Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 16:35, реферат
Одна из главных задач, стоящих перед школой на новом этапе ее развития, - вооружать учащихся осознанными, прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление. Школа, стоящая на позициях воспитывающего и развивающего обучения, за последние годы делает многое для того, чтобы успешно решать задачу подготовки творчески мыслящей личности. Каждый учитель понимает, что научить школьников творчески мыслить -- это значит обеспечить более успешное достижение главной цели воспитания -- все-стороннего и гармонического развития личности.
Введение
Глава 1. Мышление и личность.
1.1. Формирование творческого мышления как единый педагогический процесс.
1.2. Знания и труд - основа мышления.
1.3. Взаимосвязь творческого мышления и зрительного восприятия у младших школьников.
Глава 2. Развитие творческого мышления в учебной деятельности.
2.1. Умственная активность в процессе усвоения знаний и навыков как средство развития мышления.
2.2. Прием поиска логических основ условии текстовых математических задач в составе творческой деятельности учащихся
2.3. Задача трудового обучения - развитие творческого мышления.
Заключение
Литература
Тест Роршаха применялся в качест-ве
перцептивного теста для оценки
осо-бенностей зрительного
В качестве экспертов выступала груп-па учителей (основной учитель и учи-тель труда), которые по семибалльной шкале оценивали у каждого учащегося свойства способностей зрительного вос-приятия. Коэффициенты корреляции оце-нок учителей по классам варьировали от 0,53 до 0,78. Все показатели статистиче-ски значимы. Эти данные говорят о том, что эксперты имели относительно близ-кое понимание свойств зрительного вос-приятия.
Оценка способностей зрительного восприятия на материале художествен-ной картины (Н.В. Невреев «Смотрины») осуществлялась на основе следующих по-казателей: а) общее количество воспри-нятых деталей объекта, в том числе мало-заметных: б) количество правильно вос-принятых незаметных деталей объекта.
Соотнесение результатов методик Торранса и Роршаха показывает, что в слу-чае восприятия пятен в тесте Роршаха наблюдается наибольшее количество зна-чимых корреляционных связей показа-телей зрительного восприятия с вербаль-ной креативностью по сравнению с об-разной креативностью. Анализ получен-ных результатов показывает, что отсут-ствуют устойчивые значимые корреляци-онные связи между особенностями вос-приятия пятен теста Роршаха и показа-телями образной креативности, отражаю-щие динамику их взаимосвязи у учени-ков 1--3 классов. Выявленные в экс-перименте корреляционные связи пред-ставляют собой частные случаи взаимо-зависимости зрительного восприятия и образной креативности и не отражают ее закономерный характер.
Наличие устойчивых значимых кор-реляционных связей между особеннос-тями восприятия пятен Роршаха и вер-бальной креативностью можно объяс-нить тем, что в основе восприятия не-определенных пятен Роршаха и вербаль-ной креативности лежит один и тот же механизм интеллектуальной деятельно-сти -- механизм возникновения разно-образных образных ассоциаций на предъ-являемый стимул и трансформации об-разной информации в словесную форму. Поэтому выявленная значимая связь меж-ду общим количеством ответов в тесте Роршаха и всеми свойствами вербальной креативности младших школьников сви-детельствует о том, что дети, которые могут увидеть в неопределенном объек-те большое количество конкретных зри-тельных образов и выразить их в речи (соединить образ со словом), проявляют По Роршаху целостные отве-ты -- один из важных признаков интел-лекта. Однако в большинстве дальней-ших исследований было обнаружено, что «целостные ответы могут служить значимой характеристикой интеллекта только в том случае, если они пред-ставляют собой ответы с хорошей фор-мой и при этом являются не банальны-ми, а либо комбинаторными, либо ори-гинальными по особенностям восприя-тия» [1; 46--47]. Следовательно, целост-ные ответы с хорошей формой можно оценить только в единстве с другими показателями. Наиболее информативны-ми с этой точки зрения являются пока-затели ответов по движению (М) и пер-северации.
По нашим данным, у испытуемых в ответах часто встречаются персеверации, которые являются отражением инертно-сти представлений. Количество персе-вераций составляет около 17 % в каж-дом классе, что примерно в два раза больше возрастных показателей, полу-ченных в исследовании И. Г. Беспалько и М.Н. Раевой [2]. Кроме того, в эксперименте получена положительная корреляционная связь вербальной креа-тивности с показателями персевераций в I и II классах. Наличие этой связи можно рассматривать как отражение несформированности у младших школьни-ков механизмов зрительного восприятия.
В отношении ответов по движению существуют различные интерпретации. Сам Г. Роршах - ответы рассматривал как меру внутренней жизни, или интроверсию, которая может проявляться в творчестве(8стр5). Однако, как указывает Б. И. Белый (I стр12), специальное изучение связи между М-продукцией и творчест-вом не выявило значимых корреляций. В нашем эксперименте обнаружены толь-ко две значимые корреляционные связи ответов по движению с вербальной креа-тивностью.
Таким образом, практическое отсут-ствие ответов по движению и большое количество персевераций у испытуемых указывают на то, что целостные ответы с хорошей формой в большинстве своем не являются комбинаторными и ори-гинальными и поэтому имеют отрица-тельную корреляционную связь с твор-ческим мышлением. В этом случае це-лостные ответы с хорошей формой не могут рассматриваться в качестве пока-зателя творческого потенциала ребенка.
Креативные дети. как показывает про-веденный эксперимент, дают больше, чем некреативные, ответов в тесте Роршаха. Однако эти ответы чаще являют-ся детализированными ответами с пло-хой формой, т.е. в редко встречающих-ся ответах наблюдается несоответствие между концепцией образа, которую пред-лагает испытуемый, и конфигурацией пятна, которое он при этом использует. Ответы креативных детей не привязаны к пятну. Ребенок видит в пятне такие образы, которые мало напоминают кон-фигурацию предъявляемого стимула и редко встречаются в протоколах испы-туемых. В процесс восприятия таких де-тей активно вплетаются различные эле-менты воображения, благодаря чему уве-личивается количество ассоциаций при восприятии пятен Роршаха или, как пи-шет М.А. Холодная, происходит «увели-чение альтернативных схем восприятия одного и того же объекта» [б], что на-ходит выражение в повышении показа-теля общего количества ответов на предъ-являемый стимул.
Полученные данные позволяют нам рекомендовать тест Роршаха для прак-тической деятельности психологов в качестве инструмента, с помощью которо-го по общему количеству ответов можно оценить вербальную креативность млад-ших школьников.
Анализ возрастной динамики взаи-мосвязи творческого мышления и зри-тельного восприятия показывает, что об-щее количество корреляционных связей от I к III классу увеличивается и состав-ляет соответственно 6 и 12. Связь зри-тельного восприятия и вербальной креа-тивности выявлена только в III классе.
Выявленная связь способностей
зри-тельного восприятия с образной
креа-тивностью
Итак, корреляционная связь между
творческим мышлением и зрительным
восприятием у младших
Выявленные особенности корреляци-онной связи между творческим мышле-нием и зрительным восприятием отра-жают механизм влияния специфики объ-екта познания на процесс восприятия. В. Д. Шадриков отмечает, что содержа-ние восприятия определяется не только спецификой функционирования сенсор-ных систем, но и особенностями самого объекта восприятия (7стр26).
Кроме того, несовпадение типов взаи-мосвязи творческого мышления и зри-тельного восприятия также можно объ-яснить тем, что используемые в экспе-рименте методики диагносцируют раз-ные механизмы восприятия. Тест Роршаха выявляет характер ассоциаций, воз-никающих при восприятии детьми пятен неопределенного содержания. Метод экс-пертных оценок и методика изучения восприятия художественной картины на-правлены на диагностику свойств спо-собностей зрительного восприятия цело-стно и адекватно отражать объект.
Проведенное нами эксперименталь-ное
исследование показывает, что меж-ду
творческим мышлением и зрительным
восприятием у младших
Таким образом, выявленная в экспе-рименте
взаимосвязь зрительного вос-пр
школьном возрасте. Зрительное восприя-тие является той детерминантой, воздей-ствуя на которую можно существенным образом влиять на развитие творческого мышления младших школьников.
Однако в условиях традиционной об-разовательной школы, где преобладает информационная модель обучения, не-достаточно используются возможности учебного процесса в развитии когнитив-ных способностей детей, в том числе и зрительного восприятия, хотя обучение детей строится преимущественно на ос-нове визуальной репрезентации.
Развитие зрительного
На основе экспериментального ис-следования были сделаны следующие выводы.
1. Существует связь между
2. Способности зрительного
3. Выявленная в эксперименте взаи-мосвязь творческого мышления и зри-тельного восприятия у младших школь-ников может рассматриваться как важ-ный фактор развития творческого мы-шления в младшем школьном возрасте. Разработка методов формирования твор-ческого мышления у младшего школьни-ка должна осуществляться с учетом ин-дивидуальных особенностей зрительно-го восприятия учащихся. При работе с творческими детьми необходимо учиты-вать особенности их зрительного вос-приятия. которое характеризуется ак-тивностью и способностью целостно и адекватно отражать объект. С этой точки зрения формирование творческого мы-шления младшего школьника должно включать в себя развитие таких опера-циональных механизмов зрительного вос-приятия, как механизмы целостного и адекватного отражения объекта и меха-низмы. обеспечивающие новизну цело-стного перцептивного образа.
Глава 2. Развитие творческого мышления в учебной деятельности.
2.1. Умственная
активность в процессе
Целью учебных заданий является их использование учителем для развития активного, самостоятельного, творческого мыш-ления младших школьников. Главным условием реализации этой цели в учебных заданиях выступает их направленность на то, чтобы учащие-ся применяли полученные знания в новых, нестандартных условиях. Как известно, развитие мыслительной деятельности учащихся тесно связано как со знаниями, приобретенными в ходе обучения, так и со способами их приобретения, то есть степенью мыслительной активнос-ти школьников в ходе оперирования знаниями. Мыслительная дея-тельность учащихся может быть по преимуществу воспроизводящей усвоенные способы деятельности с материалом, или репродуктивной, может быть и творческой, самостоятельной, или продуктивной. Разви-тие мыслительной деятельности характеризуется мерой увеличения са-мостоятельности при оперировании знаниями в новых условиях, то есть в условиях непривычной формулировки задания, применения но-вого языкового материала, необходимости сделать самостоятельный вывод, обобщение.
Чтобы в процессе обучения больше влиять на продвижение учени-ков в развитии мышления, целесообразно вводить более трудные, по сравнению с обычными, вопросы и задания на всех этапах обучения: при введении нового материала, при закреплении и повторении. Важно учесть, что не всякое задание может служить развитию мышления. Многие задания по русскому языку, даже рассчитанные на самостоя-тельное выполнение, формируют лишь способность действовать по об-разцу, то есть формируют воспроизводящий, репродуктивный характер деятельности. Хотя репродуктивная деятельность является важным ком-понентом мышления, многие задачи, особенно на последующих ступе-нях обучения, не могут быть решаемы только на репродуктивном уров-не, а требуют самостоятельного творческого мышления, формированию которого должны служить и соответствующие задания. Это должны быть задания, требующие от учащихся на каждом уроке хотя бы не-большого самостоятельного поиска, включающие элементы проблемности, будящие мысль учеников. Регулярное включение в учебный процесс таких заданий приучит к ним учащихся, пусть не сразу, но поднимет мыслительную активность всех учеников класса.