неосознанных знаний, о которых сам субъект может даже совсем ничего и не подозревать.
Так же проблемой бессознательного занимались и другие философы (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Шопенгауэр, Ницше и др.)
Такие психологи, как Фехнер, Вундт и др. положили начало психологическому исследованию проблемы бессознательного.
3.1 Понимание соотношения сознания и бессознательного в работах З. Фрейда
С точки зрения Фрейда содержание бессознательного сводится к инфантильным стремлениям, которые вытесняются из сознания вследствие их неприемлемого характера. Вытеснение — это процесс, начинающийся в раннем детстве под моральным давлением среды и продолжающийся в течение всей жизни. При помощи анализа вытеснения устраняются, а вытесненные желания осознаются.
В сфере психического З. Фрейд выделяет три области, как бы по иерархическому принципу: подсознание (Ид), сознание (Эго) и сверх– или надсознание (Суперэго). Сознание оказывается по существу границей между Ид и Суперэго, а в бессознательном разграничиваются две области. Подсознательное бессознательного выступает, с одной стороны, как природно обусловленный компонент психики, а с другой. – как компонент, содержание которого детерминировано прошлым опытом субъекта. Надсознательное бессознательного – это обусловленные структурой культурного пространства, в котором действует человек, факторы, не осознаваемые и не регулируемые индивидуально психологически. Человек говорит, не отдавая себе отчета в закономерностях функционирования языка, принимает участие в политических акциях, обнаруживая впоследствии, что результатом их явилось то, что никак не входило в его намерения и цели, пользуется приборами, зачастую не подозревая о закономерностях, приведших к их созданию.
Согласно этой теории бессознательное содержит в себе лишь те стороны личности, которые вполне могли бы быть сознательными и были подавлены только благодаря процессу воспитания.
Процессы, начинающиеся в неосознаваемой сфере, могут иметь продолжение в сознании. И наоборот, сознательное может вытесняться в подсознательную сферу. Взаимодействие сознательного и бессознательного может осуществляться согласованно, синергично или антагонистично, противоречиво, проявляясь в разнообразных несовместимых поступках человека, внутриличностной конфликтности.
Он говорил, что бессознательное составляет основу нашей индивидуальности, а иррациональное начало, которое заложено в бессознательном, является конструктивным, творческим началом. Человек часто сталкивается с тем, что случайная ошибка или заблуждение неожиданно открывают ему совершенно новый взгляд на проблему [9].
Фрейд считал, что сфера бессознательного — это вытесненные, нереализованные потребности человека. Он внедрил понятие "Я" и "Оно", для различения которых предложил принимать во внимание закон их функционирование. В основу системы, что отвечает сознанию "Я", заложен принцип реальности, проявления "Оно" предопределены принципом удовольствия. Действия "Я" отвечают реальности и подчиненные физическим законам, социальным установкам и логике; "Оно" руководствуется субъективными потребностями биологического и аффектного характера.
Между "Я" и "Оно" нет резкой границы. "Я" стремится способствовать влиянию внешнего мира на "Оно", изменить принцип удовольствия, которым руководствуется "Оно", принципом реальности. Для психической деятельности характерные постоянные переходы сознательного в несознательное и наоборот [16].
Фрейд указывал, что примером
перехода сознательного в
Таким образом в работах Фрейда основной акцент делался на то, что решающую роль в жизни и поведение каждого человека играет бессознательная сфера, а
сознание практически полностью состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаем в данный момент. По мнению Фрейда, сознание вмещает в себя только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, и быстро опускается в область предсознательного и бессознательного.
Заключение
Психика – это сложное явление, которое имеет иерархическое строение, а именно основных 4 уровня: раздражимость, чувствительность (ощущения), поведение высших животных (внешне обусловленное), сознание человека (самодетерменированное поведение). Сознание – это высший уровень развития психического отражения, связанный с использованием речи, присуще только человеку.
Но в психике человека не только сознательные процессы, но и процессы которые не контролируются субъектом, так называемые бессознательные. Они противостоят сознанию, но в то же время находятся в неотрывной связи с ним.
Сущность сознания, как высшей формы развития психики, психического отражения принято видеть в способности человека к абстрактному вербальному мышлению, орудием и средством которого является возникший в человеческом обществе язык, к познанию на этой основе законов природы и общества.
Необходимо учитывать значительное, часто решающее влияние бессознательного на принятие решения, при совершении определенных действий. Сознание находится в неотрывной связи с бессознательным.
Список использованной литературы
1. Бассин Ф.В. “Проблема бессознательного”., Москва, 1968.
2. Леонтьев А.Н. “Деятельность, сознание, личность”, Москва, 1975
3. http://www.gumer.info/