Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 20:08, реферат
Цель данной курсовой работы – выявить специфику мотивационно-ценностной структуры суверенной личности в период ранней юности.
Для реализации цели исследования необходимо решить ряд задач:
1.Определить понятие мотивационно-ценностной структуры личности;
2.Охарактеризовать феноменологию и особенности развития суверенной личности;
3.Охарактеризовать специфику личностных конструктов суверенной личности;
4.Описать мотивационно-ценностную структуру суверенной личности в период ранней юности.
Введение…………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы специфики мотивационно-ценностной структуры суверенной личности в период ранней юности………..5
1.1 Понятие мотивационно-ценностной структуры личности…….5
1.2 Феноменология и особенности развития суверенной личности……………………………………………………………….10
1.3 Особенности мотивационно-ценностной структуры суверенной личности в период ранней юности…………………………………...14
Последний тезис, характеризующий феноменологический подход к личности, заключается в том, что люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству. В частности, предполагается, что люди естественно и неизбежно движутся в направлении большей дифференциации, автономности и зрелости. Концепция роста, сконцентрированная на процессе реализации внутренних возможностей и личностного потенциала человека, четко отражает позитивный и оптимистичный взгляд на человечество.
Психологическая суверенность
зависит от объективно-средовых условий
жизни человека; восходит к инстинкту
территориальности и служит социальной
формой реализации биологических программ;
поддерживается разными формами
активности субъекта и потому связана
с индивидуально-личностными
Феномен психологической суверенности личности получил свою операционализацию в самостоятельной концепции, согласно которой психологическая (личностная) суверенность определяется как способность человека контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство, в основе которой - обобщенный опыт успешного автономного поведения.
Можно заключить, что суверенные личности:
- имеют высокие показатели по социально – психологической адаптированности в окружающей их действительности, прекрасно ориентируются в происходящих событиях.
- ориентированы на настоящее, переживают настоящий момент своей жизни во всей его полноте; ощущают неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видят свою жизнь целостной; депривированные ориентированы лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) имеют дискретное восприятие своего жизненного пути.
- имеют высокий уровень субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями, считают, что большинство важных событий в их жизни является результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом.
- независимы в своих поступках, стремятся руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками; свободны в выборе, не подвержены внешнему влиянию (изнутри направляемая личность); депривированные зависимы, несамостоятельны (извне направляемая личность), имеют внешний локус контроль.
- способны к быстрому установлению глубоких и тесных эмоциально-насыщенных контактов с людьми, к субъект-субъектному общению;
- стремятся к доминированию и ощущают эмоциональную комфортность в любых ситуациях; ценят свои достоинства, положительные свойства характера, уважают себя за них, принимают себя такими, какие они есть [14, с. 89].
С. К. Нартова-Бочавер определяет и эмпирически обосновывает следующую последовательность развития суверенности личности: телесность возникает в младенчестве, личная территория и вещи – на протяжении раннего и дошкольного детства, временные привычки – с дошкольного по младший школьный возраст. Социальные связи начинают формироваться в дошкольном возрасте, вкусы и ценности – тогда же, но становятся регулятором поведения в подростковом возрасте. Отсюда следует, что хотя развитие суверенности и уточнение границ и происходит в течение всей жизни человека, особенно интенсивно эти процессы протекают в дошкольном и подростковом возрасте. Очевидно, возраст 16−17 лет, часто называемый как старший подростковый возраст (старший школьный, юношеский), характеризуется завершением процессов формирования психологической суверенности [8, с. 87].
Суверенность как форма субъектности развивается в ходе жизненного пути, изменяя способы реализации (формы активности) и средовые объекты, но всегда подразумевая наличие альтернативы действию. В.Э. Чудновский в своих исследованиях показал, что в процессе жизненного пути вклад биографических событий, связанных с собственной активностью человека, неуклонно растет. Становление ядра субъективности выражается в постепенном изменении соотношения между внешним и внутренним: от преимущественной направленности «внешнее через внутреннее» ко все большему доминированию тенденции «внутренне через внешнее», т.е. личность укрепляется в своей автономии [16, с. 154].
В начале жизни формы поддержания суверенности не могут быть осознанными, хотя способность различать «Я» и «не-Я» и давать обратную связь на телесном языке присутствует всегда. В дружественной среде ребенок получает суверенность «авансом» и учится заявлять о потребностях, в условиях депривации приобретает опыт безнадежности. Следовательно, формируемые близкими взрослыми прочные границы психологического пространства позволяют ребенку относиться к себе как к субъекту и в дальнейшем самостоятельно стремиться к обретению суверенности [7, с. 811].
Задача овладения адекватным возрастной стадии измерением психологического пространства неизбежна, т.к. зрелый человек должен контролировать свое тело, иметь личную территорию и вещи, знать и поддерживать привычки, иметь группу социализации, обладать вкусами и ценностями. Если суверенность по некоторому измерению не достигается, уточнение ее границ продолжается на следующей стадии, выражаясь либо в разных формах внедрения в психологические пространства других людей, либо в неспособности удерживать собственные границы. Возможно и компенсаторное символическое замещение одного измерения другим, более сильным для более полного повышения общей суверенности личности.
Развитие суверенности проходит в два этапа:
- этап приватизации (человек
заявляет свои права на
- этап персонализации (человек
начинает обживать это
Можно сказать, что приватизация
и персонализация представляют собой
универсальные механизмы
1.3 Особенности мотивационно-
Ранняя юность - это установление психологической независимости во всех сферах: в моральных суждениях, политических взглядах, поступках.
Появляется особая чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений и наряду с этим чрезмерная критичность в отношении к окружающим: ранимость уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с подчеркнутой независимостью, борьба с авторитетами - с обожествлением случайных кумиров, чувственное фантазирование - с сухим мудрствованием.
Под влиянием потребности самоопределения и на основе возникших в подростковом возрасте психологических особенностей девушка и юноша начинают осмысливать в общих нравственных категориях и свой опыт и опыт окружающих, вырабатывать свои собственные взгляды. Они становятся более свободными от императивности как внешних воздействий, так и собственных не посредственных внутренних побуждений, и действуют в соответствии с сознательно поставленными целями и сознательно принятыми решениями. Из человека, подчиненного обстоятельствам, они постепенно превращаются в руководителя этих обстоятельств, человека, который часто сам создает среду и активно ее преобразует [12, с. 94].
Учебная деятельность старшеклассников определяется сложным комплексом мотивов:
- мотивы широкого общественного плана (завоевать себе место в жизни, получить одобрение окружающих, подготовиться к будущей профессии);
- мотивы, идущие от самой учебной деятельности (интерес к знаниям, удовольствие от сделанной работы интеллектуального труда);
- мотивы, прямо не связанные с учением, но имеющие к нему некоторое отношение (награда, наказание, конкурирующие потребности и желания);
- мотивы отрицательного порядка (утомление, скука, трудность материала, отсутствие комфорта в отношениях с учителем или учениками) [3, с. 64].
В старших классах отношения между учителями и учениками положительны и продуктивны тогда, когда они строятся на основе уважения друг к другу. Во взаимоотношениях с учителем ценится адекватность и соблюдение ролевых позиций: панибратство, так же как и авторитарность, неприемлемо, старшеклассники ищут в учителе старшего друга и наставника.
Главное психологическое приобретение суверенной личности в ранней юности - обнаружение ценности своего внутреннего мира. Внешний мир начинает восприниматься через себя. Развивается способность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Юноши и девушки стремятся глубже разобраться в своем характере, своих чувствах, действиях, поступках. Они часто задаются вопросами: Как узнать свой характер?, Как освободиться от дурных привычек?, Может ли человек со слабым здоровьем иметь сильный характер?, Какой я человек? и т. п. Актуальной становится проблема самовоспитания. Требования к себе значительно возрастают и становятся более устойчивыми.
В юности каждому приходится неизбежно приспосабливаться и к физиологическим переменам. Гормональная перестройка, сопровождающая половое созревание, приводит к усилению сексуальных переживаний. Для большинства юношей характерен резкий рост сексуального возбуждения. У девушек в этом плане индивидуальные различия довольно значительны. Одни из них испытывают сексуальные ощущения, сходные по интенсивности с теми, что испытывают юноши. У других эти ощущения носят более диффузный характер и тесно связаны с удовлетворением других потребностей, например в самодвижении, поддержке, привязанности, любви. Наблюдается существенный рост сексуальных форм поведения и интереса к сексуальным вопросам [10, с. 111].
Общение со взрослым ценится только в том случае, если оно имеет доверительную форму. Реальность такова: общение со сверстниками имеет доверительный характер в 88 % случаев, с родителями - в 29 %, преимущественно с матерями.
Отсутствие доверительных отношений со взрослыми, в том числе с учителем, в этом возрасте - одна из главных причин тревожности, которую испытывают старшие школьники. Для них невыносимо вмешательство в личные дела извне, тем более принуждение, однако за тактичную помощь они будут благодарны. Исследования показывают, что существует зависимость личностной тревожности от возраста: к 10-11-му классу уровень тревожности возрастает. Кроме того, выявлена прямая зависимость между стилем родительского воспитания и уровнем тревожности. Таким образом, при ярко выраженном стремлении к независимости сохраняется глубинная связь с родителями и потребность в психологической поддержке с их стороны [13, с.121].
Общение со сверстниками имеет чрезвычайно важное значение для развития личности в этом возрасте еще и по следующим причинам.
Во-первых, общение со сверстниками - это специфический канал информации, по которому приходит соответствующее знание, не поставляемое родителями. В частности - по вопросам пола, отсутствие которой может задержать психосексуальное развитие и придать ему нездоровый характер.
Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений, где совместная деятельность (игра, коммуникация, труд) вырабатывает необходимые навыки социального взаимодействия. Здесь учатся отстаивать свои права, осознавать обязанности, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где отношения принципиально строятся на равных и статус надо заслужить, человеку не удается выработать определенных взрослых качеств.
В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта, который дает ощущение благополучия и устойчивости, солидарности и взаимопомощи и потому облегчает процесс формирования личностной суверенности социально-психологической адаптации к миру взрослых [5, с. 91].
Общение со сверстниками удовлетворяет не только потребность в аффилиации (потребности в принадлежности общности, включенности в группу), но и потребность в обособлении. Формируется феномен неприкосновенности своего личного пространства, выражаемого в стремлении уединиться, помечтать, а потом вернуться к ребятам. В целом, общение юношей девушек доброжелательно и избирательно, многим из них свойственна высокая конформность в силу того, что неокрепшее «Я» нуждается в сильном «Мы».
Список литературы