Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 14:33, курсовая работа
Изучение и понимание механизмов неосознаваемой саморегуляции у современных подростков - важное условие облегчения решения проблемы самоопределения в этом возрасте.
Способы психологической защиты подростков с делинквентным поведением.
Введение
Подростковый возраст является особым, критическим периодом. Именно в этом возрасте идет активный процесс формирования личности, ее усложнение, изменение иерархии потребностей. Данный период важен для решения задач самоопределения и выбора жизненного пути. Решение таких непростых вопросов существенно осложняется при отсутствии адекватного восприятия информации, что может быть связано с активным включением психологической защиты как реакции на тревожность, напряженность и неопределенность. Изучение и понимание механизмов неосознаваемой саморегуляции у современных подростков - важное условие облегчения решения проблемы самоопределения в этом возрасте.
Ежедневно сталкиваясь с различными проявлениями социально нежелательного поведения – агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями, специалисты, занимающиеся подобными проблемами, многие годы ищут ответы на вопрос о причинах такого поведения. Сегодня отклоняющееся, делинквентное поведение вызывает интерес не только у психологов, но так же у ряда специалистов из других сфер: работников правоохранительных органов, врачей, педагогов, социологов, тем самым нося междисциплинарный и дискуссионный характер. Сопряженность термина с понятием «социальная норма» многократно усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны, а человека абсолютно нормального по всем показателям просто не существует.
1.1 Понятие психологической защиты в психологии
В повседневной жизни человека часто
встречаются ситуации, при которых та
или иная потребность по каким-либо причинам
не может быть удовлетворена. Например,
ученику очень хочется в день рождения
мамы получить пятерку за контрольную,
но учитель ставит оценку "три". Или
же старшеклассник приходит на дискотеку,
чтобы потанцевать с девочкой, которая
ему нравится, а та уже танцует с более
красивым и сильным юношей. В таких случаях
поведение регулируется с помощью механизма
психологической защиты. Психологическая
защита определяется как нормальный механизм,
направленный на предупреждение расстройств
поведения. Психологическая деятельность
такого рода проявляется в форме специфических
приемов переработки информации, которые
позволяют сохранить достаточный уровень
самоуважения в условиях эмоционального
конфликта. Так, если кто-то, освоив работу
на компьютере, станет чувствовать себя
грамотным человеком, то те, кому это не
дается, вряд ли будут сильно расстроены.
Скорее всего, они станут презирать "ненормальных
компьютерщиков" и говорить о вреде
производимого компьютером излучения.
Механизм психологической защиты связан
с пересмотром системы ценностей личности,
изменением ее иерархии. Благодаря этому
личность может снижать уровень значимости
переживания и сводить к минимуму психологически
травмирующие моменты. Р. М. Грановская
считает, что функции психологической
защиты по своей сути противоречивы: с
одной стороны, они способствуют лучшему
приспособлению человека к собственному
внутреннему миру, а с другой - могут ухудшить
его отношения с внешней социальной средой.
Мы охотно защищаем свой образ "Я",
приписывая неудачи влиянию внешних факторов
("Я себя плохо чувствовал"; "Я слишком
поздно засиделся и не отдохнул как следует"),
а не дефициту умений или способностей.
Это позволяет сохранить самооценку и
имидж.
В психологии давно известен феномен незавершенного
действия. Он проявляется в том, что всякое
препятствие ведет к прекращению действия
до тех пор, пока оно не будет преодолено
или человек не откажется от преодоления.
В работах многих исследователей установлено,
что незавершенные действия как бы заставляют
человека стремиться их закончить. Если
же непосредственно завершить действие
невозможно, человек начинает предпринимать
так называемые замещающие действия. Можно
полагать, что механизмы психологической
защиты - это и есть некоторые специализированные
формы замещающих действий.
Защитные механизмы начинают действовать,
когда достижение цели нормальным способом
невозможно или когда человек полагает,
что оно невозможно. Люди по-разному реагируют
на трудности. Одни собираются с силами,
удваивают энергию и преодолевают препятствия.
Другие отрицают их существование и отвергают
свои желания, как если бы тех не существовало.
Третьи находят выход в самооправдании
и снисхождении к себе, и даже в самообмане.
Все это можно рассматривать как своеобразную
защиту, которая оберегает внутренний
мир личности, не допускает к сознанию
то, что его может обеспокоить.
Среди механизмов психологической защиты
чаще всего упоминают агрессию, отрицание,
вытеснение, проекцию, идентификацию,
рационализацию, замещение, отчуждение
др. Рассмотрим характеристики некоторых
из названных способов психологической
защиты.
Под агрессией обычно понимают поведение,
направленное на причинение вреда кому-либо.
Замещение - это перенос действия
с недоступного объекта на доступный.
Замещение разряжает
Отрицание сводится к тому, что неприемлемая для личности информация не воспринимается ею. Здесь имеется в виду такая информация, которая угрожает самосохранению, престижу, самооценки личности. Для этого способа защиты характерно заметное искажение восприятия действительности. Зачастую он не позволяет человеку адекватно оценивать происходящее вокруг, что, в свою очередь, вызывает затруднения в поведении.
Вытеснение - это один из универсальных способов избавления от внутреннего конфликта путем выключения из сознания неприемлемой или неприятной информации. Ущемленное самолюбие, задетая гордость, обида могут привести к тому, что человек ложно объясняет свои поступки, чтобы скрыть их истинные причины не только от других, но и от самого себя.
Проекцией называют бессознательный перенос человеком на другое лицо собственных чувств и желаний, приписывание другому того, что он думает и переживает. Обычно проецируют такие чувства, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость.
Идентификация - это бессознательный перенос человеком на себя чувств и качеств, присущих другим и недоступных, но желательных ему. Маленькие дети с помощью этого механизма усваивают нормы социального поведения.
Рационализация - псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, на самом деле вызванных причинами, признание которых грозит ему потерей самоуважения.
Условно выделяют два типа рационализации.
Первый тип рационализации связан с попыткой
снизить ценность недоступного. Не имея
возможности достичь желаемого, человек
защищает себя, понижая значимость травмирующего
фактора: убеждает себя, что "не очень-то
и хотелось". Второй тип противоположен
первому. Человек как бы удовлетворяется
малым и преувеличивает его ценность.
Изоляция, или отчуждение, - это обособление
внутри сознания травмирующих человека
факторов. Неприятные эмоции блокируются
сознанием, так что связь между каким-то
событием и его эмоциональной окраской
в нем не отражается. Этот вид защиты напоминает
отчуждение, при котором человек утрачивает
эмоциональную связь с другими людьми,
ранее значимыми событиями или собственными
переживаниями, хотя их реальность и осознается.
С подобным видом защиты связаны явления
деперсонализации и расщепления личности.
В целом важно знать, что психологическая
защита способствует сохранению внутреннего
комфорта человека даже при нарушении
им социальных норм и запретов.
Психологические факторы и способы защиты подростков с делинквентным поведением
Подростковый возраст многие психологи считают критическим на всём протяжении. Психические нарушения имеют определённыё этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов может быть либо очень коротким, либо не обнаруживаться вообще.
Поэтому очень часто патологическая жестокость подростка является для его близких, знакомых, сверстников и очевидцев совершенно неожиданной, ничем не объяснимой.
Ускорение биологических и
Период взросления, сам по себе
не является болезнью, но может спровоцировать
возникновение глубоких психологических
проблем. Подростковый кризис понимается
как состояние, в котором могут
возникать «искажения отношений
подростка с действительностью»
Многие агрессивные поступки подростков, попадающие в поле зрения правоохранительных органов, являются следствием личностного кризиса.
Особо следует назвать те осложнения
подросткового возраста, которые
влечёт за собой бурное и неравномерное
развитие организма, сопровождающее процесс
полового созревания подростка. Эта
неравномерность может
Повышенная конфликтность, особенно
в отношении со взрослыми, которая
нередко проявляется в
Кризисность подросткового возраста
с более или менее выраженной
тенденцией к криминализации также
проявляется в том, что у подростка
существенно перестраиваются
Такие проявления в этом возрасте отнюдь не случайны. Они обусловлены тем, что в подростковом возрасте закладываются самосознание, самооценка.
Потребность в общении и самоутверждении подростка должна быть реализована в благоприятной среде. Если это по каким-то причинам не происходит самоутверждение осуществляется в неформальных подростковых группах, уличных, дворовых компаниях в форме асоциальных проявлений (выпивка, курени, нецензурщина, хулиганство), оно может стать опасным, криминализующим фактором.
Подростковые реакции
Повинуясь законам группы, подростки идут на невероятно жестокие преступления для того, чтобы как им кажется, «восстановить жизненно важную для них связь собственного Я с группой».
Аморфная нравственность подростка
делает его зависимым в своих
суждениях от мнения других. Компенсация
несамостоятельности при этом достигается
путём крайней преданности
С анатомо-физеологическими превращениями организма у подростка можно наблюдать усиление интереса к теме «сексуальной нормы». При этом результаты «промеривания» к эталонам взрослого полового поведения оказывается преимущественно не в его пользу, что вызывает либо различные проявления сексуальной агрессии, либо тревожность. Искажённое развитие сексуального интереса, ориентация на различного рода эрзацы половых отношений приводят отдельных подростков к половым извращениям аморальным поступкам, индивидуальным и групповым правонарушениям.
Подростки, как правило, избегают в общении со взрослыми обсуждения биопсихологических аспектов взаимоотношении мужчины и женщины, скрывают свою осведомлённость или, наоборот, проявляют беззастенчивость, открытый цинизм, когда хотят шокировать окружающих, доказать свою взрослость. Быстро и легко подростки овладевают «запрещёнными» приемами психологической защиты от нападения, которые встречаются в арсенале взрослого человека: вытеснение неприятных представлений о последствиях своего поступка, хитрость, обман, конформное подчинение требованию, демонстрация физической силы, агрессивность, грубость, угроза, шантаж.
Отдельную группу составляют факторы трудновоспитуемости, связанные с отрицательным влиянием на педагогический процесс неблагополучной семьи подростка. Семью, в данном случае, следует рассматривать прежде всего как фактор, определяющий психофизиологическую полноценность или ущербность ребёнка. Неблагополучная семья может оказывать прямое разлагающее воздействие на формирующую личность, препятствовать её нормальному развитию. Отрицательные семейные условия, отсутствие нормальной, нравственной среды, нарушение психологического контакта с самыми близкими людьми остро переживаются подростками, которые начинают сознавать противоречие жизни взрослых. Озлобленность, доходящая до отчаяния или жестокости, недоверие к людям, пренебрежение к нормам, цинизм, равнодушие – таков далеко не полный перечень внутренних установок подростка, переживающих размолвку или развод родителей, живущего в условиях пьянства, разврата, непрекращающихся ссор и конфликтов, невежества, безразличия.
Однако, нередки случаи, когда искажённую нравственную атмосферу, вокруг ребёнка создают любящие его и желающие ему всякого добра. Большой вред своими действиями, наносят родители, которые пытаются упредить все его желания, навязать свои представления о мире, критерии образа жизни среди людей. «Искусственное затягивание детства таит в себе опасные последствия»,- пишет И.С. Кон. –У молодых людей, Которые не принимают серьёзного участия в общественной деятельности, не вырабатывается чувство ответственности, присущее взрослому человеку. Их активность может направляться по антиобщественным каналам, Выливаясь в пьянство, хулиганство, всевозможные формы преступности.
Информация о работе Способы психологической защиты подростков с делинквентым поведением