Специфика материнских и отцовских функций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 14:19, реферат

Описание работы

Цель: заключается в исследовании роли отца и матери в воспитании ребенка.
Задачи: 1. Анализ теоретических предпосылок изучения влияния отцовства на развитие личности ребенка
2. Анализ теоретических предпосылок изучения влияния материнства на развитие личности ребенка
3. Написать заключение о результатах работы

Файлы: 1 файл

Специфика материнских и отцовских функций.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

 

По результатам  психологических исследований младенцы, чьи отцы ухаживали за ними начиная  с первых дней жизни, показывают более  высокий уровень умственного и физического развития, вырастают более эмоционально отзывчивыми. Между супругами возникает меньше трений, у них отмечается единство целей и согласие в принятии решений по вопросам воспитания ребенка.

 

Изучение взаимодействия отцов с детьми-младенцами позволило установить, что отношение к младенцам отцов, стремящихся принять активное участие в заботе о ребенке, отличается от отношения матерей. Отцы преимущественно играют с ребенком, тогда как матери обычно пеленают, купают и кормят его. Даже ухаживая за ребенком, отцы предпочитают делать это в игровой манере.

 

При этом отцы играют с детьми иначе, чем матери. Отцы больше склонны к энергичным играм, направленным в первую очередь на физическое развитие ребенка: они подбрасывают малышей, двигают их руками и ногами, играют в игру «по кочкам, по кочкам», качают на ноге, кружат, катают на спине. Матери же обращаются с малышами более осторожно, нежно разговаривают, поглаживают, бережно носят на руках. Интересно, что с самого раннего возраста младенцы, при виде отца тянутся к нему и поднимают брови, ожидая, что «раз папа здесь, будем играть». В ходе одного эксперимента малышам предоставлялась возможность выбора партнера по играм, и они, как правило предпочитали отцов. Предполагается, что это предпочтение можно объяснить большей подвижностью игр с отцами.

 

Игры матери и отца с ребенком имеют различные  функции. Игры с отцом, в отличие  от игр матери, которая ухаживает  за ребенком и дает ему чувство  безопасности и тепла, способствуют развитию моторики ребенка, освоению окружающего пространства, собственного тела, что является важным условием интеллектуального развития ребенка.

 

Отцы, у которых  установились сильные эмоциональные  связи с детьми в младенческом возрасте, в дальнейшем оказываются  более чуткими к изменяющимся потребностям и интересам своих взрослеющих детей. В целом такие отцы имеют большее влияние на своего ребенка. Дети больше прислушиваются к ним, ориентируются на их мнение, сыновья хотят походить на отцов, с которыми у них теплые, разносторонние взаимоотношения.

 

При сравнении  материнского и отцовского стилей воспитания было показано, что авторитарность отца оказывает на умственные характеристики детей положительное влияние, тогда как авторитарность матери – отрицательное.

 

Таким образом, влияние со стороны отца отличается от влияния со стороны матери. Это связано с теми социально-культурными ролями, которые принадлежат матери и отцу в воспитании ребенка.

 

Исторически формирование института отцовства связывают  с возникновением частной собственности, когда появляется естественная необходимость ее наследования одним из сыновей. Так, обществом за мужчиной хранителем традиций закрепляется функция обеспечения женщин и детей. Поскольку родительское поведение мужчины является по своей сути социальным, оно зависит от обучения и без соответствующих социальных условий может легко исчезнуть, в отличие от роли матери, основанной на материнском инстинкте. Кроме того, психологическое содержание отцовской роли во многом зависит от опыта собственной социализации мужчины в родительской семье, того какую модель отцовства демонстрировал в семье отец.

 

Наиболее распространенной моделью отцовства до недавнего  времени была традиционная модель. В этой модели отец – кормилец, персонификация власти и высший дисциплинирующая инстанция, пример для подражания и непосредственный наставник во вне семейной общественной жизни. Отцовская роль включала в себя ответственность за воспитание, прежде всего, сына. В традиционном обществе труд отцов был всегда на виду, что являлось базой для отцовского авторитета. Отец был главой семьи, человеком, который принимает важные решения, советует, руководит, потому что из членов семьи он наиболее умелый, опытный, сведущий. Данная модель отцовства в той или иной форме до сих пор встречается в обществах, где сохраняются традиционные виды хозяйственной деятельности.

 

В последнее  время в публицистике и средствах  массовой информации все чаще дискутируются  вопросы, связанные с традиционным и современным пониманием роли отца, возникают мифы о «крахе семьи», «утрате отцовского авторитета», «доминировании матери в воспитании детей». Для того, чтобы понять особенности нынешних отцов, следует рассмотреть изменения, происходящие с семьей в культуре и обществе.

 

Изменения, связанные  с семьей, наметились, начиная с 60-х годов, когда резко возросла трудовая и профессиональная занятость женщин. Это привело к изменению их жизненных стратегий, и положения в семье. Если раньше женщина социально и экономически зависела от мужа – главы и кормильца семьи, то теперь во многих семьях эту роль ответственности за материальное обеспечение семьи берут на себя женщины, конкурирующие с мужчинами на производстве и в профессиональной карьере. При этом женщины все больше времени проводят вне семьи, а перед супругами возникает вопрос распределения не только домашних обязанностей, но и воспитательных функций.

Выводы

В наши дни любовь отца к ребенку чаще всего выражается в покупке дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной  игрушки ребенку нужны отцовское  внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов, дел, увлечений, досуга. Папа не просто кормилец, но человек, открывающий ребенку мир, помогающий ему расти умелым, уверенным в себе.

В свою очередь  отношения с матерью у ребенка  более близкие, так как именно мать уделяет в наше время, больше внимания ребенку, принимает более активное участие в его жизни.

 

Общие выводы

 

Согласно культурно-исторической теории развития Л.С. Выготского развитие личности ребенка опосредованно  его отношениями со взрослыми. Формирование высших психических функций происходит только в рамках совместной деятельности ребенка и взрослого. При этом большая роль в формировании личности ребенка принадлежит более ранним этапам онтогенеза. А в ранние периоды развития родители выступают в качестве тех взрослых, отношение с которыми является первостепенным в воспитании ребенка.

 

В современной  психологической литературе уделяется  много внимания анализу особенностей взаимоотношений ребенка с родителями. При этом различные исследователи  либо не делают различий между детско-материнскими и детско-отцовскими отношениями, либо указывают на большую роль матери в воспитании детей раннего возраста.

Сравнение воспитательных воздействий со стороны отца и  со стороны матери позволяют выделить особенности отцовского воспитания. Влияние со стороны отца отличается от влияния со стороны матери. Это связано с теми социально-культурными ролями, которые принадлежат матери и отцу в воспитании ребенка. Любовь отца к ребенку имеет отличное от материнской любви назначение и проявления. Игра отца с ребенком отличается от игры матери с ребенком.

 

Таким образом, современные представления о  различиях в воспитательных воздействиях матери и отца, позволяют говорить о специфики влияния отца на ребенка.

 

Однако, особенности  отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами как доступность для ребенка, включенность в совместную деятельность с ребенком, ответственность за материальное обеспечение и организацию образовательно-воспитательной сферы ребенка. Сравнение «включенных отцов» и «включенных матерей», т.е. активно участвующих в воспитании позволило сделать вывод о том, что такие отцы успешнее влияют на развитие ребенка, чем матери.

 

Особую роль отцов в воспитании детей связывают  с процессами идентификации. К важным качествам отцов, влияющих на развитие ребенка относят: излишняя строгость, импульсивность, мнительность и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1982. – 368с.

3. Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов // Вопросы психологии

4. Борисенко Ю.В., А.Г. Портнова. Проблема отцовства в современном обществе // Вопросы психологии

5. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль,1987.- 148с.

6. Спиваковская А.С. Как быть родителями. М.: Педагогика родителям,

7. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.

8. Фромм Э. Искусство любви. Исследование природы любви. М.: Педагогика, 1990.

9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности

10. Донцов А. И., Полозова Т. А. Проблема конфликта в западной социальной психологии

11. Авдеева Н. Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве // Дошкольное воспитание

12. Борисенко Ю.В. Психология отцовства // Журнал практической психологии.

13. Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов // Вопросы психологии.

14. Борисенко Ю.В., А.Г. Портнова. Проблема отцовства в современном обществе


Информация о работе Специфика материнских и отцовских функций