Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 10:55, реферат
Целью данной работы является изучение возможности применения различных типов коммуникаций для успешных переговоров.
В соответствии с этой целью я поставила перед собой следующие задачи:
• Провести теоретический анализ литературы по теме «Специфика вербального и невербального общения в политических коммуникациях»;
• Раскрыть сущность коммуникативного процесса;
• Изучить типы коммуникаций;
• Определить особенности проведения коммуникации в процессе политических переговоров.
Введение 3
Глава 1 Коммуникация как социально-психологический феномен
1.1 Природа возникновения коммуникационного процесса 7
1.2 Сущность коммуникационного процесса 9
Глава 2 Процесс политических переговоров
2.1. Общая характеристика переговоров 18
2.2. Роль коммуникативных качеств в управлении конфликтами 20
Заключение 23
Список используемой литературы
ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Т.Г. ШЕВЧЕНКО
Факультет педагогики и психологии
Специфика вербального и невербального общения в политических коммуникациях
Реферат
студентки II курса д/о (д/о)
направления «Психология
Малаевой Ольги Николаевны
Научный руководитель –
доцент кафедры
Всеобщей истории
И.К. Стратиевская
___________________________
«___»__________20__г.
Тирасполь 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1 Коммуникация как социально-психологический
феномен
1.1 Природа
возникновения коммуникационного процесса 7
1.2 Сущность коммуникационного процесса 9
Глава 2 Процесс политических переговоров
2.1. Общая характеристика переговоров 18
2.2. Роль коммуникативных качеств в управлении конфликтами 20
Заключение 23
Список используемой литературы 24
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях резко
изменилось отношение к коммуникации. Новое
коммуникативное пространство порождается
равноценными независимыми друг от друга
участниками.
Теория коммуникации позволяет наладить
связи между населением и властью, между
фирмой и клиентом, между заводом и потребителем.
В добавление к прямой связи, приходит
обратная, резко повышающая роль получателя
информации. Она в значительной степени
формируется разнообразными прикладными
областями, где коммуникативное воздействие
играет определяющую роль. Только с помощью
эффективно проведенной коммуникации
в современном обществе осуществляется
все больше и больше событий. Общество
стало более зависимым от коммуникации.
Ни в одном столетии не развивалось столько
разнообразных дисциплин, связанных с
воздействием человека на человека. Теория коммуникации несомненно
получит свое дальнейшее развитие, и оно
будет тем успешнее, чем большее число
людей выберет эту сферу в качестве своей
профессии. Актуальность темы исследования.
Данная тема актуальна в сфере деловых
отношений. Современному руководителю
практически каждый день приходится выступать
перед своими подчиненными, клиентами,
партнерами по бизнесу. Результативность
такого взаимодействия зависит от умения
управлять своим состоянием, умения убеждать,
умения «работать с аудиторией», осознанно
использовать разнообразные приемы и
техники для достижения намеченной цели.
Целью данной работы является изучение
возможности применения различных типов
коммуникаций для успешных переговоров.
В соответствии с этой целью
я поставила перед собой следующие задачи:
· Провести теоретический анализ
литературы по теме «Специфика вербального
и невербального общения в политических
коммуникациях»;
· Раскрыть сущность коммуникативного
процесса;
· Изучить типы коммуникаций;
· Определить особенности проведения
коммуникации в процессе политических
переговоров;
· Интерпретация и формулировка
выводов.
Теоретической основой послужили труды
известных психологов, метод контент-анализа,
а также, относящиеся к избранной теме
периодические издания и публикации.
Для исследования данной темы
я исследовала следующий метод: на теоретическом
уровне - анализ психологической, социологической,
методической литературы, обобщение, сравнение; на эмпирическом
- анализ документов.
Коммуникация (от лат. communico - делаю общим, связываю, общаюсь) - 1) Путь сообщения, линия связи. 2) Сообщение, общение [11, 287].
Под коммуникацией понимаются
процессы перекодировки
В коммуникативном процессе происходит не простое движение информации, но как минимум активный обмен ею. Главная «прибавка» в специфически человеческом обмене информацией заключается в том, что здесь особую роль играет для каждого участника общения значимость информации, потому, что люди не просто «обмениваются» значениями, но и стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Суть коммуникативного процесса - не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание [1; 85].
В качестве
метода анализа коммуникации
мы будем придерживаться
Для более полной характеристики метода необходимо добавить следующее: все данные статистики вербального материала используются для формулирования выводов о невербальных аспектах, например, о тех или иных характеристиках адресата и адресанта. Поэтому текстовый материал здесь представляется промежуточным объектом. Контент-анализ - это всегда сопоставление двух потоков. Например, сопоставление двух газет как двух вербальных потоков. Возможно также сопоставление невербального и вербального потоков: данных о рождаемости и информации о детях-героях в литературных журналах. Интерес представляет исследование данного вербального потока и нормы: частота употребления определенного слова в произведениях писателя и стандартная частота употребления этого же слова в языке того времени.
Начало изучению коммуникации положила психология масс и прежде всего Габриель Тард. Согласно Тарду, роль коммуникации в обществе настолько значительна, что те или иные ее формы детерминируют определенные типы общественных отношений, в том числе и отношений власти [11;34].
Неразрывную связь коммуникации и власти признают и современные исследователи. В этом отношении показательно название работы Р. Блакара «Язык как инструмент социальной власти». Но коммуникация - это не только язык, не только вербальное взаимодействие. Г. Тард, Г. Лебон и 3. Фрейд отмечали особую роль невербальных средств коммуникации - взгляда, мимики, жестов, поз, телодвижений и т. п., ведь говоря о подражании (Тард), заражении (Лебон) и трансу (Фрейд) психология масс прежде всего имела в виду невербальное взаимодействие. Тард вполне логично полагал, что изначальной формой коммуникации является разговор.
Разговор стал одним из самых актуальных предметов исследования современных психологии и социологии, вызывая по многим причинам повышенный интерес ученых. В данной главе мы обсудим некоторые теоретические аспекты этой темы.
Современная
теория коммуникации
Традиционной областью исследования социальной психологии считается межличностная коммуникация. В самом общем виде за коммуникацией признаются три группы функций:
1. информационно-коммуникативные;
2. регуляционно-коммуникативные;
3. аффективно-коммуникативные [
1.2 Сущность коммуникационного процесса
Коммуникация - это процесс создания и передачи значимых сообщений в неформальной беседе, групповом взаимодействии или публичном выступ_вер. Этот процесс включает в себя участников, контекст, сообщения, каналы, присутствие или отсутствие шумов и обратную связь.
Участники - это люди, участвующие в процессе коммуникации и исполняющие роли отправителей и получателей сообщений. Как отправители, участники формируют сообщения и стремятся передать их посредством вербальных символов и невербального поведения. Как получатели, они обрабатывают получаемые сообщения и поведенческие сигналы и реагируют на них.
Контекст - это физическое, социальное, историческое, психологическое и культурное окружение, в котором проходит процесс коммуникации.
Физический контекст коммуникационного события включает его местоположение, условия окружающей среды (температуру, освещение, уровень шума), физическое расстояние между участниками и время суток.
Социальный контекст включает в себя цель коммуникации и уже существующие взаимоотношения между участниками.
Исторический контекст включает в себя связи, сформировавшиеся между участниками в предыдущих коммуникационных эпизодах и влияющие на понимание в текущей ситуации.
Психологический контекст включает в себя настроения и чувства, которые каждый из собеседников привносит в общение.
Культурный контекст включает в себя убеждения, ценности, отношения, социальную иерархию, религию, роли групп и понятие времени
Сообщение - сочетание значения, символов, кодирования-декодирования и формы или способа организации.
Значение - это осознание вами мыслей и чувств.
Символы - это слова, звуки и действия, представляющие конкретное содержание значения.
Кодирование и декодирование
Когнитивный мыслительный процесс трансформации идей и чувств в символы и организация их в форму сообщения называется кодированием сообщения; обратный процесс трансформации сообщений в идеи и чувства называется декодированием.
Форма или организация
Если значение сложное, то может потребоваться организовать его по разделам или расположить в определенном порядке.
Канал - это и маршрут сообщения, и средства его передачи. Сообщения передаются через сенсорные каналы. При непосредственном контакте между людьми используются два основных канала: звук (вербальные символы) и видимые сигналы (невербальные ключи).
Шум - это любой внешний, внутренний или семантический раздражитель, мешающий процессу обмена информацией.
Внешние шумы - это предметы, звуки и другие стимулы окружающей обстановки, отвлекающие внимание людей от того, что говорится или делается.
Внутренние шумы - это мысли и чувства, интерферирующие с коммуникационным процессом.
Семантические шумы - это значение, непреднамеренно переданное посредством некоторых символов и препятствующее точности декодирования.
Обратная связь - это реакция на сообщение. Обратная связь указывает человеку, передавшему сообщение, было ли получено сообщение, и если да, то, как оно было услышано, увидено, понято. Если вербальная или невербальная реакция указывает отправителю на то, что подразумеваемое значение не было услышано, то инициатор может попытаться другим способом закодировать сообщение, особо подчеркнув при этом свое понимание передаваемого значения. Это перекодированное сообщение тоже является обратной связью, так как отвечает на реакцию получателя. В любом коммуникационном процессе - межличностном, происходящем в маленькой группе, при публичном выступлении - мы пытаемся вызвать максимально возможную в данной ситуации обратную связь [8;17].
Функции политической коммуникации
Через исследование функций политических переговоров можно глубже осознать отличие этого типа переговорной деятельности от остальных — деловых, военных, личных и пр. Универсальными функциями переговоров во всех сферах общественной жизни являются:
•совместное решение проблем: основная цель всех переговоров;
•коммуникативная: в процессе общения снимается информационная неопределенность путем постепенного уяснения партнерами позиций друг друга;
• регулятивная: в процессе переговоров происходят регулирование отношений с партнером и координация совместной деятельности.
Однако для политических переговоров более существенны специфические политические функции:
• связь с общественностью: активное воздействие на общественное мнение с целью разъяснения широким кругам своей политической позиции, оправдание собственных действий, воздействие на оппонентов, привлечение на свою сторону новых союзников;
•решение собственных целей (внутриполитических и внешнеполитических): независимо от темы переговоров участники могут преследовать косвенные, не проявленные на переговорах цели (влияние на политическую ситуацию внутри страны, демонстрация стремления к миру и согласию, повышение рейтинга политических лидеров в ходе избирательной кампании, воздействие на третью сторону в ситуации конфликта и т. д.);
• политическое манипулирование: переговоры для «отвода глаз» и маскировка истинных политических намерений (часто используется перед началом военных действий, чтобы усыпить бдительность противника).
Иногда, чтобы избежать давления прессы
и политических воздействий извне, переговоры
ведутся «за закрытыми дверями» и даже
в обстановке секретности. Вопрос о том,
насколько политические переговоры должны
быть открытыми, решается в каждом конкретном случае отдельно.
[8;271].
Информация о работе Специфика вербального и невербального общения в политических коммуникациях