Способности и их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 17:04, реферат

Описание работы

Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким из всех трёх (автор Б.М. Теплов)
Таким образом, под способностями понимаются устойчивые свойства людей, которые определяют успехи, достигнутые ими в различных видах деятельности.

Содержание работы

1. Способности и их виды...........................................................................................2
2. Способности и задатки............................................................................................5
3. Условия развития и формирования способностей...............................................7
Литература

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word Психология.docx

— 33.01 Кб (Скачать файл)

                                                   Содержание

1. Способности и их виды...........................................................................................2

2. Способности и задатки............................................................................................5

3. Условия развития и формирования способностей...............................................7

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Способности  и их виды

В современной психологии и на протяжении всей истории её развития можно встретить разные определения понятия «Способности»:  

1.   Способности- свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психологических процессов и состояний. Это наиболее широкое и старое  определения способностей.

2.   Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение было распространено в психологии XVIII- XIX веков.

Способности - это то, что  не сводится к знаниям, умениям и  навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление  и эффективное использование  на практике. Это определение принято  сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким из всех трёх (автор Б.М. Теплов)

Таким образом, под способностями  понимаются устойчивые свойства людей, которые определяют успехи, достигнутые  ими в различных видах деятельности. Есть, например, способности, от которых  зависят успехи в обучении. Они  определяются скоростью и качеством  приобретаемых человеком знаний, умений, навыков. Есть также музыкальные, художественно - изобразительные, литературные, лингвистические, математические, организаторские  и множество других способностей.

Виды способностей:

Число человеческих способностей соответствует разнообразию видов  деятельности, в которые включаются люди. Кроме разделения способностей по видам деятельности, в которых  они проявляются, способности принято  делить на общие и специальные.

Общими называются такие  способности, которые одинаковым образом  проявляют себя в различных видах  человеческой деятельности. К ним, например, относится уровень общего интеллектуального  развития человека, его обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, ручные движения и работоспособность.

Специальные - это способности  к определённым видам деятельности: музыкальные, изобразительные, лингвистические  и другие.

Выделяют следующие  виды специальных способностей:

  • учебные и творческие
  • умственные и специальные
  • математические
  • конструктивно-технические
  • музыкальные
  • литературные
  • художественно-изобразительные
  • физические способности

Учебные и творческие способности  отличаются друг от друга тем, что  первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком  знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как  второе — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Природа специальных способностей. Изучая конкретно — психологическую характеристику способностей, можно выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий.

Конкретный пример: Для  математика недостаточно иметь хорошую  память и внимание. Людей, способных  к математике, отличает умение уловить  порядок, в котором должны быть расположены  элементы, необходимые для математического  доказательства. Наличие интуиции такого рода — есть основной элемент математического творчества.

Музыкальные способности  можно разделится на две группы:

  1. технические (игре на данном музыкальном инструменте или пение)
  2. слуховые (музыкальный слух).

Музыкальные способности  в существующий общей психологической  классификации относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для  успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой.

В экстремальных условиях, когда возникает необходимость  решить сверхзадачу, у человека могут  восстановиться, либо резко усилиться  способности.

Уровни развития способностей:

  • репродуктивный
  • творческий

Стадии развития способностей:

  • Задатки
  • Способности
  • Одаренность
  • Талант
  • Гениальность

Уровни развития способностей:

  • репродуктивный
  • реконструктивный
  • творческий

 

 

 

 

2. Способности  и задатки.

Кроме способностей существует понятие задатки. Задатки- это качества, благодаря которым у человека могут успешно формироваться  и развиваться способности. Без  соответствующих задатков хорошие  способности невозможны, но задатки  это вовсе не всегда гарантия того, что у человека обязательно появятся хорошие способности. Люди отличаются друг от друга по своим задаткам, и этим объясняется то, почему при  равных условиях обучения и воспитания у одних людей способности  быстрее развиваются, достигают, в конечном счете, более высокого уровня, чем у других.

Основные отличия задатков от способностей в следующем. Задатки  даны (заданы - отсюда и название) человеку с рождения или возникают благодаря  естественному развитию организма. Способности приобретаются в  результате обучения. Для того, чтобы  иметь задатки, человеку не нужно  принимать со своей стороны никаких  усилий. Задатки не «требуют», чтобы  человек активно включался в  те виды деятельности, с которыми эти  задатки функционально связаны. Способности без активного участия  человека в тех видах деятельности, к которым они относятся, не формируются.

Задатки, как и способности, могут быть различными. Есть задатки, которые связаны с общими и  специальными способностями, центральные  и периферические, сенсорные и  двигательные.

К общим задаткам относятся  те, которые касаются строения и  функционирования организма человека в целом или его отдельных  подсистем: нервной, эндокринной, сердечно - сосудистой, желудочной. К специальным  относятся задатки, соотносимые  с работой отделов коры головного  мозга: информационного (зрительного, слухового, двигательного, обонятельного, осязательного и других) и мотивационного (сила и специфика эмоциональных  процессов и потребностей организма). Центральные задатки касаются анатомо-физиологического строения ЦНС и внутренних органов  человека. Периферические задатки связаны  с работой периферических отделов  органов чувств. Сенсорные задатки  характеризуют процессы восприятия и переработки человеком информации, воспринимаемой при помощи различных  органов чувств, а двигательные относятся  к работе мышечного аппарата и  управляющих им отделов ЦНС.

На протяжении многих лет  психологии вели дискуссию о природе  человеческих способностей. Правильное понимание сущности способностей человека предполагает выяснение отношения  к мозгу- субстрату всех психологических  процессов, состояний, качеств и особенностей. Как и все индивидуально- психологические особенности личности, способности не приобретаются человеком в готовом виде, как нечто данное ему от природы, врожденное, а формируются в жизни и деятельности.

На свет человек появляется без психологических свойств, а  лишь с общей возможностью их приобретения. Только в результате их взаимодействия с действительностью и активной деятельности человеческий мозг начинает сражать окружающий мир, обнаруживая  свои индивидуально- психологические  качества и особенности (в том  числе и способности). В таком  смысле и следует понимать принятое в научной психологии положение, что способности не являются врожденными.

Чтобы задатки превратились в ярко - выраженные способности, необходимо с детства создавать условия  для их формирования: занятие детей  техническим, научным и художественным творчеством, многоплановость деятельности ребенка, широта и разнообразие сфер его общения.

Организуя детскую деятельность, формирующую и развивающую способность  детей, необходимо соблюдать психологические  требования: создание положительного эмоционального настроения, поддерживающего  интерес ребёнка к данному  виду деятельности; творческий характер деятельности; оптимальный уровень  трудности выполняемой деятельности.  

 

 

 

 

3. Условия развития  и формирования способностей.

Общие условия формирования способностей. В способностях каждого  человека выражается  концентрированный  исторический и индивидуальный опыт деятельности. Накопленные предшествующими поколениями знания составляют ту исходную основу, опираясь на которую люди могут ставить новые задачи и решать их.  Достигнутый  уровень знания и культуры предъявляет новые требования к человеку к его способностям.  То,  чего мог достигнуть в предшествующие исторические  эпохи  лишь  выдающийся человек,  теперь легко усваивает школьник.

Следовательно, развитие  способностей связано с овладением человеком накопленной в поколениях материальной и духовной культурой,  знаниями. Как справедливо указывает А. Н. Леонтьев, "процесс овладения миром предметов и  явлений,  созданных  людьми  в процессе исторического развития общества,  и есть тот процесс, в котором происходит формирование у индивида специфически  человеческих способностей и функций"'. Овладение культурой,  знаниями происходит в процессе  деятельности индивида. 

В ходе деятельности человек, во-первых, познает свойства материалов,  психические  качества   людей,   а   также собственные силы  и  возможности;  во-вторых,  приноравливает и приспосабливает свои силы к требованиям деятельности; в-третьих, формирует  в себе недостающие свойства.  Вот почему деятельность необходимо рассматривать как источник и фактор формирования и развития способностей.

Н. К. Крупская отмечала, что  уже в игровой деятельности маленького ребенка начинают формироваться  его способности. Ребенок строит  из  кубиков дом,  переставляет в разные позиции оловянных солдатиков,  и в это время у него формируются некоторые предпосылки архитектурных и математических способностей. Учебная деятельность создает возможность не  только  испытать ребенка во всех отношениях, но и формировать его всесторонне. Роль обучения и воспитания в развитии способностей. В развитии и формировании способностей особую роль играют обучение и воспитание.

Способности могут развиваться  стихийно в  процессе  деятельности, но для этого требуется и больше времени и больше сил. Обучение и воспитание ускоряют этот процесс,  так как  устраняют образование ненужных звеньев в механизме деятельности. В процессе обучения ребенок овладевает знаниями двух видов:  о событиях  природной и общественной реальности и о способах решения теоретических и практических задач.

Знания  закономерностей действительности  и  исторического опыта познания,  накопленного человечеством,  обеспечивают человеку подготовленность  к  деятельности и формирование способностей.

Для формирования способностей особое значение имеет овладение  рациональными  способами решения задач.  Эти способы, будучи обобщены и стереотипизированы, становятся звеньями способностей. В соответствии  с  дифференциацией  двух  видов знаний следует различать уровень обученности и уровень обучаемости  ученика.

В первом случае речь идет об определенном объеме и качестве знаний о  действительности,  во  втором  -  о   сформированнocти психологических cвoйcтв, операций, способов умственной и практической деятельности, которые обеспечивают дальнейшее продвижение учащегося в учении и труде. Соответствие обученности обучаемости является наиболее благоприятным для развития личности.  В тех случаях, когда имеет место разрыв между этими явлениями,  возникает, как справедливо указывает Б. Г. Ананьев, парадоксальное явление, когда при дальнейшем нарастании суммы усваиваемых знаний, навыков и умений происходит застой  или  даже относительное замедление роста умственных сил, способностей детей,  особенно к обобщению и применению знаний на практике.

Информация о работе Способности и их виды