Сознания в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 19:48, реферат

Описание работы

Понятие сознания, отличие от психики, основные функции сознания. Многогранность сознания. Сознание как объектом изучения множества наук, среди которых философия.

Содержание работы

Введение
I. Сознание
1. Понятие сознания и его определение
2. Отличительные черты психики и сознания
3. Структура и источники сознания
4. Функции сознания
5. Активность сознания
6. Список Литературы

Файлы: 1 файл

партекатьоь.docx

— 40.96 Кб (Скачать файл)

 

                                                          2014     

                                                              1                                                                                             

                                         Содержание

 

                                                                        

 

      Введение

 

   I. Сознание

 

      1. Понятие сознания  и его определение

      2. Отличительные  черты психики и сознания

      3. Структура и  источники сознания

      4. Функции сознания

      5. Активность сознания

                6.   Список Литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

                            I. Введение

 

    Человеческое сознание  является сложным феноменом; оно  многомерно,

многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения

множества наук, среди которых философия.

    Проблема сознания всегда  привлекала пристальное внимание  философов, ибо

определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с

окружающей действительностью предполагает выяснение

    природы человеческого  сознания. Для философии эта проблема  важна и

потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере

его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и

методологические установки любого философского направления. Естественно,

что подходы эти бывают разные, но все они, по существу, всегда имеют дело с

единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы

регуляции взаимодействия человека с действительностью. Эта форма

характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной

реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром,

включая управление им.

    Такое понимание природы  сознания предполагает очень  широкий спектр

вопросов, который делается предметом исследования не только философии, но и

специальных гуманитарных и естественных наук: социологии, психологии,

языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в

настоящее время и информатики , кибернетики. Рассмотрение отдельных

аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается на определенную

философско-мировоззренческую позицию в трактовке сознания.              3  

    Центральным философским  вопросом  всегда был и остается  вопрос об

отношении сознания к бытию, вопрос о тех возможностях, которые

предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую возлагает

сознание на человека. Вторичность сознания по отношению к бытию означает,

что бытие выступает как более широкая система, внутри которой сознание

является специфическим условием, средством, предпосылкой, «механизмом»

вписывания человека в эту целостную систему бытия.

    Сознание выступает как  особая форма отражения, регуляции  и управления

отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим

способам общения, которые возникают и развиваются на основе практически-

преобразовательной деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир.

Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и

развивается только в совместной деятельности людей в процессе их труда и

общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

                  II. Сознание

 

           1. Понятие  сознания и его определение

 

 

 

    Психика есть способность  живых существ создавать чувственные и

обобщённые образы внешней действительности и реагировать на эти отображения

сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его

интересам, целям и идеалам.

    Сознание является частью  психики, ибо в ней происходят  не только

сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.

Сознательными называются такие психические явления и действия человека,

которые проходят через его разум и волю, опосредуются  ими, которые,

следовательно, совершаются со знанием того, что он делает, мыслит или

чувствует.

 Перейдем к вопросу  к вопросу  о том, чем определяется, обусловливается

возникновение и развитие сознания. Факторы, которые определяют этот

процесс, называют детерминантами или детерминаторами.

  Внешними детерминаторами сознания являются природа и общество. Сознание

присуще лишь человеку, возникает и развивается лишь в условиях общественной

 жизни. Однако оно обусловлено  не только социально. Внешняя

действительность для животного — природа; для человека — природа и

общество. Поэтому сознание человека детерминировано внешними факторами

двояко: явлениями и законами природы и общественных отношений. В содержание

сознания входят мысли о природе и обществе (а также о людях как природных и

общественных существах).

                        5 

    Природа в процессе  органической эволюции создала  ту анатомическую и

физиологическую систему, без коей невозможно сознание, как продукт действия

этой «машины». Но природа детерминирует сознание не только генетически,

создав предпосылки сознания. Она действует и в условиях общества, формируя

вторую сигнальную систему действительности и изменяя характер действия

рецепторов и анализаторов сообразно условиям общественной жизни.

    Итак, вся телесная основа  и механизмы сознания созданы  и изменяются

природой как в условиях животного, так и человеческого существования. Хотя

физиологическая основа сознания и ее механизмы и не входят в само

содержание сознания, т. е. в ту совокупность мыслей и чувств, которая в нем

содержится, однако это содержание обусловливается и определяется не только

характером внешних явлений, но и устройством воспринимающего их аппарата.

Образ внешнего мира отличается от самого внешнего мира. Сознание есть

субъективный образ объективного мира.

     Сознание присуще  только человеку и возникло  в условиях общественной

жизни. Лишь в последних условиях развился человеческий разум и его контроль

над волей. Именно общественная жизнь, основанная на труде, создала человека

с его сознанием.

    Таким образом, говоря  о сознании как единстве двух  детерминации, мы

имеем в виду органический и неразрывный комплекс двоякого рода факторов,

определивших и определяющих развитие психики человека, факторов,

действовавших не порознь, а в единстве и взаимопроникновении. Поэтому,

занимаясь человеческим сознанием, мы все время будем иметь в виду не только

                        6

факторы чисто социальные, т. е. сверхличные, но и факторы биологические,

подвластные в полной мере законам органической природы, а также факторы

психологические, подвластные двум указанным детерминаторам.

    Сознание детерминировано  не только действием внешних  факторов. Сознание

человека подчинено еще действию законов нейрофизиологии и психологии (общей

и социальной), т. е. имеет еще и внутреннюю, психофизическую детерминацию.

При этом физиологическая обусловленность сознания, будучи внутренней, в том

смысле, что она осуществляется внутри организма, является объективной,

материальной, а психологическая детерминация имеет субъективный, идеальный

характер. Внешняя детерминация — воздействие на сознание объективного мира,

природы и общества — является первичной, а внутренняя, психофизиологическая

обусловленность — вторичной.

 Если содержание сознания  определяется внешними факторами, то, с другой

стороны, все явления психики и сознания протекают в тех формах, которые

фиксируются законами и категориями физиологической и психологической наук.

Это ощущения, восприятия и представления, мысли, эмоции, чувства, Память,

воображение и пр. Психологические формы — это как бы соединяющиеся сосуды,

в которых «переливается» все содержание сознания. По своей форме сознание

не выходит за пределы психологических процессов.

   Содержание и форма сознания  не вполне идентичны. Сознание  человека есть

отражение действительности, ее образ. Всякий образ носит на себе отпечаток

как того, что в нем отражается, так и того материала, на котором этот

снимок отпечатывается, и свойств того аппарата, которым этот снимок сделан.

                        7

Сознание это не только субъективно-психологическое явление, а единство

объективного и субъективного на основе объективного. Оно имеет объективное

содержание, прошедшее через различные психологические «сита», «экраны», в

виде установок и ориентации, налагаемых общественным положением человека и

его прошлым жизненным опытом.

    В отдельных областях  сознания последнее подчиняется  также и более

специальным законам. Так, в области познания оно совершается по законам

логики, без соблюдения которых невозможна правильная обработка полученного

материала наблюдений и экспериментов. В области явлений, ориентация в

которых связана с оценками (политика, идеология, этика, эстетика, право),

сознание действует в соответствии со спецификой каждой из этих областей.

Вся умственная, познавательная, идеологическая и оценочная деятельность

людей подчинена закономерностям. Действие всех указанных групп законов,

выражающих сложный характер детерминации сознания, осуществляется в их

неразрывной связи и взаимопереплетении. Однако эта нераздельность не

означает потери каждой из этих групп своей самостоятельности и

специфичности. Поэтому мы, например, различаем рабочего:

а) как производительную силу, как природную «машину», производящую продукт;

 

б) как члена общества, т. е. как социальную единицу

в) как психологический, разумно-эмоциональный комплекс в отличие от машины,

на которой он работает.

     Как же можно определить  сознание?

     Сознание — это  высшая, свойственная только людям и связанная с речью

функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном        8

 

отражении

действительности, в предварительном мысленном построении действий и

предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании

поведения человека.

 

 

        3. Структура и источники сознания

 

 

    Понятие «сознание» неоднозначно. В широком смысле слова под  ним имеют в

виду психическое отражение действительности независимо от того, на каком

уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или

рациональном.

    В более узком и  специальном значении под сознанием  подразумевают не

просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму

психического отражения действительности. Создание здесь структурно

организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных

элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре

сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты как

осознание вещей, а также переживание, т.е. определенное отношение к

содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего

обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке.

Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в

объект и степень ясности понимания. 0тсюда обыденное, научное, философское,

эстетическое, религиозное осознание мира, а также чувственный и.           9

рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия,

мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают его структурной

полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент.

Именно, благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов

находится в фокусе сознания.

   Богатейшая сфера эмоциональной  жизни человеческой личности  включает в

себя собственно чувства, представляющие собой отношения к внешним

воздействиям.  Чувства, эмоции суть компоненты структуры сознания.  Однако

сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их

интегральное, сложно-структурированное целое.

 

    Перейдем теперь к  вопросу об источниках сознания. Этот вопрос в течение

длительного времени был и остается предметом анализа философов и

естествоиспытателей. Выделяют следующие факторы:

    Во-первых, внешний предметный  и духовный мир; природные, социальные и

духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и

понятийных образов. В самих этих образах, нет самих этих же предметов даже

в уменьшенном виде, нет ничего вещественно-субстратного от этих предметов;

однако в сознании имеются их отображения, их копии (или символы), несущие в

себе информацию о них, об их внешней стороне или их сущности. Такого рода

информация является результатом взаимодействия человека с наличной

ситуацией, обеспечивающей его постоянный непосредственный контакт с нею.

    Вторым источником сознания  является социокультурная среда, общие

понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, правовые

                        10

нормы, накопленные обществом знания; здесь и средства, способы, формы

Информация о работе Сознания в психологии