Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 19:48, реферат
Понятие сознания, отличие от психики, основные функции сознания. Многогранность сознания. Сознание как объектом изучения множества наук, среди которых философия.
Введение
I. Сознание
1. Понятие сознания и его определение
2. Отличительные черты психики и сознания
3. Структура и источники сознания
4. Функции сознания
5. Активность сознания
6. Список Литературы
познавательной деятельности.
Третьим источником сознания выступает весь духовный мир индивида, его
собственный уникальный опыт жизни и переживаний: в отсутствии
непосредственных внешних воздействий человек способен переосмысливать свое
прошлое, конструировать свое будущее и т.п.
Четвертый источник сознания — мозг как макроструктурная природная
система, состоящая из множества нейронов, их связей и обеспечивающая на
клеточном (или клеточно-тканевом) уровне организации материи осуществление
общих функций сознания. Не только условно-рефлекторная деятельность мозга,
но и его биохимическая организация воздействуют на сознание, его состояние.
Отметим, что при формировании
актуального содержания
выделенные источники сознания взаимосвязаны. При этом внешние источники
преломляются через внутренний мир человека; далеко не все, идущее извне
(допустим, от общества), включается в сознание.
Мы приходим к общему
выводу, что источником
являются не сами по себе идеи и не сам по себе мозг. Источник сознания не
мозг, а отображаемое – предметный мир. Определяющим во взаимоотношении
субъекта и объекта, сознания и предмета, безусловно является бытие.
Реальный образ жизни человека, его бытие – вот что определяет его сознание.
А мозг – это орган, который обеспечивает адекватную связь человека с
действительностью, т.е. правильное отражение внешнего мира. Источником
сознания является реальность (объективная и субъективная), отражаемая
11
человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата —
головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания.
4. Функции сознания
орудием, инструментом познания, общения, практического действия. Орудие
есть средство для действия.
Коренная и главнейшая функция
сознания есть получение
обществе и человеке.
Отражательная функция сознания, является самой общей и всеохватывающей
его функцией. Однако отражение имеет различные стороны, имеющие свою
специфику и связанные с этой спецификой другие, более специальные функции.
Функцию сознания, а именно, что оно раскрывает отношение между человеком и
действительностью.
Сознание как отношение между объектом и субъектом присуще лишь
человеку. У животных отсутствует субъективная сторона отношения. Животное
— непосредственно тождественно со своей жизнедеятельностью. Оно не отличает
себя от своей жизнедеятельности. Оно есть эта жизнедеятельность. Человек же
делает самоё свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания.
Его жизнедеятельность — сознательная.
5. Активность сознания
Активность сознания, как
и его уже рассмотренные
реальным свойством сознания, вытекающим из природы последнего и
12
«работающим» на различных уровнях: сенсорном, понятийном и социальном.
Психика вообще и сознание человека в частности обладают рядом свойств,
проистекающих из их назначения в процессе органической эволюции и роли в
общественной жизни. Из этих многообразных качеств можно выделить два
атрибута психики: свойства отражения и активности.
Отражение наиболее адекватно выражает природу, сущность психики, без
коей невозможно выполнение ее назначения как орудия ориентировки организма
в его жизненных условиях; активность же психики является основным
внутренним условием для осуществления этого назначения. Для животного важно
не только получить сигнал о присутствии пищи или врага, но и схватить пищу
или отразить нападение врага. Отражение не имело бы биологического смысла
без активности. Сознание человека как высшая форма психики имеет еще более
сложное назначение — преобразование внешнего и внутреннего мира человека в
целях общественной жизни. Выполнение этого объективного назначения
поднимает значение активности сознания на неизмеримо большую высоту, чем
активность психики животных. Последняя является основой и элементарной
формой активности, а активность сознания — ее высшей формой.
Проблема активности
сознания не только
психологическая, но и философская проблема, связанная с самими основами
мировоззрения. В ряде идеалистических теорий активность рассматривается так
же, как субстанциональное качество «души», духовного начала, приводящего в
движение косную материю. Материалистическое мировоззрение, отрицающее
существование духовного начала как особой субстанции, неразрывно связано с 13
признанием активности как свойства всего живого.
Активность, жизненность
являются свойствами всей
проблему активности вообще и активность сознания необходимо рассматривать в
широком философском смысле.
Из комплекса многообразных
источников активности
выделить потребности, интересы, цели и убеждения человека. Перечисленные
явления порождают активность, являются ее основаниями, «генераторами»
активности. Человек действует либо на основании потребностей своего тела,
либо на основании интересов и целей своего общества, класса или другой
социальной группы, поскольку эти интересы и цели стали его собственными
убеждениями, либо, наконец, побуждаемый к действию требованиями общества,
государства или социального коллектива.
Активность сознания нельзя рассматривать лишь в плане ее внешнего
проявления в деятельности. Всякая деятельность опосредуется предварительно
сознанием является результатом этого опосредованно и не всегда адекватна
непосредственному воздействию. Поэтому активность следует изучать не только
«снаружи» (т. е. как действие, практику), но и «изнутри» (т. е. как
внутренние процессы психики).
Активность сознания
выражается как в форме
сознания (сила мысли, чувств и воли), так и в форме внешнего ее проявления
(деятельности). Таким образом, активность сознания проявляется как в
мышлении, так и на практике.
Активность сознания имеет свои предпосылки, расположенные как бы в двух
«этажах». Внизу, в качестве первого «этажа», находятся потребности
(естественные, искусственные и культурные), интересы (общечеловеческие, 14
общеисторические, возрастные и конкретно-исторические: классовые,
национальные и пр.) и связанные с ними цели, нормы, идеалы и т. д. Второй
«этаж» составляют различные оценки, имеющие своим основанием и критериями
социально-психические явления нижнего «этажа».
Решение проблемы активности сознания, взятой в ее гносеологическом и
социологическом аспектах, должно, по нашему мнению, исходить прежде всего
из различения внутренней активности (активности сознания и подсознательных
факторов и феноменов) и внешней активности (деятельности, практики). Первая
форма является предпосылкой и подготовкой второй. Внутренняя активность в
свою очередь состоит из ряда звеньев: потребности, интересы, цели и пр.;
познание — оценка предыдущих факторов; волевые процессы, направленные на
действие. Эти звенья нельзя рассматривать как линейный ряд, так как в одних
случаях внутренняя активность начинается непосредственно с чувственных
импульсов, в других — с рациональных, познавательных процессов. Но во всех
случаях все эти процессы, протекающие в сознании, определяют степени и
формы внешней активности. Ценностное отношение также во всех (или в
большинстве) случаях остается ближайшим звеном перехода к практике.
Список Литературы:
1. Тугаринов В.П. Философия сознания. Москва 1971г.
2. Спиркин А.Г. Философия. Москва 1998г.
3. Георгиев Ф.И. Сознание, его происхождение и сущность. Москва 1967г.
4. Введение в философию. Учебник для вузов в 2 ч. ч. 2.
Политиздат 1989г.
6. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Москва 1999г.