Сравнительный анализ характеристик мышления мужчин и женщин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Как, модели поведения мужчин и женщин, будут подразумевать собой «идеальных», «типичных» представителей полов, так и сущность. Качественное отличие будет присутствовать в рассмотрении модели и сущности представителей полов – они построены по фактам жизни. Что говорит о практической деятельности.
Кроме того, следует также указать на то, что будут рассмотрены здоровые представители полов. Так как, если обращать внимание, или вынести на рассмотрение, как дополнительный пункт, эту проблематику, то работа развернётся в более широком спектре обозрения. Так рассматривались бы физиологические, психофизиологические, механические, химические, анатомические и другие истоки такового. Всевозможные вариации, способы и методы лечения и прочее.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….….…………….3
Мышление. Общие положения .……………………………………….………..5
Половые психофизиологические различия и интеллектуальные функции…...........................................................................................................16
Мозг «мужской» и мозг «женский»……………..……….………………….20
2.2 Интеллект и половой гормон……………………………..………………….25
Модель поведения мужчин и женщин……………………………………......36
Заключение ………….…………………………………………………………….52
Список использованных источников ……………………………………………53

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 280.00 Кб (Скачать файл)

Нечто подобное мы можем встретить также и у Юнга, разве что, не в столь прямой и откровенной форме: «…как и вообще мышление есть функция, гораздо чаще преобладающая у мужчины, чем у женщины». Если у женщины мышление достигает преобладания, то, как отмечает Юнг, это в большинстве случаев мышление, которое только следует за преимущественно интуитивной духовной деятельностью.

«Доказательство большей  мужской изменчивости, основанное на высшей точке распределения, в равной степени подозрительно. Преобладание мужчин, достигших высокого положения, может отражать неравенство социальных возможностей наряду с другими факторами», – считает Анастази вопреки положениям, основанным на исследованиях физиологических, психофизиологических и психических особенностей мужского и женского мозга с вытекающими проявлениями интеллектуальных и психических функций. Тем не менее, в социальной среде – результат на лицо. В научных работах – результат на лицо и т. д. Осуществляя резкий, но логичный в структурном соотношении переход к формам проявления особенностей мужского и женского мышления в жизни, я завершаю рассмотрения, условно обозначу, как коренные причины половой дифференциации мышления и вытекающих явлений.

 

 

3. Модель поведения мужчин и женщин

 

 

Разворачивая тему половой  дифференциации мышления, я перехожу к структуре, к модели поведения мужчин и женщин. Рассмотрение модели поведения, позволит нам перейти к сущности мужчин и женщин, т. е. к существованию этих, как бы отдельных субстанций. Один из выдающихся учёных, прославившийся качественно новой идеей модели поведения людей Эрик Берн, считает, что: «Поведение человека определяется заложенными в генах рефлексами, примитивным импринтингом, детскими играми и подражанием, родительской дрессировкой, социальным приручением и спонтанной изобретательностью». С этим мнением не каждый рискнёт поспорить, здесь, пожалуй, можно добавить неопределённость этих параметров. И, так как все причины чего-либо мы счесть не в силах, следовательно, ни в коей мере нельзя говорить о дефиниции перечисленных параметров.

Подробно рассматривала вопрос модели поведения Гейл Шихи, в своём труде «Возрастные кризисы». Конечно, некоторые «зачатки» моделей поведения мы можем встретить и в более древних источниках, древних мыслителей, мыслителей нового времени, таких как, Торндайк, Берн, Перлз, и др.

Так, Фукс, рассматривал сущность поведения представителей женского пола. «Эти неоперившиеся  создания догадывались, что подле  и вне их собственного мира существует другой, о котором они ничего не знают и не смеют ничего знать, и это делало их любопытными, тоскующими, мечтательными и привлекательно0беспомощными. Когда их приветствовали на улице, они краснели, – найдутся ли в наше время ещё девушки, умеющие краснеть». Фукс сравнивает девушек прошлого, «идеала» женщины, и девушек его эпохи. Он замечает, что тех девушек, которых хотело видеть общество, последнее получило, а в следствие, оказалось этим не довольным. «Они (девушки) ходили иначе, чем современные девушки, тело которых знакомо со спортом, которые легко и непринуждённо чувствуют себя среди молодых мужчин, как равные среди равных; – говорит Фукс – уже тысячу шагов можно было в ту пору по походке и по манерам отличить молодую девушку от женщины, которая уже познала мужчину. Они были больше девушками, чем сегодняшние девушки, и меньше женщинами, своей необычайной хрупкостью подобные тепличным растениям, которые тянутся вверх под стеклом в искусственно подогретой атмосфере и защищены от любого неприятного дуновения: умело взращенный плод воспитания и культуры». Обращаю также внимание на то, что в наше время, эта проблема является актуальной; а разница заключена лишь в том, что сегодняшнему обществу на эту проблему искренне «глубоко наплевать», а жаль! Непристойное поведение представителей женского пола, порождённое соответствующим воспитанием, которое является эманационной формой общественного сознания и базовой культуры – не будет нести в себе в большей мере положительный аспект в существовании, и, тем более в будущее. Подтверждением будет служить результат описанный Фроммом: «Женская революция, которая сделала для воплощения в жизнь радикальных идей Просвещения относительно равенства мужчин и женщин. Эта революция нанесла сокрушительный удар патриархальному порядку в капиталистических странах, а также в такой консервативной стране, как Советский Союз», – в работе «Кризис психоанализа». «Идеал «чистоты» – половое бессилие, инфантильное, старческое или патологическое, которое проявляются в «воздержании», принятом за акт воли, или в «отсутствие интереса» к половой жизни, причём последнее объясняется преобладанием «духовных» интересов», – считает Успенский.

Переходя непосредственно  к самой сути дела, в структурной  идеации, я в качестве модели поведения  воспользуюсь работой Шихи, которую  она написала в течение многолетних  исследований, многолетней практики.

Мужчин, которых опросила Шихи, можно разделить на три основные группы в зависимости от модели поведения.

Неустойчивые. Не желают или не способны наметить твердые внутренние ориентиры в двадцатилетнем возрасте и продолжают эксперименты молодости.

Замкнутые. Намечают твердые ориентиры в двадцатилетнем возрасте, но происходит это мирно, без кризисов и самоанализа.

Вундеркинды. Подвергают себя риску и играют на выигрыш, часто веря, что, как только они достигнут вершины, их неуверенность в себе исчезнет.

Три других модели поведения  являются дополнительными, так как  встречаются достаточно редко.

Мужчины, которые  никогда не женятся. Поскольку только пять процентов американских мужчин старше сорока лет не женаты, очень трудно сделать точное заключение по столь малочисленной группе.

Воспитатели. Видят смысл жизни в том, чтобы заботиться об общине (священники, врачи-миссионеры), или посвящают себя заботам о партнере, хотя обычно это делают жены.

Скрытые дети. Избегают процесса взросления и остаются привязанными к своим матерям, даже став взрослыми.

Заслуживает внимания еще  одна модель поведения. Не многие выяснили, как ей следовать. Но если отказаться от стереотипов в отношении сексуальной  роли полов, интуиция проявляется только после того, как приходит опыт по расширению мышления. Мужчины любого возраста думают о том, чтобы освободиться от смирительной рубашки. Они хотят быть связанными с жизнью на многих уровнях. Те же, кто сделает это моделью поведения, будут соответствовать женщине, которая пытается соединить в себе два образа: женщины-жены и женщины-матери. Шихи называет этих мужчин интеграторами. Они пытаются сбалансировать свои амбиции с искренними обязательствами по отношению к семьям, включая разделение обязанностей в заботе о детях и сознательную работу, направленную на сочетание материальной независимости с моралью и полезностью для общества.

 

Описывая модели поведения  женщин, Шихи попыталась представить  эти модели поведения в хронологической последовательности, начав с наиболее традиционных.

Заботливые. Выходят замуж в двадцатилетнем возрасте или даже еще раньше и в это время не собираются выходить за пределы роли домохозяйки.

Или-или. В двадцатилетнем возрасте чувствуют необходимость сделать выбор между любовью и детьми или работой и образованием.

Различают два типа таких  женщин:

Откладывающие мысли  о карьере на более поздний  срок. Отказавшись от профессионального  роста и выйдя замуж, они, в  отличие от “заботливых женщин”, намереваются все же сделать карьеру через какое-то время.

Стремящиеся сначала  завершить профессиональное образование  и откладывающие на более поздний  срок создание семьи. Отодвинув материнство, а часто и брачный союз на более  поздний период, они сначала завершают  свою профессиональную подготовку.

Интеграторы. Пытаются в двадцатилетнем возрасте все скомбинировать — сочетать карьеру с брачным союзом и материнством.

Женщины, которые  никогда не выходят замуж. Включая жен-воспитателей и “офисных жен”.

Неустойчивые. В двадцатилетнем возрасте выбирают непостоянство и путешествуют по жизни, меняя местонахождение, свои занятия и сексуальных партнеров.

Мы снова обращаем ваше внимание на то, что лишь описательный характер носят модели поведения, аналогичным является рассмотрение (выше) типичных представителей пола.

Напомню, что подробное  описание выше перечисленных моделей  поведения изложила в своём труде  «Возрастные кризисы» Гейл Шихи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Таким образом, мы рассмотрели половую дифференциацию мышления, причины его особенностей, половые особенности дифференциации в трансляционной форме (речь), половые особенности продукта мышления (интеллект), половые особенности поведения (структура), и половые особенности взаимоотношения полов в поведении и общении.

Так, я рассматривал неких «типичных» мужчин и женщин. Правда, мы говорили о худощавых, тонких, плоских, мускулистых, энергичных, "женщинах". О "женщинах" с короткими волосами и низким голосом, также о безбородых, болтливых "мужчинах". Разнообразие тех и других таково, что найдутся женщины, у которых мужских черт больше, чем у иного мужчины. Найдутся и мужчины, обладающие большими «женскими» качествами, нежели некая женщина. Но это исключения, которые, как принято говорить, лишь подтверждают наличие правила. Поэтому всюду под словом «мужчина» или «женщина» мы понимали некого «типичного» представителя своего пола. Мы также признали, что существуют "неженственные женщины", "мужеподобные женщины". И "немужественные", "женственные" "мужчины". Качественное отличие присутствует в рассмотрении модели и сущности представителей полов – они построены по фактам жизни. Что говорит о практичности «типичного» представителя пола.

Некоторые вопросы я  оставил на рассмотрение специализирующихся в соответствующих областях знаний учёных. Рассмотрение заданной проблемы я раскрыл от истоков их возникновения до форм проявления и модусов, в широком спектре вариаций. Подытоживая каждый пункт плана, работа уже представляла собой завершённое состояние. В завершении, соответственно, выделять что-либо конкретное из работы я не вижу необходимости.

 

 

Список использованных источников

  1. Анастази А. «Дифференциальная психология», М., 2001. Стр. 600
  2. Берн Э. «Игры, в которые играют люди», Екатеринбург, 2001. Стр. 221
  3. Вейненгер О. «Пол и характер», Минск 1997
  4. Веккер Л. М. «Психика и реальность», М., 1998
  5. Выготский Л. С. «Мышление и речь»
  6. Гете И. «Фауст», М., 1960
  7. Данилова Н. Н. «Психофизиология», М., 1999. Стр. 285-289
  8. Дружинин В.Н. «Диагностика общих познавательных способностей», 1996
  9. Леви В. Л. «Искусство быть собой», М., 1977. Стр. 17
  10. Майерс Д. «Социальная психология», СПб., 2001. Стр. 240
  11. Пиз А., Гарнер А. «Язык разговора», М., 2000
  12. Пиз А., Пиз Б. «Язык взаимоотношений мужчина женщина», М., 2000
  13. Поршнев Б. Ф. «Проблемы палеопсихологии», М., 1974
  14. Роттердамский Э. «Похвала глупости», М., 2000. Стр. 278
  15. Рубинштейн С. Л. «Основы общей психологии», СПб., 2002
  16. Сухарев В. А. «Психология интеллекта», Донецк, 1997. Стр. 29–30
  17. Торндайк Э. «Бихевиоризм», М., 1998
  18. Успенский П. Д. «Новая модель вселенной», М., 2000. Стр. 533
  19. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. «Абрахам Маслоу и психология самоактуализации»
  20. Фихте И. «Факты сознания», Минск, 2000. Стр.736
  21. Фромм Э. «Кризис психоанализа», СПб., 2000. Стр. 96
  22. Фромм Э. «Психоанализ и этика», М., 1998. Стр. 350
  23. Фукс Э. «Буржуазный век: конвейер удовольствий», М., 2001. Стр. 785–787
  24. Шейнов В. П. «Женщина плюс мужчина: познать и покорить», Минск, 2001
  25. Шихи Г. «Возрастные кризисы», СПб., 1999
  26. Шнейдер Л. Б. «Психология семейных отношений. Курс лекций», М.,2000. Стр.57
  27. Юнг К. Г. «Психологические типы», М., 2001. Стр. 335



Информация о работе Сравнительный анализ характеристик мышления мужчин и женщин