Специфика творческого мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 16:35, реферат

Описание работы

Одна из главных задач, стоящих перед школой на новом этапе ее развития, - вооружать учащихся осознанными, прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление. Школа, стоящая на позициях воспитывающего и развивающего обучения, за последние годы делает многое для того, чтобы успешно решать задачу подготовки творчески мыслящей личности. Каждый учитель понимает, что научить школьников творчески мыслить -- это значит обеспечить более успешное достижение главной цели воспитания -- все-стороннего и гармонического развития личности.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Мышление и личность.

1.1. Формирование творческого мышления как единый педагогический процесс.

1.2. Знания и труд - основа мышления.

1.3. Взаимосвязь творческого мышления и зрительного восприятия у младших школьников.

Глава 2. Развитие творческого мышления в учебной деятельности.

2.1. Умственная активность в процессе усвоения знаний и навыков как средство развития мышления.

2.2. Прием поиска логических основ условии текстовых математических задач в составе творческой деятельности учащихся

2.3. Задача трудового обучения - развитие творческого мышления.

Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

Специфика творческого мышления.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)

 

Тест Роршаха применялся в качест-ве перцептивного теста для оценки осо-бенностей зрительного восприятия. При обработке результатов использовались следующие показатели: общее количество ответов (К), процент целостных ответов (\У%), процент целостных ответов с хо-рошей формой (\У+%), процент отве-тов на детали (0%), процент ответов с четкой формой (Р+%), количество отве-тов по движению (М), показатель «сум-мы цвета» (2-С), формоцветовые ответы (РС), цветоформовые ответы (СР). Анкета С. В. Филиной направлена на диагностику четырех свойств способно-стей зрительного восприятия: свойство целостно и адекватно отражать объект при отсутствии его детализации, свой-ство отражать многообразные детали объ-екта в их полноте и точности, свойство отражать незаметные и замаскированные детали в их полноте и точности, свойст-во адекватно отражать объект целостным на основе полноты его детализации.

 

В качестве экспертов выступала  груп-па учителей (основной учитель  и учи-тель труда), которые по семибалльной шкале оценивали у каждого  учащегося свойства способностей зрительного  вос-приятия. Коэффициенты корреляции оце-нок учителей по классам варьировали от 0,53 до 0,78. Все показатели статистиче-ски значимы. Эти данные говорят о том, что эксперты имели относительно близ-кое понимание свойств зрительного вос-приятия.

 

Оценка способностей зрительного  восприятия на материале художествен-ной картины (Н.В. Невреев «Смотрины») осуществлялась на основе следующих по-казателей: а) общее количество воспри-нятых деталей объекта, в том числе мало-заметных: б) количество правильно вос-принятых незаметных деталей объекта.

 

Соотнесение результатов методик Торранса и Роршаха показывает, что в слу-чае восприятия пятен в тесте Роршаха наблюдается наибольшее количество зна-чимых корреляционных связей показа-телей зрительного восприятия с вербаль-ной креативностью по сравнению с об-разной креативностью. Анализ получен-ных результатов показывает, что отсут-ствуют устойчивые значимые корреляци-онные связи между особенностями вос-приятия пятен теста Роршаха и показа-телями образной креативности, отражаю-щие динамику их взаимосвязи у учени-ков 1--3 классов. Выявленные в экс-перименте корреляционные связи пред-ставляют собой частные случаи взаимо-зависимости зрительного восприятия и образной креативности и не отражают ее закономерный характер.

 

Наличие устойчивых значимых кор-реляционных  связей между особеннос-тями восприятия пятен Роршаха и вер-бальной креативностью можно объяс-нить тем, что в основе восприятия не-определенных пятен Роршаха и вербаль-ной креативности лежит один и тот же механизм интеллектуальной деятельно-сти -- механизм возникновения разно-образных образных ассоциаций на предъ-являемый стимул и трансформации об-разной информации в словесную форму. Поэтому выявленная значимая связь меж-ду общим количеством ответов в тесте Роршаха и всеми свойствами вербальной креативности младших школьников сви-детельствует о том, что дети, которые могут увидеть в неопределенном объек-те большое количество конкретных зри-тельных образов и выразить их в речи (соединить образ со словом), проявляют По Роршаху целостные отве-ты -- один из важных признаков интел-лекта. Однако в большинстве дальней-ших исследований было обнаружено, что «целостные ответы могут служить значимой характеристикой интеллекта только в том случае, если они пред-ставляют собой ответы с хорошей фор-мой и при этом являются не банальны-ми, а либо комбинаторными, либо ори-гинальными по особенностям восприя-тия» [1; 46--47]. Следовательно, целост-ные ответы с хорошей формой можно оценить только в единстве с другими показателями. Наиболее информативны-ми с этой точки зрения являются пока-затели ответов по движению (М) и пер-северации.

 

По нашим данным, у испытуемых в ответах часто встречаются  персеверации, которые являются отражением инертно-сти представлений. Количество персе-вераций составляет около 17 % в каж-дом классе, что примерно в два раза больше возрастных показателей, полу-ченных в исследовании И. Г. Беспалько и М.Н. Раевой [2]. Кроме того, в эксперименте получена положительная корреляционная связь вербальной креа-тивности с показателями персевераций в I и II классах. Наличие этой связи можно рассматривать как отражение несформированности у младших школьни-ков механизмов зрительного восприятия.

 

В отношении ответов по движению существуют различные интерпретации. Сам Г. Роршах - ответы рассматривал как меру внутренней жизни, или интроверсию, которая может проявляться в творчестве(8стр5). Однако, как указывает Б. И. Белый (I стр12), специальное изучение связи между М-продукцией и творчест-вом не выявило значимых корреляций. В нашем эксперименте обнаружены толь-ко две значимые корреляционные связи ответов по движению с вербальной креа-тивностью.

 

Таким образом, практическое отсут-ствие  ответов по движению и большое  количество персевераций у испытуемых указывают на то, что целостные  ответы с хорошей формой в большинстве  своем не являются комбинаторными и  ори-гинальными и поэтому имеют отрица-тельную корреляционную связь с твор-ческим мышлением. В этом случае це-лостные ответы с хорошей формой не могут рассматриваться в качестве пока-зателя творческого потенциала ребенка.

 

Креативные дети. как показывает про-веденный эксперимент, дают больше, чем некреативные, ответов в тесте Роршаха. Однако эти ответы чаще являют-ся детализированными ответами с пло-хой формой, т.е. в редко встречающих-ся ответах наблюдается несоответствие между концепцией образа, которую пред-лагает испытуемый, и конфигурацией пятна, которое он при этом использует. Ответы креативных детей не привязаны к пятну. Ребенок видит в пятне такие образы, которые мало напоминают кон-фигурацию предъявляемого стимула и редко встречаются в протоколах испы-туемых. В процесс восприятия таких де-тей активно вплетаются различные эле-менты воображения, благодаря чему уве-личивается количество ассоциаций при восприятии пятен Роршаха или, как пи-шет М.А. Холодная, происходит «увели-чение альтернативных схем восприятия одного и того же объекта» [б], что на-ходит выражение в повышении показа-теля общего количества ответов на предъ-являемый стимул.

 

Полученные данные позволяют нам  рекомендовать тест Роршаха для  прак-тической деятельности психологов в качестве инструмента, с помощью которо-го по общему количеству ответов можно оценить вербальную креативность млад-ших школьников.

 

Анализ возрастной динамики взаи-мосвязи  творческого мышления и зри-тельного восприятия показывает, что об-щее  количество корреляционных связей от I к III классу увеличивается и состав-ляет соответственно 6 и 12. Связь зри-тельного восприятия и вербальной креа-тивности выявлена только в III классе.

 

Выявленная связь способностей зри-тельного восприятия с образной креа-тивностью свидетельствует  о том. что способность детально разрабатывать при-думанные идеи и сопротивляться обра-зованию привычных гештальтов в не-которой степени определяется тем, на-сколько у младшего школьника развиты такие свойства зрительного восприятия, как способность целостно и адекватно отражать объект, а также многообразные незаметные и замаскированные детали объекта в их полноте и точности.

 

Итак, корреляционная связь между  творческим мышлением и зрительным восприятием у младших школьников про-является по-разному. Особенности вос-приятия пятен Роршаха коррелируют пре-имущественно с вербальной креативно-стью, особенности восприятия зритель ной информации учебного характера (учебные тексты, плакаты, картины, схе-мы) и художественной картины -- с об-разной креативностью.

 

Выявленные особенности корреляци-онной связи между творческим мышле-нием и зрительным восприятием отра-жают механизм влияния специфики объ-екта познания на процесс восприятия. В. Д. Шадриков отмечает, что содержа-ние восприятия определяется не только спецификой функционирования сенсор-ных систем, но и особенностями самого объекта восприятия (7стр26).

 

Кроме того, несовпадение типов взаи-мосвязи  творческого мышления и зри-тельного восприятия также можно объ-яснить тем, что используемые в экспе-рименте  методики диагносцируют раз-ные механизмы восприятия. Тест Роршаха выявляет характер ассоциаций, воз-никающих при восприятии детьми пятен неопределенного содержания. Метод экс-пертных оценок и методика изучения восприятия художественной картины на-правлены на диагностику свойств спо-собностей зрительного восприятия цело-стно и адекватно отражать объект.

 

Проведенное нами эксперименталь-ное  исследование показывает, что меж-ду творческим мышлением и зрительным восприятием у младших школьников су-ществует взаимосвязь, но сила и харак-тер связи между ними проявляется по-разному в отношении разных показателей творческого мышления. У одних школь-ников при высоком уровне зрительного восприятия формируется высокий уро-вень творческого мышления, у других детей между этими процессами суще-ствуют более сложные типы взаимосвя-зи: как отсутствие, так и наличие кор-реляционных зависимостей между зри-тельным восприятием и отдельными свойствами творческого мышления.

 

Таким образом, выявленная в экспе-рименте  взаимосвязь зрительного вос-приятия и творческого мышления может рассматриваться как важный фактор раз-вития творческого мышления в младшем

 

школьном возрасте. Зрительное восприя-тие  является той детерминантой, воздей-ствуя  на которую можно существенным образом  влиять на развитие творческого мышления младших школьников.

 

Однако в условиях традиционной об-разовательной школы, где преобладает  информационная модель обучения, не-достаточно используются возможности учебного процесса в развитии когнитив-ных  способностей детей, в том числе  и зрительного восприятия, хотя обучение детей строится преимущественно на ос-нове визуальной репрезентации.

 

Развитие зрительного восприятия осо-бенно важно в младшем школьном воз-расте, так как этот период является сензитивным для формирования способов интеллектуальной деятельности. С це-лью развития творческого мышления не-обходимо научить детей целостному и адекватному отражению объекта, а так-же таким способам обработки визуаль-ного материала, которые обеспечивают новизну целостного перцептивного об-раза. В этом смысле восприятие долж-но рассматриваться учителем не только как репродуктивный, но и как продук-тивный процесс, включенный в любую творческую деятельность в качестве ее элемента.

 

На основе экспериментального ис-следования были сделаны следующие выводы.

 

1. Существует связь между отдельны-ми  характеристиками творческого мыш-ления  и особенностями восприятия пя-тен  Роршаха младшими школьниками.  Наибольшее количество значимых  кор-реляционных связей наблюдается  между показателями зрительного  восприятия и вербальной креативности. Характер свя-зей между ними неоднороден: суммар-ный показатель вербальной креативно-сти положительно связан с общим ко-личеством ответов в тесте Роршаха и отрицательно связан с количеством це-лостных ответов с хорошей формой. Вы-явленные особенности взаимосвязи вер-бальной креативности и восприятия пя тен Роршаха можно рассматривать как результат активного подхода творческих детей к восприятию, т.е. включения эле-ментов воображения в перцептивный процесс, благодаря чему увеличивается количество ассоциаций при восприятии пятен Роршаха, что находит выражение в повышении показателя общего коли-чества ответов на предъявляемый стимул. Общее количество ответов в тесте Рор-шаха имеет не только диагностическое (показатель продуктивности зрительно-го восприятия), но и прогностическое значение (показатель уровня вербальной креативности младших школьников).

 

2. Способности зрительного восприя-тия  целостно и адекватно отражать  объ-ект связаны преимущественно  с образ-ной креативностью и  в первую очередь с такими ее характеристиками, как со-противление замыканию и разработан-ность. Способность детально разрабаты-вать придуманные идеи и сопротивлять-ся при этом образованию привычных гештальтов в некоторой степени опреде-ляется тем, насколько у младшего школь-ника сформированы операциональные механизмы зрительного восприятия, т.е. умение целостно и адекватно отражать объект, замечать многообразные мало-заметные и замаскированные детали объ-екта в их полноте и точности.

 

3. Выявленная  в эксперименте взаи-мосвязь творческого мышления и зри-тельного восприятия у младших школь-ников может рассматриваться как важ-ный фактор развития творческого мы-шления в младшем школьном возрасте. Разработка методов формирования твор-ческого мышления у младшего школьни-ка должна осуществляться с учетом ин-дивидуальных особенностей зрительно-го восприятия учащихся. При работе с творческими детьми необходимо учиты-вать особенности их зрительного вос-приятия. которое характеризуется ак-тивностью и способностью целостно и адекватно отражать объект. С этой точки зрения формирование творческого мы-шления младшего школьника должно включать в себя развитие таких опера-циональных механизмов зрительного вос-приятия, как механизмы целостного и адекватного отражения объекта и меха-низмы. обеспечивающие новизну цело-стного перцептивного образа.

 

Глава 2. Развитие творческого мышления в учебной  деятельности.

 

2.1. Умственная  активность в процессе усвоения  знаний и навыков как средство  развития мышления.

 

 

Целью учебных  заданий является их использование учителем для развития активного, самостоятельного, творческого мыш-ления младших школьников. Главным условием реализации этой цели в учебных заданиях выступает их направленность на то, чтобы учащие-ся применяли полученные знания в новых, нестандартных условиях. Как известно, развитие мыслительной деятельности учащихся тесно связано как со знаниями, приобретенными в ходе обучения, так и со способами их приобретения, то есть степенью мыслительной активнос-ти школьников в ходе оперирования знаниями. Мыслительная дея-тельность учащихся может быть по преимуществу воспроизводящей усвоенные способы деятельности с материалом, или репродуктивной, может быть и творческой, самостоятельной, или продуктивной. Разви-тие мыслительной деятельности характеризуется мерой увеличения са-мостоятельности при оперировании знаниями в новых условиях, то есть в условиях непривычной формулировки задания, применения но-вого языкового материала, необходимости сделать самостоятельный вывод, обобщение.

 

Чтобы в процессе обучения больше влиять на продвижение учени-ков  в развитии мышления, целесообразно  вводить более трудные, по сравнению  с обычными, вопросы и задания  на всех этапах обучения: при введении нового материала, при закреплении  и повторении. Важно учесть, что не всякое задание может служить развитию мышления. Многие задания по русскому языку, даже рассчитанные на самостоя-тельное выполнение, формируют лишь способность действовать по об-разцу, то есть формируют воспроизводящий, репродуктивный характер деятельности. Хотя репродуктивная деятельность является важным ком-понентом мышления, многие задачи, особенно на последующих ступе-нях обучения, не могут быть решаемы только на репродуктивном уров-не, а требуют самостоятельного творческого мышления, формированию которого должны служить и соответствующие задания. Это должны быть задания, требующие от учащихся на каждом уроке хотя бы не-большого самостоятельного поиска, включающие элементы проблемности, будящие мысль учеников. Регулярное включение в учебный процесс таких заданий приучит к ним учащихся, пусть не сразу, но поднимет мыслительную активность всех учеников класса.

Информация о работе Специфика творческого мышления