Способности и их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 17:04, реферат

Описание работы

Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким из всех трёх (автор Б.М. Теплов)
Таким образом, под способностями понимаются устойчивые свойства людей, которые определяют успехи, достигнутые ими в различных видах деятельности.

Содержание работы

1. Способности и их виды...........................................................................................2
2. Способности и задатки............................................................................................5
3. Условия развития и формирования способностей...............................................7
Литература

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word Психология.docx

— 33.01 Кб (Скачать файл)

Способности развиваются  постепенно, но неравномерно. В развитии способностей первичным фактором является постепенное структурирование природных  свойств применительно  к требованиям деятельности.  Чувствительность глаза, например,  соотносится с сенсомоторной активностью руки при развитии  способностей к живописи,  слуховая чувствительность – с речедвигательной регуляцией у певца и т. п. Иными словами,  образуется определенная,  единая специальная сенсомоторная организация индивида,  составляющая опорное свойство его способности.  В свою очередь эта сенсомоторная организация начинает соотноситься с другими свойствами личности: со специфическими видами памяти,  образным,  художественным или научным мышлением,  с особенностями эмоциональной отзывчивости и характера.  
 Овладение знаниями  и умениями в процессе деятельности и постепенное их обобщение  приводят  к  образованию  специальных  и вместе с тем универсальных механизмов,  или систем,  деятельности, обеспечивающих решение все усложняющихся новых задач.

На первом  этапе  развития  способности  имеют репродуктивный и подражательный характер, но чем раньше и отчетливее выступают оригинальные, творческие элементы, тем больше оснований говорить об одаренности.  В процессе обучения и воспитания  можно создать  наиболее  оптимальные  условия для быстрого перехода способности с одного уровня развития на другой,  более  высокий. Для этого, прежде всего необходимо обеспечить такие условия,  чтобы ребенок как можно более активно решал учебные задачи.  Это возможно осуществить только тогда,  когда воспитатель, учитель или классный руководитель научат ребенка самостоятельно заниматься, сформируют у него необходимые для этого обобщенные умения.  
 Благодаря этому  способности  переходят на второй этап развития, для которого характерны творческие элементы в деятельности, самостоятельность в постановке и решении вопросов. Так создаются внутренние предпосылки для саморазвития  и  самовоспитания способностей. Способности развиваются  неравномерно:  одни - раньше,   другие - позже, по мере накопления знаний и опыта.

Раньше всех начинают развиваться  музыкальные, затем изобразительные  способности (дошкольный возраст).  Поэтическое дарование бурно развивается в подростковом возрасте,  из способностей  к  наукам наиболее рано развиваются математические способности. У великих математиков математическая зрелость наступает в  20  лет. Одни и те же способности могут развиваться то более быстрыми, то более медленными темпами,  в зависимости от  условий  деятельности  и воспитания. Так,  какое-либо собственное открытие способа действий или  овладение  новыми  способами  действий, разработанными  другими,  создает новые возможности не только для повышения продуктивности труда,  но и для более  быстрого развития способностей. Наоборот, прекращение поисков, самоуспокоенность и самоудовлетворенность могут резко снизить  темп развития способностей.  Неблагоприятно сказывается на развитии способностей  чрезмерная умственная или физическая перегрузка,  приводящая к переутомлению и к снижению уровня трудоспособности. Учителю о воспитании способностей. Учителю, развивающему способности учащихся, необходимо  помнить  о  следующих  основных  условиях, обеспечивающих успех его деятельности. 
 Первое условие  - знать во всех отношениях щебенка,  учитывать его силы и возможности в разных учебных предметах, видах физического  труда  и общественной работы.  Это позволит выявить ту область знаний и ту деятельность,  к которой наиболее способен ребенок  по  своим психофизиологическим свойствам,  а вместе с тем учесть те недостатки в его природной организации и развитии,  на которые нужно обратить особое внимание, чтобы развить нужные качества и образовать в случае надобности компенсаторные механизмы, необходимые для успешной деятельности, и тем самым усилить и возможности реализации основной способности. Иными словами, знание ребенка во  всех- отношениях является условием составления плана формирования его способностей.

Второе условие - обеспечить соответствие между уровнем обученности  и уровнем обучаемости.  В практике работы школы одно  время обращали главное внимание на то, в какой степени ребенок овладел определенным объемом знаний, и совершенно упускали из виду, насколько ребенок овладел умением учиться,  не учитывали, насколько развилась у ребенка обучаемость,  которая хотя и не равнозначна способности,  но  включается в нее как один из внутренних компонентов.  Формирование обучаемости вместе с тем  есть  и  процесс формирования общих способностей индивида.

Третье условие - процесс  обучения должен носить творческий характер. Первостепенное значение имеет постановка перед учащимися проблемных вопросов, творческих работ, задач, которые решаются с помощью учителя,  а затем все больше и больше самостоятельно самими школьниками. Так постепенное обучение возбуждает активность мысли  детей,  развивает их пытливость и творческое воображение, формирует положительное отношение к учению, овладению знаниями. При этом обучение должно воспитывать морально-волевые качества учащихся, необходимые для творческой деятельности. В. Г. Белинский заметил, что, когда человек теряет нравственные достоинства, его покидают ум и талант.

Формирование нравственного  идеала передового  советского человека имеет существенное значение в становлении качественных особенностей способного человека.

Четвертое условие  - сочетать обучение с практикой,  с трудом. Только при этом условии создаются универсальные связи и та "умелость", которая обеспечивает успешное решение как теоретических, так и практических задач. Знания о разных отраслях производства, проба  сил в различных видах труда имеют первостепенное значение в выявлении склонностей и развитии способностей. Особое значение имеет организация творческих заданий в труде, без которых невозможно развить творческие силы и способности учащихся. 
 Пятое условие - вести,  систематически профориентационную работу, с тем чтобы каждый школьник мог свободно выбрать в соответствии  со своими  склонностями  и  способностями специальность и начать готовиться к ней уже в школьный период жизни.

Шестое условие - формировать  активные черты личности,  и в первую очередь самостоятельность, трудолюбие и организованность, без  чего  невозможна  полная  реализация потенциальных сил и способностей индивида и максимальное их развитие  в  деятельности.

Седьмое условие – правильно, сочетать общие требования с индивидуальными  подходами к учащимся. Способности  могут развиваться неравномерно.  Нередко  временный застой  в  их  развитии понимается как определенный достигнутый’ «потолок" или как неспособность. Однако достаточно бывает выяснить причины застойности (переутомление, отсутствие условий для образования и совершенствования  необходимых  свойств личности,  потеря  интереса или его переключение,  трудности, возникающие вследствие пробела в знаниях,  и т.  п.) и устранить  тормозы в развитии,  как способности поднимаются на новый, более высокий уровень развития. Необходимо давать больше духовной "пищи" способным детям, с тем, чтобы они постоянно росли.

Следует выявить склонности и развивать  способности  у  так  называемых неспособных учащихся: ведь они "ни к чему не способны" потому,  что  мы  просто  не знаем,  к чему они способны, а это узнать необходимо. Следует уделить должное внимание и так называемым "средним" учащимся, так  как за "средне" развитым ребенком нередко скрывается потенциально богатая личность.

Указанные условия обеспечивают формирование у школьника необходимых  психических и нравственных свойств  в их единстве, что и составляет  внутреннее условие образования цельной,  активной личности социалистического общества,  способной творчески решать  общественно  значимые задачи.  Выявление и формирование способностей в широких массах, у подрастающих поколений - одно  из условий дальнейшего материального и духовного развития нашего общества.

 

 

                                            ЛИТЕРАТУРА

1.  Р.С. Немов, «Психология»   Москва, Просвещение, 1990г. – 280 с.

2.  Р.С. Немов, «Психология»  Москва, Просвещение, 1995г. – 195 с.

3.  Под редакцией А.В. Петровского, «Общая психология» Москва, Просвещение, 1986г. – 125 с.  

 

 




Информация о работе Способности и их виды