Специфика материнских и отцовских функций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 14:19, реферат

Описание работы

Цель: заключается в исследовании роли отца и матери в воспитании ребенка.
Задачи: 1. Анализ теоретических предпосылок изучения влияния отцовства на развитие личности ребенка
2. Анализ теоретических предпосылок изучения влияния материнства на развитие личности ребенка
3. Написать заключение о результатах работы

Файлы: 1 файл

Специфика материнских и отцовских функций.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования 
«Московский государственный педагогический университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Специфика материнских и отцовских функций».

 

 

 

 

                      Выполнил: студент

4 курса, 7 группы

Смирнова Елена

Преподаватель: Елена Геннадьевна

Уманская

 

 

 

 

Москва 2014

 

Актуальность

Социальные  изменения в современном обществе, связанные с ломкой традиционной системы половой стратификации, приводят к изменению гендерных  ролей, в том числе и родительских. Проблемы семьи, вопросы семейного воспитания, влияния семьи на развитие личности ребенка становятся все более актуальными. В настоящее время существует большое количество исследований роли матери, влияния материнства на развитие личности женщины и ребенка. Роль отца в развитии ребенка, его воспитании и социализации мало изучена, хотя этот вопрос актуален и практически значим при подготовке в области семейной психологии, а также при составлении программ психологического сопровождения семьи.

 

Цель: заключается в исследовании роли отца и матери в воспитании ребенка.

Задачи: 1. Анализ теоретических предпосылок изучения влияния отцовства на развитие личности ребенка

2. Анализ теоретических предпосылок изучения влияния материнства на развитие личности ребенка

3. Написать заключение о результатах работы

Методологической основой теоретического исследования являются:

Изучении взаимоотношений матери и ребенка (М. Кляйн, ДЖ. Боулби), теоретически обозначенные З. Фрейдом, К.Г. Юнгом, Ш. Бартом, С. Матейчиком аспекты влияния отцовства на развитие личности ребенка.

 

 

1.1. Исследование  влияния родителей на формирование  личности ребенка

Одна из наиболее важных и оригинальных для психологии идей Л.С. Выготского заключается в  том, что источник психического развития находится не внутри ребенка, а в его отношениях со взрослым. Согласно позиции Л.С. Выготского, социальный мир и окружающие взрослые не противостоят ребенку и не перестраивают его природу, но являются органически необходимым условием его человеческого развития. Ребенок не может жить и развиваться вне общества, он изначально включен в общественные отношения, и чем младше ребенок, тем более социальным существом он является.

 

Существует  два подхода к изучению родительства в зависимости от того, кто считается отправной точкой изучения, - ребенок или родитель. Первый подход, наиболее распространенный, анализирует родительство применительно к развитию ребенка, во втором рассматривается выполнение родительской роли через призму личности родителя, здесь исследуется самореализация личности в родительстве и другие личностные характеристики, так или иначе изменяющиеся с появлением ребенка.

 

Анализ различных  исследований позволяет вычленить  два взгляда на формирование личности сквозь призму детско-родительского взаимодействия:

 

Во-первых, те или  иные личностные особенности можно  рассматривать как результат  усвоения демонстрируемых родителями образцов поведения. Особая роль при  описании данного аспекта принадлежит  явлению идентификации.

 

Во-вторых, –  как результат воздействия со стороны родителей, определяемый характером их стиля воспитания. Т.е. особенности воспитания создают условия, благоприятствующие или же препятствующие формированию адекватной положительной самооценки.

 

При определении  роли родителей в формировании личности ребенка особое внимание уделяется стилям воспитания. При этом авторы не разделяют влияния отца и матери. Поэтому данное направление исследований можно рассматривать и при объяснении роли отца и при объяснении роли матери в воспитании ребенка.

 

Традиция изучения стилей родительского поведения (воспитания) сложилась уже давно. В настоящее  время различные авторы, занимающиеся проблемами воспитания в семье, выделяют некоторые общие типы и стили  воспитания и взаимодействия между  родителями и детьми, характерные для ряда семей. И в зависимости от основания приводят различные классификации типов детско-родительского взаимодействия.

 

Так, например, Спиваковская А.С. представляет трехчленную модель факторов воспитания. Она выделяет три спектра отношений, составляющих любовь родителей к своему ребенку: симпатия- антипатия, уважение-пренебрежение, близость-дальность. Сочетание этих аспектов отношений позволяет описать восемь типов родительской любви: действенная любовь (симпатия, уважение, близость); отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком); действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения); любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция); отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция); презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция); преследование (антипатия, уважение, близость); отказ (антипатия, уважение и большая межличностная дистанция).

 

Несмотря на такое многообразие классификаций стилей воспитания в семьи наиболее изученной до сих пор является классическая – в рамках которой выделяют авторитарный, либеральный, авторитетный и индифферентный стили. При описании данных стилей Крайг говорит о различном соотношении степени контроля и душевной теплоты. Именно изучению этих стилей посвящено множество отечественных и зарубежных исследований. Последние, в частности, позволяют сделать выводы о влиянии стиля родительского воспитания на формирование самооценки дошкольника.

 

Так, авторитарный стиль воспитания, подразумевающий  подчинение поведения как самих  родителей, так и детей жестким  правилам и нормам, безаппеляционность в суждениях и отсутствие готовности принять (в требованиях и наказании) ребенка, приводит к появлению у ребенка уверенности в том, что его не принимают, не одобряют. А это, в конечном счете, приводит к убеждению в своей малоценности и ненужности. Для детей авторитарных родителей характерны болезненная стеснительность и социальная пассивность, т.к. они боятся неудач, критики, наказания. Таким детям не достает спонтанности, жизнерадостности, прочной уверенности в себе и эмпатии, их характеризует низкая самооценка.

 

Другой крайностью в воспитании детей является поведение  либеральных родителей, которые  не ограничивают и не направляют деятельность ребенка, предоставляя его самому себе. Это может привести к повышенной тревожности, сомнению в собственной ценности, низкому уровню успешности. Кроме того, ребенок может бессознательно искать недостающего ему контроля и, во многом благодаря этому, достаточно легко попадать под влияние сомнительных авторитетов.

 

Индифферентный  стиль родительского поведения  характеризуется отсутствием интереса к выполнению родительских функций  и собственно детям. При этом у  родителей складывается отвергающая позиция по отношению к ребенку, что, в конечном счете, приводит к формированию низкой самооценки.

 

Помимо описанных  выше, выделяется еще и авторитетный стиль поведения родителей. Он обладает оптимальным сочетанием степеней контроля и душевной теплоты. Дети таких родителей превосходно адаптированы: уверены в себе, обладают развитием самоконтролем и эффективными социальными навыками. Также этих детей отличает высокая самооценка, в свою очередь высокая самооценка обеспечивает хорошее владение техникой социальных контактов, позволяет индивиду показывать свою ценность.

 

Итак, можно констатировать, что первые три стиля родительского  поведения (авторитарный, либеральный, индифферентный) являются неблагополучным  для ребенка сочетанием степени контроля и степени теплоты. В то время как авторитетный стиль поведения родителей соответствует адекватной ситуации воспитания ребенка и способствует формированию у него адаптивного поведения в будущем, основанного на положительной самооценке.

 

Помимо опосредованного влияния стилей родительского поведения (через создание условий для формирования тех или иных личностных особенностей), существует и более прямое влияние родителей на формирование личности ребенка. Основным механизмом при этом является подражание, которое вытекает из процесса идентификации ребенка с родителями.

 

Поведение родителей, их установка  важны для развития ребенка, т.к. искажения развития встречаются  не только у лиц, в раннем детстве  разлученных с матерью или  отцом, но также и у тех, кто испытал влияние неправильных родительских установок.

 

Сфера общения ребенка  с родителями напрямую определяет отношение  ребенка к себе. В работе Е.Т. Соколовой указана главная причина формирования низкой самооценки дошкольника – неразвитость отношений привязанности между матерью и ребенком, которое в дальнейшем преобразуется в стабильное отвержение личности собственного «Я». Дети с заниженной самооценкой переживают чувство неполноценности, как правило, они не реализуют своих потенций. Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность: психическое перенапряжение, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости.

Выводы.

Таким образом, в психолого-педагогической литературе можно обнаружить многочисленные доказательства влияния детско-родительских отношений на воспитание ребенка. Однако в этих исследованиях либо не разделяется роль отца и матери, либо выделяется только влияние со стороны матери на развитие ребенка. Такое негармоничное изучение детско-родительских отношений является неудовлетворительным и требует выделения той специфической роли, которую играет в воспитании ребенка отец или мать. Решить данную задачу можно благодаря сравнению роли отца и матери в воспитании ребенка.

 

1.2. Отличия  роли отца и матери в воспитании  ребенка

Различия в отношении  к детям со стороны отца и матери привлекали внимание многих исследователей. Э. Фромм анализируя различные формы  любви, говорит о различиях материнской  и отцовской любви. С точки зрения этого автора отцовская любовь по сравнению с материнской – любовь «требовательная», условная, которую ребенок должен заслужить. Отцовская любовь не является врожденной, а формируется, на протяжении первых лет жизни ребенка. Для того, чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений, успешности. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение. В ребенке для отца воплощена возможность продолжения рода, поскольку в соответствии с традиционными нормами мужчина должен воспитать наследника как продолжателя рода, хранителя традиций и родовой памяти. Таким образом, отец выполняет функцию социального контроля и является носителем требований, дисциплины и санкций. Любовь матери в противовес отцовской является безусловной.

 

Согласно представлениям А.Адлера роль отца в воспитании заключается  в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ребенку путь к человеческому обществу. Отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, их профессиональной ориентации.

 

Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская  же забота побуждает к отдаче. И  то и другое необходимо для развития личности.

 

Важным в  анализе различий влияния отцов  и матерей на развитие ребенка  становится изучение особенностей взаимодействия отцов с детьми разного возраста.

 

В литературе часто  указывается на пагубное влияние  социальной депривации ребенка в  период младенчества. При этом традиционно отмечается, что ребенку необходимо общение с матерью, отец же упоминается только в случае, когда он выступает в роли лица, заменяющего мать.

 

Однако, в настоящее  время психологами хорошо изучены  ситуации патернальной депривации, где  отец хотя и присутствует физически, но в воспитательном или стимулирующем развитие ребенка отношении либо бездействует, либо действует искаженно. В таких семьях обычно наблюдается инверсия ролей, строгий авторитет здесь чаще представляет мать. В результате доминирования матери и отчуждении отца нарушается положительная идентификация ребенка с родительскими моделями. Возникает опасность трансляции искаженной модели отцовства в последующие поколения.

 

Проблема установления контактов младенца с отцом, начиная  с первых дней жизни, хорошо изучена зарубежными психологами. В исследовании Маргарет Родхолм отцы получали возможность контактировать с детьми, рожденными с помощью кесарева сечения, примерно в течение 15 минут, при этом им предлагали держать ребенка на руках, разговаривать с ним, поглаживать головку, ручки и ножки новорожденного. Также как и для матерей, ранний контакт с ребенком отцов повлиял на последующее взаимодействие: такие отцы были более активны, проявляли больше понимания потребностей детей, испытывали больше положительных эмоций в контактах с детьми.

 

Отцы, присутствовавшие при родах, говорят, что они практически  сразу привязывались к ребенку, переживали эмоциональный подъем, гордость, росли в собственных глазах. В  ряде исследования было установлено, что эти отцы гораздо больше привязываются к своим детям, больше заботятся о нем, чем те, кто увидел ребенка впервые только через несколько дней после рождения. Присутствие на родах, совместные переживания укрепляют также их привязанность к жене, укрепляют чувство общности между мужем и женой, которая нередко ослабевает, когда центром интересов матери становится новорожденный.

Информация о работе Специфика материнских и отцовских функций