Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 16:22, реферат
Воспитание детей – огромный труд, который, прежде всего, ложится на плечи родителей, ибо, сколько бы ни ссылались на детские учреждения (детские сады, школы), большую часть времени ребенок находится в семье.
Но не всегда родители справляются со своими обязанностями. Это происходит по разным причинам. Сложнее всего, конечно родителям, которые воспитывают ребенка одни, без супруга или супруги. Опекуны также сталкиваются с множеством проблем. Даже тогда, когда в семье есть и мама и папа, но нет старшего поколения (бабушек и дедушек), тогда тоже очень непросто. Если все эти факторы еще осложняются и социальными неблагополучиями (пьянством, наркоманией, безработицей), то дела обстоят совсем плохо.
Введение………………………………………………………………………3-4
Сущность понятия дети «группы риска»………………………………...…5-7
Психологические особенности «детей группы риска»……………..........8-16
Психологическая помощь детям и подросткам………………………….17-32
Заключение………………………………………………………………...33-34
Список использованных источников………………………………….....35-37
Психолог учреждений для детей "группы риска" должен, прежде всего, уметь очень квалифицированно провести диагностику личностного развития ребенка и определить, что является блокиратором психического развития ребенка или работы психических процессов, так как без снятия причины, блокирующей деятельность психики, практически мало что можно сделать. Такая диагностика проводится довольно продолжительное время, иногда до трех месяцев. Но пока не будет выявлен блок, затрудняющий деятельность психики, применение различных методов и приемов работы с детьми оказывается бесперспективным. Без разрушения травмирующего блока помочь ребенку бывает невозможно или должно пройти довольно продолжительное время, пока реакция на травму не станет более спокойной.
Все это меняет направления деятельности психолога. Вначале психолог вместе с другими специалистами (врачами, педагогами, социальными работниками) проводит комплексную диагностику ребенка. После консилиума специалистов ставится окончательный диагноз с учетом травмирующего блока.
На основании данных, полученных в результате диагностики, составляется краткая характеристика ребенка с указанием того, что мешает ему нормально развиваться и вести себя без патологий. Затем на основе такого анализа составляется индивидуальная программа реабилитации для каждого воспитанника. Если есть несколько детей, имеющих сходные проблемы, тогда можно составлять программу на небольшую подгруппу или группу и проводить работу с несколькими детьми.
Далее изложены некоторые наиболее эффективные виды и формы работы с детьми от 3 до 18 лет, которые могут лежать в основе составления реабилитационных и психокоррекционных программ.[12]
Игротерапия
Хорошей формой работы психолога с детьми "группы риска" является использование разного вида игр. Это могут быть игры в образах, игры, основанные на литературных произведениях, на импровизированном диалоге, на сочетании пересказа и инсценировки и т.д.
Использование образов в игре имеет ряд психологических преимуществ. Во-первых, создаются наиболее благополучные условия для личностного роста ребенка, изменяется отношение к своему "Я", повышается уровень самопринятия. Этому способствуют ограничения переноса эмоциональных переживаний ребенка, связанных с низкой самооценкой, неуверенностью в себе, беспокойством о себе, уменьшается напряженность, купируется острота переживаний.
Психолог должен знать, что использование игры как терапевтического средства идет по двум основаниям:
а)
игра может быть использована
как инструмент для изучения
ребенка (классическая
б)
свободное повторное
Игра служит для раскрытия и лечения искажений в развитии ребенка. Игротерапия ценна тем, что отбрасывает тень на подсознание и позволяет увидеть, с чем в игре ассоциируется у ребенка травма, проблема, опыт прошлого, что мешает ему нормально жить. Можно выделить пять признаков, по которым игру относят к терапевтическому средству.
1. Игра - это естественная обстановка для самовыражения ребенка.
2. То, что ребенок делает во время игры, символизирует его эмоции и страхи.
3. Бессознательно ребенок выражает эмоциями в игре то, что потом может осознать, он лучше понимает свои эмоции и справляется с ними.
4. Игра
помогает строить хорошие
5. Игра
позволяет психологу больше
В своих играх дети, живущие в учреждениях социально-педагогической поддержки, постоянно возвращаются к пережитым стрессовым ситуациям и будут переживать их до тех пор, пока не привыкнут к тому, что они пережили. Постепенно переживания станут менее острыми и сильными, и дети смогут переносить свои переживания на другие объекты. Но для этого психолог должен научить детей способам нового поведения и другим переживаниям.
Для организации
таких игр можно использовать
неструктурированный игровой
Психологу
важно проводить
Возможности использования игр и игрового материала психологом во многом определяются наличием кабинета или игротеки в учреждении. В кабинете психолога можно иметь необходимый минимум игрового материала, который позволит лучше узнать ребенка, его жизнь, увидеть переживания и реакцию на пережитое, и на основе этого строить работу с детьми.
Можно порекомендовать следующее оборудование, которое необходимо психологу для работы с детьми "группы риска" непосредственно в своем учреждении. Это прежде всего человеческие фигурки, наборы кукол на две семьи: мама, папа, дети разного возраста, бабушка, дедушка и др., игрушечные телефоны, фотоаппарат, разные маски, детские чайный и столовый наборы, одежда и постельные принадлежности, кукольные дома, машинки разной величины, музыкальные игрушки, мягкие игрушки, надувные шарики, медицинский набор, игрушечное оружие, настольные игры, пластилин, глина, емкости для игры с водой и песком, игрушки-страшилки, солнечные очки, много бумаги, карандаши, краски, ножницы, клей, строительные наборы.
Перечисленное игровое оборудование использовалось нами в течение пяти лет в работе психологов с детьми "группы риска" в приюте, детском доме, кризисном центре. Перечень игрового оборудования не имеет ограничений, так как каждый психолог выберет по возможности необходимое для него оборудование.
Организовывая игры с детьми, психолог наблюдает за тем, что ребенок игнорирует: какие игрушки, какого цвета и какой формы, а также фиксирует невозможность ребенка играть с определенной игрушкой.
Помимо применения игры с использованием игрушек, в работе психолога с детьми можно порекомендовать следующие виды игр: игры-развлечения (догонялки, щекотка и др.), игры-упражнения (борьба, лазание, бег), сюжетные игры (основанные на подражании взрослым), процессуально-подражательные игры (подражают оркестру, машинам и т.д.), традиционные народные игры (волчок, краски и т.д.), сюжетно-ролевые (семья, дом, театр и т.д.).
Кроме того,
во многих учреждениях социально-
Психолог может объяснить специалистам, работающим с детьми, особенности работы с детьми в этом плане и провести практические занятия по обучению воспитателей приемам проведения игровых заданий. Например, использование игровых заданий, которые помогают найти выход из трудных ситуаций, как поступить при несправедливом обвинении ребенка, проиграть сценку и обсудить поведение всех участников конфликта с использование фигурок животных, человечков и т.д. Подобного плана задания можно проиграть при обсуждении конфликтов, драк, ссор - что произошло, кто как себя вел, что чувствовал каждый герой и т д.
Следующее направление в работе психолога может быть направлено на совместную с воспитателями разработку системы развивающих и коррекционных игр конкретно для каждой группы детей в учреждении. Система должна охватывать детей всех возрастов и содержать разные виды игр. Рекомендовать воспитателям групп чаще практиковать развитие свободных игр, так как они способствуют формированию психических особенностей детей (развиваются наглядно-образное мышление, воображение, фантазии, память и т.д.).
Применение в работе психолога разных видов игр и специально разработанных программ реабилитации и психокоррекции с использованием игры является весьма ценным, так как в игре проявляется неизвестная нам форма преодоления травмирующих переживаний. Эта форма проявляется тогда, когда удалась интеграция осознания и переживания, через нее происходит снятие психического напряжения, формируется способность восприятия новых впечатлений и перенос фантазии детей на темы, не связанные с насилием, пережитой травмой, что может способствовать развитию уверенности в себе, утверждению собственного "Я", повышению самооценки, доверия взрослым, окружающим ребенка. Применение игр в работе с данным контингентом детей - лишь этап в процессе реабилитации и коррекции личности ребенка.[12]
Арттерапия
Данный метод построен на использовании искусства как символической деятельности. Применение этого метода имеет два механизма психологического коррекционного воздействия. Первый направлен на влияние искусства через символическую функцию реконструрирования конфликтной травмирующей ситуации и нахождение выхода через нереконструирование этой ситуации. Второй связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить реакцию преживания негативного аффекта по отношению к формированию позитивного аффекта, приносящего наслаждение. В работе с детьми психолог, используя игротерапию, дополняет ее арттерапевтическими методами. Различают несколько видов арттерапии:
В качестве терапии средствами искусства, психологи могут применять прикладные виды искусства. Можно порекомендовать задания на определенную тему с заданным материалом: рисунки, лепка, аппликация, оригами и т.д. Психолог предлагает детям задания на произвольную тему с самостоятельным выбором материала. Как один из вариантов рекомендуется использование уже существующих произведений искусства (картины, скульптуры, иллюстрации, календари) для их анализа и интерпретации.
Можно также использовать сочетание некоторых видов работ, например, предложить ребенку репродукцию картины и попросить его скопировать ее, не ограничивая его творчество. И наконец, можно порекомендовать совместное творчество психолога и ребенка (лепку, рисование, вязание, вышивание и т.п.), предоставив ребенку большую самостоятельность в выполнении работы. [12]
Показаниями для использования рисуночной терапии, по мнению О.А. Карабановой, являются: трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, импульсивность эмоциональных реакций; эмоциональная депривация детей, переживания ребенком эмоционального отвержения и чувства одиночества; наличие конфликтных межличностных ситуаций, неудовлетворенность внутрисемейной ситуацией, ревность к сиблингам; повышенная тревожность, страхи, фобические реакции; негативная "Я-концепция", низкая, дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия. По мнению О.А. Карабановой, "применение ... рисуночной терапии буквально незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, несформированности у ребенка коммуникативной компетентности, а также при низком уровне развития игровой деятельности и отсутствии у ребенка игровых мотивов и интереса к игре" [3]
Наиболее благоприятным для решения коррекционных и реабилитационных задач является изображение художественных образов, позволяющих ребенку реализовать все преимущества искусства и творчества. Примитивные же формы изображения, как например каракули, нерасчленненные предметы, низкий потенциал возможностей символизации, не позволяют ребенку в полной мере реализовать задачу и осознать свои чувства и продвинуться в разрешении своей проблемы.
Психолог должен знать и те ограничения, которые существуют в использовании рисунка, как в диагностических, так и в коррекционных целях. Применение рисуночных методов определяется уровнем сформированности символической функции, которая позволяет ребенку преобразовывать изобразительную деятельность в деятельность символического типа. По данным психологов, дети до 5 лет еще только овладевают способами изображения, а символическая функция находится лишь в начале своего развития. Поэтому использование рисуночных тестов является недостаточно эффективным. В работе с детьми до 5 лет должны преобладать игровые методы коррекционной работы, а рисунки - включаться в контекст игровых заданий.
Информация о работе Специфика деятельности психолога с детьми «группы риска»