Способы разрешения конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 19:05, доклад

Описание работы

Стратегия выхода из конфликта представляет собой основную линию поведения оппонента во время решения конфликта.
Выделяют пять основных стратегий ( К.Томас): соперничество, компромисс, сотрудничество, уход, приспособление.
Соперничество заключается в навязывании другой стороне выгодного для себя решения. Соперничество оправдано в случаях: явной конструктивности предлагаемого решения; выгодности результата для всей группы или организации, а не для отдельного лица или микрогруппы; важность результата борьбы для того, кто поддерживает эту стратегию; отсутствие времени на договоренность с оппонентом. Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, в случае дефицита времени и высокой вероятности опасных последствий.

Файлы: 1 файл

Способы разрешения конфликта.docx

— 30.54 Кб (Скачать файл)

Способы разрешения конфликта


Стратегия выхода из конфликта  представляет собой основную линию  поведения оппонента во время  решения конфликта.

Выделяют пять основных стратегий ( К.Томас): соперничество, компромисс, сотрудничество, уход, приспособление.

Соперничество заключается в навязывании другой стороне выгодного для себя решения. Соперничество оправдано в случаях: явной конструктивности предлагаемого решения; выгодности результата для всей группы или организации, а не для отдельного лица или микрогруппы; важность результата борьбы для того, кто поддерживает эту стратегию; отсутствие времени на договоренность с оппонентом. Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, в случае дефицита времени и высокой вероятности опасных последствий.

Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части требований, которые ранее выдвигались, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить. Компромисс эффективен в случаях: понимания оппонентом, что он и соперник имеют равные возможности; наличия взаимоисключающих интересов; удовлетворения временным решением; угрозы потерять все.

Приспособление  или уступка, рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций. Принять такую стратегию оппонента вынуждают различные мотивы: осознание своей неправоты, необходимость сохранения хороших отношений с оппонентом, сильная зависимость от него; несерьезность проблемы. Кроме того, к такому выходу из конфликта приводит значительный ущерб, который нанесен в процессе борьбы, угроза еще более серьезных негативных последствий, отсутствие шансов на иной результат, давление третьей стороны.

Уход от решения проблемы или избегание, является попыткой выйти из конфликта при минимальных потерях. Отличается от аналогичной стратегии поведения во время конфликта тем, что оппонент переходит к ней после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью активных стратегий. Собственно, речь идет не о решении, а о угасании конфликта. Уход может быть вполне конструктивной реакцией на длительный конфликт. Избежание, применяется при отсутствии сил и времени для устранения противоречий, стремление выиграть время, наличия трудностей в определении линии своего поведения, нежелании решать проблему вообще.

Сотрудничество считается  наиболее эффективной стратегией поведения  в конфликте. Оно предполагает стремление оппонентов к конструктивному обсуждению проблемы, рассмотрение другой стороны  не как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективным  является в ситуациях сильной  взаимозависимости оппонентов; склонности обоих игнорировать различия во власти; важности решения для обеих сторон; беспристрастности участников.

Выбор стратегии выхода из конфликта зависит от различных  факторов. Обычно они указывают на личные особенности оппонента, уровень  нанесенного ему ущерба и собственного ущерба, наличие ресурсов, статус оппонента, возможные последствия, серьезность  решаемой проблемы, продолжительность  конфликта.

Наиболее вероятным является использование компромисса, потому что шаги навстречу, что делает хотя бы одна из сторон, позволяют достичь  ассиметричного (одна сторона уступает больше, другая - меньше) или симметричного (стороны делают примерно равные взаимные уступки) согласия.

Изучение разрешения конфликтов между руководителем и подчиненным  показало, что треть этих конфликтов заканчивается компромиссом, две  трети - уступкой (преимущественно подчиненного) и только 1-2% конфликтов завершаются  путем сотрудничества. В конфликтах между руководителем и подчиненным  в 60% ситуаций начальник прав в претензиях к подчиненному (через упущение в  работе, недобросовестное исполнение обязанностей, небрежность). Поэтому  большинство руководителей последовательно  используют в конфликте стратегию  соперничества, добиваясь от подчиненного желаемого поведения.

Еще в 1942 г. американский социальный психолог М. Фолет указывала на необходимость  разрешения (урегулирования) конфликтов, а не их подавления. Среди способов она выделила победу одной из сторон, компромисс и интеграцию. Под интеграцией  понималось новое решение, при котором  выполняются условия обеих сторон, причем ни одна из них не претерпит  серьезных потерь. В дальнейшем данный способ разрешения конфликта получил  название «сотрудничество».

В основе компромисса лежит технология уступок  к сближению или торг. Компромисс имеет следующие недостатки: споры по поводу позиций сторон приводят к сокращению сделок; создается основа для уловок; возможное ухудшение отношений, потому что могут быть угрозы, давление, прекращение контактов; при наличии нескольких сторон торг усложняется и т. п.

Несмотря на это, в реальной жизни компромисс применяется часто. Для его достижения может быть рекомендована техника открытого  разговора, которая заключается  в том, чтобы: предложить прекратить конфликт; признать свои ошибки, уже  сделанные в конфликте, они, наверное, есть и признать их для вас почти  ничего не стоит; сделать уступки  оппоненту, где это возможно, в  том, что в конфликте не является главным. В любом конфликте можно  найти несколько мелочей, в которых  нетрудно уступить. Можно уступить в серьезных, но не принципиальных вещах, высказать пожелания относительно уступок, необходимых со стороны  оппонента, они, как правило, касаются основных интересов в конфликте; спокойно, без негативных эмоций обсудить взаимные уступки, при необходимости  и возможности скорректировать  их; если удалось договориться, то как-то зафиксировать, что конфликт исчерпан.

Стиль сотрудничества целесообразно осуществлять по методу принципиальных переговоров.

Отделение людей от проблемы: разграничение отношения с оппонентом и проблемы; поставьте себя на место оппонента и не потворствуйте своим опасениям; показывайте готовность разобраться с проблемой; будьте твердыми к проблеме и мягкими к людям.

Внимание  к интересам, а не к позициям: спрашивайте «почему?» и «почему нет?»; фиксируйте базовые интересы; ищите общие интересы; объясняете жизненность и важность ваших интересов; признайте интересы оппонента частью проблемы.

Предлагайте взаимовыгодные варианты: не ищите единого решения проблемы; отделите поиск вариантов от их оценки; расширяйте круг вариантов решения проблемы; ищите взаимную выгоду; выясняйте, что предпочитает другая сторона.

Используйте объективные критерии: будьте открыты для доводов другой стороны; не поддавайтесь давлению, а только принципам, для каждой части проблемы используйте объективные критерии; используйте несколько критериев; используйте справедливые критерии.

Сочетание стратегий определяет способ устранения противоречий, что  лежит в основе конфликта.

 

Структура личности

Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных  деятельностях (Леонтьев). Личность –  совокупность внутренних условий, через  которые преломляются все внешние  воздействия (Рубинштейн). Личность –  общественный индивид, объект и субъект  социальных отношений и исторического  процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен). И.С. Кон: понятие личности обозначает человеческого индивида как члена  общества, обобщает интегрированные  в нем социально значимые черты. Б.Г. Ананьев: личность – субъект  общественного поведения и коммуникации. А.В. Петровский: личность – человек  как общественный индивидуум, субъект  познания и объективного преобразования мира, размуное существо, обладающее речью  и способное к трудовой деятельности. К.К. Платонов: личность – человек  как носитель сознания.

А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:

  • темперамента (структуры природных свойств),
  • направленности (система потребностей, интересов, идеалов),
  • способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Все эти структуры возникают  из взаимосвязи психических свойств  личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям  вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются  друг с другом в соответствии с  требованиями деятельности.

В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни).

С этой точки зрения структура личности – лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная  характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны  с мотивацией, отношениями и тенденциями  личности.

Концепция динамической структуры  личности (К.К. Платонов). Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:

  1. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).
  2. Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).
  3. Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).
  4. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

1 и 2 - социально обусловлены, 3 и  4 - генетически обусловлены.

Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют  друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.

По Ганзену в структуру личности входит темперамент, направленность, характер и способности.

Б.Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:

  • определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);
  • динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;
  • статус и социальные функции-роли;
  • мотивация поведения и ценностные ориентации;
  • структура и динамика отношений.

Личность  и индивидуальность

Индивидуальность – это  своеобразие отдельного человека, совокупность только ему принадлежащих особенностей. В психологии проблема индивидуальности ставится в связи с целостной  характеристикой отдельного человека в многообразии его мыслей, чувств, проявлений воли, способностей, мотивов, желаний, интересов, привычек, настроений, переживаний, качеств персептивных процессов, интеллекта, склонностей, способностей и других особенностей.

Вопрос об индивидуальности рассматривается с учетом анализа  темперамента и характера человека, поиска оснований для выделения  типов людей и ставится как  проблема соотношения в человеке типологических черт и индивидуальных различий, поэтому индивидуальность описывается как набор признаков, присущих данному человеку. Предпосылки  человеческой индивидуальности заложены в анатомо-физиологических задатках, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего социально обусловленный  характер, порождая широкую вариативность  проявлений индивидуальности.

Только что родившиеся дети, так похожие друг на друга, с первых минут своей жизни  демонстрируют свою индивидуальность в поведении и восприятии окружающего  мира. Пусть это проявляется в  реакции на приход и уход мамы, особенностях подачи самых примитивных сигналов окружающим или выражении негативного  отношения к чему-либо. Ребенок  проявляет свободную волю, которая  приобретает все более конкретные формы в ходе его развития. По мере взросления индивидуальность претерпевает изменения под влиянием внешних  и внутренних факторов.

Индивидуальность реализуется  как через поведение человека в ситуации общения, так и через  культивирование им различных способностей в деятельности.

Неповторимость психики  человека определяется органическим единством  и целостностью процесса развития его  потребностей и способностей, формирующихся  в деятельностном общении с носителями культуры (в широком смысле этого  слова).

Термин «индивидуальность» употребляется как синоним слова  «индивид» для обозначения неповторимой совокупности признаков, присущих отдельному организму и отличающих данный организм от всех других, принадлежащих к  тому же виду.

Индивидуальность, таким  образом, есть личность в ее своеобразии. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность  личности, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, индивидуальность одних проявляется  очень ярко, выпукло, других – маловыразительно, малозаметно. Иногда пики внешних проявлений оригинальности личности приходятся на ранние стадии развития человека (от 3 до 5 лет), а затем стихают или  приобретают скрытый характер.

Индивидуальность может  проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере или  сразу во всех сферах психической  деятельности.

Оригинальность интеллекта, например, состоит в способности  видеть то, что не замечают другие, в  особенностях переработки информации, т.е. в умении ставить проблемы (интеллектуального  и морального характера) и решать их, в большой подвижности эмоций. Особенности воли проявляются в  силе воли, удивительном мужестве, самообладании. Оригинальность может состоять в  своеобразном сочетании свойств  конкретного человека, придающем  особый колорит его поведению  или деятельности.

Информация о работе Способы разрешения конфликта