Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 09:45, доклад
По утверждению профессора Т.В.Мишаткиной, этика педагога это совершенно особый феномен, сущность и содержание которого раскрывается с помощью анализа ее структуры. Профессор выделяет четыре основных блока, это этика: 1) отношения педагога к своему труду, к предмету своей деятельности; 2) отношений «по вертикали» - в системе «педагог-учащийся», анализирующие основные принципы, нормы отношений и требования, предъявляемые к личности и поведению педагога; 3) отношений «по горизонтали» - в системе «педагог-педагог», в рассматривающие отношения, регламентирующие не только общие нормы, но и специфику деятельности и психологии педагога; 4) административно-деловых отношений педагога и руководящих структур, предписывающая обеим сторонам определенные «правила игры», направленные на оптимизацию управления системой образования (4).
Характер взаимодействия педагога и ребенка обусловливает стиль педагогической деятельности. В отечественной науке исследованию этой проблемы посвящены работы И. В. Страхова, Н. Д. Левитова, Е. А. Климова, В. Э. Чудновского, В. И. Моросанова и др.
2. Гуманизм и демократичность - основные принципы общения в системе «педагог – ребенок».
Принцип гуманизма, уважения к личности
ребенка в сочетании с
Принцип гуманизма требует и провозглашает в воспитании…
1. учитывать условия места и времени, в которых родился и ребенок
2. проявлять педагогический оптимизм
3. отказаться от возможности самоутверждаться за счет ребенка
4. опираться на естественное, природное развитие ребенка
1. Принцип связи воспитания с
жизнью, социокультурной средой. Это
означает, что воспитание должно
строиться в соответствии с
требованиями общества, перспективой
его развития, отвечать его потребностям.
Это находит выражение и в
том, что воспитание имеет
Кроме того, принцип
связи школы с жизнью
2. Принцип комплексности,
целостности, единства всех
3. Принцип педагогического
руководства и самостоятельной
деятельности, активности школьников.
Это требование опирается на
главный закон развития
В советский период
педагогика выделяла принцип
воспитания в труде. Труд как
деятельность является
4. Принцип гуманизма,
уважения к личности ребенка
в сочетании с
5. Принцип опоры на положительное в личности ребенка. Он связан с предыдущим и требует от педагога веры в положительные результаты воспитания, в стремление ученика быть лучше, поддерживать, развивать это стремление. Для этого имеется система методов, средств воспитания, личностные качества учителя, его профессиональные умения.
6. Принцип воспитания
в коллективе и через
7. Принцип учета
возрастных и индивидуальных
особенностей школьников. Учителя
должны знать типовые
8. Принцип единства
действий и требований школы,
семьи и общественности. Поскольку
воспитание происходит под
3. Нормы и требования к
Важнейшими профессиональными требованиями к учителю являются:
1) глубокое знание предмета и методики его преподавания. Только свободное владение предметом может возбудить интерес к знаниям и уважение к учителю и его требованиям;
2) желание и умение передать знания, а также интерес к своему предмету и увлеченность им;
3) высокий культурный уровень
и широкий кругозор (учитель должен
не только суметь объяснить
общие культурологические
4) любовь к детям, интерес
к их жизни, уважение к
5) педагогический такт – это
мера проявления эмоций в
6) организаторские способности: инициативность, энергия, бодрость, вера в себя, актерские и режиссерские способности;
7) побуждение к действию и
«торможение» какого-либо
8) внешность. Педагог постоянно «находится на людях», общается с учениками, являясь примером для подражания.
4. Любовь и уважение к ребенку - норма и форма проявления.
Из всех нравственных качеств существенней всего для учителя - любовь к детям. Это требование к личности учителя можно найти в трудах каждого выдающегося педагога, однако, лучше всего об этом сказал педагог В. А. Сухомлинский: ``Что значит хороший учитель? Это, прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком''.
Одна любовь к детям еще
не определяет успешности
Учителю необходимы: терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность (человечность, доброта, отзывчивость, уважение к людям).
Весьма желательны для педагога такие качества, как наличие чувства юмора; дополнительные возможности воздействия на школьников получает учитель, имеющий способности и умения в какой-либо области: технике, спорте, музыке, живописи и т. д.
Качество, которое объединяет все названные качества, активизирует их развитие - профессиональная педагогическая направленность. Это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих личность на педагогическую деятельность.
Отсутствие или слабое
5. "Открытые" проблемы в системе отношений "педагог - ребенок".
Несмотря на важность взаимодействия
на всех указанных уровнях следует
сказать, что по степени значимости
на первое место выходят отношения
«учитель — ученик», именно они играют
в учебно-воспитательном процессе определяющую
роль. Структура отношений «учитель
— ученик» представляет собой
систему социальных связей, начиная
от самых простых
Отношения между учителем и учеником не выбираются, а диктуются необходимостью: для учителя — работать, учить, а для подрастающего поколения — учиться. Учитель не выбирает себе учащихся, а вступает в отношения с теми, кто пришел учиться. Ученик также не выбирает себе учителя, он приходит в школу, где уже работает определенная группа учителей. Правда, следует заметить, что Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992, 96) предоставляет широкие права педагогам и учащимся в части выбора образовательного учреждения, в случае необходимости смены школы, класса и т.д., но в целом в массовых общеобразовательных учреждениях преобладают традиционные формы взаимоотношений между учителями и учащимися. Взаимоотношения между педагогом и ребенком необходимо рассматривать и со стороны содержания образования. Учитель является носителем той или иной области научных знаний, в учебном процессе он выступает как просветитель, транслятор научного мировоззрения. В то же время во взаимодействии с учащимися он должен выступать и как высоконравственная личность — носитель долга, совести, чести, добра, справедливости.
Настоящий учитель является примером
для детей и их родителей, а
взаимоотношения между учителем
и учеником выступают как базис
процесса обучения и воспитания. Один
из видных философов и педагогов
прошлого Джон Локк так писал о
значении примера учителя: «Его собственное
поведение ни в коем случае не должно
расходиться с его