Сплетни как неформальная коммуникация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 00:03, контрольная работа

Описание работы

Коммуникации – это процесс передачи и получения информации между двумя и более людьми. Этот процесс следует назвать связующим. Именно он позволяет людям координировать свои усилия, действовать согласованно, достигая целей организации. Чем лучше организован процесс коммуникации, тем организация больше устойчива, производительна и конкурентоспособна. Недооценка важности этого процесса обычно ведет не только к убыткам компании, но и порой к полному прекращению ее деятельности на рынке.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….. 3
1. Сплетни как неформальная коммуникация. Отличие сплетен от слухов ………………………………………………………………………. 4
2. Социально-психологические функции сплетен ………………………. 7
3. Тактика руководителя в отношении сплетен ……………..…………… 11
Заключение ………………………………………………………………….. 14
Список литературы …………………………………………………………. 15

Файлы: 1 файл

К.р. сплетни как неформальная коммуникацмия.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

ГОССУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Психология 5,5»

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине:

 

«Социальная психология»

На тему:

«Сплетни как неформальная коммуникация»

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 3 курса

-6- семестр

(полная форма)

Шакирова А.Р.

Проверил:

 

 

 

 

 

 

Нижневартовск, 2010

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………..

3

1. Сплетни как неформальная  коммуникация. Отличие сплетен от  слухов ……………………………………………………………………….

4

2. Социально-психологические  функции сплетен ………………………. 

7

3. Тактика руководителя  в отношении сплетен ……………..……………

11

Заключение …………………………………………………………………..

14

Список литературы ………………………………………………………….

15


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Коммуникации – это процесс передачи и получения информации между двумя и более людьми. Этот процесс следует назвать связующим. Именно он позволяет людям координировать свои усилия, действовать согласованно, достигая целей организации. Чем лучше организован процесс коммуникации, тем организация больше устойчива, производительна и конкурентоспособна. Недооценка важности этого процесса обычно ведет не только к убыткам компании, но и порой к полному прекращению ее деятельности на рынке.

Обмен информацией является важнейшим условием принятия обоснованных решений, играет огромную роль в межличностных  отношениях и формировании имиджа организации. Обмен информацией –  важнейшая составная часть практически всех видов управленческой деятельности. Неудивительно поэтому, что большую часть своего рабочего времени (50-90%) менеджеры всех уровней тратят на коммуникации.

Коммуникации  в менеджерской организации – это сложная, многоуровневая система, охватывающая как саму организацию и ее элементы, так и ее внешнее окружение [3, с.88].

Наряду с формальной структурой в организации существует и неформальная структура, которая основана на личных, неслужебных, нерегламентированных отношениях, и, соответственно, кроме информации, передаваемой по официальным, формальным каналам, циркулирует и неофициальная информация, проще говоря, слухи, сплетни передаваемые при помощи неформальных коммуникаций.

Неформальные коммуникации способствуют удовлетворению потребностей людей в общении. Они довольно часто используются руководителями, чтобы выяснить реакцию сотрудников на те, или иные предполагаемые изменения. Особенность неформальных коммуникаций – гораздо большая скорость передачи информации, значительный объем аудитории, сравнительно меньшая достоверность передаваемых сообщений.

  1. Сплетни как неформальная коммуникация. Отличие сплетен от слухов

 

Неформальные  коммуникации – социальные взаимодействия между людьми, выражение человеческой потребности в общении; дополняют формальные коммуникации. Неформальную систему коммуникаций часто называют «виноградной лозой», информация в ней часто распространяется с помощью слухов и сплетен.

Информация по каналам передается по вертикали – сверху вниз, снизу вверх, а также в горизонтальной плоскости. Способы неформальной коммуникации представлены на рисунке 1.2.

 

 а) однонаправленная цепочка                   б) вероятностная цепочка

 

Рис. 1.2. Способы неформальной коммуникации

в) гвоздевая цепочка,

г) сплетня

когда слухи передаются отдельными сотрудниками

 

 

Рис. 1.2. Способы неформальной коммуникации

 

Сплетни являются одной из разновидностей слухов. Словарь С.И. Ожегова определяет сплетню как «слух о ком-чем-нибудь, основанный на неточных или заведомо неверных сведениях», и дает примеры словоупотребления: «Пустить сплетню. Обывательские сплетни» [9, с.78].

Сплетней является ложная или истинная, непроверенная или неподдающаяся проверке (и в этом случае маловероятная), неполная, пристрастная информация о делах, которые рассматриваются как личные, но могут иметь широкий социальный резонанс, об обстоятельствах, касающихся замкнутых групп [9, с.79].

Сплетни передаются секретно, с ощущением их (сплетничающих) взаимной принадлежности к определенному социальному кругу, часто касаются вопросов, на открытое обсуждение которых накладывается табу.

Внешне сплетни обычно всеми осуждаются как проявление поверхностных интересов, «погоня  за сенсациями», проявления «интриганских методов» и т. д. Тем не менее, сплетня сохраняет живучесть и определенное место в общественных отношениях.

Сплетни – явление офисной жизни, которого многие стараются избегать, воспринимая его как негативное и в некотором смысле даже опасное. Труженики офисов утверждают, что сплетни – один из главных раздражающих факторов на работе. Однако в ходе исследований выяснилось, что более половины респондентов признаются, что «правильные» сплетни способствовали их карьерному росту.  

«Сплетничество не является изъяном характера, это социальный навык – эволюционный механизм для поддержания социального статуса, инстинктивное качество из нашего доисторического прошлого, – говорит профессор психологии из Фрэнк Мак Эндрю. – Большую часть нашей эволюционной истории мы жили в малых группах, где каждому было выгодно проявлять интерес ко всем другим участникам группы» [8, с.214].

В чем разница сплетни  и слуха?

  1. В отличие от слуха, который всегда недостоверен, под сплетней понимают ложную или истинную, проверенную или не поддающуюся проверке (и, в этом случае, обычно маловероятную), неполную, пристрастную, но правдоподобную информацию о делах, которые рассматриваются как личные, но могут иметь широкий резонанс, и об обстоятельствах, касающихся достаточно закрытых сторон жизни элитных групп. Трудно представить себе широкое распространение сплетен на тему жизни заводского цеха. Напротив, пользуются спросом сплетни из «высших сфер» – политиков, артистов, людей «на виду». В этом случае факт популярности фигуры является условием возникновения и распространения сплетни.
  2. Cлухи касаются всех – в этом залог их массовости. Сплетни касаются немногих, но эти немногие интересны многим. Механизм иной, хотя результат сходный.
  3. Как и слухи, сплетни удовлетворяют определенную информационную потребность. Однако это потребность не в жизненно важной, а как бы в дополнительной информации о жизни популярных персон и закрытых для большинства общностей.
  4. Сплетни более информативны, конкретны и детализированы, но менее эмоциональны.
  5. В отличие от слуха, передача сплетни не обязательна. Она не так возбуждает передающего и не является жизненно важной для воспринимающего.
  6. Обычно сплетни носят более локальный и «интимный» характер. Они имеют оттенок непристойности и касаются как бы запретных, сокрытых в силу их «неприличности» тем. Сплетня – это информация, о которой нельзя написать. Она принципиально относится к разряду «непечатной». Как правило, сплетни передаются секретно, с ощущением принадлежности сплетников к определенному «кругу», и касаются тех вопросов, на публичное и гласное обсуждение которых обычно накладывается табу.

Со сплетнями бороться сложно, их можно гасить другими слухами или сплетнями. Сплетни могут рассматриваться как характерный способ передачи и распространения информации в толпе и считаются одной из отличительных ее особенностей. Они выполняют функцию ориентации участников толпы о складывающейся ситуации, служат для них своего рода способом соотнесения с действиями других участников и, как таковые, выступают в качестве коллективного процесса принятия решений, в результате которого возникают нормы поведения, цели и способы действий.

 

  1. Социально-психологические функции сплетен

 

Обычно выделяется шесть  конкретных функций сплетен, удовлетворяющих  соответствующие потребности аудитории.

  1. Информационно-познавательная функция сплетни.

Сплетня всегда является дополнением институциализированной, общедоступной информации. Она не ликвидирует дефицит информации, но может возбудить определенные настроения и поддерживать их [].

В отличие от такой «отлакированной» информации, сплетня представляет своего рода «изнанку событий» и выступает в виде «изнанки информации».

Дело в том, что в тот самый  момент, когда человек сталкивается с конкретной сплетней, потребность  в объективной информации мгновенно преображается в свою противоположность. Реально оказывается, что человек не так уж и нуждается в этой самой «объективной информации» – ее и так более чем достаточно в средствах официальной коммуникации, в газетах, на радио и телевидении. Современный человек испытывает своеобразный эмоциональный голод в отношении необъективной, субъективной информации, особенно – с привкусом «клубнички».

Польский исследователь С. Ендржевский  писал: «Эмоциональное, заинтересованное отношение к событиям, сам способ коммуникации, в ходе которого накладываются друг на друга, пусть даже не преднамеренные, дезинформации сообщающих и принимающих, ведут к тому, что информация становится малоправдоподобной. Сплетня не ликвидирует дефицит информации, но может возбудить определенные настроения или поддерживать их» [9, с.114].

В этом и прелесть сплетни: камуфляж информативности способствует ее распространению, хотя результат оказывается дезинформационным.

  1. Аффилиативно-интеграционная функция.

Обмен сплетнями свидетельствует о сходстве ценностей и характеров. Те, с кем человек занимаемся сплетничаньем, тот считается «своим»[7, с.194].

Сплетня – не слух, которым можно поделиться «на ходу» с любым собеседником. Она требует определенного, подчас даже извращенного вкуса.

Сплетники – особенные люди. Как правило, они образуют свою компанию, создают своеобразный информационный «кружок». Аффилиативная сила сплетни увеличивается за счет ее интеграционных свойств. Сплетня – один из важных инструментов формирования специфического «мы – сознания», психологического возникновения «своей» общности. Давно известно: «Те, с кем человек занимается сплетничеством, – это всегда как бы «свои». Таким образом, проявляется и укрепляется внутренняя связь и обособленный характер группы (клики, «котерии», или даже массы). Сплетня становится плоскостью противопоставления «мы — они».

  1. Развлекательно-игровая. В сплетне можно найти различные формы комизма – прозаические кулисы того, кто пользуется всеобщим почетом, величие и обыденность великих людей, забавные конфликты социальных ролей и т.д.[7, с.194].

В отличие от слуха, который  обычно воспринимают и передают всерьез, сплетню распространяют легко, как  бы играючи, с шуткой и определенной иронией. Этому способствуют и некоторая легкомысленность содержания сплетен, и их подчас достаточно юмористический характер.

Справедливо было подмечено: С. Ендржевским: «В сплетне можно найти различные формы комизма – прозаические кулисы того, что пользуется всеобщим почетом, величие и обыденность одних и тех же людей, забавные конфликты социальных ролей и т. д.» [9, с. 115].

Сплетни сближаются с  анекдотами, но носят более конкретный и правдоподобный характер. Как и  анекдот, сплетня – способ развлечь другого человека. 

  1. Проекционно-компенсаторная функция.

Почти любая сплетня, даже имеющая в основе достоверные  факты, это «придуманная» информация – не сообщение информационного агентства, а художественное творчество в жанре устного рассказа.

Жанр диктует свои законы: на объект сплетни проецируются вытесненные свойства и склонности сплетников, приписываются близкие  им самим характеристики людей, их личные симпатии и антипатии. В силу своей  «художественности», сплетни способствуют порождению и сохранению легенд и мифов, поставляя якобы подтверждающие их факты, «обоснования» и «иллюстрации».

Некоторые сплетни из жизни «великих» или просто известных  и популярных людей находят место  на страницах развлекательных изданий (рубрика «Светские хроники»). Таким образом, сплетни могут менять жанр – из неофициальной информации, передаваемой «по секрету», «из уст в уста», они превращаются в печатную, публичную и институционализированную информацию. К ней же предъявляются иные критерии достоверности – напечатанное в газете или сказанное с телеэкрана воспринимается как практически бесспорный факт.

Информация о работе Сплетни как неформальная коммуникация