Специфика деятельности педагога и нравственные основы его отношения к своему труду.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 09:45, доклад

Описание работы

По утверждению профессора Т.В.Мишаткиной, этика педагога это совершенно особый феномен, сущность и содержание которого раскрывается с помощью анализа ее структуры. Профессор выделяет четыре основных блока, это этика: 1) отношения педагога к своему труду, к предмету своей деятельности; 2) отношений «по вертикали» - в системе «педагог-учащийся», анализирующие основные принципы, нормы отношений и требования, предъявляемые к личности и поведению педагога; 3) отношений «по горизонтали» - в системе «педагог-педагог», в рассматривающие отношения, регламентирующие не только общие нормы, но и специфику деятельности и психологии педагога; 4) административно-деловых отношений педагога и руководящих структур, предписывающая обеим сторонам определенные «правила игры», направленные на оптимизацию управления системой образования (4).

Файлы: 1 файл

6 семинар психпед этка.docx

— 31.97 Кб (Скачать файл)

Характер взаимодействия педагога и ребенка обусловливает стиль  педагогической деятельности. В отечественной  науке исследованию этой проблемы посвящены  работы И. В. Страхова, Н. Д. Левитова, Е. А. Климова, В. Э. Чудновского, В. И. Моросанова и др.

2. Гуманизм и демократичность  - основные принципы общения в  системе «педагог – ребенок».

Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью  к нему. Он регламентирует отношения  педагогов и воспитанников и  предполагает, что эти отношения  строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Принцип требует  от учителя умения создать благоприятный  психологический климат в группе, положительный эмоциональный фон. Одновременно педагог должен помнить  о приоритете воспитательных, образовательных  задач и проявлять высокую  требовательность к воспитанникам  для достижения нужных результатов.

Принцип гуманизма требует и  провозглашает в воспитании…

1. учитывать условия места и времени, в которых родился и ребенок

2. проявлять педагогический оптимизм

3. отказаться от возможности самоутверждаться за счет ребенка

4. опираться на естественное, природное развитие ребенка

1. Принцип связи воспитания с  жизнью, социокультурной средой. Это  означает, что воспитание должно  строиться в соответствии с  требованиями общества, перспективой  его развития, отвечать его потребностям. Это находит выражение и в  том, что воспитание имеет целевую  направленность. Принцип требует  определения целей воспитания  с учетом государственных и  личностных требований. Следует  помнить, что в современной  России целью воспитания является  помощь личности во всестороннем  развитии, профессиональном и жизненном  самоопределении (текст 3.4).

      Кроме того, принцип  связи школы с жизнью предполагает  такую организацию воспитания, чтобы  учащиеся не замыкались в школьной  среде, что должно обеспечиваться  разными путями: разработкой содержания, подбором методов, форм и средств  воспитания.

      2. Принцип комплексности,  целостности, единства всех компонентов  воспитательного процесса. Он означает  организацию многостороннего педагогического  влияния на личность через  систему целей, содержания, средств  воспитания, учет всех факторов  и сторон воспитательного процесса.

      3. Принцип педагогического  руководства и самостоятельной  деятельности, активности школьников. Это требование опирается на  главный закон развития личности: человек развивается в активной  самостоятельной деятельности. Поэтому  воспитание состоит в организации  разных видов деятельности, в  которой педагог должен стимулировать  активность воспитанников, их  творческую свободу, сохраняя, однако, руководящие позиции. 

      В советский период  педагогика выделяла принцип  воспитания в труде. Труд как  деятельность является действительно  важным средством воспитания. Требование  воспитывать в труде реализуется,  если принцип руководства самостоятельной  деятельностью детей понимать  широко, в том числе как организацию  различных видов труда школьников, который является обязательным  компонентом образования в педагогических  системах большинства стран (см. текст 7.4).

      4. Принцип гуманизма,  уважения к личности ребенка  в сочетании с требовательностью  к нему. Он регламентирует отношения  педагогов и воспитанников и  предполагает, что эти отношения  строятся на доверии, взаимном  уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Принцип  требует от учителя умения  создать благоприятный психологический  климат в группе, положительный  эмоциональный фон. Одновременно  педагог должен помнить о приоритете  воспитательных, образовательных задач  и проявлять высокую требовательность  к воспитанникам для достижения  нужных результатов. 

      5. Принцип опоры  на положительное в личности ребенка. Он связан с предыдущим и требует от педагога веры в положительные результаты воспитания, в стремление ученика быть лучше, поддерживать, развивать это стремление. Для этого имеется система методов, средств воспитания, личностные качества учителя, его профессиональные умения.

      6. Принцип воспитания  в коллективе и через коллектив.  Один из классических принципов  советской педагогики, он предполагает  организацию воспитательных воздействий  на личность через коллективистские  отношения и деятельность. Однако  его следует понимать шире, как  воспитание в группе, через общение,  что требует знания учителем  социальной психологии и умений  формировать межличностные отношения. 

      7. Принцип учета  возрастных и индивидуальных  особенностей школьников. Учителя  должны знать типовые возрастные  особенности и индивидуальные  различия школьников, изучать их  доступными способами и в соответствии  с ними выбирать определенные  средства и методы работы с  конкретными воспитанниками.

      8. Принцип единства  действий и требований школы,  семьи и общественности. Поскольку  воспитание происходит под влиянием  многих факторов, среди которых  наиболее значительные - семья школьника  и социальные институты, школа,  педагогический коллектив должны  обеспечить единые и согласованные  действия всех участников воспитательного  процесса.

3. Нормы и требования к поведению  и общению педагога в его  отношениях с детьми.

Важнейшими профессиональными  требованиями к учителю являются:

1) глубокое знание предмета и  методики его преподавания. Только  свободное владение предметом  может возбудить интерес к  знаниям и уважение к учителю  и его требованиям;

2) желание и умение передать  знания, а также интерес к своему  предмету и увлеченность им;

3) высокий культурный уровень  и широкий кругозор (учитель должен  не только суметь объяснить  общие культурологические термины,  но и вовремя подсказать, каким  образом ученик может культурно  организовать свой досуг);

4) любовь к детям, интерес  к их жизни, уважение к личности  каждого ребенка;

5) педагогический такт – это  мера проявления эмоций в применении  средств педагогического воздействия.  С ним связаны выдержка, самообладание, терпение, толерантность;

6) организаторские способности:  инициативность, энергия, бодрость, вера в себя, актерские и режиссерские  способности;

7) побуждение к действию и  «торможение» какого-либо неверного  действия, поступка или эмоции.

8) внешность. Педагог постоянно  «находится на людях», общается  с учениками, являясь примером  для подражания.

4. Любовь и уважение к ребенку  - норма и форма проявления.

Из всех нравственных качеств существенней всего для учителя - любовь к детям. Это требование к личности учителя  можно найти в трудах каждого  выдающегося педагога, однако, лучше  всего об этом сказал педагог В. А. Сухомлинский: ``Что значит хороший  учитель? Это, прежде всего человек, который любит детей, находит  радость в общении с ними, верит  в то, что каждый ребенок может  стать хорошим человеком, умеет  дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и  горести, знает душу ребенка, никогда  не забывает, что и сам он был  ребенком''.

 Одна любовь к детям еще  не определяет успешности педагогической  деятельности. Нужны определенные  качества личности, которые обеспечивают  успех в педагогическом труде  - педагогические способности.

Учителю необходимы: терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая  направленность (человечность, доброта, отзывчивость, уважение к людям).

Весьма желательны для педагога такие качества, как наличие чувства  юмора; дополнительные возможности  воздействия на школьников получает учитель, имеющий способности и  умения в какой-либо области: технике, спорте, музыке, живописи и т. д.

Качество, которое объединяет все  названные качества, активизирует их развитие - профессиональная педагогическая направленность. Это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих личность на педагогическую деятельность.

 Отсутствие или слабое развитие  какого-либо профессионально значимого  качества может быть компенсировано  сильным развитием другого, кроме  того, недостаточные качества можно  и должно развивать.

5. "Открытые" проблемы в системе  отношений "педагог - ребенок".

Несмотря на важность взаимодействия на всех указанных уровнях следует  сказать, что по степени значимости на первое место выходят отношения  «учитель — ученик», именно они играют в учебно-воспитательном процессе определяющую роль. Структура отношений «учитель — ученик» представляет собой  систему социальных связей, начиная  от самых простых пространственных, психических и социальных контактов  и до самых сложных социальных действий и взаимоотношений, имеющих  устойчивый характер.

Отношения между учителем и учеником не выбираются, а диктуются необходимостью: для учителя — работать, учить, а для подрастающего поколения  — учиться. Учитель не выбирает себе учащихся, а вступает в отношения  с теми, кто пришел учиться. Ученик также не выбирает себе учителя, он приходит в школу, где уже работает определенная группа учителей. Правда, следует заметить, что Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992, 96) предоставляет широкие права педагогам и учащимся в части выбора образовательного учреждения, в случае необходимости смены школы, класса и т.д., но в целом в массовых общеобразовательных учреждениях преобладают традиционные формы взаимоотношений между учителями и учащимися. Взаимоотношения между педагогом и ребенком необходимо рассматривать и со стороны содержания образования. Учитель является носителем той или иной области научных знаний, в учебном процессе он выступает как просветитель, транслятор научного мировоззрения. В то же время во взаимодействии с учащимися он должен выступать и как высоконравственная личность — носитель долга, совести, чести, добра, справедливости.

Настоящий учитель является примером для детей и их родителей, а  взаимоотношения между учителем и учеником выступают как базис  процесса обучения и воспитания. Один из видных философов и педагогов  прошлого Джон Локк так писал о  значении примера учителя: «Его собственное  поведение ни в коем случае не должно расходиться с его предписаниями... Дурные примеры, несомненно, действуют  сильнее хороших правил и поэтому  он должен всегда тщательно оберегать  своего воспитанника от влияния дурных примеров...» Автор «Великой дидактики» Я.А. Коменский также большое внимание уделял отношениям между учителем и  учащимися. Он гневно выступал против тех учителей, которые чуждаются  учащихся, высокомерно и неуважительно  относятся к ним. Особое значение великий педагог придавал доброжелательному отношению учителя к детям и советовал учить детей легко и радостно, «чтобы напиток науки проглатывался без побоев, без воплей, без насилия, без отвращения, словом, приветливо и приятно» (Я.А. Коменский. Избр. пед. соч. М., 1982. С. 543).


Информация о работе Специфика деятельности педагога и нравственные основы его отношения к своему труду.