Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 19:52, контрольная работа
Целью работы является сравнительный анализ психологических аспектов: психики человека, психики животных и их различие. Для раскрытия данной темы использую сущность познавательного процесса (ощущения, восприятие, память, речь); научение, мышление, интеллект; мотивацию и эмоции, а также сравнение мотиваций и эмоций животного и человека.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………. 2
1. Сравнение психики животных и человека ……………………….. 3
2. Познавательные процессы (ощущения, восприятие,
память, речь)………………………………………………………… 6
3.Научение, мышление, интеллект, сознание……………………….. 8
4. Мотивация и эмоции……………………………………………….. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….. 13
Использованная литература…………………………………………. 16
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………. 2
1. Сравнение психики животных и человека ……………………….. 3
2. Познавательные процессы (ощущения, восприятие,
память, речь)………………………………………………………… 6
3.Научение, мышление, интеллект, сознание……………………….. 8
4. Мотивация и эмоции……………………………………………….. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Использованная литература……………
Введение
Возникновение и развитие психики человека является одной из самых сложных проблем, встававших когда-либо перед исследователями, стремившимися когда-либо осмыслить законы природы.
Биологические исследования человеческого организма и животных многократно продемонстрировали, что человеческая физиология почти полностью подобна таковой у некоторых видов животных (например, приматов). Вместе с тем с точки зрения развития природы человек является принципиально новым по сравнению с животным миром видом. Уникальность человека как природного вида определяется его психическим устройством, значительно отличающимся от психики животных. Человеческое сознание и обусловленный им феномен человеческой личности не имеют "аналогов" ни у одного из животных видов даже с наиболее развитым интеллектом.
Личность
отдельного человека
В результате длительной эволюции у современных организмов мы находим многообразные формы отражения, начиная от раздражимости и кончая более высокими формами отражения – ощущением, восприятием, памятью, мышлением, представляющими собой формы проявления психической жизни.
Чтобы начать сравнение психики человека и животных нужно сначала дать определение этого понятия.
Психика - свойство высокоорганизованной
материи мозга субъективно
Целью работы является сравнительный анализ психологических аспектов: психики человека, психики животных и их различие. Для раскрытия данной темы использую сущность познавательного процесса (ощущения, восприятие, память, речь); научение, мышление, интеллект; мотивацию и эмоции, а также сравнение мотиваций и эмоций животного и человека. Возникающая в составе мотивации эмоция имеет важное значение в определении направленности поведения человека и животных и способов его реализации.
История сравнительных исследований дала немало примеров того общего, что обнаруживается в психике человека и животных. Тенденция выстраивания фактов, добытых в этих исследованиях, такова, что в них между человеком и животными со временем выявляется все больше сходства, так что животные психологически как бы наступают на человека, отвоевывая у него привилегии одну за другой, а человек, напротив, отступает, без особого удовольствия признавая в себе наличие выраженного животного и отсутствие преимущественного разумного начала.
Примерно до середины XVII в. многие думали, что между человеком и животными нет ничего общего ни в анатомо-физиологическом устройстве, ни в поведении, ни тем более в происхождении. Затем была признана общность механики тела, но оставалась разобщенность психики и поведения (XVII—XVIII вв.).
В прошлом столетии теория эволюции Ч.Дарвина шатким мостиком эмоциональной экспрессии перекрыла психологическую и поведенческую пропасть, веками разделявшую эти два биологических вида, и с тех пор начались интенсивные исследования психики человека и животных. Поначалу под влиянием Дарвина они касались эмоций и внешних реакций, затем перекинулись на практическое мышление.
В начале текущего столетия
исследователей заинтересовали
индивидуальные различия в
Казалось
бы, в психике человека к настоящем
Почти
все, что имеется в
психологии и поведении
животного, приобретается
им одним из двух возможных
путей: передается по
У человека
кроме наследуемого и стихийного
прижизненно приобретаемого
Первое отличие
всякой деятельности животных
от деятельности человека состоит
в том, что она является
Еще одна особенность, которая отличает сознательную деятельность человека от поведения животного, заключается в том, что подавляющее большинство знаний и умений человека формируются путем усвоения общечеловеческого опыта, накопленного в общественной истории и передающегося в обучении. То есть подавляющее большинство знаний, умений и приемов поведения, которыми располагает человек, не является результатом его собственного опыта, а приобретается усвоением общественно-исторического опыта поколений, что коренным образом отличает сознательную деятельность человека от поведения животного.
2. Познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, речь).
Как человек, так и животные обладают общими врожденными элементарными способностями познавательного характера, которые позволяют им воспринимать мир в виде элементарных ощущений (у высокоразвитых животных — и в виде образов), запоминать информацию.
Все основные виды ощущений: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, кожная чувствительность и др. — с рождения присутствуют у человека и животных. Их функционирование обеспечивается наличием соответствующих анализаторов.
Но восприятие
и память развитого человека
отличаются от аналогичных функций
у животных и новорожденных
младенцев. Эти отличия
Во-первых, у человека
по сравнению с животными
соответствующие
Во-вторых, память животных по сравнению с человеком ограничена. Они могут пользоваться в своей жизни только той информацией, которую приобретают сами. Следующим поколениям себе подобных существ они передают лишь то, что как-то закрепилось наследственно и отразилось в генотипе. Остальной благоприобретенный опыт при уходе животного из жизни оказывается безвозвратно утраченным для будущих поколений.
Иначе обстоит дело у человека. Его память практически безгранична. Он может запоминать, хранить и воспроизводить теоретически бесконечное количество информации благодаря тому, что ему самому нет необходимости всю эту информацию постоянно помнить и держать в своей голове. Для этого люди изобрели знаковые системы и средства для записи информации. Они могут не только записывать и хранить ее, но также передавать из поколения в поколение через предметы материальной и духовной культуры, обучение пользованию соответствующими знаковыми системами и средствами.
Любая группа, для того чтобы выжить, должна обладать средством, которое позволяло бы ее членам общаться между собой, направлять и координировать действия каждого из них.
Почти у всех
видов животных имеются
Особенности взаимоотношений
животных друг с другом