Способности, задатки и индивидуальные различия людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы: рассмотрение индивидуальных различий в способностях человека.
В соответствии с целью можно выделить следующие задачи:
Рассмотрение общих характеристик способностей;
Обзор природы способностей;
Раскрытие уровней развития способностей;
Исследование индивидуальных различий в способностях.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Понятие о способностях. Задатки, навыки, умения.
Понятие способностей.
Классификация способностей.
Уровни развития способностей.
Природа человеческих способностей.
Способности и задатки.
Навыки и умения.
Глава 2. Индивидуальные особенности способностей и их развитие.
2.1 Индивидуальные различия в способностях людей и их природные предпосылки.
2.2 Развитие способностей.
Заключение.
Список используемой лиературы.

Файлы: 1 файл

курсовая юли.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

Автоматизированные компоненты (составные части) сознательной деятельности, выработанные в процессе ее выполнения, называются навыками. Навыки характеризуются тем, что действия выполняются легко и быстро, как бы сами собой, с меньшим участием сознания и с наименьшей затратой сил. Опытный мастер лучше работает и меньше устает, чем начинающий работник.

Пианист играет на рояле. Его руки быстро бегают по клавишам, он не задумывается над тем, в какой момент и куда ставить тот или иной палец. Получается впечатление, что эти движения он совершает без участия сознания. Однако его игра в целом все время остается сознательной. Когда навык выработан, контроль над отдельными движениями почти отсутствует.

Полный контроль со стороны сознания иногда может даже помешать выполнить действие. Когда человек учится плавать каким-нибудь стилем, он следит за правильностью движений. Но если он научился быстро плавать и теперь старается каждое движение контролировать, это вредно отражается на скорости. Но общий контроль за всей деятельностью, как бы механически ни выполнялись отдельные компоненты, у нас остается, хотя мы и сами часто этого не замечаем. Так, идя по ровной дороге и не осознавая, какие движения совершают наши ноги, мы, едва заметив неровности пути, начинаем ступать осторожнее, обходя любое препятствие, которое встречается на дороге.

Навыки входят почти во все виды нашей деятельности и составляют подавляющую часть всяких движений, которые мы совершаем. Некоторые психологи предполагают, что около 90% всего, что человек делает, он выполняет благодаря выработанным навыкам. Они не только облегчают труд, но и открывают возможности для творческой работы, освобождают нас от необходимости следить за менее сложными действиями. Так, ученик, пишущий сочинение, мало мог бы думать над его содержанием, если бы из-за отсутствия соответствующего навыка был принужден следить за техникой написания каждой буквы, каждого слова.

Физиологическими основами навыков являются образующиеся в коре мозга в результате повторных движений сложные условные рефлексы, системы временных связей, при которых одно возбуждение вызывает, как по цепочке, серию других возбуждений. Эти системы связей И. П. Павлов, как известно, назвал динамическими стереотипами. Выработка навыков зависит от деятельности не только коры, но и подкорки. Управление автоматизированным навыком осуществляется подкорковыми нервными центрами. Однако контроль за действием остается за корой больших полушарий.

В зависимости от вида деятельности навыки можно разделить на четыре группы:

  • Двигательные навыки (ходьба, бег, многочисленные спортивные навыки);
  • Сенсорные, связанные с восприятиями предметов и явлений (навык различения оттенков цветов);
  • Интеллектуальные (в том числе учебные);
  • Смешанные навыки, которые включают различные виды деятельности (навыки культурного поведения, бытовые, гигиенические).

 

К учебным навыкам относятся навыки чтения, письма, графические, вычислительные навыки и др. Без выработки учебных навыков невозможно изучение ни одного предмета в школе. Чем прочнее навыки, тем успешнее проходит процесс обучения. Одни навыки влияют на формирование других навыков. Это влияние может быть положительным или отрицательным. Если ученик приобрел навык красивого, четкого и чистого письма, то этот навык переносится и на выполнение чертежных работ. Положительное влияние ранее приобретенного навыка на формирование нового называется переносом навыков. Он возможен там, где в структуре движений навыки имеют много общего.

Спортсмену-спринтеру, преодолевающему короткие дистанции с предельной скоростью, нетрудно приобрести навык прыжков в длину, так как в обоих видах спорта выполняются сходные движения, требующие напряжения одних и тех же мышц.

Но бывает и так, что усвоенный навык мешает приобретению нового. Если до поступления в школу ребенок стал при письме неправильно держать ручку, ложиться грудью на стол, то учителю трудно научить такого ребенка правильному письму, так как мешает прежний навык. Вредное, отрицательное влияние ранее выработанных навыков на приобретение новых навыков называется интерференцией навыков. Интерференция навыков бывает очень сильной, поэтому переучивать человека, который приобрел неправильный навык, нередко оказывается труднее, чем учить того, кто еще никакого навыка в данной работе не имеет. В процессе обучения возможно использовать перенос и избежать интерференции навыков, если ребенок вполне сознательно относится к работе. Важно также путем повторений прочно закреплять правильно выработанный навык.

Приобретенные навыки не всегда сохраняются на всю жизнь. Если нет повторных действий, то навыки, как правило, разрушаются. При этом в первую очередь утрачивается высокое качество, совершенство движений, отработанное длительной тренировкой: быстрота, ловкость и т. д. Основная структура движений, позволяющая как-то выполнить данное действие, еще длительное время сохраняется. Так, человек, научившийся плавать или кататься на коньках еще в юном возрасте и не занимающийся в течение ряда лет ни тем, ни другим, не утратил полностью этих навыков. Войдя в воду, он поплывет, а став на коньки, поедет, но будет выполнять эти действия очень неуверенно, медленно, несовершенно.

Навыки образуются путем заучивания (через повторение) определенных движений, необходимых для выполнения соответствующих действий. Большую роль в формировании навыков играет первая сигнальная система: ощущения, восприятия и представления (особенно двигательные). Они сигнализируют в соответствующие участки мозга о совершаемых движениях, а из мозга идут обратные сигналы, требующие исправления сделанного (так называемая обратная связь). Удачные движения повторяются, и поэтому их механизмы в мозге упрочиваются, закрепляются. Неудачные не повторяются и постепенно исчезают.

Так происходит в животном мире и у людей. Но у человека выработка навыков совершается с участием мышления и речи, происходит осмысленное овладение навыком.

Повторное выполнение действий в целях усовершенствования данной деятельности называется упражнением. Оно приводит к увеличению количества правильно выполняемых действий и к уменьшению числа ошибок.

Для большей наглядности процесс выработки навыка можно изобразить графически при помощи так называемых кривых упражнений. На горизонтальной прямой обозначают порядковые номера повторений, на вертикальной прямой откладывают показатели успешности действий или количество допущенных ошибок. На чертеже получается кривая линия, подъем или падение которой показывает результаты упражнений.

От навыков следует отличать умения. На основе полученных знаний можно уметь что-то делать, но еще не владеть навыком выполнения этого дела. Так, во втором полугодии первоклассник уже умеет писать, но нельзя сказать, что он овладел навыком письма, так как пишет он еще очень медленно и не всегда правильно и чисто. Но в дальнейшем школьник приобретает этот навык, овладевая в конце концов и скорописью.

Здесь навык образуется на базе приобретенного умения, а оно основано на знаниях (как писать ту или иную букву).

Но бывает, что, владея навыком, человек на его базе совершенствует умение. Например, ученик, имеющий навык чтения, еще не умеет выразительно читать. Под руководством учителя он приобретает это умение. Но конечно, школьник не научился бы этому искусству, если бы уже хорошо не овладел навыком чтения. Здесь умение вырабатывается на основе приобретенного навыка.

Таким образом, умения – это более или менее совершенные способы выполнения каких-либо действий, основанные на знаниях или навыках, приобретенных человеком в процессе деятельности. Умение – это подготовленность к выполнению действия, а навык – это автоматизированное звено деятельности.

Как видно из приведенных примеров, умения могут быть разных уровней: в одних случаях они могут предшествовать формированию навыков, в других – являются дальнейшим развитием деятельности.

Навык не может выработаться без длительных упражнений, т.е. повторений действий. Умение может появиться и без большого числа упражнений. Для умения важно понимание того, что требуется, знание способа выполнения действия.

На уроке труда учитель показал ученику, как надо обрабатывать деталь, и спросил его: «Понял?» - «Да». – «Сделай то, что я тебе объяснил». Ученик сначала делает не очень удачно, затем правильно. «Хорошо, - говорит учитель, - теперь ты без меня сумеешь сделать, но надо ещё поупражняться, приобрести навык». А затем преподаватель на основе приобретенного навыка будет требовать от ученика более совершенного умения. Оно может включать разные варианты, в частности правильные действия, в разных условиях работы. Такое умение уже приближается к мастерству.

 

 

 

 

 

                                               Глава 2.

      Индивидуальные особенности способностей и их развитие.

 

2.1 Индивидуальные различия в способностях людей и их природные предпосылки.

Наблюдение за деятельностью  людей показывает, что в их способностях есть определенные отличия. Способности - это общечеловеческие свойства.

Человек может то, чего не сможет наиболее организованное животное. Вместе с тем в способностях проявляется и индивидуальное своеобразие каждого человека.

Наличие индивидуальных различий в способностях человека является неоспоримым фактом. Они проявляются в том, к чему особенно способен определенный человек и в какой степени проявляются у нее способности. Здесь может оказаться качественная характеристика способности, уровень ее развития у человека.

Так, один человек способный  к музыке, другой – к технике, третий – к научной работе, четвертый – к рисованию и т.п.

В пределах одной способности  люди могут проявлять разный уровень  способностей - низкий, посредственный, высокий. Чем обусловлены такие  различия? Они не являются врожденными, хотя мы иногда слышим, например, что "этот ребенок способный" или "не способный" от природы.

Как и все другие индивидуально-психологические  особенности, способности не даются человеку в готовом виде как нечто  присущее ей от природы.

Способности каждого  человека, его индивидуальные особенности  являются результатом ее развития. Отстаивать такой взгляд необходимо, поскольку существовали различные толкования роли наследственного в способностях людей.

Так, еще Платон утверждал, что способности являются прирожденными, и все знания, которыми пользуется человек, - это ее воспоминания о пребывании в идеальном мире "абсолютных знаний". У Р. Декарта является учение о врожденности способностей, известное как учение о врожденных идеях.

Неправомерным оказалась  гипотеза о зависимости способностей от массы мозга. Известно, что масса мозга взрослого человека составляет примерно 1400-1600 г. Мозг И. Тургенева весил 2012 г, А. Франса - 1017 г. Но все они были выдающимися людьми с высоким уровнем развития способностей.

Наиболее правомерным  является гипотеза о связи задатков с микроструктурой мозга и органов чувств, в зависимости от которой и происходит функционирования клеток, а также с дифференциальными особенностями нервных процессов (сила, уравновешенность, подвижность нервной системы, а также ее тип. Развития способностей способствует наследственность социальных условий жизни. Так, в семье И. Баха было 57 музыкантов, из которых 20 - выдающихся.

В свое время остро  критиковали теорию педологов о  фатальной обусловленности способностей людей врожденными задатками. Отрицая роковую врожденности способностей, современные психологи не отрицают врожденные дифференциальные особенности, заложенные в мозге и могут стать предпосылкой успешного выполнения любой деятельности.

Врожденные предпосылки  к развитию способностей называются задатками. Под задатками понимают природные возможности развития способностей. Материальным их основой является прежде строение мозга, коры его больших полушарий и ее функциональные свойства. Эти различия обусловлены не только наследственной природой организма, но и утробным и внеутробным развитием.

Таким образом, задатки - это не способности, а только предпосылки  к развитию способностей. Все люди имеют задатки к овладению  языком, но не все овладевают одинаковым количеством языков и не одинаково  владеют родным языком, вместо животных, не имея задатков к речевого общения, никогда не учится говорить.

Природные задатки к  развитию способностей у разных людей  не одинаковы. Этим отчасти и обусловлен направление развития способностей, а также тем, вовремя обнаружены способности, задатки и есть условия для их реализации.

Ведущую роль в развитии способностей играют не задатки, а условия  жизни, обучения людей, их образование  и воспитание. Между способностями  и задатками существует не однозначная, а многозначительная связь. Задатки есть многозначные. Какие способности сформируются на основе задатков, будет зависеть не от задатков, а от условий жизни, воспитания и обучения.

На почве одних и  тех же задатков могут развиться  различные способности.

Не все задатки, с  которыми рождается человек, обязательно превращаются в способности. Задатки, которые не находят соответствующих условий для перерастания в способности, так и остаются неразвитыми. От задатков не зависит содержание психических свойств, входящих в каждой способности. Эти свойства формируются во взаимодействии индивида с миром.

Одним из показателей  наличия природных данных, благоприятных  для развития способностей, является их раннее выявление. Биографические данные известных личностей свидетельствуют, например, о раннем обнаружении в них способностей к музыке, литературе, поэзии. В Н. Римского-Корсакова склонность к музыке проявился уже в двухлетнем возрасте, у В. Моцарта - в три года, А. Пушкин первое произведение написал в девять лет, М. Лермонтов - в десять, Леся Украинский - в тринадцать.

Иногда условия не способствуют раннему выявлению  способностей. Но при появлении таких  условиях способности могут оказаться  и позже. С. Аксаков опубликовал  свою первую книгу в 56 лет, И. Крылов первую басню - в 40 лет.

Информация о работе Способности, задатки и индивидуальные различия людей