Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 09:45, доклад
По утверждению профессора Т.В.Мишаткиной, этика педагога это совершенно особый феномен, сущность и содержание которого раскрывается с помощью анализа ее структуры. Профессор выделяет четыре основных блока, это этика: 1) отношения педагога к своему труду, к предмету своей деятельности; 2) отношений «по вертикали» - в системе «педагог-учащийся», анализирующие основные принципы, нормы отношений и требования, предъявляемые к личности и поведению педагога; 3) отношений «по горизонтали» - в системе «педагог-педагог», в рассматривающие отношения, регламентирующие не только общие нормы, но и специфику деятельности и психологии педагога; 4) административно-деловых отношений педагога и руководящих структур, предписывающая обеим сторонам определенные «правила игры», направленные на оптимизацию управления системой образования (4).
Тема 6. Специфика деятельности педагога и нравственные основы его отношения к своему труду.
1. Этика отношения педагога к своему труду.
По утверждению профессора Т.В.Мишаткиной, этика педагога это совершенно особый феномен, сущность и содержание которого раскрывается с помощью анализа ее структуры. Профессор выделяет четыре основных блока, это этика: 1) отношения педагога к своему труду, к предмету своей деятельности; 2) отношений «по вертикали» - в системе «педагог-учащийся», анализирующие основные принципы, нормы отношений и требования, предъявляемые к личности и поведению педагога; 3) отношений «по горизонтали» - в системе «педагог-педагог», в рассматривающие отношения, регламентирующие не только общие нормы, но и специфику деятельности и психологии педагога; 4) административно-деловых отношений педагога и руководящих структур, предписывающая обеим сторонам определенные «правила игры», направленные на оптимизацию управления системой образования (4).
С.Д. Якушева акцентирует внимание на необходимость формирования у будущих педагогов определенных этических качеств, таких как: тактичность, доброта, справедливость, вера в способности ученика, терпение, доброжелательность, контактность, стремление к деловому сотрудничеству, готовность учесть лучший опыт и т.д. Данные качества необходимы для успешного общения педагога с воспитанниками, коллегами и администрацией (7).
2. Специфика педагогической деятельности.
Специфика педагогической деятельности
ставит, как уже отмечалось, перед
учителем ряд требований к личности
педагога, которые в педагогической
науке определяются как профессионально
значимые личностные качества. Последние
характеризуют интеллектуальную и
эмоционально-волевую стороны
Ученые предлагают разнообразный
набор личностных качеств, важных для
профессии педагога. Делаются попытки
выделить существенные с точки зрения
эффективности педагогической деятельности.
Правомерным, по моему мнению, является
выделение доминантных, периферийных,
негативных и профессионально недопустимых
качеств. Доминантными считаются качества,
отсутствие каждой из которых делает
невозможным эффективное
3. Предмет педагогического
труда и проблема
Предмет педагогического труда – формирование человека, который в отличие от педагога находится на более ранней ступени своего развития и не обладает необходимыми для взрослого человека знаниями, умениями, навыками, опытом.
Самая очевидная ответственность
педагога лежит в плоскости безопасности
ребенка, чего мы уже коснулись. Безопасность,
в которой речь идет о жизни
и здоровье наших учеников, имеет
организационно-
Вторая сторона
– профессиональной (школьные предметные области);
– технологической (средства коммуникации, финансы, иностранный язык и т.п.);
– менеджерской (организаторские качества);
– личностной (морально-волевые качества).
Весьма условно такого рода ответственность можно назвать познавательной или когнитивной[2], а область воздействия – мировоззрение человека. Опираясь на когнитивную ответственность педагога, в контексте проектирования и исследования, можно рассматривать процесс усвоения детьми методики проведения исследования, а также сущности исследовательского аппарата (актуальность, проблема, цель, задачи, объект предмет, гипотеза, новизна и значимость, теоретическая и методологическая основа, выводы).
Третья сторона
Адаптационная ответственность имеет особенности, тесно связанные с подбором исследовательской тематики.
Четвертой стороной ответственности
педагога-воспитателя за ребенка
является область, в пределах которой
лежат такие понятия как
Духовная ответственность
Реальность педагогической практики
такова, что категория безопасности
из прямого поля ответственности
педагога за жизнь и здоровье ребенка
легко переносится в
4. Полифункциональный характер педагогической деятельности.
Полифункциональный характер педагогической
деятельности в высшей школе проявляется
в ее многоаспектности – направленности
не только на усвоение студентами знаний
и способов деятельности, но и на
развитие и становление личности,
на построение отношений в группе,
на курсе, в учебном заведении (колледже
и др.), создающих условия для
реализации данных целей, на создание
в учебном заведении
Понимание, осмысление и применение воспринятых обучающимися знаний – вот суть данной парадигмы. Такой подход, по мнению Н.В. Михайловой, требует от преподавателя развитие творческих способностей у студентов, обучению их навыкам самостоятельной работы. В связи с этим кафедра наметила переход от объектно-субъектного к субъектно-субъектному методу преподавания, что подразумевает возникновение партнерских отношений преподавателя и студента в познании учебной дисциплины . Субъектно-субъектный метод предполагает:
- осуществление постепенного
- введение дополнительных форм
контроля в виде коллоквиумов,
рефератов, контрольных работ
для достижения продуктивности
самостоятельной работы
- внедрение в практику обучения
студентов заочной и вечерней
форм обучения выполнения ими
контрольных работ, разработав
для этого примерную тематику
контрольных работ, как в
- продолжение практики
- внедрение практики чтения
по определенным темам
- разработку и внедрение в
учебный процесс элективных
5. Возможности творчества в педагогической деятельности.
Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.
В.И. Андреев (1988), определяя творчество как вид человеческой деятельности, отмечает ряд признаков, характеризующих ее как целостный процесс:
наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи;
социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме, — это не творчество, а варварство);
наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;
наличие субъективных (личностных качеств — знании, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;
новизна и оригинальность процесса или результата.
6. Моральные нормы отношения педагога к своему труду.
Педагогическая мораль представляет собой систему общих и частных норм, правил и обычаев, находящихся между собой в сложных взаимоотношениях. Для того, чтобы эффективно регулировать поведение учителя, система требований педагогической морали должна обладать внутренней согласованностью, то есть общие и частные нормы, правила и обычаи должны составлять единое целое. Педагогическая мораль – это система нравственных требований, предъявляемых к учителю в его отношении к самому себе, к своей профессии, к обществу, к детям и остальным участникам учебно-воспитательного процесса. Она выступает одним из регуляторов поведения учителя в педагогическом труде. Система требований педагогической морали является выражением профессионального долга учителя, его нравственных обязанностей перед обществом, педагогическим коллективом и перед своим призванием. Общая норма педагогической морали является широким и содержательным требованием, охватывает наиболее типичные ситуации и представляет наиболее широкое требование в отношении учителя к педагогическому труду, учащимся и их родителям, коллегам, что даёт общее направление его поведению. Частная нравственно-педагогическая норма обобщает более узкий круг отношений и фактов поведения учителя и раскрывает часть содержания и объёма требования, заключённого в той или иной общей форме.
7. Проблема соответствия
педагога требованиям
Современные требования таковы, что школа должна учить мыслить, развивать учащихся во всех отношениях. В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:
1) двусторонний характер
2) совместная деятельность
3) руководство со стороны
4) специальная планомерная
5) целостность и единство;
6) соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;
7) управление развитием и
Тема 7. Этика отношений в системе «педагог – ребенок».
Субъектно-объектные отношения. В педагогической деятельности в роли субъекта выступает педагог, а в роли объекта – воспитанник (ребенок).
Педагога как субъекта педагогической
деятельности характеризуют целеполагание,
активность, педагогическое самосознание,
адекватность самооценки и уровня притязаний
и т. д. В этой ситуации ребенок
выступает как исполнитель
Субъектно-субъектные
Активизируется сложнейшая работа
мыслительных процессов, воображения,
активизируются знания, отбираются нужные
способы, апробируются разнообразные
умения. Вся деятельность приобретает
личностную значимость для ребенка,
формируются ценные проявления активности
и самостоятельности, которые при
устойчивом укреплении субъектной позиции
могут стать его личностными
качествами. Педагог при субъектно-