Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 19:52, контрольная работа
Целью работы является сравнительный анализ психологических аспектов: психики человека, психики животных и их различие. Для раскрытия данной темы использую сущность познавательного процесса (ощущения, восприятие, память, речь); научение, мышление, интеллект; мотивацию и эмоции, а также сравнение мотиваций и эмоций животного и человека.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………. 2
1. Сравнение психики животных и человека ……………………….. 3
2. Познавательные процессы (ощущения, восприятие,
память, речь)………………………………………………………… 6
3.Научение, мышление, интеллект, сознание……………………….. 8
4. Мотивация и эмоции……………………………………………….. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….. 13
Использованная литература…………………………………………. 16
Не менее важные различия обнаруживаются в мышлении человека и животных. Оба названных вида живых существ чуть ли не с рождения обладают потенциальной способностью к решению элементарных практических задач в наглядно-действенном плане. Однако уже на следующих двух ступенях развития интеллекта - в наглядно-образном и словесно-логическом мышлении - между ними обнаруживаются разительные различия.
Только высшие животные, вероятно, могут оперировать образами, причем это до сих пор в науке остается спорным. У человека данная способность проявляется с двух- и трехлетнего возраста. Что же касается словесно-логического мышления, то у животных нет и малейших признаков этого типа интеллекта, так как ни логика, ни значения слов (понятия) им не доступны.
Тем не менее, было доказано, что простая нервная система этих животных может накапливать информацию, способную изменять их поведение. У высших млекопитающих, главным образом у обезьян в человека, благодаря высокому уровню развития головного мозга появляются новые способности, позволяющие решать задачи без предварительных пробных манипуляций. Очевидно, наиболее далеко продвинувшиеся в процессе эволюции обезьяны и, разумеется, человек смогли выработать эту способность улавливать связь между различными элементами ситуации и выводить из нее правильное решение путем умозаключений, не прибегая к пробным действиям, производимым наудачу.
У позвоночных, стоящих на вершине эволюционной лестницы, в частности у приматов, возникают новые формы индивидуально-изменчивого поведения, которые с полным основанием могут быть обозначены как «интеллектуальное» поведение.
Таким
образом, на высших этапах
- формирование пластически изменчивых программ поведения, направленных к достижению цели;
- сличение выполненных действий с исходным намерением. Характерным для такого строения сложной деятельности является ее саморегулирующийся характер: если действие приводит к нужному эффекту, оно прекращается, если оно не приводит к нужному эффекту - в мозг животного поступают соответствующие сигналы и попытки решить задачу начинаются снова.
Систематические исследования интеллектуального поведения высших животных (обезьян) были начаты известным немецким психологом В. Келлером. Обезьяна должна была либо использовать обходной путь, чтобы получить приманку, либо использовать для этой цели специальные орудия. Так, например, обезьяну помещали в большую клетку, рядом с которой клали приманку на таком расстоянии, чтобы обезьяна не могла до нее дотянуться. Достать ее она могла, лишь использовав обходной путь через дверь, расположенную в задней стене клетки.
Исследования,
проведенные Келлером, позволяли
наблюдать следующую картину.
Сначала обезьяна безуспешно
пыталась непосредственно
Очень
сложно объяснить, как
Итак,
интеллектуальное поведение, которое
свойственно высшим
Сознание - высшая интегрирующая форма психики, результат исторических условий, сформированный при постоянном общении с другими людьми и труде. Важнейшим условием появления человека разумного был стадный образ жизни. Это и дало толчок к развитию сознания и мышления - высших форм понимания, осмысления и отражения действительности. В первобытном человеческом стаде человек получил возможность трудиться и общаться с себе подобными. Это дало возможность передать однажды преобретённый опыт от одной особи к другой, в то время как ни одно животное не обучает целенаправленно других животных тому, что научилось делать само. У животных из поколения в поколение передавались лишь инстинкты, навыки же приходилось приобретать самим. В человеческом стаде потомки усваивали навыки предков, таким образом они смогли развиваться всё быстрее и быстрее, и вместе с их развитием развивался их интеллект, мышление, сознание. В частности, развитию мышления способствовало развитие в результате постоянного труда членораздельной речи.
Эмоция представляет собой особую форму психического отражения, отражающую в форме непосредственного переживания не объективные явления, а субъективное к ним отношение. Эмоции осуществляют связь между действительностью и потребностями.
Более сложным является вопрос о сравнении проявления эмоций у животных и человека. Трудность его решения состоит в том, что первичные эмоции, имеющиеся у человека и животных, носят врожденный характер. Оба вида живых существ, по-видимому, их одинаково ощущают, однообразно ведут себя в соответствующих эмоциогенных ситуациях. У высших животных — антропоидов — и человека имеется много общего и во внешних способах выражения эмоций. У них же можно наблюдать что-то подобное настроениям человека, его аффектам и стрессам. Вот один довольно забавный пример. Демонстрация оскала - широчайше распространенная у позвоночных инстинктивная программа. Ее цель - предупредить при встрече с кем-либо, что вы вооружены и готовы за себя постоять. Приматы очень широко пользуются ею при контактах. Человек тоже скалит зубы при сильном страхе или гневе. Но у программы показа зубов есть еще два куда более мягких варианта. Первый - заискивающая улыбка. Так улыбается человек, вступая в контакт с тем, кого побаивается. Второй - это широкая улыбка. Так улыбается другому спокойный, уверенный в себе человек. В сущности, он тоже показывает вам, что вооружен и готов за себя постоять и в вашем снисхождении не нуждается. Но эта форма демонстрации настолько мягкая, что не только не вызывает у вас страха, а напротив, действует приветливо и умиротворяющее. Давно замечено: когда человек, всю жизнь проживший при тоталитарном режиме, попадает в страну, где люди чувствуют себя свободно, его поначалу удивляет, почему окружающие все время улыбаются друг другу и ему тоже. Путешественник, привыкший, что вокруг никто не улыбается, а если и улыбается, то заискивающе, в первые дни думает, что от него чего-то хотят.
Вместе с тем у человека есть высшие нравственные чувства, которых нет у животных. Они, в отличие от элементарных эмоций, воспитываются и изменяются под влиянием социальных условий.
Итак, первое отличие эмоций человека от эмоций животного состоит в том, что эмоции животного напрямую зависят от его биологических потребностей, а эмоции человека зависят так же и от его социальных и духовных потребностей.
Много усилий и времени ученые затратили на то, чтобы разобраться в вопросе об общности и различиях в мотивации поведения людей и животных. У тех и других, без сомнения, есть немало общих, чисто органических потребностей, и в этом отношении трудно обнаружить сколько-нибудь заметные мотивационные различия между животным и человеком. Мотивация - это совокупность побуждающих факторов, которые вызывают активность личности и определяют направленность ее деятельности.
Есть
также ряд потребностей,
в отношении которых
вопрос о принципиальных различиях
между человеком и животными
Одну из главных проблем психологии составляет выяснение вопроса о том, какие из потребностей у человека являются ведущими в детерминации поведения, какие - подчиненными. У человека имеются и специфические социальные потребности, близкие аналоги которых нельзя обнаружить ни у одного из животных. Это духовные потребности, потребности, имеющие нравственно-ценностную основу, творческие потребности, потребность в самосовершенствовании и самореализации, эстетические и ряд других потребностей. Поэтому у человека существует и ряд различных эмоций, связанных с удовлетворением или неудовлетворением таких потребностей.
Итак, эмоциональный компонент играет специфическую роль в структуре мотивации.
Заключение.
Хотя возникновение человеческой психики является частью развития животного мира, психика человека существенно отличается от психики животного. Ведущую роль в развитии человеческой психики играют не биологические, а социально-общественные закономерности.
Итак, человек, в своих
психологических качествах
и формах поведения
До
сих пор в своих политических,
экономических,
В результате непрерывного и долговременного труда выковывались все без исключения стороны психики человека. Все перечисленные процессы стали контролироваться сознанием, стали сознательными и управляемыми. Итак, именно труд создал человека, выделил его из животного мира и возвысил над животным царством.
Таким образом, сравнительный анализ психики человека и животных показал, что все поведение животных является «инстинктивным» в том широком смысле, в котором иногда употребляют это слово, противопоставляя инстинктивное сознательному. Сознательное поведение, которое выражается в изменении природы и регулируется на основе осмысления, осознания существенных связей, познания закономерностей, предвидения, имеется только у человека; это продукт истории, формирующийся в ходе развития общественно-трудовой практики. Все формы психики и поведения животных строятся на основе биологических форм существования, вырабатываясь в процессе приспособления к среде. По своей мотивации все они исходят из неосознанных, слепо действующих биологических потребностей. Но в «инстинктивном» в широком смысле поведении животных выделяются инстинктивные формы поведения в более специфическом смысле слова.
У человека присутствует особый вид функций психических - функции психические высшие, полностью отсутствующие у животных. Высшие психические функции человека отличаются от психических функций животных по своим свойствам, строению и происхождению: они произвольны, опосредованы, социальны.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1.Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 1.: Вопросы теории и истории психологии / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982
2.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб, 2002.
3.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — Т. II. — М., 1983.
4. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 4-е изд.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003г.
5. Фабри К.Э. Игры животных и игры человека // Вопросы психологии. - 1982. - № 3. - С. 26-34.