Сравнительный анализ объекта и предмета в гештальтпсихологии и когнитивной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы — это сравнительный анализ объекта и предмета в гештальт- и когнитивной психологии, а также исследования различных вопросов данного института.
Для реализации цели данной курсовой работы были решены следующие задачи:
― рассмотрены общая характеристика гештальтпсихологии и когнитивной психологии;
— проанализированы константы восприятия, фигура и фон в гештальтпсихологии;
— исследована сфера когнитивной психологии.

Содержание работы

Введение 3
1. АНАЛИЗ СФЕР ИЗУЧЕНИЯ ОБЪЕКТА
И ПРЕДМЕТА В ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИИ 5
1.1. Общая характеристика гештальтпсихологии 5
1.2. Константы восприятия, фигура и фон в гештальтпсихологии 8
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕКТА
И ПРЕДМЕТА В КОГНИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ 11
2.1. Общая характеристика когнитивной психологии 11
2.2. Сфера когнитивной психологии 16
Заключение 22
Список использованной и изученной литературы 25

Файлы: 1 файл

испраленный.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)


Федеральное Агентство  по образованию Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»

Факультет естественных наук

Кафедра психологии

Отдел заочного обучения

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина: Общая  психология

На тему: «Сравнительный анализ объекта и предмета в гештальтпсихологии и когнитивной психологии»

 

 

Выполнил:

 Студентка  2 курса

 группы ПСз-101

Петухова А.Б.

 

Проверил:

К.пс.н., доцент

Голубь Оксана Викторовна

 

 

 

 

Волгоград

2012

 

Содержание

 

Введение 3

1. АНАЛИЗ СФЕР  ИЗУЧЕНИЯ ОБЪЕКТА

И ПРЕДМЕТА В  ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИИ 5 

1.1. Общая характеристика  гештальтпсихологии 5

1.2. Константы  восприятия, фигура и фон в  гештальтпсихологии 8

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕКТА

И ПРЕДМЕТА В  КОГНИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ 11

2.1. Общая характеристика  когнитивной психологии 11

2.2. Сфера когнитивной  психологии 16

Заключение 22

Список использованной и изученной литературы 25

 

Введение

 

Актуальность исследования. Наиболее очевидно то, что наши представления о мире не обязательно идентичны его действительной сущности. Конечно, репрезентация информации связана с теми стимулами, которые получает наш сенсорный аппарат, но она также подвергается значительным изменениям. Эти изменения, или модификации, очевидно связаны с нашим прошлым опытом, результатом которого явилась богатая и сложная сеть наших знаний. Таким образом, поступающая информация абстрагируется (и до некоторой степени искажается) и хранится затем в системе памяти человека. Такой взгляд отнюдь не отрицает, что некоторые сенсорные события непосредственно аналогичны своим внутренним репрезентациям, но предполагает, что сенсорные стимулы могут при хранении подвергаться (и часто это так и есть) абстрагированию и модификации, являющихся функцией богатого и сложно переплетенного знания, структурированного ранее.

Проблема того, как знания представлены в уме человека, относится к наиболее важным в когнитивной психологии. Так предметом когнитивной психологии: модели познавательных процессов. Представители когнитивной психологии: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер

Когнитивная психология (англ. cognitive psychology) — современное  направление в исследовании познавательных процессов. Возникло в 1960-х гг. как  альтернатива бихевиоризму. Когнитивная  психология реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая поведение как опосредствованное познавательными (когнитивными) факторами.

Гештальтпсихологическое направление в психологии возникло в начале 20-х годов в Германии. Его создание связано с именами М. Вертгеймера, В. Келера, К. Коффки и К.Левина, заложивших методологию этой школы. Первая работа Вертгеймера, в которой раскрывались принципы гештальтпсихологии, — «Экспериментальные исследования видимого движения» — была опубликована в 1912 г., однако окончательное оформление нового направления произошло уже после Первой мировой войны. Предметом гештальтпсихологии является феноменальное поле.

 Исходя из вышеизложенного, и предлагая для рассмотрения данное исследование можно определить основную цель курсовой работы — это сравнительный анализ объекта и предмета в гештальт- и когнитивной психологии, а также исследования различных вопросов данного института.

Для реализации цели данной курсовой работы были решены следующие задачи:

― рассмотрены общая характеристика гештальтпсихологии и когнитивной психологии;

— проанализированы константы восприятия, фигура и фон в гештальтпсихологии;

— исследована сфера когнитивной психологии.

Объектом исследования являются психика человека изучаемая в гештальт- и когнитивной психологии. Предмет исследования ― структура феноменального поля и модели познавательных процессов.

Методы  исследования ― проведение исследований основывалось на диалектическом методе познания. Одновременно применялись методы: сравнительно-правовой, логико-научный.

Основой для выполнения настоящего исследования послужили работы таких авторов: и др.

 Структура работы состоит из введения, двух глав, 4 подпунктов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

1. Анализ сфер изучения объекта

 и  предмета в гештальтпсихологии

 

1.1. Общая характеристика гештальтпсихологии

Гештальтпсихология (нем. gestalt — образ, форма) — направление  в западной психологии, возникшее  в Германии в первой трети ХХ в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур

(гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам.

Предмет гештальтпсихологии: Феноменальное поле

Представители гештальтпсихологии: Вольфганг Келлер, Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Курт Левин

Гештальтпсихология исследовала целостные структуры, из которых состоит психическое поле, разрабатывая новые экспериментальные методы. Таким образом, в отличие от других психологических направлений (психоанализа, бихевиоризма), кардинально пересмотревших предмет психологии, представители гештальтпсихологии по-прежнему считали, что предметом психологической науки является исследование содержания психики, познавательных процессов, а также структуры и динамики развития личности.

Однако, оставив практически в неприкосновенности предмет психологии, гештальтпсихология существенно трансформировала прежнее понимание структуры сознания и когнитивных процессов. Главная идея этой школы состояла в том, что в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, но целостные фигуры — гештальты, свойства которых не являются суммой свойств их частей. [15;165]

Таким образом, опровергалось прежнее представление о том, что развитие психики основывается на формировании все новых ассоциативных связей, которые соединяют отдельные элементы между собой в представления и понятия. Взамен этого выдвигалась новая идея о том, что познание связано с процессом изменения, трансформации целостных гештальтов, которые определяют характер восприятия внешнего мира и поведения в нем.

Поэтому многие представители данного направления уделяли значительное внимание проблеме психического развития, так как само развитие отождествлялось ими с ростом и дифференциацией гештальтов. Исходя из этого, в результатах исследования генезиса психических функций они видели доказательство правильности своих постулатов.

Идеи, развиваемые гештальтпсихологами, основывались на экспериментальном исследовании познавательных процессов.

Необходимо подчеркнуть, что эта школа одна из первых обратила существенное внимание на разработку новых, объективных экспериментальных методов исследования психики. Кроме того, это была первая (и долгое время практически единственная) школа, которая начала строго экспериментальное изучение структуры и качеств личности, так как метод психоанализа, используемый глубинной психологией, нельзя было считать ни объективным, ни экспериментальным. [19;243]

Методологический  подход гештальтпсихологии базировался  на нескольких основаниях — понятиях психического поля, изоморфизма и феноменологии. Понятие поле заимствовано из физики, в которой были сделаны в те годы важнейшие открытия.

Изучение природы  атома, магнетизма позволило раскрыть законы физического поля, в котором элементы выстраиваются в целостные системы. Эта мысль и стала ведущей для гештальтпсихологов, которые пришли к выводу, что психические структуры располагаются в виде различных схем в психическом поле. При этом гештальты могут изменяться, становясь все более адекватными предметам внешнего поля.

Может происходить  и переструктурирование поля, в котором  прежние структуры располагаются  по-новому, благодаря чему субъект приходит к принципиально новому решению задачи (инсайт) (см. табл. 1). [6;139]

 

 

 

Таблица 1

Основные концепции  гештальтпсихологии

Ученый

Предмет

и задачи исследования

Основные результаты

М. Вертгеймер

Исследование  феноменов психического поля, законов, по которым оно образуется и реорганизуется

Законы и  свойства восприятия (законы гештальта), механизмы творческого мышления

К. Коффка

Изучение свойств, законов и развития восприятия

Синтез психологии развития и гештальтпсихологии, законы развития гештальтов

В. Келер

Изучение законов  и развития образно-схематического мышления, изоморфности психического, психофизического и физического полей

Инсайт, законы образно-схематического мышления

К. Левин

Исследование  психологического поля личности и социального поля группы

Структура и  качества личности, уровни регуляции поведения, групповая дифференциация и виды лидерства


Психические гештальты  изоморфны (подобны) физическим и психофизическим. Иначе говоря, процессы, происходящие в коре, сходны с теми, которые имеют место во внешнем мире и отражаются в ней как взаимно-однозначные системы в физике и математике (так, круг изоморфен овалу, а не квадрату). Поэтому схема задачи, которая дана во внешнем поле, может помочь или помешать испытуемому ее решить в зависимости от того, облегчает или затрудняет она переструктурирование схемы.

Субъект может  осознать свои переживания, процесс  решения задачи, однако для этого  ему надо отрешиться от прошлого опыта, очистить свое сознание от всех наслоений, связанных с культурными и личными традициями. Такой феноменологический подход заимствован гештальтпсихологами у Э. Гуссерля, философские концепции которого были чрезвычайно распространены в то время и близки немецким психологам. С этим были связаны недооценка ими личного опыта, утверждение приоритета сиюминутной ситуации, принципа «здесь и сейчас» в любых интеллектуальных процессах, а также расхождения в результатах исследований бихевиори-стами и гештальтпеихологами, так как первые доказывали верность способа «проб и ошибок», т. е. влияние прошлого опыта, отрицавшегося вторыми. Исключением являлись только исследования личности, проводимые К.Левиным (см. табл. 1), в которых вводилось понятие временной перспективы, правда, с учетом в основном будущего, цели деятельности, а не прошлого опыта. В исследованиях ученых этой школы были открыты почти все известные в настоящее время свойства восприятия, доказано значение этого процесса в формировании мышления, воображения, других когнитивных функций. Впервые описанное ими образно-схематическое мышление позволило по-новому представить процесс формирования представлений об окружающем, доказало значение образов и схем в развитии творчества, раскрыв важные механизмы творческого мышления. Таким образом, когнитивная психология XX в. во многом опирается на открытия, сделанные в этой школе, так же как и в школе Пиаже. [16;276]

Не меньшее  значение имеют и работы Левина, подробнее о которых будет рассказано ниже, для психологии личности и социальной психологии. Достаточно сказать, что его идеи и программы, намеченные им в исследовании этих областей психологии, все еще актуальны и не исчерпали себя почти через шестьдесят лет после его смерти.

 

1.2. Константы  восприятия, фигура и фон в гештальтпсихологии

Гештальтпсихология выступила против выдвинутого структурной психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них по законам ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов. Представители гештальтпсихологии предположили, что все разнообразные проявления психики подчиняются законам гештальта. Части тяготеют к образованию симметричного целого, части группируются в направлении максимальной простоты, близости, равновесия. Тенденция каждого психического феномена — принять определенную, завершенную форму. Начав с исследования процессов восприятия, гештальтпсихология достаточно быстро расширила свою тематику, включив в нее проблемы развития психики, анализ интеллектуального поведения высших приматов, рассмотрения памяти, творческого мышления, динамики потребностей личности. Психика человека и животного понималась гештальтпсихологами, как целостное «феноменальное поле», которое обладает определенными свойствами и строение. Основными компонентами феноменального поля являются фигуры и фон. Другими словами, часть того, что мы воспринимаем, выступает отчетливо и наполнено смыслом, в то время как остальное лишь смутно присутствует в нашем сознании. Фигура и фон могут меняться местами. Ряд представителей гештальтпсихологии считали, что феноменальное поле  изоморфно (подобно) процессам, происходящим внутри мозгового субстрата. [7;439]

Константность размера в гештальтпсихологии: воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза. Восприятие простых вещей может показаться естественным или врожденным. Однако в большинстве случаев оно формируется через собственный опыт. Так в 1961 году Колин Тернбулл отвез пигмея, жившего в густых африканских джунглях в бескрайнюю африканскую саванну. Пигмей, никогда не видевший объектов на большом расстоянии, воспринимал стада буйволов как скопища насекомых, пока его не подвезли поближе к животным.

Константность формы в гештальтпсихологии: заключается  в том, что воспринимаемая форма  объекта постоянна при изменении  формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на эту страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие ее формы остается неизменным.

Константность яркости в гештальтпсихологии: воспринимаемая яркость объекта постоянна при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового освещения объекта и фона.

Простейшее  формирование восприятия заключается  в разделении зрительных ощущений на объект — фигуру, расположенный на фоне. Выделение фигуры из фона и удержание объекта восприятия включает психофизиологические механизмы. Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон.(Lamme 1995). Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами.

Поэтому становится возможным явление обратимой  фигуры, когда, например, при длительном восприятии, фигура и фон меняются местами.

 

Гештальтпсихология считала, что целое не выводится из суммы свойств и функций его частей (свойства целого не равны сумме свойств его частей), а имеет качественно более высокий уровень. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами.

Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы.

Гештальтпсихология наряду с феноменологией и психоанализом легла в основу гештальт-терапии Ф. Перлза, который перенес идеи гештальтпсихологов с когнитивных процессов до уровня миропонимания в целом.

 

2. Исследование объекта

и предмета в  когнитивной психологии

 

2.1. Общая характеристика когнитивной психологии

 

Предмет когнитивной  психологии: модели познавательных процессов

Информация о работе Сравнительный анализ объекта и предмета в гештальтпсихологии и когнитивной психологии