Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 16:35, реферат
Одна из главных задач, стоящих перед школой на новом этапе ее развития, - вооружать учащихся осознанными, прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление. Школа, стоящая на позициях воспитывающего и развивающего обучения, за последние годы делает многое для того, чтобы успешно решать задачу подготовки творчески мыслящей личности. Каждый учитель понимает, что научить школьников творчески мыслить -- это значит обеспечить более успешное достижение главной цели воспитания -- все-стороннего и гармонического развития личности.
Введение
Глава 1. Мышление и личность.
1.1. Формирование творческого мышления как единый педагогический процесс.
1.2. Знания и труд - основа мышления.
1.3. Взаимосвязь творческого мышления и зрительного восприятия у младших школьников.
Глава 2. Развитие творческого мышления в учебной деятельности.
2.1. Умственная активность в процессе усвоения знаний и навыков как средство развития мышления.
2.2. Прием поиска логических основ условии текстовых математических задач в составе творческой деятельности учащихся
2.3. Задача трудового обучения - развитие творческого мышления.
Заключение
Литература
Психологическая наука подтверждает своими исследования-ми: личность формируется в той мере, в какой проявляет актив-ность. Ребенка могут окружать с детства величайшие творения че-ловеческой мысли, но если он не осуществит по отношению к этим творениям работы собственной души, он так и останется невеждой.
В том, что человек творит себя в своей деятельности, - суть ответственности человека перед самим собой и перед обществом. Прямолинейный биологический (или социологический) детерми-низм снимает с него эту ответственность. Как показывают социаль-но-психологические исследования, такая «научная» позиция впол-не устраивает некоторых закоренелых тунеядцев. Если им приходит-ся держать ответ за свои антиобщественные действия, они ссыла-ются на якобы плохую наследственность (в век средств массовой информации «грамотными» становятся все), а другие, становясь в позу, демагогически требуют: а вы перевоспитайте меня...
В «самотворении» человека - ответ
на вопрос о великом раз-нообразии
человеческих способностей. Очевидные
факты появле-ния одаренных
Прав был поэтому С.Рубинштейн, который считал, что при от-рыве от «родовых» свойств человека (а таким родовым свойством является его способность к труду вообще) выдающиеся способности неизбежно мистифицируются и путь для их изучения обрывает-ся. Изучению различий надо предпослать изучение природы обще-человеческих задатков. Тогда и талант будет понят не как количес-твенное различие в уровнях людей, а как «качественно новое свой-ство психики, связанное с коренным, принципиальным изменением в типе и характере труда... - пишет Э.Ильенков. - Это качество - результат гармонического и всестороннего развития человека... личности, сосредоточенной на решении больших, общественно зна-чимых задач».(6,стр.34) То есть талант воспитывает не всякий труд, а только тот, где есть действительные возможности творческой самостоя-тельности.
Труд органично связан с творчеством, как дыхание с кислоро-дом. И если человека лишают этого кислорода, то виновата в этом не природа, а исторические обстоятельства, в которых он живет.
В творческом труде как раз и обнаруживаются не «случайные» различия между людьми, а подлинно человеческие. Они лежат не в генетической обусловленности «способных - неспособных», а в сущности самовыражения личности как уникальной, ни на что не похожей. В творческом труде человек создает и внешний уникаль-ный (новый, небывалый до него) продукт, и собственную индивиду-альность (непохожесть, небывалость). Нетворческий, рутинный труд «стесывает» индивидуальность, ограничивает возможности ее внут-реннего развития. И тогда различия переносятся вовне - в одежду, в манеру поведения, в моду.
В основе таланта лежит тяжелый труд. Но эту «каторгу» насто-ящего труда ни на что не променяют люди, познавшие ее вкус. «Я... столяр... Вооруженный топориком, долотом и стамеской, с рубан-ком в руках, я царю за моим верстаком, над дубом узлистым, над кленом лоснистым... Сколько в них дремлет форм, таящихся и скры-тых! Чтобы разбудить спящую красавицу, стоит только, как ее воз-любленный, проникнуть в древесную глубь... Радость разума, кото-рый повелевает силами земли, который запечатлевает в дереве, в железе и в камне стройную прихоть своей благородной фанта-зии!» - утверждал роллановский Кола Брюньон.
Для поэта творчество, конечно, - не
миф. Его не удовлетворя-ет внешняя
поверхностная форма
.Таким образом,
Обществу XXI века нужны творцы во всех сферах жизни, люди с активной жизненной позицией. Найти пути воспитания таких людей - важнейшая задача психологической и педагогической науки. И они будут найдены, ибо ничто так не способствует развитию на-уки, как действительные потребности общества.
Афоризм Декарта «Мыслю, следовательно, существую» уже сегодня можно было бы выразить по-иному: «Разумно мыслю, дей-ствую, творчески преобразую мир и самого себя на благо Челове-ка, следовательно, действительно существую на нашей прекрасной Земле».
Творческий уровень знаний--
Поэтому нельзя без необходимого багажа опор-ных знании и приемов приступать к освоению высшего уровня знаний--творческого. На этом уровне вся цепочка мыследеятельности актуализируется для решения проблем, выполнения исследований. Например, к обобщающему уроку на тему «Как жили древнейшие люди» ученики мо-гут прочитать замечательную книгу Димитра Ангелова «Когда человека не было» (М., 1969). Художественно вы-писанные живые сцены жизни дополнят систему обоб-щенных знании учащихся на данную тему. Учитель мо-жет составить познавательные задачи по этой книге или каким-либо другим источникам, провести на их основе обобщающий урок. Мыслительная деятельность учащихся на таком уроке при условии соблюдения принципа оп-тимальности будет творческой деятельностью.(1,стр54)
Учителю важно понимать взаимосвязь
закономернос-тей
Итак ,в основе творческого мышления лежит неистребимое желание «дойти до са-мой сути». «Как это чудесно, когда тебе откры-вается единая природа комплекса явлений, которые при непосред-ственном чувственном восприятии кажутся совершенно независи-мыми друг от друга», - говорил Эйнштейн.
И конечно, стремление к постижению мира, в котором мы жи-вем, было присуще людям, творившим всесторонне, показавшим своим собственным примером, какие возможности заложены исто-рией в каждом разумном человеческом существе.
1.3. Взаимосвязь творческого
Чтобы полнее и глубже понять взаи-мосвязь между перцепцией и творчест-вом, необходимо выяснить, какие функ-ции восприятия находят свое выражение в творческой деятельности. В поисках ответа на этот вопрос мы проанализи-ровали природу, структуру и механиз-мы творчества и восприятия и попыта-лись найти то общее, что объединяет эти две психические реальности. Ана-лиз показал, что восприятие в процессе познания выполняет не только репро-дуктивные, но и продуктивные функции, играющие важную роль на различных этапах творческой мыслительной деятель-ности. Мы выделили следующие продук-тивные функции восприятия, которые про-являются в процессе творчества: целеобразующая, моделирующая, преобразую-щая, эвристическая, регулирующая.
Целеобразующая функция -- выделе-ние в визуальном поле объекта, отвечаю-щего цели и задачам деятельности. Об-раз восприятия, возникший в проблем-ной ситуации, является предметом ис-следовательской деятельности человека.
Моделирующая функция -- упорядо-чение
и объединение отдельных ощуще-
Преобразующая функция -- способ-ность зрительной системы манипулиро-вать образами, находящимися в зритель-ном поле. На эту способность восприя-тия указывает В.П. Зинченко [3). Он счи-тает, что видимое поле в условиях ста-билизации непрерывно трансформиру-ется. Возможны фрагментарные выпаде-ния элементов поля, а также их восста-новление в целом или по частям. В ре-зультате манипулятивных действий с об-разами восприятия исходная ситуация видоизменяется, что способствует выдви-жению разнообразных гипотез решения творческой задачи.
Эвристическая функция -- возникно-вение нового смысла образа восприятия. Появление нового смысла перцептивно-го образа есть результат увеличения ко-личества альтернативных схем для вос-приятия одного и того же объекта. В ос-нове такого восприятия лежат включе-ние объекта познания в разные системы связей для обнаружения различных его свойств и сторон, рассмотрение предме-та с различных точек зрения, усмотре-ние в одном предмете признаков других предметов и т.п. Отсюда вытекает, что смыслообразующая функция восприя-тия играет решающую роль в обеспече-нии новизны продукта творческой дея-тельности.
Регулирующая функция -- соотнесе-ние результатов отражения внешнего ми-ра с самим же внешним миром. Она ос-новывается на таком свойстве восприя-тия, как предметность, которая выража-ется в так называемом акте объектива-ции, т.е. отнесении сведений, получаемых из внешнего мира к этому миру. Регу-лирующая функция восприятия, обеспе-чивая адекватное отражение действитель-ности, дает возможность на основе оце-нок промежуточных результатов опреде-лять направление поиска решения творческой задачи, отбрасывая одни гипоте-зы и принимая другие.
Продуктивные функции
Таблица 1
Соотношение этапов творческого процесса и продуктивных функций восприятия
Этапы творческого процесса
Функции восприятия
1. Принятие или поста-новка цели
2. Анализ ситуации
3.Выдвижение гипотез и их проверка
4. Нахождение решения
Целеобразуюшая
Моделирующая
Преобразующая и регулирующая
Эвристическая и регули-рующая
Таким образом, связь между перцеп-цией и творчеством выражается в том, что с одной стороны, восприятие вклю-чает в себя творческие процессы, с дру-гой -- перцептивные процессы выступа-ют в качестве элементов творческой дея-тельности. В то же время при достаточ-но высоком уровне теоретической раз-работки данного вопроса имеется мало экспериментальных данных, характери-зующих соотношение восприятия и твор-ческого мышления. В еще большей сте-пени это относится к выявлению взаи-мосвязи перцепции и творчества в раз-личных возрастных группах. Цель наше-го исследования состояла в выявлении особенностей взаимосвязи зрительного вос-приятия и творческого мышления в млад-шем школьном возрасте, когда активно формируются механизмы творческой и учебно-познавательной деятельности.
Были поставлены следующие задачи:
1) выявить характер связей между
твор-ческим мышлением и
В экспериментальном исследовании участвовало 126 учащихся I, II. III клас-сов, соответственно 40, 40 и 46 человек.
Диагностика творческого мышления осуществлялась при помощи тестДля а Торранса в адаптации Е.Е. Туник, использо-вались следующие задания: «Нарисуй кар-тину», «Незаконченные фигуры», «По-вторяющиеся фигуры»; вербальной креа-тивности -- «Вопросы», «Причины», «Следствия», «Улучшение предмета». «Не-обычное использование», «Необычная си-туация». Оценка образной креативности включала в себя такие показатели, как беглость, оригинальность, разработан-ность, абстрактность названий, сопро-тивление замыканию; оценка вербальной креативности -- беглость, оригиналь-ность и гибкость.
Для диагностики зрительного вос-