Способы разрешения конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 19:05, доклад

Описание работы

Стратегия выхода из конфликта представляет собой основную линию поведения оппонента во время решения конфликта.
Выделяют пять основных стратегий ( К.Томас): соперничество, компромисс, сотрудничество, уход, приспособление.
Соперничество заключается в навязывании другой стороне выгодного для себя решения. Соперничество оправдано в случаях: явной конструктивности предлагаемого решения; выгодности результата для всей группы или организации, а не для отдельного лица или микрогруппы; важность результата борьбы для того, кто поддерживает эту стратегию; отсутствие времени на договоренность с оппонентом. Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, в случае дефицита времени и высокой вероятности опасных последствий.

Файлы: 1 файл

Способы разрешения конфликта.docx

— 30.54 Кб (Скачать файл)

Значительную роль в современном  процессе развития индивидуальности личности играют средства массовой информации. Телевизионные программы и передачи например побуждают личность к несколько  одностороннему, стандартизированному развитию. Яркие образы восприятия угнетают такие функции мышления, как анализ и самоанализ. Часто  акценты в предоставляемых телевидением программах уже расставлены и  как бы подталкивают зрителя к  определенным выводам. Особенно это  опасно для развивающейся личности, которая только начинает свой процесс  социализации и часто принимает  любую авторитетно заявленную теорию за истину.

Индивидуальность характеризует  личность конкретнее, детальнее и  тем самым полнее. Она является постоянным объектом исследования при  изучении как психологии личности, так и других направлений психологии.

Одним из важнейших, определяющих свойств индивидуальности является способность, выражающаяся в степени  качества выполнения той или иной деятельности. Способности – это  такие индивидуально-психологические  особенности, которые имеют отношение  к успешности выполнения одной или  нескольких деятельностей. Основой  для развития способностей могут  быть всевозможные комбинации общих  и специальных индивидуально-психологических  качеств. Среди самых распространенных можно назвать такие способности, как трудоспособность, выносливость и т.д. Э.А. Голубева выяснила, что  сочетание природных предпосылок  социальных способностей составляет сложные  системокомплексы. Так, например, при  развитых лингвистических способностях люди отличаются пассивностью, преобладанием  зрительной памяти над всем другим, развитыми второсигнальными функциями. Люди с коммуникативными склонностями запоминают информацию большей частью на слух, в качестве общих характеристик  у них наблюдается подвижность  психики и нервной системы. При  способностях к музыкальному самовыражению  на первый план выходят лабильность  нервной системы в разных возрастах, большая восприимчивость и чувствительность, а также преобладание непроизвольного  уровня регуляции.

Способности – это те особенности  психологии человека, которые определяют продуктивность получения различных  навыков и умений, но наличие способности  к чему-то не означает изначального обладания уже заложенными умениями и навыками. Способности человека выступают только тенденцией к более  легкому освоению тех или иных знаний. Так же, как засеянное  поле является лишь возможностью по отношению  к будущему урожаю, который может  вырасти из семян, но лишь при благоприятных  условиях, способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений.

В том случае, когда определенный набор свойств личности совпадает  с требуемыми в данной сфере труда, а освоение профессии происходило  достаточно легко и в установленные  сроки, есть смысл говорить о наличии  у данного человека способностей к этой конкретной деятельности.

Поскольку человек отличается от другого как раз своими способностями, этот набор качеств можно назвать  индивидуально-психологическими особенностями. Система способностей, присущих человеку, включает в себя качества основные (свойства, непосредственно относящиеся  к преобладающей деятельности (музыкальный слух певца или зрительная память художника)) и дополнительные (свойства, не имеющие прямого отношения к выполняемой основной деятельности, но помогающие справляться со своими обязанностями достаточно качественно (хороший глазомер у строителя или выносливость у водителя-дальнобойщика)).

Но и ведущие, и вспомогательные  компоненты образуют единство, обеспечивающее качественный уровень обучения и  воспитания, и вместе с тем определяют особенные способы и методы, связанные  с личными качествами педагога.

К числу общих качеств  личности, которые в условиях конкретной деятельности могут выступать как  способности, относятся индивидуально-психологические  характеристики, определяющие принадлежность индивида к одному из трех типов  людей. И.П. Павлов классифицирует их как  «художественный», «мыслительный» и  «средний» типы. Эта типология  образована в процессе учения о том, что высшая нервная деятельность определяется существованием в ней  двух сигнальных систем:

  • образной и эмоциональной;
  • сигнализации образов посредством слова – сигнала сигналов.

Художественный тип характеризуется  преобладанием сигналов первой сигнальной системы, мыслительный – относительным  преобладанием сигнала сигналов, средний тип людей – равным наличием обеих сигнальных систем.

Например, художественному  типу присуща красочность образов, формируемых непосредственным воздействием реального впечатления, переживаний, эмоций. Мыслительному типу – абстрактное  восприятие и построение логических систем, теоретизирование. Но в то же время наличие у человека например художественных способностей вовсе  не означает, что он должен стать  или станет в дальнейшем выдающимся или даже посредственным художником. Просто представителю этого типа легче, чем другому, освоиться в  деятельности, требующей впечатлительности, эмоционального отношения к событиям, образности и живости фантазии. Поэтому  часто существуют стереотипы представлений  о той или иной профессии, которые  в реальной жизни очень часто  подтверждаются.

Способности мыслительного  типа дают возможности для наиболее благоприятного развития деятельности, связанной с оперированием абстрактным  материалом, понятиями, математическими  выражениями и др. Применение своим  способностям представители этого  типа могут найти в таких предметах, как математика, философия, физика, языкознание и т.д. Здесь должны пригодиться перечисленные качества для овладения основами этих наук, а возможно, и для достижения некоторых  высот в них.

В заключение надо сказать, что  присутствие у человека ярко выраженных предпосылок конкретного типа не означает его полной бездарности  в других областях. Можно говорить лишь об относительном преобладании одних компонентов психики над  другими. Но при этом все же вторая сигнальная система абсолютно преобладает  над первой, поскольку языковые и  мыслительные свойства имеют решающее значении в профессиональной деятельности, а творческое отражение мира опосредуется мыслями, выраженными словесно. Областью преобладания первой сигнальной системы  можно назвать эмоциональные  образные реакции, переживаемые человеком  во сне, здесь осознанные процессы мышления теряют свою силу.


Информация о работе Способы разрешения конфликта