Специфика работы психолога в условиях общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 12:34, отчет по практике

Описание работы

Практика - одна из важнейших составляющих профессиональной подготовки студента. Практика является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования. Цель данной практики - закрепить теоретические знания по выбранной специальности, ознакомиться с системой практической работы психолога в условиях общеобразовательной школы

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1. Специфика работы психолога в условиях общеобразовательной школы...4
2. Практическая работа и результаты тестов…………….…………………….10
Заключение……………………………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

Тарбаева М.Г., Отчет по практике ознакомит.doc

— 591.50 Кб (Скачать файл)

1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». Дальше идет обработка результатов. (Приложение Г)

После проведения диагностики агрессивности у 9-го «а» класса получили следующие результаты:

Фамилия Имя

Показатель враждебности

Показатель агрессивности

Алфёрова Ю.

14

13

Антуфьев И.

11

14

Другова Д.

8

14

Дурягина Л.

12

11

Жаворонков И.

15

21

Ифанова Н.

10

20

Кампану А.

13

15

Корякин М.

10

23

Кондратюк А.

16

25

Коптяева Е.

13

15

Кормашова М.

11

21

Кошелева Е.

8

13

Кузнецов В.

13

17

Мартынова А.

9

11

Нагишева А.

10

9

Нагишев И.

12

25

Правдин Н.

10

20

Попов А.

15

11

Соснин М.

12

19

Сухорукова К.

10

12

Тарбаев А.

7

16

Тихомирова У.

13

23

Туров Р.

9

18

Уваров И.

10

14


 

Алфёрова Ю.

Виды агрессий, наиболее ярко выраженные: косвенная агрессия, раздражение, обида подозрительность.

Дурягина Л.

Виды агрессий, наиболее ярко выраженные: подозрительность, вербальная агрессия.

Жаворонков И.

Виды агрессий, наиболее ярко выраженные: физическая агрессия, раздражение, обида, подозрительность.

Кампану А.

Виды агрессий, наиболее ярко выраженные: подозрительность, вербальная агрессия.

Кондратюк А.

Виды агрессий, наиболее ярко выраженные: физическая агрессия, раздражение, обида, подозрительность, вербальная агрессия.

Коптяева Е.

Виды агрессий, наиболее ярко выраженные: физическая агрессия, подозрительность.

Кормашова М.

Виды агрессий, наиболее ярко выраженные: физическая агрессия, раздражение, подозрительность, вербальная агрессия.

Кузнецов В.

Виды агрессий, наиболее ярко выраженные: подозрительность, вербальная агрессия.

Нагишев И.

Виды агрессий, наиболее ярко выраженные: физическая агрессия, раздражение, подозрительность, вербальная агрессия.

Попов А.

Виды агрессий, наиболее ярко выраженные: косвенная агрессия, обида, подозрительность.

Соснин М.

Виды агрессий, наиболее ярко выраженные: физическая агрессия, косвенная агрессия, подозрительность, вербальная агрессия.

Тихомирова У.

Виды агрессий, наиболее ярко выраженные: физическая агрессия, косвенная агрессия, подозрительность, вербальная агрессия.

Показатели агрессии, у исследуемых детей находятся в пределах нормы. Показатели враждебности значительно отличаются. У 50% (12 детей, причём большая часть – девочки) показатель враждебности высок.

Большое внимание уделяется психолого-педагогическому просвещению родителей учащихся класса. Наиболее распространенной формой работы с родителями являются родительские собрания (организационные, текущие или тематические, итоговые, общешкольные и классные). Было проведено родительское собрание на тему «Агрессия, ее причины и последствия». Перед собранием  была  проведена подготовительная работа с учащимися и родителями. Для подростков с помощью опросника Басса-Дарки. Родителям было предложено заполнить две анкеты:

Анкета для родителей № 1.

1) Изменилось ли поведение вашего  ребёнка в последнее время?

2) Бывает ли ваш ребёнок агрессивным  и грубым?

3) Против кого он проявляет  агрессию?

4) Какими средствами вы стараетесь  преодолеть агрессию своего ребенка?

5) Находите ли вы понимание  у всех членов семьи?

6) Считаете ли вы необходимостью  поднимать эту тему на родительском  собрании?

Анкета для родителей № 2. Родителям предложено 10 качеств характера. Необходимо отметить те качества, которые у ребенка наиболее выражены:

- доброта;

- сочувствие;

- покладистость;

- терпение;

- сопереживание;

- безразличие;

- упрямство;

- агрессивность;

- нетерпимость;

- эгоизм.

Используя различные диагностические методы, были изучены причины агрессии. В задачу диагностики входили выявление скрытой и открытой агрессии среди учащихся и подготовка нужной информации для родителей.

Задачи собрания:

1) Обсудить с родителями причины  агрессивности и её влияния  на взаимодействие подростка  с окружающими людьми.

2) Сформировать у родителей культуру понимания проблемы агрессии, возможных путей её преодоления.

На собрании до родителей была доведена следующая информация. Анализ анкет и опросников показал, что чаще всего причиной агрессии является желание подражать поведению взрослых и кумиров. Если проанализировать причины проявления негативных эмоции и чувств детей, то они в первую очередь связаны с семьей. Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг другу, грубость общения, унижение это ежедневная школа агрессии, в которой ребенок формируется и получает уроки мастерства.

Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к собственному ребенку. Требовательный к себе родитель никогда не будет ждать от своего ребенка то, что им самим в ребенке не заложено. Однако родители должны помнить, что требовательность это не тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной. Очень частая детская агрессивность связана именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды, но и не нужно издеваться над ребенком и необдуманно его наказывать.

Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием ребенка. Требовательность оправдана тогда, когда перед ребенком выдвигаются посильные задачи и оказывается помощь в их решении. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребенка, в том числе и самого покладистого. Разница только в том, что покладистый ребенок будет выражать протест - скрыто, а ребенок не очень покладистый – открыто.

В своих методах воспитания, в требовательности к ребенку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг другу в воспитании ребенка, это дает возможность ему лавировать между родителями, шантажировать их, врать им. Если ребенку удается так поступать длительное время, а затем наступает запрет, это приводит к проявлению детской агрессивности. Для преодоления детской агрессии в своем педагогическом арсенале родители должны иметь внимание, сочувствие, терпение, требовательность, доброту, дружелюбие, сопереживание, честность, заботу. Также доверие, ответственность, откровенность, открытость, чувство юмора, умение удивляться, надежду и любовь.

Итог собрания: обмен мнением родителей об услышанном в ходе собрания. И родителям выданы памятки  следующего содержания:

Памятка № 1.

Уважаемые папы и мамы! Внимательно прочтите эту памятку. Для этого возьмите карандаш и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ребенка, будьте честны перед ним и перед собой! После анализа подумайте над тем, что можно ещё изменить. Агрессивность ребенка проявляется, если:

1) ребенка бьют;

2) над ребенком издеваются;

3) над ребенком зло шутят;

4) ребенка заставляют испытывать  чувство незаслуженного стыда;

5) родители заведомо лгут;

6) родители пьют и устраивают  скандалы;

7) родители воспитывают ребенка  двойной моралью;

8) родители не требовательны  и неавторитетны для своего ребенка;

9) родители не умеют одинаково  любить своих детей;

10) родители ребенку не доверяют;

11) родители настраивают ребенка  друг против друга;

12) родители не общаются со  своим ребенком;

13) вход в дом закрыт для  друзей ребенка;

14) родители проявляют по отношению  к ребенку мелочную опеку и  заботу;

15) родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места  их ребенку;

16) ребенок чувствует, что его  не любят.

Памятка № 2. Для родителей по предупреждению детской агрессивности.

1) Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.

2) Не давайте своему ребенку  несбыточных обещаний, не вселяйте  в его душу несбыточных надежд.

3) Не ставьте своему ребенку, каких бы то, ни было условий.

4) Будьте тактичны в проявлении  мер воздействия на ребенка.

5) Не наказывайте своего ребенка  за то, что позволяете делать  себе.

6) Не изменяйте своим требованиям  по отношению к ребенку в  угоду чему-либо.

7) Не шантажируйте ребенка своими  отношениями друг с другом.

8) Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.

9) Не ставьте свои отношения  с собственным ребенком в зависимость  от его учебных успехов.

10) Помните, что ребенок – это  воплощенная возможность! Воспользуйтесь  ею так, чтобы она была реализована  в полной мере!

Заключение

Психология в школе, очень нужна, а именно педагогическая психология. Школьный психолог это психолог - практик, умеющий общаться с учителями и принятый в педагогическом коллективе, имеющий профессиональный авторитет среди учащихся и их родителей. Ему близка и понятна школьная жизнь, он работает и занимается  над многими психолого-педагогическими проблемами. Для начинающего специалиста школа это хорошая возможность приобрести ценный опыт работы с людьми, с детьми, опыт решения всевозможных психологических проблем.

Психолог работает не только с детьми, а также и с педагогами и родителями. Для работы психолога в школе выделен специальный кабинет, обеспечивающий необходимые условия для проведения диагностической, консультативной, развивающей коррекционной работы. От успешной работы психолога зависят условия формирования педагогических задач. Психолог может выявить причины неуспеваемости,  расторможенности или агрессивности детей. Затем работа ведется с родителями ученика. У детей, при слаженной работе психолога и педагогического коллектива, формируется построение собственной позиции, при которой у ребёнка вырабатывается осознанное восприятие мира, уверенность в себе и собственное мнение.

Психолог- это человек, обладающий определенными знаниями, умениями и навыками. Он способен проводить определенную работу с конкретным ребенком, педагогом и родителем. Психолог является посредником между ребенком и педагогом, родителем. Успешное сотрудничество психолога, родителей и учителей школы часто приводит к нужным результатам относительно поведения ребенка. Участие в подготовке мероприятия дало мне возможность понять и оценить важность психолого-педагогического воздействия на формирование личности, стремлений, мотивации и познавательной активности учащихся. За период учебно-ознакомительной практики поставленные цели и задачи мною были выполнены. На период прохождения практики трудностей не возникло.

Приложения

А

Б

В

Г

Информация о работе Специфика работы психолога в условиях общеобразовательной школы