Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 21:27, курсовая работа
Цель моей курсовой работы: рассмотрение индивидуальных различий в способностях человека.
В соответствии с целью можно выделить следующие задачи:
Рассмотрение общих характеристик способностей;
Обзор природы способностей;
Раскрытие уровней развития способностей;
Исследование индивидуальных различий в способностях.
Введение.
Глава 1. Понятие о способностях. Задатки, навыки, умения.
Понятие способностей.
Классификация способностей.
Уровни развития способностей.
Природа человеческих способностей.
Способности и задатки.
Навыки и умения.
Глава 2. Индивидуальные особенности способностей и их развитие.
2.1 Индивидуальные различия в способностях людей и их природные предпосылки.
2.2 Развитие способностей.
Заключение.
Список используемой лиературы.
В развитии способностей важную роль играет овладение знаниями, умениями, опытом. Выдающиеся индивидуальные способности людей в одном или нескольких областях деятельности называют талантом, а самих людей - талантливыми. Такие способности проявляются в творческой деятельности, творческом решении сложных практических, теоретических и художественных задач.
Наивысшую ступень развития способностей, проявляющихся в творческой деятельности, результаты которой имеют историческое значение в жизни общества, в развитии науки, литературы, искусства, называют гениальностью. Гениальность отличается от талантливости общественной значимости тех задач, которые человек решает. Гений выражает передовые тенденции своего времени.
Индивидуальные особенности способностей оказываются в разносторонности или односторонности их развития. Разносторонние способности имели М. Ломоносов, Д. Менделеев, Н. Бородин, Т. Шевченко и др.
Индивидуальные особенности способностей каждого человека является результатом ее развития. Поэтому для развития способностей нужны соответствующие социальные условия, активность личности в деятельности.
2.2 Развитие способностей.
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с первых дней жизни, и если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца. В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов. На одних из них происходит подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей, на других идет становление задатков небиологического плана, на третьих скидывается и достигает соответствующего уровня нужная способность. Все эти процессы могут протекать параллельно, в той или иной степени накладываться друг на друга. Попробуем проследить эти этапы на примере развития таких способностей, в основе которых лежат явно выраженные анатомо-физиологические задатки, хотя бы в элементарной форме, представленные с рождения.
Первичный этап в развитии любой такой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6—7 лет. Здесь происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки (задатков) для последующего развития специальных способностей.
Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. В играх детей первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразительные, иные творческие способности. Занятия различными видами творческих игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных способностей у детей.
Важным моментом в
развитии способностей у детей выступает
комплексность, т.е. одновременное
Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. В этой связи следует обсудить основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей способности человека. Эти требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.
Если деятельность ребенка
носит творческий, нерутинный характер,
то она постоянно заставляет его
думать и сама по себе становится достаточно
привлекательным делом как
Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский называл зоной потенциального развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.
Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека. В русле рассматривавшейся уже нами теории социального научения особо подчеркивалось то обстоятельство, что для приобретения и закрепления у человека новых форм поведения, необходимо научение, а оно без соответствующего подкрепления не происходит. Становление и развитие способностей — это тоже результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие. Что же касается нужного эмоционального настроя, то он создается таким чередованием успехов и неудач в деятельности, развивающей способности человека, при котором за неудачами (они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального развития) обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи, причем их количество в целом является большим, чем число неудач.
Важным моментом развития человеческих способностей является их компенсируемость, причем это относится даже к тем способностям, для успешного развития которых необходимы врожденные физиологические задатки. А.Н Леонтьев показал, что определенного уровня развития музыкального слуха можно добиться и у тех людей, ухо которых с рождения не очень хорошо приспособлено для обеспечения звуковысотного слуха (такой слух традиционно рассматривается как задаток к развитию музыкальных способностей). Если с помощью специальных упражнений научить человека интонировать звуки, т.е. воспроизводить их частоту при помощи сознательно контролируемой работы голосовых связок, то в результате резко повышается звуковысотная чувствительность и человек оказывается в состоянии различать звуки разной высоты гораздо лучше, чем он делал до этого. Правда, такое различение происходит не на тональной, а на тембральной основе, но результат оказывается одним и тем же: обученный подобным образом индивид демонстрирует почти такой же музыкальный слух, какой характерен для людей, имеющих чувствительный с рождения к высоте звука орган слуха.
Заключение.
Способности развиваются в деятельности. Недаром В.А. Обручев говорил, что способности, как и мускулы, растут при тренировке.
Поэтому первое условие для развития способностей – это воспитание потребности в деятельности. У людей ленивых, не любящих работать, избегающих усилий, как в умственном, так и в физическом труде, способности не развиваются.
О значении напряженного труда для развития способностей говорят все выдающиеся люди, добившиеся больших успехов в своей деятельности.
«Талант, - утверждает известный авиаконструктор, дважды Герой Социалистического Труда А.С. Яковлев, - это не дар божий…это прежде всего труд, труд, умноженный на терпение».
Великие люди всегда были великими тружениками. Они страстно любили свою работу, и самым тяжелым наказанием для них было лишение возможности трудиться в избранной области.
Гениальный итальянский художник XVI в. Микеланджело говорил, что он становится больным, если некоторое время не поработает резцом или кистью. И.Е. Репин утверждал, что он не добился бы успехов в живописи, если бы не следовал такому правилу: ежедневно в одно и тоже время запираться у себя в комнате и часами писать картины и этюды.
Для воспитания потребности в труде большое значение имеют интерес к работе и привычка к ней.
Список используемой литературы.
Информация о работе Способности, задатки и индивидуальные различия людей