Специфика работы психолога в условиях общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 12:34, отчет по практике

Описание работы

Практика - одна из важнейших составляющих профессиональной подготовки студента. Практика является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования. Цель данной практики - закрепить теоретические знания по выбранной специальности, ознакомиться с системой практической работы психолога в условиях общеобразовательной школы

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1. Специфика работы психолога в условиях общеобразовательной школы...4
2. Практическая работа и результаты тестов…………….…………………….10
Заключение……………………………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

Тарбаева М.Г., Отчет по практике ознакомит.doc

— 591.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Октябрьский СГБ (Вельский)

Вид работы

Отчет по практике

Название дисциплины

Учебно-ознакомительная практика

Тема

Специфика работы психолога в условиях общеобразовательной школы

Фамилия студента

Тарбаева

Имя студента

Марина

Отчество студента

Геннадьевна

№ контракта

13703100701001

Ф.И.О. научного руководителя, степень, звание

 

Направление на практику


 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

1. Специфика работы психолога в условиях общеобразовательной школы...4

2. Практическая работа и результаты тестов…………….…………………….10

Заключение……………………………………………………………………….17

Приложения………………………………………………………………………18

Введение

Я, Тарбаева Марина Геннадьевна, студентка третьего курса Вельского филиала Современной Гуманитарной Академии, проходила учебно-ознакомительную практику на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 1». Продолжительность практики 4 недели, с 1 февраля по 1 марта 2013 года.

Практика - одна из важнейших составляющих профессиональной подготовки студента. Практика является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования. Цель данной практики - закрепить теоретические знания по выбранной специальности, ознакомиться с системой практической работы психолога в условиях общеобразовательной школы.

На период прохождения практики передо мной стояли следующие задачи:

- закрепление теоретических  знаний;

- развитие и укрепление  интереса к избранной профессии психолога;

- приобретение профессиональных умений и навыков;

- знакомство со спецификой деятельности психолога в школе;

- ознакомление с этическим  кодексом и должностной инструкцией практического психолога.

Основная часть

1Специфика работы психолога в условиях общеобразовательной школы

С конца 80-х годов в нашей стране стала активно развиваться практическая психология образования. Должность психолога-педагога появилась в общеобразовательных школах примерно 10 лет назад, но сейчас это уже обычное явление. Многие высшие учебные заведения готовят психологов специально для работы в образовательных учреждениях. Психолог принимает участие в решении вопросов, касающихся судьбы ребенка, его обучения и воспитания. На всем протяжении жизни ребенка с момента его рождения и до окончания школы он должен находиться в сфере внимания со стороны профессиональных психологов. В течение всего этого времени, занимающего в среднем от 16 до 18 лет, ведётся наблюдение за психологическим развитием ребенка.

Муниципальное образовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1» расположено в поселке Октябрьский, который является районным центром. МОУ «ОСОШ №1» является базовой школой Октябрьского школьного округа. Формы образования: очная форма, очно-заочная и индивидуальное обучение. Средняя наполняемость классов - 24,4. Во второй половине дня в школе работают 12 групп продленного дня для учащихся начальной школы, а также кружки и секции системы дополнительного образования, посещение которых бесплатно и доступно для всех учащихся. Охват учащихся, занимающихся в системе дополнительного образования, составляет более 72 % от общего количества учащихся. В школе работает 50 педагогов, причем из них 23 выпускники школы.

Учреждение располагает оборудованными кабинетами по предметам учебного плана, компьютерным кабинетом с 13 компьютерами, кабинетом автодело и ОБЖ, 2 кабинетами технологии, библиотекой, фонды которой находятся в обоих зданиях, спортивными залами, медицинскими кабинетами, кабинетом стоматолога, кабинетами педагога-психолога и социального педагога, столовую на 160 посадочных мест совмещенную с актовым залом. Техническое оснащение учреждения, пополнение учебно-наглядными пособиями удовлетворительное. Имеется необходимое оборудование для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Главные цели и задачи школьного психолога:

1) содействие администрации и педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития, обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья учащихся, педагогов и родителей;

2) содействие в приобретении учащимися психологических знаний;

3)умений и навыков, необходимых для достижения успехов в жизни;

4) оказание помощи учащимся в определении своих способностей;

5) содействие педагогам и родителям в воспитании детей.

В компетенцию психолога входят следующие функции:

1) психодиагностика;

2) коррекционно-развивающая работа;

3) консультирование;

4) психопрофилактика;

5) методическая работа.

Психологическая диагностика это психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, её потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика включает в себя проведение обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью. Диагностика является средством, способствующим более эффективной организации работы.

Психолог подбирает методику, направленную на изучение интересующих его способностей, особенностей ребенка или группы учащихся. Это могут быть методики, направленные на изучение уровня развития внимания, мышления, памяти, эмоциональной сферы, особенностей личности и взаимоотношений с окружающими. Также школьный психолог использует методики по изучению детско-родительских отношений, а так же учителя и класса. Полученные данные позволяют психологу строить дальнейшую работу: выделить учащихся так называемой «группы риска», нуждающихся в коррекционных занятиях; подготовить рекомендации для учителей и родителей по взаимодействию с учащимися.

Коррекционно-развивающая работа это активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение её индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов. Коррекционные занятия могут быть индивидуальными и групповыми. В ходе их психолог старается выявить нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия, например, также могут быть направлены на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся. При низких показателях диагностических методов, с ребёнком проводят коррекционную работу.

Консультирование в школе играет очень важную роль: каждый родитель или педагог, имеет возможность обратиться к психологу с проблемой. Консультирование  это оказание помощи обучающимся, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования. Задача психолога выслушать рассказ родителя или учителя, рассмотреть сложившуюся ситуацию, высказать свое мнение по этому поводу, выдать рекомендации или наметить мероприятия по оказанию помощи ребенку. При консультировании важно помнить, что поиск решения может начаться, только когда все стороны выговорились, они услышаны, чувства выражены и поняты. Тогда шансы для принятия совместного и самого верного решения будут максимальны. При консультировании также следует помнить о конфиденциальности и не выносить полученную информацию дальше места встречи.

Все перечисленные выше функции школьного психолога позволяют соблюдать в школе психологические условия, необходимые для полноценного психического развития и формирования личности ребенка, то есть, служат целям психологической профилактики. Психологическая профилактика это одна из разновидностей психологической помощи, направленная на предупреждение психических заболеваний, реабилитацию людей, а также на сохранение, улучшение и укрепление психического здоровья. Предупреждение нарушений в развитии учащихся зависит от деятельности всего педагогического коллектива школы, от каждого учителя, потому что именно педагоги реально организуют и осуществляют обучение и воспитание учащихся.

Профилактические и просветительские мероприятия с учащимися организуются на классных часах. Во время проведения таких занятий параллельно ведётся наблюдение за учащимися с целью выявления проблем у отдельных ребят и последующей организацией с ними индивидуальной работы. Проблемы могут возникнуть у любого ребёнка. Профилактические и просветительские занятия с учащимися направлены в школе на:

1) формирование установок на здоровый образ жизни;

2) профилактику вредных привычек, пагубно влияющих на состояние  здоровья детей (профилактическая  программа «Жизнь без табака»);

3) профилактику тревожности, связанную  с переходными периодами в  жизни учащихся (занятия «Мы – это много Я», «У нас новенький»);

4) усвоение способа разрешения проблем и конфликтов (тренинги разрешения конфликтных ситуаций);

5) обучение навыкам межличностного общения;

6) обучение способам снятия эмоционального  и мышечного напряжения (игра «Рассерженные шарики»);

7) проработку школьных страхов  путём разыгрывания ситуаций;

8) на развитие познавательных  процессов у учащихся начальной  школы: (развивающие игры «Играя - развиваем»);

9) профилактику экзаменационного  стресса (занятие «Как подготовиться к сдаче экзаменов»);

10) на формирование жизненной  цели (программа «SOS»);

11) на познание себя и своего  Я, осмысление правил жизни в  обществе (занятие «Я и мир  вокруг меня»);

12) на сплочение коллектива (тренинг  сплочения «Ковёр мира»);

13) на знакомство с миром «Психологии», с миром эмоций и чувств (заочная экскурсия «Психология – удивительная наука», игра-путешествие «Мир эмоций и чувств»);

14) на оказание помощи при  выборе профессии, наиболее отвечающей  индивидуальным особенностям, склонностям  и способностям учащихся (занятие «Выбор профессии).

Работа школьного психолога включает в себя и методическую часть. Психолог должен постоянно работать с литературой, включая периодические издания, чтобы отслеживать новые достижения науки, углублять свои теоретические знания, знакомиться с новыми методиками. Любой диагностический прием требует умения обработки и обобщения полученных данных. Школьный психолог проверяет в практике новые методики и находит наиболее оптимальные приемы практической работы. Он старается отбирать в школьную библиотеку литературу по психологии с целью знакомства учителей, родителей и учеников с психологией.

Как и любая профессиональная деятельность, работа школьного психолога четко планируется. План работы психолога утверждается директором и является документом, обязательным для выполнения. Конкретное содержание и форма оформления этого плана может быть разнообразной. В плане, по которому работает психолог, отражены следующие составляющие: вид, цель, форма работы, классы, в которых проводится работа и сроки выполнения работы. План работы педагога-психолога МБОУ «ОСОШ № 1» на 2012-2013 учебный год. (Приложение А)

Существуют проблемы, с которыми сталкивается психолог в школе. Проблемы и трудности, которые испытывают психологи, приходя в школу, усугубляются тем, что школа, со своей стороны, предъявляет к психологам свои требования. Профессия психолога стала известной и престижной, в школе о ней знают и ждут от психолога очень многого. Основные проблемы:

1) личностная и профессиональная адаптация психолога к школе;

2) проблема вхождения психолога в педагогический коллектив;

3) трудности взаимодействий со школьной администрацией;

4) затруднения при налаживании общения со школьниками;

5) выбор оптимальной позиции во взаимодействиях с родителями учащихся;

6) переживание «профессионального одиночества»;

7) проблема личностного «взросления»;

8) проблема организации жизненного времени.

Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях, на положениях Конституции Российской Федерации, защищающих права человека. Психолог в своей повседневной работе пользуется такими выразительными средствами поведения, речи, как интонации, позы, жесты, мимика; руководствуется правилами профессиональной этики. Проект этического кодекса был принят на Всероссийском съезде практических психологов образования 26-28 мая 2003 года. Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога, системы образования России.

Изучение Этического кодекса входит в базовую профессиональную подготовку практического психолога образования. Этические принципы и правила работы психолога формируют условия, при которых сохраняются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает. (Приложение Б) Как и в любом учреждении, школьный психолог имеет свои должностные обязанности. Должностная инструкция психолога Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 1». (Приложение В)

2Практическая работа и результаты тестов

Во время прохождения практики в присутствии психолога, мною была проведена диагностика состояния агрессии в 9 «а» классе с помощью опросника «Басса-Дарки». Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

Информация о работе Специфика работы психолога в условиях общеобразовательной школы