Специфика мотивационно-ценностной структуры суверенной личности в период ранней юности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 20:08, реферат

Описание работы

Цель данной курсовой работы – выявить специфику мотивационно-ценностной структуры суверенной личности в период ранней юности.
Для реализации цели исследования необходимо решить ряд задач:
1.Определить понятие мотивационно-ценностной структуры личности;
2.Охарактеризовать феноменологию и особенности развития суверенной личности;
3.Охарактеризовать специфику личностных конструктов суверенной личности;
4.Описать мотивационно-ценностную структуру суверенной личности в период ранней юности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы специфики мотивационно-ценностной структуры суверенной личности в период ранней юности………..5
1.1 Понятие мотивационно-ценностной структуры личности…….5
1.2 Феноменология и особенности развития суверенной личности……………………………………………………………….10
1.3 Особенности мотивационно-ценностной структуры суверенной личности в период ранней юности…………………………………...14

Файлы: 1 файл

валя.docx

— 49.60 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

  1. Теоретические основы специфики мотивационно-ценностной структуры суверенной личности в период ранней юности………..5

1.1 Понятие мотивационно-ценностной  структуры личности…….5

1.2  Феноменология и особенности развития суверенной личности……………………………………………………………….10

1.3 Особенности мотивационно-ценностной структуры суверенной личности в период ранней юности…………………………………...14

 

Введение

 

Основные составляющие внутреннего  мира индивида – это устойчивые ценности и ценностные ориентации, вытекающие из его уникального личностного опыта и потому присущие только ему. Наряду с потребностями они являются важными мотивационными факторами и источниками поведения. Ценностные ориентации и потребности образуют фундамент внутреннего мира человека. Они выступают важнейшим источником его целеобразования, активизатором мотивационной сферы личности, фактором, обусловливающим определенную направленность познавательной и деятельности и поведения личности.

Проблема мотивационно-ценностной сферы личности в психологии в  том или ином аспекте затрагивается представителями различных зарубежных школ и направлений: психоанализа (З. Фрейд, К. Юнг), когнитивной психологии (К. Левин, Ж. Нюттен, Э. Толмен, Д. Келли, Х. Хекхаузен), индивидуальной психологии (А. Адлер), гуманистической психологии (Д. Ройс, А. Пауэлл, К. Роджерс, Ф. Феникс), экзистенциальной психологии (В. Франкл, Э. Фромм, Д. Бьюдженталь, С. Мадди). В отечественной психологической науке различные аспекты проблемы мотивационно-ценностной сферы личности отражены в работах Б.Г. Ананьева, Б.С. Братуся, А.А. Бодалева, А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, К. Муздыбаева и др. Но вместе с тем, слабо изучены особенности мотивационно-ценностной структуры суверенной личности в период ранней юности. Отсюда тема исследования является весьма актуальной.

Объект исследования - мотивационно-ценностная структура суверенной личности.

Предмет исследования –  особенности мотивационно-ценностной структуры суверенной личности в  период ранней юности.

Цель данной курсовой работы – выявить специфику мотивационно-ценностной структуры суверенной личности в период ранней юности.

Для реализации цели исследования необходимо решить ряд задач:

  1. Определить понятие мотивационно-ценностной структуры личности;
  2. Охарактеризовать феноменологию и особенности развития суверенной личности;
  3. Охарактеризовать специфику личностных конструктов суверенной личности;
  4. Описать мотивационно-ценностную структуру суверенной личности в период ранней юности.

 

 

  1. Теоретические основы специфики мотивационно-ценностной структуры суверенной личности в период ранней юности

1.1 Понятие мотивационно-ценностной  структуры личности

     

Мотив - это некое внутреннее побуждение, существующее само по себе, ещё до того, как человек столкнулся с какой-то ситуацией, оказался в каких-то условиях. Условия определяют лишь вариант его проявления.

Мотивация (от лат. movere) - побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Впервые термин «мотивация» употребил в своей статье А. Шопенгауэр. Сегодня этот термин понимается разными учеными по-своему. Например, мотивация по В.К. Вилюнасу - это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. А К. К. Платонов считает, что мотивация, как явление психическое есть совокупность мотивов [13, с. 118].

Термин «мотивация» имеет два взаимосвязанных, но несколько различных значения: общее (широкое) и специальное (узкое). В общем, широком значении мотивация обозначает самостоятельную, сравнительно новую область научных, психологических исследований, имеющих дело с психологическим объяснением поведения человека и животных, с выявлением его истоков, факторов, определяющих целенаправленность и активность поведения. Специальное, узкое значение термина «мотивация» относится к причинам и факторам, управляющим поведением отдельно взятого человека, то есть к тому, что инициирует, направляет и поддерживает поведение данного человека в данной ситуации на определенном уровне активности. Строго говоря, широкая трактовка этого термина предполагает включение в число мотивационных факторов всех без исключения психологических особенностей человека, так как они в той или иной степени участвуют в регуляции и управлении его поведением.

Существуют виды мотивации. Внешняя мотивация - мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. Внутренняя мотивация - мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Мотивация, основанная на положительных  стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления, неустойчивой – соответственно называется мотивация, требующая дополнительного подкрепления.

Система ценностей человека занимает важное место в структуре  личности. Ценности являются одним  из источников мотивации поведения. Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями отсутствует. Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, на других людей, отношение к себе самой, основу мировоззрения, ядро мотивации и философию жизни. Ценностные ориентации – способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной).

Немов Р.С. рассматривает ценностные ориентации как то, что человек особенно ценит в жизни, то, чему он придает особый, положительный жизненный смысл [9, с. 98]. Е.С. Волков определял ценностные ориентации как сознательный регулятор социального поведения личности. Он говорил, что ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности [4, с. 45].

Ценностные ориентации формируются  на основе высших социальных потребностей, и их реализация происходит в общесоциальных, социально-классовых условиях деятельности. Они являются составными элементами сознания, частью его структуры. В связи с этим они подчиняются принципу единства сознания и сознания и деятельности, сформированному С.А. Рубинштейном [6, с. 118].

Ценности охватывают жизнь  человека и человечества в целом  во всех их проявлениях и сторонах, в том числе познавательную сферу  человека, его поведение и эмоционально-чувственную  сферу.

Осознавая собственные ценностные ориентации, свое место в мире, человек  размышляет над смыслом и целью  своей жизнедеятельности. Общечеловеческие ценности, свобода, совесть, счастье  характеризуют итоговые представления  человека о достойной жизни. Персональная иерархия ценностей невоспроизводима и строго индивидуальна. Комбинация сочетания взаимоотношений и  взаимосвязей ценностных выборов бесконечна. Прослеживание социального развития личности производится через динамику его конкретных и частных отношений  к общечеловеческим ценностям, аккумулирующим в себе достижения культуры. Условно, когда говорят о ценностях, подразумевают культурологические ценности, выработанные человечеством за историю его существования и вознесения на гребень современной культуры.

Каждому человеку присуща  индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, которые служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивида.

Ценностные ориентации классифицируются на:

- идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней;

- способ дифференциации объектов индивидом по их значимости. Ценностные ориентации формируются в процессе усвоения социального опыта.

Они проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и  др. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону  направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему  миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации  жизненной активности, основу жизненной  концепции. 
М. Рокич различал два класса ценностей:

- терминальные – это ценности-цели, т.е. то, к чему человек стремится. К терминальным, например, относятся такие ценности, как «здоровье», «интересная работа», «материально обеспеченная жизнь», «общественное признание», «развлечения», «счастливая семейная жизнь» и др.

- инструментальные – это ценности-средства, т.е. предпочтительный образ жизни или способ действия в какой-либо ситуации. К инструментальным относятся такие ценности, как «воспитанность», «высокие запросы», «жизнерадостность», «образованность», «ответственность», «терпимость» и др. [12, с. 101].

В ценностных ориентациях как психологическом механизме можно выделить три аспекта: субъективный, интернациональный и объективный. К субъективному аспекту можно отнести приобретение жизненного опыта во всех сферах жизни, самоанализ и рефлексию, удовлетворение собой, духовное развитие, самопознание, воспоминания и грезы. Интернациональный аспект ценностных ориентаций – это все ценное, что есть для человека в самом процессе взаимодействия с окружающими людьми и предметами. Например, значимость хороших отношений, жизненный комфорт и хорошая обстановка, сочувствие и сопереживание другим, взаимопомощь и взаимопонимание, дружба и добрые, сердечные отношения, интересные и творческие люди. В объективный аспект ценностных ориентаций включаются: достижение материальных благ и ценных вещей, быт, социальные блага, привилегии, слава и почет, одежда, машина, культурное окружение. Но, более всего объективный аспект ценностных ориентаций характеризуют общекультурные ценности, экзистенциональные ценности, цель и смысл жизни человека. Сюда же можно отнести эстетические и религиозные ценности, т.е. все то, что дается человеку миром, и о чем он догадывается, только достигнув определенного уровня самосознания, рефлексии.

Субъективный, объективный и интернациональный аспекты ценностных ориентаций пронизывают три уровня регуляции личностного поведения. На самом высоком уровне (по степени обобщенности и времени) - детерминации, регуляции жизнедеятельности человека определяющую роль играют общечеловеческие и экзистенциональные ценности. Это находит выражение в ориентации на: определенный жизненный путь, творческую активность, радость жизни, понимание «добра и зла», идеалы модели желаемого будущего и, конечно, в осознании цели и смысла бытия. Так, подростки могут считать для себя самим важным стать эрудированными, образованными и культурными людьми. Когда же они переходят в старшие классы, то эти ценности чаще всего включают нравственный аспект, т.е. быть не просто культурным, а еще отзывчивым, доброжелательно относиться к людям [3, с. 41].

 

 

   1.2  Феноменология и особенности развития суверенной личности

 

Для более глубокого понимания  особенностей феноменологии суверенной личности необходимо изучить сущность феноменологического направления  теории личности. Феноменологическое направление теории личности подчеркивает идею о том, что поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности, что именно внутренняя система отсчета человека - или субъективная способность постигать действительность - играет ключевую роль в определении внешнего поведения человека. Феноменологическое направление отрицает идею о том, что окружающий мир есть нечто, что реально существует само по себе как неизменная действительность для всех. Утверждается, что материальная или объективная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент времени. Этот тезис является краеугольным камнем феноменологического подхода к личности.

Другой важный тезис, характеризующий  феноменологическое направление в психологии, - идея о том, что люди способны определять свою судьбу. Действительно, феноменологи полагают, что люди свободны в решении, какой должна быть их жизнь в контексте врожденных способностей и ограничений. Убеждение в том, что самоопределение является существенной частью природы человека, приводит, в свою очередь, к заключению, что люди, в конечном счете, ответственны за то, что они собой представляют. Некоторые люди стремятся жить так, как будто не воспринимают себя в качестве основного контролирующего фактора своей жизни. В соответствии с феноменологической позицией, так происходит только потому, что эти люди потеряли из виду свободу самоопределения, которая заложена в их природе [8, с. 10].

Информация о работе Специфика мотивационно-ценностной структуры суверенной личности в период ранней юности