Способы проведения консультирования подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 18:16, реферат

Описание работы

Подростковый возраст – это возраст от 10-11 до 15-16 лет, что соответствует возрасту 4 - 9 классов. Этот возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. В этом смысле подросток – полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, а зрелость еще не наступила. Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития подростка, и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие, все виды его деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Особенности подросткового возраста……………….……………..4
Способы проведения консультирования подростков……………..7
Заключение………………………………………………………………………10
Литература……………………

Файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ-КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ-ПО-ПРОБЛЕМАМ-ЮНОШЕСКОГО-ВОЗРАСТА (2).docx

— 29.24 Кб (Скачать файл)

План

Введение…………………………………………………………………………3

    1. Особенности подросткового возраста……………….……………..4
    2. Способы проведения консультирования подростков……………..7

Заключение………………………………………………………………………10

Литература………………………………………………………………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Подростковый период  – важнейший этап жизни, во  многом определяющий последующую  судьбу человека. Важность подросткового  возраста определяется тем, что  в нем закладываются основы  и намечаются общие направления  формирования моральных и социальных  установок личности.

 Подростковый возраст  – это возраст от 10-11 до 15-16 лет,  что соответствует возрасту 4 - 9 классов.  Этот возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. В этом смысле подросток – полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, а зрелость еще не наступила. Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития подростка, и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие, все виды его деятельности.

 Важнейшими процессами  переходного возраста являются  расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой  принадлежности и типа людей,  на которых она ориентируется.

 Рассматриваемый период  традиционно считается одним  из наиболее критических моментов  в развитии личности. Это эпоха  активной индивидуализации, этап  обостренно переживаемого стремления  к самоутверждению.

 Цель работы – рассмотреть способы проведения психологического консультирования по проблемам юношеского возраста.

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности подросткового возраста.

 Наиболее важным отличительным  признаком подросткового периода  являются фундаментальные изменения  в сфере самосознания, которые  имеют кардинальное значение  для всего последующего развития  и становления подростка как  личности. Нарушения развития самосознания  могут приводить к появлению  агрессивности, тревожности, трудностям  в общении, а иногда и к суицидальным попыткам [5].

 В подростковом возрасте  у молодых людей активно формируется  самосознание, вырабатывается собственная  независимая система эталонов  самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир.

 В этом возрасте  подросток начинает осознавать  свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит  постепенная переориентация с  внешних оценок (преимущественно  родительских) на внутренние.

 Подросток созревает  физиологически и психически, и  в добавление к новым ощущениям  и желаниям, которые появляются  в результате этого созревания, у него развиваются новые взгляды  на вещи, новый подход к жизни.  Так, важное место в новых  особенностях психики подростка  занимает его интерес к мыслям  других людей, тому, что они  сами о себе думают.

 В процессе развития  самосознания центр внимания  подростков все более переносится  от внешней стороны личности  к ее внутренней стороне, от  более или менее случайных  черт – к характеру в целом.  С этим связаны осознание –  иногда преувеличенное – своего  своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется  как личность на более высоком  уровне [3].

 Самооценка представляет  собой центральное образование  личности. Она в значительной  степени определяет социальную  адаптацию личности, является регулятором  ее поведения и деятельности.

Характер самооценки подростков определяет формирование тех или  иных качеств личности. Например, адекватный ее уровень способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, некритичности. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, их активность направлена на различные виды деятельности, а также межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.

 Подростки с тенденцией  к сильному завышению самооценки  проявляют достаточную ограниченность  в видах деятельности и большую  направленность на общение, причем  малосодержательное.

 Агрессивные подростки  характеризуются крайней самооценкой  (либо максимально положительной,  либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом  перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить  выход из трудных ситуаций.

 Развитие рефлексии  не ограничивается только внутренними  изменениями самой личности, в  связи с которыми также становится  возможным и более глубокое  понимание других людей. Развитие  самосознания как центрального  новообразования подросткового  возраста становится возможным  и целиком зависит от культурного содержания среды [1].

 Еще одно новообразование,  возникающее в конце переходного  возраста, - это самоопределение.  С субъективной точки зрения  оно связано с осознанием себя  в качестве члена общества  и конкретизируется в новой  общественно значимой позиции.  Самоопределение возникает, как  правило, в конце учебы в  школе, когда человек стоит  перед необходимостью решать  проблемы своего будущего. Оно  основывается на уже устойчиво  сложившихся интересах и стремлениях  субъекта, предполагает учет своих  возможностей и внешних обстоятельств,  оно опирается на формирующееся  мировоззрение подростка и связано  с выбором профессии.

Идеи выбора жизненного пути, своих ценностных ориентаций, своего идеала, своего друга, своей профессии  становятся основополагающими целями подросткового возраста [5].

 В мотивационной сфере  процесса общения подростков  происходят кардинальные изменения:  теряют свою актуальность отношения  с родителями, учителями, первостепенную  значимость приобретают отношения  со сверстниками. Само общение  подростков становится более  глубоким и содержательным, появляются  такие эмоционально насыщенные  формы взаимодействия, как дружба  и любовь. Потребность в принадлежности  какой-нибудь группе наиболее  ярко проявляется в подростковом  возрасте.

 Для подростков младшего  возраста большое значение имеет  возможность разделить со своими  сверстниками общие интересы  и увлечения. Позднее подростки  направлены на поиск такого  контакта, который позволил бы  им найти понимание и сопереживание  их чувствам, мыслям, идеям, а также  обеспечил бы эмоциональную поддержку  со стороны сверстников в преодолении  различных проблем, связанных  с возрастным развитием.

 Подростковый период  называют эпохой активной индивидуализации, этапом обостренно переживаемого  стремления к самоутверждению.  Желание выделиться, стремление  занять высокую позицию, добиться  уважения, признания своей личностной  ценности и тем самым получить  возможность подкрепить свою  самооценку и самоуважение во  многом определяет поведение  детей в подростковом возрасте [2].

 

 

 

 

 

 

  1. Способы проведения консультирования подростков.

 Консультирование подростков  осуществляется в соответствии  с общепринятой схемой консультации:

- установление контакта  с подростком;

- запрос подростка: описание  трудностей и желаемых изменений  в себе, конкретных людях, ситуации;

- диагностическая беседа: поиск причин трудностей;

- интерпретация: словесно  высказанная гипотеза консультанта  о возможных причинах трудностей  подростка;

- реориентация: совместная выработка конструктивных способов преодоления трудностей.

Установление контакта традиционно  осуществляется через объединение  консультанта с подростком с помощью  вербальных и невербальных средств.

Диагностическая беседа с  подростком. Наиболее быстродейственна беседа с применением ряда проективных методик, таких как «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Семья животных», «Раннее воспоминание».

Этап интерпретации является одним из самых трудных, поскольку требует от консультанта умения передать свое видение причин трудностей (гипотезу) так, чтобы подросток сумел понять и принять его. Наиболее эффективным и безопасным для подростка является не прямое сообщение гипотезы, а косвенное – с использованием метода «анализа чужих проблем». Косвенное предъявление проблемы позволяет консультанту опереться на активность самого подростка, а подростку – сформулировать проблему на своем языке и самому определить глубину погружения в нее.

Этап реориентации предполагает, прежде всего, не поиск способов избавления от проблемы, а направление ее в конструктивное русло, т.е. нахождение ее обучающего воздействия, например, с помощью методики «Кот в сапогах».

Далее консультант вместе с психологом продумывают, какую пользу может принести подростку данная трудная ситуация – его собственный кот в сапогах. Иногда важным и полезным является перевод проблемы «из пассива в актив», т.е. создание условий, в которых подросток помогает сверстникам, имеющим аналогичные проблемы. Например, девушка-подросток с ранним половым созреванием и повышенным половым влечением. Ей предлагается представить себя сначала мамой, которая пришла к психологу с проблемой дочери, а затем самим психологом.

Каждый конкретный подросток  вносит собственные коррективы в  процесс консультирования. Необходимо, чтобы консультант оставался  открытым опыту подростка и мог  позволить себе оставаться искренним с самим собой и подростком [4].

Родителям подростков, так  же как и их детям, нужна психологическая  поддержка. Консультирование родителей обусловлено непониманием ими изменений, происходящих в подростке. Родители хотят получить помощь самим себе, не видя необходимости в оказании помощи своему ребенку и своей роли в этом.

Консультанту по возможности  нужно убедить родителей, что  основа их помощи – не какие-либо действия по изменению подростка в соответствии со своим эталоном, а открытое выражение  своей любви к нему. Однако при  этом необходимо, чтобы подросток  имел возможность не только принимать  любовь, но и отдавать ее.

Консультанту также нужно  показать родителям необходимость  и возможность удовлетворения ими  потребности в самораскрытии у их подростка, поскольку она далеко не всегда удовлетворяется в общении со сверстниками.

Необходимо помочь родителям  разобраться с правами и обязанностями  подростка, направить их усилия на формирование самостоятельности во всех основных жизненных сферах. Это возможно с  использованием метода «Чужие рассказы». Консультант рассказывает или читает родителям протоколы бесед с другими подростками, имеющими «похожие трудности», предлагает взглянуть на трудности глазами этих подростков и обсудить возможные ошибки их родителей [4].

Подростковый возраст  предоставляет родителям последнюю  возможность для налаживания  эмоционального контакта со своим ребенком. Необходимо, чтобы родители воспользовались  такой возможностью, иначе их родительство потеряет всякий смысл, позднее явится причиной разного рода страданий, отчаяния оттого, что поздно что-либо изменить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Итак, наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности.

 Самооценка представляет  собой центральное образование  личности. Она в значительной  степени определяет социальную  адаптацию личности, является регулятором  ее поведения и деятельности.

 Еще одно новообразование,  возникающее в конце переходного  возраста, - это самоопределение.  Идеи выбора жизненного пути, своих ценностных ориентаций, своего  идеала, своего друга, своей профессии  становятся основополагающими целями  подросткового возраста.

 Одной из проблем,  с которыми сталкивается подросток,  является такой важный для  этого возраста процесс, как  отделение от семьи. Отделение  подростка от семьи – важнейшая  предпосылка достижения им впоследствии  зрелости, самостоятельности, возможности  принять ответственность за свою  жизнь на самого себя.

Информация о работе Способы проведения консультирования подростков