Способности, задатки и индивидуальные различия людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы: рассмотрение индивидуальных различий в способностях человека.
В соответствии с целью можно выделить следующие задачи:
Рассмотрение общих характеристик способностей;
Обзор природы способностей;
Раскрытие уровней развития способностей;
Исследование индивидуальных различий в способностях.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Понятие о способностях. Задатки, навыки, умения.
Понятие способностей.
Классификация способностей.
Уровни развития способностей.
Природа человеческих способностей.
Способности и задатки.
Навыки и умения.
Глава 2. Индивидуальные особенности способностей и их развитие.
2.1 Индивидуальные различия в способностях людей и их природные предпосылки.
2.2 Развитие способностей.
Заключение.
Список используемой лиературы.

Файлы: 1 файл

курсовая юли.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

В развитии способностей важную роль играет овладение знаниями, умениями, опытом. Выдающиеся индивидуальные способности людей в одном или нескольких областях деятельности называют талантом, а самих людей - талантливыми. Такие способности проявляются в творческой деятельности, творческом решении сложных практических, теоретических и художественных задач.

Наивысшую ступень развития способностей, проявляющихся в творческой деятельности, результаты которой имеют  историческое значение в жизни общества, в развитии науки, литературы, искусства, называют гениальностью. Гениальность отличается от талантливости общественной значимости тех задач, которые человек решает. Гений выражает передовые тенденции своего времени.

Индивидуальные особенности  способностей оказываются в разносторонности или односторонности их развития. Разносторонние способности имели М. Ломоносов, Д. Менделеев, Н. Бородин, Т. Шевченко и др.

Индивидуальные особенности  способностей каждого человека является результатом ее развития. Поэтому  для развития способностей нужны соответствующие социальные условия, активность личности в деятельности.

 

 

2.2 Развитие  способностей.

 

Любые задатки, прежде чем  превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для  многих человеческих способностей это  развитие начинается с первых дней жизни, и если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца. В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов. На одних из них происходит подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей, на других идет становление задатков небиологического плана, на третьих скидывается и достигает соответствующего уровня нужная способность. Все эти процессы могут протекать параллельно, в той или иной степени накладываться друг на друга. Попробуем проследить эти этапы на примере развития таких способностей, в основе которых лежат явно выраженные анатомо-физиологические задатки, хотя бы в элементарной форме, представленные с рождения.

Первичный этап в развитии любой такой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6—7 лет. Здесь происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки (задатков) для последующего развития специальных способностей.

Становление специальных  способностей активно начинается уже  в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. В играх детей первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразительные, иные творческие способности. Занятия различными видами творческих игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных способностей у детей.

Важным моментом в  развитии способностей у детей выступает  комплексность, т.е. одновременное совершенствование  нескольких взаимно дополняющих  друг друга способностей. Развивать  какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя. Например, хотя тонкие и точные ручные движения сами по себе являются способностью особого рода, но они же влияют на развитие других, где требуются соответствующие движения. Умение пользоваться речью, совершенное владение ею также может рассматриваться как относительно самостоятельная способность. Но то же самое умение как органическая часть входит в интеллектуальные, межличностные, многие творческие способности, обогащая их.

Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые  одновременно включается человек, выступает  как одно из важнейших условий  комплексного и разностороннего  развития его способностей. В этой связи следует обсудить основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей способности человека. Эти требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.

Если деятельность ребенка  носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его  думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.

Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский называл зоной потенциального развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.

Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека. В русле рассматривавшейся уже нами теории социального научения особо подчеркивалось то обстоятельство, что для приобретения и закрепления у человека новых форм поведения, необходимо научение, а оно без соответствующего подкрепления не происходит. Становление и развитие способностей — это тоже результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие. Что же касается нужного эмоционального настроя, то он создается таким чередованием успехов и неудач в деятельности, развивающей способности человека, при котором за неудачами (они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального развития) обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи, причем их количество в целом является большим, чем число неудач.

Важным моментом развития человеческих способностей является их компенсируемость, причем это относится  даже к тем способностям, для успешного развития которых необходимы врожденные физиологические задатки. А.Н Леонтьев показал, что определенного уровня развития музыкального слуха можно добиться и у тех людей, ухо которых с рождения не очень хорошо приспособлено для обеспечения звуковысотного слуха (такой слух традиционно рассматривается как задаток к развитию музыкальных способностей). Если с помощью специальных упражнений научить человека интонировать звуки, т.е. воспроизводить их частоту при помощи сознательно контролируемой работы голосовых связок, то в результате резко повышается звуковысотная чувствительность и человек оказывается в состоянии различать звуки разной высоты гораздо лучше, чем он делал до этого. Правда, такое различение происходит не на тональной, а на тембральной основе, но результат оказывается одним и тем же: обученный подобным образом индивид демонстрирует почти такой же музыкальный слух, какой характерен для людей, имеющих чувствительный с рождения к высоте звука орган слуха.

 

 

Заключение.

 

Способности развиваются в деятельности. Недаром В.А. Обручев говорил, что способности, как и мускулы, растут при тренировке.

Поэтому первое условие для развития способностей – это воспитание потребности в деятельности. У людей ленивых, не любящих работать, избегающих усилий, как в умственном, так и в физическом труде, способности не развиваются.

О значении напряженного труда для развития способностей говорят все выдающиеся люди, добившиеся больших успехов в своей деятельности.

«Талант, - утверждает известный авиаконструктор, дважды Герой Социалистического Труда А.С. Яковлев, - это не дар божий…это прежде всего труд, труд, умноженный на терпение».

Великие люди всегда были великими тружениками. Они страстно любили свою работу, и самым тяжелым наказанием для них было лишение возможности трудиться в избранной области.

Гениальный итальянский художник XVI в. Микеланджело говорил, что он становится больным, если некоторое время не поработает резцом или кистью. И.Е. Репин утверждал, что он не добился бы успехов в живописи, если бы не следовал такому правилу: ежедневно в одно и тоже время запираться у себя в комнате и часами писать картины и этюды.

Для воспитания потребности в труде большое значение имеют интерес к работе и привычка к ней.

 

Список используемой литературы.

 

  1. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. Собрание сочинений в 6 томах, Т.2, - М., Педагогика, 1982.
  2. Гоноболин Ф.Н. Психология. «Просвещение». - М., 1973.
  3. Лейтес Н.С. Проблемы способностей. – М., 1962.
  4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология . «Академия». – М., 1998.
  5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2006.
  6. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001 – 592 с.: ил.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Способности, задатки и индивидуальные различия людей