Способы организации самостоятельной работы студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 19:03, реферат

Описание работы

В условиях происходящих коренных изменений в обществе и в системе высшего образования, перехода на многоуровневую систему подготовки специалистов резко возрастает роль и значение самостоятельной работы студентов. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развития творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности студента. При этом речь идет не только об увеличении количества часов на самостоятельную работу студентов под руководством преподавателя.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
§1. Самостоятельная деятельность студентов…………………………………..5
§2. Организация самостоятельной работы студентов…………………………..9
§3. Мотивация самостоятельной работы студентов…………………………...12
§4. Контроль самостоятельной работы студентов………………….…………15
Заключение…………………………………………………………………….....20
Список использованной литературы…

Файлы: 1 файл

способы организации самостоятельной работы студентов.docx

— 46.04 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………….3

§1. Самостоятельная деятельность студентов…………………………………..5

§2. Организация самостоятельной работы студентов…………………………..9

§3. Мотивация самостоятельной работы студентов…………………………...12

§4. Контроль самостоятельной работы студентов………………….…………15

Заключение…………………………………………………………………….....20

Список использованной литературы…………………………………………...22

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 
     В условиях происходящих коренных изменений в обществе и в системе высшего образования, перехода на многоуровневую систему подготовки специалистов резко возрастает роль и значение самостоятельной работы студентов. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развития творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности студента. При этом речь идет не только об увеличении количества часов на самостоятельную работу студентов под руководством преподавателя. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр самой традиции организации учебного процесса в вузе, который должен строиться таким образом, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к самообразованию и саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам организации в непрерывно меняющихся условиях профессиональной деятельности и общественной жизни.

В дидактике высшей школы обеспечение активности и самостоятельности студента рассматривается как обязательное условие успешного формирования будущего специалиста, как один из основных принципов дидактики высшей школы, а самостоятельная работа - как основной путь реализации этого принципа.

Для обеспечения высокого качества образования в современных условиях все большее значение приобретает самостоятельная деятельность студентов, именно в этих формах учебного процесса возможно использование разнообразных способов организации самостоятельной работы при минимальном прямом воздействии на студентов со стороны преподавателей, что позволяет максимально самовыразиться каждой личности учащегося. При этом студенты сами управляют временем, местом и темпом своей работы, широтой охвата и последовательностью изучения учебного материала и, кроме того, имеют возможность свободно общаться со сверстниками и преподавателями.

Первоочередными становятся задачи комплексного исследования содержания и процесса самостоятельной работы студентов, ее информационно - методического, организационного, психолого - педагогического обеспечения, создание необходимых условий творческого саморазвития личности студента. Немаловажное значение имеет и овладение преподавательским корпусом эффективными технологиями организации, управления и контроля самостоятельной работы студентов, обучение студентов учиться выбирать и использовать адекватные способы познавательного и практического

действия.

Актуальность исследования в том, что на сегодняшний день эффективная организация самостоятельной работы студентов приобретает едва ли не решающее значение в процессе подготовки будущих специалистов, поскольку в условиях сокращения времени, отводимого для аудиторных занятий, является одним из путей решения проблемы повышения качества образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1. Самостоятельная деятельность студентов

 

 

 
     Самостоятельная деятельность студентов (учащихся) - форма организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию, путем проявления максимальной самостоятельности, творчества, инициативы. [7, стр. 96].

В деятельностном определении самостоятельная работа - это работа, организуемая самими студентами в силу их внутренних познавательных мотивов, в наиболее удобное, рациональное с их точки зрения время, контролируемая ими самими в процессе и по результатам деятельности на основе системного управления ею со стороны преподавателя [8, стр. 132].

Структурные компоненты самостоятельной деятельности:

1)содержательный: выделение познавательной задачи, цели учебной деятельности;

2)процессуальный: подбор, определение, применение адекватных способов действий, ведущих к достижению результатов;

3) мотивационный: потребность к новых знаниях, выполняющих функции

самообразования и осознание деятельности.

  Виды самостоятельной работы студентов: текущая работа над материалом учебных дисциплин (конспектирование лекций, работа с учебником, конспектирование первоисточников, подготовка к практическим и лабораторным занятиям, контрольным работам и семинарам); выполнение семестровых домашних занятий (написание докладов, рефератов, составление кроссвордов, тестов, изготовление макетов, моделей, плакатов, решение и оформление комплексных задач, ситуационных задач и т.д.); работа над выполнением курсовых и дипломных проектов (работ); подготовка к семестровым и итоговым аттестационным испытаниям (экзаменам)[3, стр. 88].

Впервые с самостоятельной работой, как формой организации обучения, студенты встречаются еще в школе, но как показывает практика, в школе самостоятельным работам уделяется недостаточно внимания, и как следствие, абитуриенты, при поступлении в вуз, фактически не владеют навыками самостоятельной работы.

Организация преподавателем самостоятельной работы студентов должна быть направлена на решение следующих дидактических задач:

1)совершенствование умений и навыков по специальности;

2)обобщение и повторение пройденного материала;

3) применение полученных знаний,

4) обеспечение активной познавательной деятельности  студента;

5) развитие исследовательских навыков.

Решающую роль в правильной организации самостоятельной работы студентов играет преподаватель, который должен знать структуру самостоятельных работ, их виды, методику использования, способы контроля за выполнением самостоятельной работы[6, стр. 13-23].

Термин «самостоятельная работа», на первый взгляд, может показаться

простым и понятным. Но в педагогике существует много различных точек зрения. В.П. Беспалько, например, считает, что «самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных или физических действий» [1, стр. 192].

Некоторые авторы относят к самостоятельным работам студентов только работы по таким заданиям, которые требуют перестройки изученного материала, комбинирования его по-новому, отыскания или создания чего-то нового. Работы, выражающиеся лишь в подражании образцу, и упражнения, имеющие целью тренировку в навыке, они не относят к самостоятельной работе.

Для практических занятий удобно использовать уровневые самостоятельные работы, которые разрабатываются в соответствии с уровнем активности студентов при их выполнении [4, стр. 192]. Целесообразно взять за основу следующую градацию работ студентов в зависимости от степени их активности:

1) работа студента по заданию преподавателя, образцы выполнения которой ему уже известны. Цель таких заданий - формирование и совершенствование навыков;

2) самостоятельная работа, осуществляемая без непосредственного участия преподавателя и требующая избирательного отношения студента к известным ему средствам и методам решения поставленной задачи;

3)творческая работа, включающая элементы самостоятельного исследования.

При этом преподавателем создается необходимая дидактическая ситуация, объективно направленная на отыскание студентами новых (ранее им неизвестных) средств и методов решения поставленной перед ними задачи и формулирование новых обобщений.

Эта градация представляет определенный интерес: в ней отражена сущность нарастания степени активности и самостоятельности студентов в учебной работе.

Самостоятельные работы по образцу, требующие переноса известного способа решения в непосредственно аналогичную или отдаленно аналогичную внутрипредметную ситуацию. Эти работы выполняются на основе «конкретных алгоритмов», ранее продемонстрированных учителем и опробованных учащимися при выполнении предыдущих заданий. Все действия студента при выполнении самостоятельных работ по образцу служат только основой формирования умения планировать собственную познавательную деятельность, основой формирования опыта познавательной самостоятельности.

Реконструктивно-вариативные самостоятельные работы на перенос известного способа с некоторой модификацией в необычную внутрипредметную проблемную ситуацию.

Самостоятельная работа этих видов обычно содержат в себе познавательные задачи, по условиям которых студентам необходимо:

- анализировать необычные для них ситуации;

- выявлять характерные признаки учебных проблем, возникающих в этих ситуациях;

- искать способы решения этих проблем; выбирать из известных способов наиболее

- рациональные, модифицируя их в соответствии с условиями ситуации обучения.

Для того чтобы обнаружить возможность использовать тот или иной ранее известный способ деятельности, необходимо преобразовать исходную ситуацию, выполнив определенные действия.

Еще более высокий уровень самостоятельности проявляют студенты при выполнении частично-поисковых, эвристических самостоятельных работ, требующих переноса нескольких известных способов решения в необычные внутрипредметные проблемные ситуации и их комбинирования.

 

 

 

 

 

 

§2. Организация самостоятельной работы студентов

 

 

 

     Под организацией самостоятельной работы студентов, направленной на становление их готовности к самообразованию, будем понимать отбор ее содержания.

О необходимости такой специальной организации самостоятельной работы свидетельствуют результаты опроса: около 80% студентов отводимые учебным планом часы на самостоятельную работу (порядка 40-60% общего учебного времени) используют на развлечения и дополнительный отдых, лишь около 15% занимают это время учебной деятельностью.

Проектирование содержания самостоятельной работы для подготовки студентов к самообразованию осуществимо по двум основаниям - нижнему (имеющийся уровень готовности к самообразованию), верхнему (достаточный для осуществления самообразовательной деятельности уровень готовности).

Выделим четыре уровня готовности к самообразованию - начальный (ознакомительный), низкий (знание и понимание), средний (применение), достаточный (анализ, оценка и применение в

самообразовательной деятельности).

Обычно под содержанием самостоятельной работы подразумевают учебные задания. Для того чтобы содержание самостоятельной работы способствовало формированию такого свойства личности как «готовность к самообразованию», при проектировании заданий:

1)формируется не набор, а система учебно-самообразовательных заданий с элементами самообразовательной деятельности;

2)при переходе от уровня к уровню увеличивается доля самостоятельности студента в выборе задач в системе учебно-самообразовательных заданий;

3)включаются задачи, имеющие определенную степень нечеткости, предполагающие самостоятельность студента в ее устранении (например, в цепочке «цель задачи - способы решения – результат» отсутствует второе звено, предполагающее самостоятельность студента в выборе способов решения).

Содержание учебно-самообразовательных заданий будет меняться не только в зависимости от развитости тех или иных характеристик готовности к самообразованию - осведомленности, сознательности, действенности, умелости, но и от индивидуальных особенностей студентов, связанных с мотивационной сферой, предрасположенностью к репродуктивным или продуктивным задачам и т.д. В этом случае целесообразно иметь

множество систем учебно-самообразовательных заданий, объединенных в модули с учетом:

1)достигнутого уровня готовности к самообразованию;

2)индивидуальных особенностей и потребностей;

3)профессиональной направленности и личной ценности, значимости заданий для студентов.

Воздействие искусственной образовательной системы «содержание

самостоятельной работы» на естественную систему «готовность к

самообразованию» возможно при специальной организации самостоятельной работы студентов на основе системного подхода.

Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет деятельностный  подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т. е. на реальные ситуации, где студентам надо проявить знание конкретной дисциплины [8, стр. 144].

Методически обеспечить самостоятельную работу студентов – значит составить перечень форм и тематику самостоятельных работ, сформулировать цели и задачи каждого из них, разработать инструкции или методические указания, подобрать учебную, справочную, методическую и научную литературу.

Для того чтобы самостоятельная работа студента была эффективной, необходимо выполнить ряд условий, к которым можно отнести следующие:       1. Обеспечение правильного сочетания объемной аудиторной и самостоятельной работы.

Информация о работе Способы организации самостоятельной работы студентов