Специфика консультирования по проблемам готовности ребенка к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:15, реферат

Описание работы

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребёнка. Поэтому понятна та озабоченность, которую проявляют и взрослые, и дети при приближающейся необходимости поступления в школу. Отличительная особенность положения ученика, школьника состоит в том, что его учёба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За неё он несёт ответственность перед учителем, школой семьёй.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 25.98 Кб (Скачать файл)

 

 

Реферат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретический анализ проблемы готовности ребёнка к школе

Понятие готовности ребёнка к школе

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребёнка. Поэтому  понятна та озабоченность, которую  проявляют и взрослые, и дети при  приближающейся необходимости поступления  в школу. Отличительная особенность  положения ученика, школьника состоит  в том, что его учёба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За неё он несёт ответственность  перед учителем, школой семьёй. Жизнь  ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил. Его основным содержанием становится усвоение знаний общих для всех детей.

Главным мерилом, определяющим положение  ребёнка в группе сверстников, становится оценка учителя, успехи в учёбе. Вместе с тем, совместное участие в обязательной деятельности порождает новый тип  взаимоотношений, строящихся на общей  ответственности. Усвоение знаний и  перестройка, изменение самого себя становится единственной учебной целью. Знания и учебные действия усваиваются  не только для настоящего времени, но и для будущего, впрок.

Знания, которые получают дети в  школе, имеют научный характер.

Если раньше начальное  обучение представляло собой подготовительную ступень к систематическому усвоению основ наук, то теперь оно превращается в исходное звено такого усвоения, которое начинается с первого  класса.

Важной стороной психологической  готовности к школе является достаточный  уровень волевого развития ребёнка. У разных детей этот уровень оказывается  различным, но типичной чертой, отличающих шести семилетних детей, является соподчинение мотивов, которое даёт ребёнку возможность  управлять своим поведением и  которое необходимо для того, чтобы  сразу же, придя в первый  класс, включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.

Готовность ребёнка к школе  в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребёнку, в первый класс, необходим известный запас знаний об окружающем мире: о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других сторонах общественной жизни, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», т.е. о моральных нормах поведения. Но важен не столько объём этих знаний, сколько их качество – степень правильности, чёткости и обобщенности, сложившихся в дошкольном детстве представлений.

Ребенок, поступающий в  школу, должен уметь планомерно обследовать  предметы, явления, выделять их разнообразие и свойства. Ему необходимо владеть  достаточно полным, четким и расчлененным восприятием, тюк. Обучение в начальной школе в значительной мере основано на выполняемой под руководством учителя собственной работе детей с различным материалом.

Особенно высокие требования предъявляет  обучение в школе, систематическое  усвоение знаний, к мышлению ребенка. Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное  и различное; он должен научиться  рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. Еще одной стороной психологического развития, определяющей готовность ребенка к школьному  обучению, является развитие его речи – овладение умением связно, последовательно, понятно для окружающих предмет, картинку, событие, передать ход своих  мыслей, объяснить то или иное явление, правило.[6]

Наконец психологическая готовность к школе включает качества личности ребенка, помогающие ему войти в  коллектив класса, найти свое место  в нем, включиться в общую деятельность. Это общественные мотивы поведения, те усвоенные ребенком правила поведения  по отношению к другим людям и  то умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками, которые  формируются в современной деятельности дошкольников.

Особая проблема – адаптация  к школе. Ситуация неопределенности всегда волнует. А перед школой каждый ребенок испытывает чрезвычайное волнение. Он вступает в жизнь в новых  по сравнению с детским садом  условиях. Может случиться и так, что ребенок в младших классах будет подчиняться большинству вопреки собственному желанию. Поэтому надо помочь ребенку в этот трудный для него период жизни обрести самого себя, научить его самого отвечать за свои поступки.

Проблемы изучения личностной и мотивационной готовности ребёнка к школьному обучению

 

Чтобы ребенок успешно  учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным»  занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к  учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение  других детей, сама возможность подняться  на новую возрастную ступень в  глазах младших и сровняться в  положении со старшими. [10]

Исследования психологов показали, что возраст шести семи лет – это период формирования психологических механизмов личности ребенка. Сущность личности человека связана  с эго творческими возможностями, с эго способностью созидать новые  формы общественной жизни, а «творческое  начало в человеке, его потребность  в создании и воображении как  психологическое средство их реализации возникают и начинают развиваться  в дошкольном возрасте благодаря  игровой деятельности».

Часть детей привлекает в  школьной жизни получение знаний. «Люблю писать», «Научусь читать», «Буду  в школе решать задачи» и это  стремление естественно связано  с новыми моментами в развитии старшего дошкольника. Ему уже недостаточно лишь косвенным образом в игре приобщаться к жизни взрослых. А вот быть школьником совсем другое. Это уже осознаваемая ступенька вверх, к взрослости.

Часть детей ссылается  на внешние аксессуары. «Мне купят  красивую форму», «У меня будет новенький  ранец и пенал», «В школе учится мой друг…». Это, однако, не означает, что мотивационно подобные дети к  школе не готовы: решающее значение имеет само положительное отношение к ней, создающее благоприятные условия для последующего формирования более глубокой, собственно учебной мотивации. Возникновению учебной мотивации способствует формирование и развитие любознательности, умственной активности, непосредственно связанных выделением познавательных задач, которые первоначально не выступают для ребенка, как самостоятельные, будучи вплетены в выполнение практической деятельности, к выполнению заданий собственно познавательного характера, направляющих детей на осознанное выполнение умственной работы.[5]

Личностная готовность к  школе включает, и формирование у  детей таких качеств, которые  помогли бы им общаться с одноклассниками  в школе, с учителем. Каждому ребенку  необходимо умение войти в детское  сообщество, действовать совместно  с другими, уступать в одних обстоятельствах  и не уступать в других.[9]

С того момента как в  сознании ребенка представление  о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание – стала внутренней позицией школьника[8]

Определяя личностную готовность ребенка к школе необходимо выявить  специфику развития сферы произвольности. Особенности произвольного поведения  прослеживаются не только при наблюдении за ребенком на индивидуальных и групповых  занятиях, но и помощью специальных  методик.[7]

Достаточно широко известны ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека, который включает, кроме рисования по памяти мужской фигуры, два задания – срисовывание письменных букв и срисовывания группы точек, т.е. работы по образцу. Аналогично этим заданиям методика Н.И. Гуткиной «Домик»: дети срисовывают картинку, изображающую домик, составленный из элементов прописных букв. Так же существуют более простые методические приемы.[4]

Психологическое сопровождение детей на этапе  приёма и адаптации в школе

 

В самом распространенном значении школьная адаптация понимается как  приспособление ребенка к новой  системе социальных условий, новым  отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. ребенок, который вписывается в  школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего  и называют адаптированным.

Адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность  к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.[3]

Адаптированный ребенок - это ребенок, приспособленный, к полноценному развитию своего личностного, интеллектуального  и других потенциалов в данной ему педагогической среде.

Цель психолого-педагогических условий, позволяющих ребенку успешно  функционировать и развиваться  в педагогической среде (школьной системе  отношений).

Остановимся на основных этапах работы с детьми в период адаптации.

Первый этап – поступление ребенка  в школу.

В рамках этого этапа предполагается:

  1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка.
  2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников. Групповая консультация в виде родительского собрания – это способ сообщить родителям некоторую полезную информацию об организации последних месяцев жизни ребенка перед началом школьных занятий. Индивидуальные консультации, прежде всего, проводятся для родителей, чьи дети показали низкие результаты в процессе тестирования и могут испытывать трудности в приспособлении к школе.
  3. Групповая консультация педагогов будущих первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер.
  4. Проведение психолого-педагогического консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является выработка и реализация определенного подхода к комплектованию классов.

Второй этап – первичная адаптация  детей в школе.

Без преувеличения его можно  назвать самым взрослым для детей  и самым ответственным для  взрослых.

Третий этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими  трудности в школьной адаптации

Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия  первого класса и предполагает следующее:

  1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление группы школьников, испытывающих трудности в школьном обучении, общении с педагогами и сверстниками, самочувствии.
  2. Групповое и индивидуальное консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.
  3. Консультирование и просвещение педагогов по вопросам данного возраста в целом.
  4. Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики.
  5. Организация групповой психокоррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении.
  6. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной в течение полугодия и года в целом работы.

Выделим основные направления работы:

  • Психолого-педагогическая диагностика;
  • Просвещение и консультирование родителей;
  • Консультирование и просвещение педагогов по вопросам комплектования класса и обучение отдельных учеников.

Диагностика выявит уровень готовности ребенка к усвоению новой роли и выполнению требований учебной  деятельности, а так же его индивидуальные особенности, без учета которых не возможно построить процесс его успешного обучения и развития.[1]

Психологически развивающая работа на этапе первичной адаптации.

Цель развивающей деятельности на данном этапе – создание социально-психологических  условий для успешной адаптации  первоклассников в ситуации школьного  обучения.

Достижение этой цели возможно в  процессе реализации следующих задач:

  • Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе. Комплекс этих умений входит в понятие психологической готовности к школе;
  • Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами;
  • Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я - концепции» детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

Могут быть предложены следующие принципы комплектования таких мини – объединений:

  1. В каждую группу включаются дети с различным уровнем готовности к школе, с акцентуацией различных проблем, с тем, чтобы дети помогали друг другу в приобретении новых психологических навыков.
  2. При отборе детей в группу надо по возможности уравнивать число мальчиков и девочек.
  3. На первых этапах работы необходимо учитывать личные взаимоотношения детей и подбирать их в группы на основе взаимных симпатий.

По мере работы групп их состав, по усмотрению психолога, может изменяться, с тем, чтобы социальный опыт, получаемый детьми, был более разносторонним. Начало развивающей работы с первоклассниками на этапе адаптации приходится ориентировочно на конец октября - начало ноября. Цикл должен включать в себя не менее 20-ти занятий. Частота групповых встреч зависит от того, на каком этапе работы она находится. Так в начале она должна быть довольно высокая 3-4 раза в неделю. Приблизительная длительность каждого занятия 35-50 минут, в зависимости от состояния детей, сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы.

Информация о работе Специфика консультирования по проблемам готовности ребенка к школе