Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 17:04, реферат
Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким из всех трёх (автор Б.М. Теплов)
Таким образом, под способностями понимаются устойчивые свойства людей, которые определяют успехи, достигнутые ими в различных видах деятельности.
1. Способности и их виды...........................................................................................2
2. Способности и задатки............................................................................................5
3. Условия развития и формирования способностей...............................................7
Литература
1. Способности и их виды..........................
2. Способности и задатки.......................
3. Условия развития и формирования
способностей..................
Литература
1.Способности и их виды
В современной психологии
и на протяжении всей истории её
развития можно встретить разные
определения понятия «
1. Способности- свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психологических процессов и состояний. Это наиболее широкое и старое определения способностей.
2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение было распространено в психологии XVIII- XIX веков.
Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким из всех трёх (автор Б.М. Теплов)
Таким образом, под способностями
понимаются устойчивые свойства людей,
которые определяют успехи, достигнутые
ими в различных видах
Виды способностей:
Число человеческих способностей соответствует разнообразию видов деятельности, в которые включаются люди. Кроме разделения способностей по видам деятельности, в которых они проявляются, способности принято делить на общие и специальные.
Общими называются такие способности, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним, например, относится уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, ручные движения и работоспособность.
Специальные - это способности к определённым видам деятельности: музыкальные, изобразительные, лингвистические и другие.
Выделяют следующие виды специальных способностей:
Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
Природа специальных способностей. Изучая конкретно — психологическую характеристику способностей, можно выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий.
Конкретный пример: Для
математика недостаточно иметь хорошую
память и внимание. Людей, способных
к математике, отличает умение уловить
порядок, в котором должны быть расположены
элементы, необходимые для
Музыкальные способности можно разделится на две группы:
Музыкальные способности
в существующий общей психологической
классификации относятся к
В экстремальных условиях, когда возникает необходимость решить сверхзадачу, у человека могут восстановиться, либо резко усилиться способности.
Уровни развития способностей:
Стадии развития способностей:
Уровни развития способностей:
2. Способности и задатки.
Кроме способностей существует понятие задатки. Задатки- это качества, благодаря которым у человека могут успешно формироваться и развиваться способности. Без соответствующих задатков хорошие способности невозможны, но задатки это вовсе не всегда гарантия того, что у человека обязательно появятся хорошие способности. Люди отличаются друг от друга по своим задаткам, и этим объясняется то, почему при равных условиях обучения и воспитания у одних людей способности быстрее развиваются, достигают, в конечном счете, более высокого уровня, чем у других.
Основные отличия задатков
от способностей в следующем. Задатки
даны (заданы - отсюда и название) человеку
с рождения или возникают благодаря
естественному развитию организма.
Способности приобретаются в
результате обучения. Для того, чтобы
иметь задатки, человеку не нужно
принимать со своей стороны никаких
усилий. Задатки не «требуют», чтобы
человек активно включался в
те виды деятельности, с которыми эти
задатки функционально связаны.
Способности без активного
Задатки, как и способности, могут быть различными. Есть задатки, которые связаны с общими и специальными способностями, центральные и периферические, сенсорные и двигательные.
К общим задаткам относятся
те, которые касаются строения и
функционирования организма человека
в целом или его отдельных
подсистем: нервной, эндокринной, сердечно
- сосудистой, желудочной. К специальным
относятся задатки, соотносимые
с работой отделов коры головного
мозга: информационного (зрительного,
слухового, двигательного, обонятельного,
осязательного и других) и мотивационного
(сила и специфика эмоциональных
процессов и потребностей организма).
Центральные задатки касаются анатомо-физиологического
строения ЦНС и внутренних органов
человека. Периферические задатки связаны
с работой периферических отделов
органов чувств. Сенсорные задатки
характеризуют процессы восприятия
и переработки человеком
На протяжении многих лет психологии вели дискуссию о природе человеческих способностей. Правильное понимание сущности способностей человека предполагает выяснение отношения к мозгу- субстрату всех психологических процессов, состояний, качеств и особенностей. Как и все индивидуально- психологические особенности личности, способности не приобретаются человеком в готовом виде, как нечто данное ему от природы, врожденное, а формируются в жизни и деятельности.
На свет человек появляется без психологических свойств, а лишь с общей возможностью их приобретения. Только в результате их взаимодействия с действительностью и активной деятельности человеческий мозг начинает сражать окружающий мир, обнаруживая свои индивидуально- психологические качества и особенности (в том числе и способности). В таком смысле и следует понимать принятое в научной психологии положение, что способности не являются врожденными.
Чтобы задатки превратились в ярко - выраженные способности, необходимо с детства создавать условия для их формирования: занятие детей техническим, научным и художественным творчеством, многоплановость деятельности ребенка, широта и разнообразие сфер его общения.
Организуя детскую деятельность,
формирующую и развивающую
3. Условия развития и формирования способностей.
Общие условия формирования способностей. В способностях каждого человека выражается концентрированный исторический и индивидуальный опыт деятельности. Накопленные предшествующими поколениями знания составляют ту исходную основу, опираясь на которую люди могут ставить новые задачи и решать их. Достигнутый уровень знания и культуры предъявляет новые требования к человеку к его способностям. То, чего мог достигнуть в предшествующие исторические эпохи лишь выдающийся человек, теперь легко усваивает школьник.
Следовательно, развитие способностей связано с овладением человеком накопленной в поколениях материальной и духовной культурой, знаниями. Как справедливо указывает А. Н. Леонтьев, "процесс овладения миром предметов и явлений, созданных людьми в процессе исторического развития общества, и есть тот процесс, в котором происходит формирование у индивида специфически человеческих способностей и функций"'. Овладение культурой, знаниями происходит в процессе деятельности индивида.
В ходе деятельности человек, во-первых, познает свойства материалов, психические качества людей, а также собственные силы и возможности; во-вторых, приноравливает и приспосабливает свои силы к требованиям деятельности; в-третьих, формирует в себе недостающие свойства. Вот почему деятельность необходимо рассматривать как источник и фактор формирования и развития способностей.
Н. К. Крупская отмечала, что уже в игровой деятельности маленького ребенка начинают формироваться его способности. Ребенок строит из кубиков дом, переставляет в разные позиции оловянных солдатиков, и в это время у него формируются некоторые предпосылки архитектурных и математических способностей. Учебная деятельность создает возможность не только испытать ребенка во всех отношениях, но и формировать его всесторонне. Роль обучения и воспитания в развитии способностей. В развитии и формировании способностей особую роль играют обучение и воспитание.
Способности могут развиваться стихийно в процессе деятельности, но для этого требуется и больше времени и больше сил. Обучение и воспитание ускоряют этот процесс, так как устраняют образование ненужных звеньев в механизме деятельности. В процессе обучения ребенок овладевает знаниями двух видов: о событиях природной и общественной реальности и о способах решения теоретических и практических задач.
Знания закономерностей действительности и исторического опыта познания, накопленного человечеством, обеспечивают человеку подготовленность к деятельности и формирование способностей.
Для формирования способностей особое значение имеет овладение рациональными способами решения задач. Эти способы, будучи обобщены и стереотипизированы, становятся звеньями способностей. В соответствии с дифференциацией двух видов знаний следует различать уровень обученности и уровень обучаемости ученика.
В первом случае речь идет об определенном объеме и качестве знаний о действительности, во втором - о сформированнocти психологических cвoйcтв, операций, способов умственной и практической деятельности, которые обеспечивают дальнейшее продвижение учащегося в учении и труде. Соответствие обученности обучаемости является наиболее благоприятным для развития личности. В тех случаях, когда имеет место разрыв между этими явлениями, возникает, как справедливо указывает Б. Г. Ананьев, парадоксальное явление, когда при дальнейшем нарастании суммы усваиваемых знаний, навыков и умений происходит застой или даже относительное замедление роста умственных сил, способностей детей, особенно к обобщению и применению знаний на практике.