Специфика мотивационно-ценностной структуры суверенной личности в период ранней юности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 20:08, реферат

Описание работы

Цель данной курсовой работы – выявить специфику мотивационно-ценностной структуры суверенной личности в период ранней юности.
Для реализации цели исследования необходимо решить ряд задач:
1.Определить понятие мотивационно-ценностной структуры личности;
2.Охарактеризовать феноменологию и особенности развития суверенной личности;
3.Охарактеризовать специфику личностных конструктов суверенной личности;
4.Описать мотивационно-ценностную структуру суверенной личности в период ранней юности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы специфики мотивационно-ценностной структуры суверенной личности в период ранней юности………..5
1.1 Понятие мотивационно-ценностной структуры личности…….5
1.2 Феноменология и особенности развития суверенной личности……………………………………………………………….10
1.3 Особенности мотивационно-ценностной структуры суверенной личности в период ранней юности…………………………………...14

Файлы: 1 файл

валя.docx

— 49.60 Кб (Скачать файл)

Последний тезис, характеризующий  феноменологический подход к личности, заключается в том, что люди в  своей основе добры и обладают стремлением к совершенству. В частности, предполагается, что люди естественно и неизбежно движутся в направлении большей дифференциации, автономности и зрелости. Концепция роста, сконцентрированная на процессе реализации внутренних возможностей и личностного потенциала человека, четко отражает позитивный и оптимистичный взгляд на человечество.

Психологическая суверенность зависит от объективно-средовых условий  жизни человека; восходит к инстинкту  территориальности и служит социальной формой реализации биологических программ; поддерживается разными формами  активности субъекта и потому связана  с индивидуально-личностными особенностями  разных уровней индивидуальности.

Феномен психологической  суверенности личности получил свою операционализацию в самостоятельной концепции, согласно которой психологическая (личностная) суверенность определяется как способность человека контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство, в основе которой - обобщенный опыт успешного автономного поведения.

Можно заключить, что суверенные личности:

- имеют высокие показатели по социально – психологической адаптированности в окружающей их действительности, прекрасно ориентируются в происходящих событиях.

- ориентированы на настоящее, переживают настоящий момент своей жизни во всей его полноте; ощущают неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видят свою жизнь целостной; депривированные ориентированы лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) имеют дискретное восприятие своего жизненного пути.

- имеют высокий уровень субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями, считают, что большинство важных событий в их жизни является результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом.

- независимы в своих поступках,  стремятся руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками; свободны в выборе, не подвержены внешнему влиянию (изнутри направляемая личность); депривированные зависимы, несамостоятельны (извне направляемая личность),  имеют внешний локус контроль.

- способны к быстрому установлению глубоких и тесных эмоциально-насыщенных контактов с людьми,  к субъект-субъектному общению;

- стремятся к доминированию и ощущают эмоциональную комфортность в любых ситуациях; ценят свои достоинства, положительные свойства характера, уважают себя за них, принимают себя такими, какие они есть [14, с. 89].

С. К. Нартова-Бочавер определяет и эмпирически обосновывает следующую последовательность развития суверенности личности: телесность возникает в младенчестве, личная территория и вещи – на протяжении раннего и дошкольного детства, временные привычки – с дошкольного по младший школьный возраст. Социальные связи начинают формироваться в дошкольном возрасте, вкусы и ценности – тогда же, но становятся регулятором поведения в подростковом возрасте. Отсюда следует, что хотя развитие суверенности и уточнение границ и происходит в течение всей жизни человека, особенно интенсивно эти процессы протекают в дошкольном и подростковом возрасте. Очевидно, возраст 16−17 лет, часто называемый как старший подростковый возраст (старший школьный, юношеский), характеризуется завершением процессов формирования психологической суверенности [8, с. 87].

Суверенность как форма  субъектности развивается в ходе жизненного пути, изменяя способы реализации (формы активности) и средовые объекты, но всегда подразумевая наличие альтернативы действию. В.Э. Чудновский в своих исследованиях показал, что в процессе жизненного пути вклад биографических событий, связанных с собственной активностью человека, неуклонно растет. Становление ядра субъективности выражается в постепенном изменении соотношения между внешним и внутренним: от преимущественной направленности «внешнее через внутреннее» ко все большему доминированию тенденции «внутренне через внешнее», т.е. личность укрепляется в своей автономии [16, с. 154].

В начале жизни формы поддержания  суверенности не могут быть осознанными, хотя способность различать «Я»  и «не-Я» и давать обратную связь  на телесном языке присутствует всегда. В дружественной среде ребенок  получает суверенность «авансом» и  учится заявлять о потребностях, в  условиях депривации приобретает опыт безнадежности. Следовательно, формируемые  близкими взрослыми прочные границы  психологического пространства позволяют  ребенку относиться к себе как  к субъекту и в дальнейшем самостоятельно стремиться к обретению суверенности [7, с. 811].

Задача овладения адекватным возрастной стадии измерением психологического пространства неизбежна, т.к. зрелый человек должен контролировать свое тело, иметь личную территорию и вещи, знать и поддерживать привычки, иметь группу социализации, обладать вкусами и ценностями. Если суверенность по некоторому измерению не достигается, уточнение ее границ продолжается на следующей стадии, выражаясь либо в разных формах внедрения в психологические пространства других людей, либо в неспособности удерживать собственные границы. Возможно и компенсаторное символическое замещение одного измерения другим, более сильным для более полного повышения общей суверенности личности.

Развитие суверенности проходит в два этапа:

- этап приватизации (человек  заявляет свои права на некоторую  часть психологического пространства);

- этап персонализации (человек  начинает обживать это пространство  и наделять его своими продуктивными  качествами) [8, с. 75].

Можно сказать, что приватизация и персонализация представляют собой  универсальные механизмы развития суверенности по отношению к разным измерениям психологического пространства, т.е. они реализуют соответственно эволюционную и социальную задачи психологической суверенности: сначала потребность открывается  и обозначается (приватизация), затем ограничивается и удовлетворяется (персонализация). Достижение суверенности не может быть полным без прохождения через оба этапа.

 

1.3 Особенности мотивационно-ценностной  структуры суверенной личности  в период ранней юности

 

Ранняя юность - это установление психологической независимости во всех сферах: в моральных суждениях, политических взглядах, поступках.

Появляется особая чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений и наряду с этим чрезмерная критичность в отношении к окружающим: ранимость уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с подчеркнутой независимостью, борьба с авторитетами - с обожествлением случайных кумиров, чувственное фантазирование - с сухим мудрствованием.

Под влиянием потребности  самоопределения и на основе возникших  в подростковом возрасте психологических  особенностей девушка и юноша  начинают осмысливать в общих  нравственных категориях и свой опыт и опыт окружающих, вырабатывать свои собственные взгляды. Они становятся более свободными от императивности как внешних воздействий, так и собственных не посредственных внутренних побуждений, и действуют в соответствии с сознательно поставленными целями и сознательно принятыми решениями. Из человека, подчиненного обстоятельствам, они постепенно превращаются в руководителя этих обстоятельств, человека, который часто сам создает среду и активно ее преобразует [12, с. 94].

Учебная деятельность старшеклассников определяется сложным комплексом мотивов:

- мотивы широкого общественного плана (завоевать себе место в жизни, получить одобрение окружающих, подготовиться к будущей профессии);

- мотивы, идущие от самой учебной деятельности (интерес к знаниям, удовольствие от сделанной работы интеллектуального труда);

- мотивы, прямо не связанные с учением, но имеющие к нему некоторое отношение (награда, наказание, конкурирующие потребности и желания);

- мотивы отрицательного порядка (утомление, скука, трудность материала, отсутствие комфорта в отношениях с учителем или учениками) [3, с. 64].

В старших классах отношения  между учителями и учениками  положительны и продуктивны тогда, когда они строятся на основе уважения друг к другу. Во взаимоотношениях с учителем ценится адекватность и соблюдение ролевых позиций: панибратство, так же как и авторитарность, неприемлемо, старшеклассники ищут в учителе старшего друга и наставника.

Главное психологическое приобретение суверенной личности в ранней юности - обнаружение ценности своего внутреннего мира. Внешний мир начинает восприниматься через себя. Развивается способность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Юноши и девушки стремятся глубже разобраться в своем характере, своих чувствах, действиях, поступках. Они часто задаются вопросами: Как узнать свой характер?, Как освободиться от дурных привычек?, Может ли человек со слабым здоровьем иметь сильный характер?, Какой я человек? и т. п. Актуальной становится проблема самовоспитания. Требования к себе значительно возрастают и становятся более устойчивыми.

В юности каждому приходится неизбежно приспосабливаться и  к физиологическим переменам. Гормональная перестройка, сопровождающая половое  созревание, приводит к усилению сексуальных  переживаний. Для большинства юношей характерен резкий рост сексуального возбуждения. У девушек в этом плане индивидуальные различия довольно значительны. Одни из них испытывают сексуальные ощущения, сходные по интенсивности с теми, что испытывают юноши. У других эти ощущения носят более диффузный характер и тесно связаны с удовлетворением других потребностей, например в самодвижении, поддержке, привязанности, любви. Наблюдается существенный рост сексуальных форм поведения и интереса к сексуальным вопросам [10, с. 111].

Общение со взрослым ценится только в том случае, если оно имеет доверительную форму. Реальность такова: общение со сверстниками имеет доверительный характер в 88 % случаев, с родителями - в 29 %, преимущественно с матерями.

Отсутствие доверительных  отношений со взрослыми, в том числе с учителем, в этом возрасте - одна из главных причин тревожности, которую испытывают старшие школьники. Для них невыносимо вмешательство в личные дела извне, тем более принуждение, однако за тактичную помощь они будут благодарны. Исследования показывают, что существует зависимость личностной тревожности от возраста: к 10-11-му классу уровень тревожности возрастает. Кроме того, выявлена прямая зависимость между стилем родительского воспитания и уровнем тревожности. Таким образом, при ярко выраженном стремлении к независимости сохраняется глубинная связь с родителями и потребность в психологической поддержке с их стороны [13, с.121].

Общение со сверстниками имеет  чрезвычайно важное значение для развития личности в этом возрасте еще и по следующим причинам.

Во-первых, общение со сверстниками - это специфический канал информации, по которому приходит соответствующее знание, не поставляемое родителями. В частности - по вопросам пола, отсутствие которой может задержать психосексуальное развитие и придать ему нездоровый характер.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений, где совместная деятельность (игра, коммуникация, труд) вырабатывает необходимые навыки социального взаимодействия. Здесь учатся отстаивать свои права, осознавать обязанности, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где отношения принципиально строятся на равных и статус надо заслужить, человеку не удается выработать определенных взрослых качеств.

В-третьих, это специфический  вид эмоционального контакта, который дает ощущение благополучия и устойчивости, солидарности и взаимопомощи и потому облегчает процесс формирования личностной суверенности социально-психологической адаптации к миру взрослых [5, с. 91].

Общение со сверстниками удовлетворяет  не только потребность в аффилиации (потребности в принадлежности общности, включенности в группу), но и потребность в обособлении. Формируется феномен неприкосновенности своего личного пространства, выражаемого в стремлении уединиться, помечтать, а потом вернуться к ребятам. В целом, общение юношей девушек доброжелательно и избирательно, многим из них свойственна высокая конформность в силу того, что неокрепшее «Я» нуждается в сильном «Мы».

 

Список литературы

 

    1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001 г. – 288 с.
    2. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Проблемы формирования личности. – Москва: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 2006 г. – 352 с.
    3. Венгер, Л.А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 2008 г. – 336 с.
    4. Волков Е.С. Зависимость ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности. - М.: Норма, 2001 г. – 280 с.
    5. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) / И.Ю. Кулагина. – М.: Изд-во УРАО, 2008 г. – 176 с.
    6. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2009 г. – 384 с.
    7. Мухина Н.С. Возрастная психология: феноменология развития, детсво, отрочество. – М.: Норма, 2009 г. - 605 с.
    8. Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный. – СПб.: Питер, 2008 г. – 400 с.
    9. Немов Р.С. Психология. - М.: Владос. – 2009 г. – 418 с.
    10. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.: ИЦ «Академия», 2007 г. – 540 с.
    11. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 1996. – 264 с.
    12. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. –СПб.: Питер, 2008. – 570 с.
    13. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М.: ИЦ «Академия», 2007 г. – 318 с.
    14. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под. ред. Дубровиной И.В. М.: Педагогика, 2007 г. - 218.
    15. Формирование личности старшеклассника / Под. ред. Дубровиной И.В. - М.: Педагогика, 2003 г. – 190 с.
    16. Чудновский В.Э. Психология. – М.: Приора, 2010 г. – 570 с.

Информация о работе Специфика мотивационно-ценностной структуры суверенной личности в период ранней юности