Сознания в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 19:48, реферат

Описание работы

Понятие сознания, отличие от психики, основные функции сознания. Многогранность сознания. Сознание как объектом изучения множества наук, среди которых философия.

Содержание работы

Введение
I. Сознание
1. Понятие сознания и его определение
2. Отличительные черты психики и сознания
3. Структура и источники сознания
4. Функции сознания
5. Активность сознания
6. Список Литературы

Файлы: 1 файл

партекатьоь.docx

— 40.96 Кб (Скачать файл)

познавательной деятельности.

    Третьим источником сознания  выступает весь духовный мир  индивида, его

собственный уникальный опыт жизни и переживаний: в отсутствии

непосредственных внешних воздействий человек способен переосмысливать свое

прошлое, конструировать свое будущее и т.п.

    Четвертый источник сознания  — мозг как макроструктурная природная

система, состоящая из множества нейронов, их связей и обеспечивающая на

клеточном (или клеточно-тканевом) уровне организации материи осуществление

общих функций сознания. Не только условно-рефлекторная деятельность мозга,

но и его биохимическая организация воздействуют на сознание, его состояние.

 

    Отметим, что при формировании  актуального содержания сознания  все

выделенные источники сознания взаимосвязаны. При этом внешние источники

преломляются через внутренний мир человека; далеко не все, идущее извне

(допустим, от общества), включается  в сознание.

   Мы приходим к общему  выводу, что источником индивидуального  сознания

являются не сами по себе идеи  и не сам по себе мозг. Источник сознания не

мозг, а отображаемое – предметный мир. Определяющим во взаимоотношении

субъекта и объекта, сознания и предмета, безусловно является бытие.

Реальный образ жизни человека, его бытие – вот что определяет его сознание.

А мозг – это орган, который обеспечивает адекватную связь человека с

действительностью, т.е. правильное отражение внешнего мира.  Источником

сознания является реальность (объективная и субъективная), отражаемая

                         11

человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата —

головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания.

              4. Функции сознания

                                                                    Функции сознания — это такие  его свойства, которые делают  сознание

орудием, инструментом познания, общения, практического действия. Орудие

есть средство для действия.

  Коренная и главнейшая функция  сознания есть получение знания  о природе,

обществе и человеке.

    Отражательная функция  сознания, является самой общей  и всеохватывающей

его функцией. Однако отражение имеет различные стороны, имеющие свою

специфику и связанные с этой спецификой другие, более специальные функции.

Функцию сознания, а именно, что оно раскрывает отношение между человеком и

действительностью.

    Сознание как отношение  между объектом и субъектом  присуще лишь

человеку. У животных отсутствует субъективная сторона отношения. Животное

— непосредственно тождественно со своей жизнедеятельностью. Оно не отличает

себя от своей жизнедеятельности. Оно есть эта жизнедеятельность. Человек же

делает самоё свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания.

Его жизнедеятельность — сознательная.

                         

 

  5. Активность сознания

 

 

    Активность сознания, как  и его уже рассмотренные функции, является

реальным свойством сознания, вытекающим из природы последнего и

                      12

«работающим» на различных уровнях: сенсорном, понятийном и социальном.

 Психика вообще и сознание  человека в частности обладают  рядом свойств,

проистекающих из их назначения в процессе органической эволюции и роли в

общественной жизни. Из этих многообразных качеств можно выделить два

атрибута психики: свойства отражения и активности.

     Отражение наиболее  адекватно выражает природу, сущность  психики, без

коей невозможно выполнение ее назначения как орудия ориентировки организма

в его жизненных условиях; активность же психики является основным

внутренним условием для осуществления этого назначения. Для животного важно

не только получить сигнал о присутствии пищи или врага, но и схватить пищу

или отразить нападение врага. Отражение не имело бы биологического смысла

без активности. Сознание человека как высшая форма психики имеет еще более

сложное назначение — преобразование внешнего и внутреннего мира человека в

целях общественной жизни. Выполнение этого объективного назначения

поднимает значение активности сознания на неизмеримо большую высоту, чем

активность психики животных. Последняя является основой и элементарной

формой активности, а активность сознания — ее высшей формой.

    Проблема активности  сознания не только нейрофизиологическая  и

психологическая, но и философская проблема, связанная с самими основами

мировоззрения. В ряде идеалистических теорий активность рассматривается так

же, как субстанциональное качество «души», духовного начала, приводящего в

движение косную материю. Материалистическое мировоззрение, отрицающее

существование духовного начала как особой субстанции, неразрывно связано с     13

признанием активности как свойства всего живого.

    Активность, жизненность  являются свойствами всей природы. Поэтому

проблему активности вообще и активность сознания необходимо рассматривать в

широком философском смысле.

    Из комплекса многообразных  источников активности сознания  следует

выделить потребности, интересы, цели и убеждения человека. Перечисленные

явления порождают активность, являются ее основаниями, «генераторами»

активности. Человек действует либо на основании потребностей своего тела,

либо на основании интересов и целей своего общества, класса или другой

социальной группы, поскольку эти интересы и цели стали его собственными

убеждениями, либо, наконец, побуждаемый к действию требованиями общества,

государства или социального коллектива.

    Активность сознания  нельзя рассматривать лишь в  плане ее внешнего

проявления в деятельности. Всякая деятельность опосредуется предварительно

сознанием является результатом этого опосредованно и не всегда адекватна

непосредственному воздействию. Поэтому активность следует изучать не только

«снаружи» (т. е. как действие, практику), но и «изнутри» (т. е. как

внутренние процессы психики).

    Активность сознания  выражается как в форме внутреннего  напряжения

сознания (сила мысли, чувств и воли), так и в форме внешнего ее проявления

(деятельности). Таким образом, активность  сознания  проявляется как в

мышлении, так и на практике.

    Активность сознания  имеет свои предпосылки, расположенные  как бы в двух

«этажах». Внизу, в качестве первого «этажа», находятся потребности

(естественные, искусственные и  культурные), интересы (общечеловеческие,     14

общеисторические, возрастные и конкретно-исторические: классовые,

национальные и пр.) и связанные с ними цели, нормы, идеалы и т. д. Второй

«этаж» составляют различные оценки, имеющие своим основанием и критериями

социально-психические явления нижнего «этажа».

    Решение проблемы активности  сознания, взятой в ее гносеологическом и

социологическом аспектах, должно, по нашему мнению, исходить прежде всего

из различения внутренней активности (активности сознания и подсознательных

факторов и феноменов) и внешней активности (деятельности, практики). Первая

форма является предпосылкой и подготовкой второй. Внутренняя активность в

свою очередь состоит из ряда звеньев: потребности, интересы, цели и пр.;

познание — оценка предыдущих факторов; волевые процессы, направленные на

действие. Эти звенья нельзя рассматривать как линейный ряд, так как в одних

случаях внутренняя активность начинается непосредственно с чувственных

импульсов, в других — с рациональных, познавательных процессов. Но во всех

случаях все эти процессы, протекающие в сознании, определяют степени и

формы внешней активности. Ценностное отношение также во всех (или в

большинстве) случаях остается ближайшим звеном перехода к практике.

 

 

 

 

 

 

                                                                    15        

                           Список Литературы:

 

 

  

 

  1.   Тугаринов В.П. Философия сознания.  Москва 1971г.

  2.  Спиркин А.Г.   Философия. Москва 1998г.

  3.   Георгиев Ф.И. Сознание, его происхождение и сущность. Москва 1967г.

  4.  Введение в философию. Учебник для вузов в 2 ч. ч. 2.

        Политиздат 1989г.

  6.  Алексеев П.В., Панин А.В.  Философия.   Москва 1999г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             16

 

 

 


Информация о работе Сознания в психологии